Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков [c] - [ш] для учащихся 2 класса.
план-конспект
Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков[ С]-[Ш] для учащихся 2 класса.
Цель: Научить учащихся сравнительному анализу звуков С и Ш по артикуляторным и акустическим признакам, закрепляя правильное произношение звуков, формируя и развивая фонематические процессы.
Коррекционно-образовательные:закрепление знаний о механизме образования звуков; активизация лексического запаса по теме: «Игрушки».
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание и зрительное восприятие, формировать умения составлять предложения,
учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова, учить согласовывать числительные с существительным, закрепление связи звукового образа [С] [Ш] с их графическим изображением закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; закрепление правильного произношения данных звуков в словах; закрепление навыков чтения и письма слов, предложений.
Коррекционно-воспитательные:воспитание интереса к занятиям; воспитание бережного отношения к игрушкам, воспитывать навык доброжелательного отношения работая в паре, воспитывать умение договариваться, приходя к общему результату.
Ход занятия
Л: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Меня зовут ЛюбовьСергеевна я учитель-логопед. Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости, давайте поздороваемся. Ребята, прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке, я начну предложение, а вы его закончите: 1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать. Л: Молодцы! Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в одну очень интересную страну, а какую, вы скажете мне сами. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, как их можно назвать одним словом?
Д: Игрушки Л: Правильно это игрушки. И сегодня мы с вами отправимся в страну игрушек, и не просто так, игрушки помогут нам научиться различать похожие звуки. А вот какие звуки мы научимся различать, вы сейчас поймете сами. Произнесите слова, которые изображены на картинках. САМОЛЁТ, СОЛДАТИК, МАШИНКА, ЛОШАДКА, СЛОНИК, НЕВАЛЯШКА Л: Какие звуки вы слышали чаще всего?
Д: Звуки С и Ш.
Л: Молодцы! А теперь посмотрите на эти картинки:
СУНДУК, ШКАТУЛКА
назовите мне 1 звук в слове сундук – С
назовите мне 1 звук в слове шкатулка Ш Л: Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть картинки, давайте сейчас каждый самостоятельно распределит эти картинки на две части, под сундучок вы сложите все картинки со звуком С, а под шкатулочку картинки со звуком Ш, а затем проверим. (дети, раскладывают слова в 2 столбика, затем проверяем) Л: Ребята, так с какими звуками мы сегодня будем работать? Д: Сегодня мы будем работать со звуками С и Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opublikovannaya_rabota.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков[ С]-[Ш] для учащихся 2 класса.
Цель: Научить учащихся сравнительному анализу звуков С и Ш по артикуляторным и акустическим признакам, закрепляя правильное произношение звуков, формируя и развивая фонематические процессы.
Коррекционно-образовательные:закрепление знаний о механизме образования звуков; активизация лексического запаса по теме: «Игрушки».
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание и зрительное восприятие, формировать умения составлять предложения,
учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова, учить согласовывать числительные с существительным, закрепление связи звукового образа [С] [Ш] с их графическим изображением закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; закрепление правильного произношения данных звуков в словах; закрепление навыков чтения и письма слов, предложений.
Коррекционно-воспитательные:воспитание интереса к занятиям; воспитание бережного отношения к игрушкам, воспитывать навык доброжелательного отношения работая в паре, воспитывать умение договариваться, приходя к общему результату.
Ход занятия
Л: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Меня зовут ЛюбовьСергеевна я учитель-логопед. Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости, давайте поздороваемся. Ребята, прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке, я начну предложение, а вы его закончите: 1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать. Л: Молодцы! Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в одну очень интересную страну, а какую, вы скажете мне сами. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, как их можно назвать одним словом?
Д: Игрушки Л: Правильно это игрушки. И сегодня мы с вами отправимся в страну игрушек, и не просто так, игрушки помогут нам научиться различать похожие звуки. А вот какие звуки мы научимся различать, вы сейчас поймете сами. Произнесите слова, которые изображены на картинках. САМОЛЁТ, СОЛДАТИК, МАШИНКА, ЛОШАДКА, СЛОНИК, НЕВАЛЯШКА Л: Какие звуки вы слышали чаще всего?
Д: Звуки С и Ш.
Л: Молодцы! А теперь посмотрите на эти картинки:
СУНДУК, ШКАТУЛКА
назовите мне 1 звук в слове сундук – С
назовите мне 1 звук в слове шкатулка Ш Л: Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть картинки, давайте сейчас каждый самостоятельно распределит эти картинки на две части, под сундучок вы сложите все картинки со звуком С, а под шкатулочку картинки со звуком Ш, а затем проверим. (дети, раскладывают слова в 2 столбика, затем проверяем) Л: Ребята, так с какими звуками мы сегодня будем работать? Д: Сегодня мы будем работать со звуками С и Ш. Л: Мы научимся их различать так, как они очень похожи. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Давайте посвистим как свисток ССС
Ребята, какой это звук? Поставьте ладонь к горлышку тыльной стороной и узнайте, звонкий или глухой звук С? (Учащиеся самостоятельно исследуют артикуляторные особенности звука и делают заключение)
Когда мы произносим звук Своздух изо рта выходит несвободно. Воздуху мешают выходить зубки и язычок значит звук[ С] согласный.
Горлышко не дрожит, значит звук [ С] глухой.
Посмотрите, в каком положении находятся губки – они улыбаюттся, а язычок упирается в нижние зубки.
Ребята сделайте вывод звук [ С] какой?
Д: Звук С – согласный и глухой. Л: Молодцы, а теперь давайте, как мышки пошуршим
ШШШ (каждый ученик произносит звук Ш изолированно, сравнивая свое звучание и данное логопедом.) Поставьте ладонь тыльной стороной к горлышку и узнайте, звонкий или глухой звук [Ш]?. Когда мы произносим звук Ш воздух изо рта выходит несвободно. Воздуху мешают выходить зубки и язычок, значит звук [Ш] согласный. Горлышко не дрожит, значит звук [Ш] глухой.
Посмотрите, в каком положении находятся губки они округляются, а язычок поднимается и упирается в верхние зубки.
Ребята сделайте вывод звук [Ш] какой?
Д: звук [Ш]согласный и глухой. Л: Давайте теперь повторим и закрепим характеристику каждого звука. (Ученики повторяют: Звук Ссогласный, твердый, глухой. Звук Шсогласный, всегда твердый, глухой.) Л: Сейчас мы поиграем. Я буду говорить разные звуки, вы хлопните в ладоши, когда услышите звук С, топните ногою, услышав звук Ш. С, З, Ш, Ж, Щ, Ц, Щ, С, Ш… 3 Молодцы ребята, мы с вами научились слышать звуки. А скажите, чем звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Ребята подумайте, как при помощи наших пальчиков мы можем показать букву ЭС и букву ША?
Сделайте из пальчиков печатные буквы. А теперь из ленточек выложите прописные заглавные буквы ЭС и ША. Молодцы! Ребята, а теперь возьмите листочки и ручки и внимательно послушайте задание. Запишите буквы в правильном порядке, глядя на эти знаки. Если мы видим улыбку, то записываем букву ЭС, если видим кружок, то записываем букву ША. Будьте внимательны!
(Проверяем, дети зачитывают то, что записали)
Физминутка.
Л: Ребята вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть и сделать зарядку которая называется «Мои любимые игрушки»
Неваляшка, посмотри,
Хоть куда её нагни
Встанет снова прямо
Так она упряма.
А веселый звонкий мяч
Снова он помчался вскачь.
Кукла Катя вдруг пошла,
Тянет ручки к нам она.
(ноги на ширине плеч, руки на поясе) (наклоны влево, вправо) (наклоны вперед, назад) (прыжки на месте)(шаги на месте)(руки вытянуты вперед).
Л: Молодцы! Ребята, а вас есть любимые игрушки?
(полные ответы детей)
Л: А вы знаете, что в далекиедалекие времена, у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас, они были совсем другие и делали их своими руками, и поэтому относились к ним очень бережно. Давайте заглянем в прошлое и посмотрим, какими игрушками дети играли в старые времена.
Взгляните на картинку, может названия некоторых игрушек вам знакомы? Давайте назовем, что изображено на картинке и определим, есть ли в этих словах звуки, о которых мы сегодня говорим?
#1057;колько слогов в слове петушок? В каком месте стоит звук Ш? В слове свистулька сколько звуков С мы слышим?
В каком месте они находятся?
Сколько слогов в слове лошадка? В каком месте стоит звук Ш?
ПЕТУШОК СВИСТУЛЬКИ ЛОШАДКА
В каком месте стоит звук С? ВОДОНОСКА
Ребята как вы думаете, почему она так называется?
(ответы детей)
За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт. Л: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать о какой русской народной игрушке идет речь?
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках цветочки.
Что за куколки?
(Матрешки)
5. Правильно ребята, конечно это матрешка, это самая известная русская народная игрушка.
Матрешка-это деревянная кукла. Русские мастера наделили её красотой. У матрешки синие глаза алые губки, румяные щечки. Посмотрите, какая она красивая, расписная. Л: Давайте вместе сосчитаем, сколько в ней сестриц живёт? (Разбираем матрёшку, считаем количество матрешек, проговаривая одна матрёшка, две матрешки и т.д.) Ребята посмотрите на младшую сестрицу, она такая маленькая, давайте назовем её ласково.
Д: Матрёшечка. Л: Ребята, такая замечательная матрёшка сегодня пришла к нам в гости. Давайте порадуем её и выполним следующее задание. Сейчас вы поработаете в парах. У вас на партах лежит карточка с предложением, У МЕНЯ ЕСТЬ ………. МАТРЁШКА но оно не полное, есть только начало и конец, а какое слово нужно вставить вы выберете сами. Сначала прочитайте все предложенные слова и выберете то, которое больше всего подходит.
РУССКАЯ РУМЯНАЯ ЖЁЛТАЯ КРАСИВАЯ СТЕКЛЯННАЯ РАСПИСНАЯ
Когда составите предложение, запишите его.
(Дети зачитывают варианты предложений) Л: Молодцы, ребята! Наше путешествие по стране игрушек подходит к концу. Давайте вспомним, о каких звуках мы сегодня говорили? Назовите игрушки, в которых есть эти звуки? С давних времен дети очень любят игрушки, скажите почему? Какую пользу они нам приносят?
Как нужно относиться к игрушкам? Л: Ребята игрушки не только поднимают нам настроение и приносят радость, но еще и помогают нам развивать нашу речь и делать её ещё красивее. А сегодня они помогли нам научиться различать такие похожие звуки.
#1056;ебята если вам понравилось занятие, похлопайте, а если нет потопайте. Большое спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"
Цели занятия: Образовательные: учить различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, учить дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"
Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...
Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков «Р» / «Рь»
Этот конспект логопедического занятия составлен на основе здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы с ОНР....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков з -з"
Материал для закрепления звуков з - з в словах, предложениях....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков з -з"
Материал для закрепления звуков з - з в словах, предложениях....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ч-ТЬ"
Тема: «Дифференциация звуков [Ч] – [Т’]» Цели: коррекционно-образовательные:— формировать и расширять у детей словарный запас и знания об окружающем;корр...