Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков [c] - [ш] для учащихся 2 класса.
план-конспект

Любовь Сергеевна Хван

Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков[ С]-[­Ш] для учащихся 2 класса.

Цель: Научить учащихся сравнительному анализу звуков С и Ш по артикуляторным и акустическим признакам, закрепляя правильное произношение звуков, формируя и  развивая фонематические процессы.

Коррекционно-образовательные:закрепление знаний о механизме образования звуков; активизация лексического запаса по теме: «Игрушки».

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание и зрительное восприятие,  формировать умения составлять предложения,  ­ 

учить образовывать уменьшительно­-ласкательную форму слова,                       учить согласовывать числительные с существительным,  закрепление связи звукового образа [С] [Ш] с их графическим изображением  закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;  закрепление правильного произношения данных звуков в словах;  закрепление навыков чтения и письма слов, предложений.

Коррекционно-­воспитательные:воспитание интереса к занятиям;  воспитание бережного отношения к игрушкам,  воспитывать навык доброжелательного отношения работая в паре,   воспитывать умение договариваться, приходя к общему результату.

 

Ход занятия

Л: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Меня зовут ЛюбовьСергеевна я учитель-логопед. Сегодня у нас необычное занятие, на нем  присутствуют гости, давайте поздороваемся. ­ Ребята, прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним некоторые правила  вежливости на уроке, я начну предложение, а вы его закончите: 1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

 4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать. Л: Молодцы! Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в одну очень  интересную страну, а какую, вы скажете мне сами. ­ Внимательно посмотрите на картинки и скажите, как их можно назвать одним  словом?  

Д: Игрушки Л: Правильно это игрушки. И сегодня мы с вами отправимся в страну игрушек, и не  просто так, игрушки помогут нам научиться различать похожие звуки. А вот какие  звуки мы научимся различать, вы сейчас поймете сами. ­ Произнесите слова, которые изображены на картинках. САМОЛЁТ, СОЛДАТИК, МАШИНКА, ЛОШАДКА, СЛОНИК, НЕВАЛЯШКА Л: Какие звуки вы слышали чаще всего?

Д: Звуки С и Ш. 

Л: Молодцы! А теперь посмотрите на эти картинки:

СУНДУК, ШКАТУЛКА

­ назовите мне 1 звук в слове сундук – С ­ 

назовите мне 1 звук в слове шкатулка ­ Ш Л: Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть картинки, давайте сейчас каждый  самостоятельно распределит эти картинки на две части, под сундучок вы сложите все  картинки со звуком  С, а под шкатулочку картинки со звуком Ш, а затем проверим. (дети, раскладывают слова в 2 столбика, затем проверяем) Л: Ребята, так с какими звуками мы сегодня будем работать?  Д: Сегодня мы будем работать со звуками С и Ш.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opublikovannaya_rabota.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков[ С]-[Ш] для учащихся 2 класса.

Цель: Научить учащихся сравнительному анализу звуков С и Ш по артикуляторным и акустическим признакам, закрепляя правильное произношение звуков, формируя и развивая фонематические процессы.

Коррекционно-образовательные:закрепление знаний о механизме образования звуков; активизация лексического запаса по теме: «Игрушки».

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание и зрительное восприятие, формировать умения составлять предложения,

учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова, учить согласовывать числительные с существительным, закрепление связи звукового образа [С] [Ш] с их графическим изображением закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; закрепление правильного произношения данных звуков в словах; закрепление навыков чтения и письма слов, предложений.

Коррекционно-воспитательные:воспитание интереса к занятиям; воспитание бережного отношения к игрушкам, воспитывать навык доброжелательного отношения работая в паре, воспитывать умение договариваться, приходя к общему результату.

Ход занятия

Л: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Меня зовут ЛюбовьСергеевна я учитель-логопед. Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости, давайте поздороваемся. Ребята, прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке, я начну предложение, а вы его закончите: 1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать. Л: Молодцы! Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в одну очень интересную страну, а какую, вы скажете мне сами. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, как их можно назвать одним словом?

Д: Игрушки Л: Правильно это игрушки. И сегодня мы с вами отправимся в страну игрушек, и не просто так, игрушки помогут нам научиться различать похожие звуки. А вот какие звуки мы научимся различать, вы сейчас поймете сами. Произнесите слова, которые изображены на картинках. САМОЛЁТ, СОЛДАТИК, МАШИНКА, ЛОШАДКА, СЛОНИК, НЕВАЛЯШКА Л: Какие звуки вы слышали чаще всего?

Д: Звуки С и Ш.

Л: Молодцы! А теперь посмотрите на эти картинки:

СУНДУК, ШКАТУЛКА

назовите мне 1 звук в слове сундук – С

назовите мне 1 звук в слове шкатулка Ш Л: Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть картинки, давайте сейчас каждый самостоятельно распределит эти картинки на две части, под сундучок вы сложите все картинки со звуком С, а под шкатулочку картинки со звуком Ш, а затем проверим. (дети, раскладывают слова в 2 столбика, затем проверяем) Л: Ребята, так с какими звуками мы сегодня будем работать? Д: Сегодня мы будем работать со звуками С и Ш. Л: Мы научимся их различать так, как они очень похожи. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Давайте посвистим как свисток ССС

Ребята, какой это звук? Поставьте ладонь к горлышку тыльной стороной и узнайте, звонкий или глухой звук С? (Учащиеся самостоятельно исследуют артикуляторные особенности звука и делают заключение)

Когда мы произносим звук Своздух изо рта выходит несвободно. Воздуху мешают выходить зубки и язычок значит звук[ С] согласный.

Горлышко не дрожит, значит звук [ С] глухой.

Посмотрите, в каком положении находятся губки – они улыбаюттся, а язычок упирается в нижние зубки.

Ребята сделайте вывод звук [ С] какой?

Д: Звук С – согласный и глухой. Л: Молодцы, а теперь давайте, как мышки пошуршим

ШШШ (каждый ученик произносит звук Ш изолированно, сравнивая свое звучание и данное логопедом.) Поставьте ладонь тыльной стороной к горлышку и узнайте, звонкий или глухой звук [Ш]?. Когда мы произносим звук Ш воздух изо рта выходит несвободно. Воздуху мешают выходить зубки и язычок, значит звук [Ш] согласный. Горлышко не дрожит, значит звук [Ш] глухой.

Посмотрите, в каком положении находятся губки они округляются, а язычок поднимается и упирается в верхние зубки.

Ребята сделайте вывод звук [Ш] какой?

Д: звук [Ш]согласный и глухой. Л: Давайте теперь повторим и закрепим характеристику каждого звука. (Ученики повторяют: Звук Ссогласный, твердый, глухой. Звук Шсогласный, всегда твердый, глухой.) Л: Сейчас мы поиграем. Я буду говорить разные звуки, вы хлопните в ладоши, когда услышите звук С, топните ногою, услышав звук Ш. С, З, Ш, Ж, Щ, Ц, Щ, С, Ш… 3 Молодцы ребята, мы с вами научились слышать звуки. А скажите, чем звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Ребята подумайте, как при помощи наших пальчиков мы можем показать букву ЭС и букву ША?

Сделайте из пальчиков печатные буквы. А теперь из ленточек выложите прописные заглавные буквы ЭС и ША. Молодцы! Ребята, а теперь возьмите листочки и ручки и внимательно послушайте задание. Запишите буквы в правильном порядке, глядя на эти знаки. Если мы видим улыбку, то записываем букву ЭС, если видим кружок, то записываем букву ША. Будьте внимательны!

(Проверяем, дети зачитывают то, что записали)

Физминутка.

Л: Ребята вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть и сделать зарядку которая называется «Мои любимые игрушки»

Неваляшка, посмотри,

Хоть куда её нагни

Встанет снова прямо

Так она упряма.

А веселый звонкий мяч

Снова он помчался вскачь.

Кукла Катя вдруг пошла,

Тянет ручки к нам она.

(ноги на ширине плеч, руки на поясе) (наклоны влево, вправо) (наклоны вперед, назад) (прыжки на месте)(шаги на месте)(руки вытянуты вперед).

Л: Молодцы! Ребята, а вас есть любимые игрушки?

(полные ответы детей)

Л: А вы знаете, что в далекиедалекие времена, у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас, они были совсем другие и делали их своими руками, и поэтому относились к ним очень бережно. Давайте заглянем в прошлое и посмотрим, какими игрушками дети играли в старые времена.

Взгляните на картинку, может названия некоторых игрушек вам знакомы? Давайте назовем, что изображено на картинке и определим, есть ли в этих словах звуки, о которых мы сегодня говорим?

#1057;колько слогов в слове петушок? В каком месте стоит звук Ш? В слове свистулька сколько звуков С мы слышим?

В каком месте они находятся?

Сколько слогов в слове лошадка? В каком месте стоит звук Ш?

ПЕТУШОК СВИСТУЛЬКИ ЛОШАДКА

В каком месте стоит звук С? ВОДОНОСКА

Ребята как вы думаете, почему она так называется?

(ответы детей)

За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт. Л: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать о какой русской народной игрушке идет речь?

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках цветочки.

Что за куколки?

(Матрешки)

5. Правильно ребята, конечно это матрешка, это самая известная русская народная игрушка.

Матрешка-это деревянная кукла. Русские мастера наделили её красотой. У матрешки синие глаза алые губки, румяные щечки. Посмотрите, какая она красивая, расписная. Л: Давайте вместе сосчитаем, сколько в ней сестриц живёт? (Разбираем матрёшку, считаем количество матрешек, проговаривая одна матрёшка, две матрешки и т.д.) Ребята посмотрите на младшую сестрицу, она такая маленькая, давайте назовем её ласково.

Д: Матрёшечка. Л: Ребята, такая замечательная матрёшка сегодня пришла к нам в гости. Давайте порадуем её и выполним следующее задание. Сейчас вы поработаете в парах. У вас на партах лежит карточка с предложением, У МЕНЯ ЕСТЬ ………. МАТРЁШКА но оно не полное, есть только начало и конец, а какое слово нужно вставить вы выберете сами. Сначала прочитайте все предложенные слова и выберете то, которое больше всего подходит.

РУССКАЯ РУМЯНАЯ ЖЁЛТАЯ КРАСИВАЯ СТЕКЛЯННАЯ РАСПИСНАЯ

Когда составите предложение, запишите его.

(Дети зачитывают варианты предложений) Л: Молодцы, ребята! Наше путешествие по стране игрушек подходит к концу. Давайте вспомним, о каких звуках мы сегодня говорили? Назовите игрушки, в которых есть эти звуки? С давних времен дети очень любят игрушки, скажите почему? Какую пользу они нам приносят?

Как нужно относиться к игрушкам? Л: Ребята игрушки не только поднимают нам настроение и приносят радость, но еще и помогают нам развивать нашу речь и делать её ещё красивее. А сегодня они помогли нам научиться различать такие похожие звуки.

#1056;ебята если вам понравилось занятие, похлопайте, а если нет потопайте. Большое спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"

Цели занятия: Образовательные: учить  различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных  звуков, учить  дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков «Р» / «Рь»

Этот конспект логопедического занятия составлен на основе здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы с ОНР....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков з -з"

Материал для закрепления звуков з - з в словах, предложениях....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков з -з"

Материал для закрепления звуков з - з в словах, предложениях....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ч-ТЬ"

Тема: «Дифференциация звуков [Ч] – [Т’]» Цели: коррекционно-образовательные:—   формировать и расширять у детей словарный запас и знания об окружающем;корр...