Комплекс БОС "Комфорт-Лого" для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств.
статья на тему
БОС - биологически обратная связь. Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения и профилактики различных состояний. В логопедической практике он носит название комплекс БОС "Комфорт - ЛОГО". Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bos.docx | 203.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Црр – детский сад №122»
Комплекс БОС
"Комфорт-Лого"
для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств.
Подготовила:
учитель-логопед
Кривцова Ирина Евгеньевна
г. Курск
Уважаемые коллеги!
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами информацией о новой, уникальной, современной технологии БОС.
БОС расшифровывается как – биологически обратная связь.
И, конечно же, мы будем рассматривать технологию БОС в логопедической практике, где он носит название комплекс БОС «Комфорт-ЛОГО». И создан он был для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств. Это эффективная, немедицинская здоровьесберегающая технология.
Технология БОС
основана на применении немедикаментозного метода лечения и профилактики различных состояний.
БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д.
Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм.
Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.
Функциональное биоуправление (ФБУ) с БОС.
ФБУ - это уникальная современная технология обучения направленному изменению заданных физиологических параметров организма в необходимом для оздоровления или тренировки направлении. Технология основана на принципе биологической обратной связи, поэтому иногда ее используют под названием метода БОС.
При реализации метода функционального биоуправления, происходит регистрация фи-зиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые пациент воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Благодаря тому, что информация поступает в режиме реального времени, мозг мгновенно оценивает, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.
Психофизиологическая сущность метода биоуправления состоит в организации на основе биологической обратной связи дополнительного сенсорного контроля над физиологическим процессом с возможностью последующей выработки ассоциативного (условнорефлекторного) регулирования с целью направленного изменения выбранного параметра.
Этот метод уникален своей универсальностью и неспецифичностью, так как предоставляет возможность регулирования произвольных и непроизвольных нервных, соматических и вегетативных функций, участвующих в регуляции функционального состояния.
Комплексы БОС медицинского назначения.
- Акушерско-гинекологический
- Коррекции психоэмоционального состояния
- Логотерапевтический
- Опорно-двигательный
Комплексы БОС немедицинского назначения.
- "КЛАСС ЗДОРОВЬЯ - МАЛЫШ" для дошкольных образовательных учреждений
- "КЛАСС ЗДОРОВЬЯ" для школьных образовательных учреждений
- Комплекс "КОМФОРТ" для коррекции психоэмоциональных расстройств
- Комплекс "КОМФОРТ-ЛОГО" для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств
- Комплекс "Статус" для коррекции нарушений осанки и плоскостопия
Эффективная, немедицинская здоровьесберегающая технология, для всех субъектов образовательного пространства.
Нам, как логопедам, безусловно, интересен комплекс БОС «Комфорт ЛОГО». Вот о нём мы сегодня и будем говорить.
Комплекс БОС «Комфорт ЛОГО» предназначен для работы логопедам, фонопедам, фониатрам, дефектологам, педагогам-психологам учреждений различных типов системы образования и соцзащиты населения.
Назначение комплекса БОС "Комфорт-Лого"-
диагностика, коррекция и профилактика речевых расстройств.
С помощью Комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО» проводится многофакторная диагностика речевого развития, целенаправленное обучение правильному «речевому» дыханию. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется основа для правильного речевого поведения.
Обучение речевым навыкам осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления с использованием принципа биологической обратной связи (БОС).
Комплекс предназначен для работы со взрослыми и детьми от 4-х лет.
Состав комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО»:
- «Индикатор компьютерный полиграфический «УСО-01» (регистрационное удостоверение ФСР 2011/10250)
- Методика «Логопедическое обследование детей» для автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей;
- Пакет программного обеспечения автоматизированной психодиагностики для исследования особенностей эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сфер ребенка или взрослого, их динамику в процессе психокоррекционной работы. Консультационный семинар «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС)»;
- Консультационный семинар по работе с программами НПФ «Амалтея».
Программно-индикаторный
комплекс БОС
«Комфорт-ЛОГО».
В состав комплекса входит специальный многофункциональный прибор индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «Микарт-М», который регистрирует физиологические параметры: периферическую температуру (Т), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), огибающую миограммы (ЭМГ).
Электропитание прибора осуществляется от USB-порта безопасным сверхнизким постоянным напряжением 5 В. (возможность питания от батареи портативного компьютера).
Программное обеспечение ПО «Комфорт-ЛОГО» преобразует зарегистрированные прибором сигналы по заданным алгоритмам в мультимедийные сигналы обратной связи: визуальные (слайды, мозаика, видео, закрашивание, анимационные и игровые сюжеты), аудиальные сигналы.
Кроме того, ПО «Комфорт-ЛОГО» позволяет
- вести индивидуальные карты обучающихся с результатами всех проведенных диагностических и коррекционных занятий и тренировок;
- использовать дидактический слайдовый материал по различным темам;
- проводить аудиозапись, и прослушивать ее во время и после сеанса;
- выводить на печать результатов сеансов и отчетов в виде таблицы или графика.
В состав программно-индикаторного комплекса «Комфорт ЛОГО» входит подробное Руководство пользователя и Методическое пособие, посвященное вопросам профилактики и коррекции речевых расстройств методом функционального биоуправления с биологической обратной связью.
Диагностика речевого развития детей с 4 до 8 лет.
- Возможность обоснования заключения в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР).
- Возможность составления схемы индивидуальной коррекционной работы (в рамках клинико-педагогической классификации).
- Формирование речевых карт.
- Формирование графиков индивидуальной динамики речевого развития.
- Создание групповых протоколов по результатам обследования.
- Наличие методического материала для обследования в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с возможностью фиксации ответов и внесения необходимых комментариев.
- Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически.
- Обследование проводится по разделам:
- Звукопроизношение (с возможностью записи и прослушивания речи ребёнка.).
- Общая моторика.
- Мелкая моторика.
- Артикуляционная моторика.
- Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.
- Мимическая мускулатура.
- Строение артикуляционного аппарата.
- Фонематическое восприятие.
- Дыхательная и голосовая функции.
- Просодические компоненты речи.
- Слоговая структура слова.
- Понимание речи.
- Лексика.
- Грамматический строй.
- Связная речь.
Комплект: Программное обеспечение, Методическое пособие, Руководство пользователя, Набор методических материалов (секундомер, цветные кубики, машинка, кукла девочка, кукла мальчик, игрушка собачка, шарик, пенал, линейка, указка, цветные карандаши, альбом № 1, альбом № 2, альбом № 3, комплект листов с графическими заданиям).
Возможности комплекса БОС
«Комфорт-ЛОГО».
Диагностика.
- Проведение поэтапной логопедической диагностики у детей с автоматической фиксацией, сохранением и анализом полученных данных, с формированием РЕЧЕВЫХ КАРТ;
- у детей и взрослых возможно определение физиологической реакции организма при речевых нагрузках (дыхания, частоты сердечных сокращений, периферической температуры, мышечного тонуса), а также индивидуально-психологических свойств обучающегося для выявления особенностей его психоэмоционального состояния, определения зоны риска и ресурсов и выбора индивидуальной, точно направленной тактики работы образовательно-профилактического или коррекционно-развивающего характера;
- оценка динамики изменений и эффективности проводимой коррекционной или профилактической работы.
Профилактика.
- формирование устойчивых навыков саморегуляции, повышение адаптивных возможностей организма;
- преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации, в том числе при подготовке и адаптации детей к школе;
- профилактика заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий (педагогов, воспитателей, логопедов).
Психофизиологический тренинг.
Кардио- ФБУ - режим тренировки навыка диафрагмального дыхания;
Т- ФБУ - в этом режиме формируется навык произвольного повышения периферической температуры. Производится обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса;
ЭМГ- ФБУ – обучение приёмам общей мышечной и психоэмоциональной релаксации; развитие или восстановление мышечного чувства; тренировка навыка координированного управления мышечным напряжением.
ЭМГ - «Джекобсон» - тренировка с последовательным произвольным изменением мышечного напряжения, обучение навыку прогрессивной мышечной релаксации.
Режим «ЛОГО» - обучение «речевому дыханию», коррекция расстройств фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов; заикания; гиперактивности и дефицита внимания.
Режим «ЛОГО» включает в себя пять рабочих режимов, каждый из которых имеет свой набор тренинговых сюжетов. Данная структура курса обеспечивает последовательную поэтапную работу по формированию, оптимизации, коррекции и тренировке навыков:
- диафрагмального (диафрагмально-реберного) типа дыхания как основы речевого дыхания;
- артикуляции, голосообразования речи, речевого поведения;
- стабилизации функционального и психоэмоционального состояний в целом.
В режиме «ЛОГО» используется внешняя обратная связь по кардиореспираторным параметрам (ЧСС, РСА и фазы дыхательного цикла), при этом одновременно могут регистрироваться физиологические показатели, снимаемые температурными и электромиографическими датчиками!
Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 1 предназначены для:
- формирования и тренировки нового навыка диафрагмального (диафрагмально-реберного) дыхания по РСА (применяется после отработки диафрагмального дыхания в режиме «Кардио-ФБУ»);
- развития высших психических функций (восприятия, мышления, памяти), сенсорных ощущений, слухового внимания, усидчивости, волевых качеств.
Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 2 предназначены для:
- формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха;
- подготовки зрительного анализатора и поведения обучаемого к чтению текстов различной сложности;
- развития понятийного мышления, цветового, зрительного и ассоциативного восприятия, вопросно-ответной и спонтанной речи.
Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 3 - ЧТЕНИЕ предназначены для:
- поэтапного формирования, развития, оптимизации, коррекции и тренировки новых навыков артикуляции, фонации, дикции, речевого дыхания, речи без избыточных физиологических усилий, уверенного речевого поведения;
- овладения просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением), эмоциональной окраской речи и звуко-слоговой структурой слова;
- оптимизации энергетических затрат в процессе дыхания, чтения, речи, речевого поведения, общения;
- снижение физиологической цены речи;
- купирования тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий;
- преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки;
- развитие и повышения стрессоустойчивости, адаптации и социализации.
Режим «ЧТЕНИЕ» состоит и отдельных блоков - «Звуки», «Слоги», «Фразы», «Чистоговорки, пословицы, скороговорки», «Крылатые выражения и народная мудрость», ««Стихи», «Сказки», «Проза». В каждом блоке текстовой материал подобран для разных возрастных групп: детей, подростков, взрослых.
Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 4 - ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ используются для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с задержками речевого и психического развития.
В ходе занятий развиваются и тренируются:
- познавательные функции, понятийное мышление, логика, ассоциативное мышление;
- зрительное пространственное восприятие различных объектов, образов, фигур, форм, сюжетов, цветов как единичных, так и в сочетании;
- усидчивость, целеустремленность, сила воли;
- чувство тела, навык диафрагмального дыхания с удлиненным плавным выдохом, навыки оптимизации психоэмоциональных и мышечных усилий в процессе тренинга АС-РСА;
- уверенное речевое поведение и повышение самооценки ребенка.
На всех этапах работы с использованием тренинговых сюжетов, содержащих тексты для чтения, можно осуществлять аудиозапись речи во время сеанса с последующим ее прослушиванием после сеанса.
Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 5 - РЕЧЬ используются для адаптации к окружающей социальной среде выработанных в процессе тренинга АС-РСА новых динамических стереотипов: дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, психоэмоционального и речевого поведения.
В этом режиме содержится большой дидактический слайдовый материал по различным темам: «Природа», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Времена года» и т.д. Особенностью режима «РЕЧЬ» является:
- отсутствие на экране тренинговых сигналов внешней обратной связи по ЧСС и РСА при выведенных всех регистрируемых физиологических показателях;
- возможность не только проводить аудиозапись, но и прослушивать ее во время сеанса!
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРОГРАММНО-ИНДИКАТОРНОГО КОМПЛЕКСА БОС «КОМФОРТ-ЛОГО» ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
- коррекцию расстройств фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи;
- речевой тревоги; логоневрозов, расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения; алалии и афазии; дисграфии и дислексии; дизартрии и дислалии; ринолалии и ринофонии; заикания; гиперактивности и дефицита внимания;
- развитие высших психических функций и волевых качеств;
- обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса;
- обучение общей мышечной релаксации и координированному управлению мышечным напряжением.
- Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты детей, формирует базу данных с результатами всех проведенных занятий.
В крупных городах, в различных развивающих центрах услуга БОС входит в логопедический комплекс как часть работы по коррекции речи, а именно по постановке речевого дыхания - основы правильной и красивой речи.
Во многих регионах комплексами БОС оснащены психолого-педагогические и медико-социальные службы.
Комплексы БОС зарекомендовали себя как отличная автоматизированная система психодиагностики и незаменимый коррекционно-развивающий методический инструментарий.
В рамках Федеральной программы «Доступная среда» в нашем городе были выделены средства 51 учреждению. В 2015 году ещё 50 учреждений получат финансирование. Многие школы в рамках данной программы приобрели системы БОС. Будем надеяться, что в скором времени, мы узнаем о результатах работы специалистов- БОС в нашем городе.
Оборудование БОС выпускают несколько компаний.
Самые крупные –
- научно-производственная фирма АМАЛТЕЯ, (год основания - 1999), город Санкт-Петербург.
- ЗАО «Биосвязь» (год основания – 1988) — мировой лидер в разработке, производстве и внедрении технологии БОС. В составе фирмы работает: НОУ Институт Биологической обратной связи, город Санкт-Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)
Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)...
Перспективный план работы по методу биологически обратной связи с применением компьютерной программы "Комфорт ЛОГО" в старшей логопедической группе.
Использование компьютерной программы "Комфорт ЛОГО" в коррекции речи детей дошкольного возраста....
Использование компьютерной системы «Комфорт ЛОГО» в логопедической практике.
Презентация для логопедов....
Статья "Возможности использования оборудования сенсорной комнаты и АПК "Комфорт - Лого" в абилитации неслышащих обучающихся"
В статье описаны психологические особенности неслышащих обучающихся и трудности, с которыми они сталкиваются начиная обучение в школе. Автор представляет здоровье сберегающие методы и технологии испол...
Актуальность коррекции речевых расстройств у детей с ММД на современном этапе
На сегодняшний день ММД является основополагающей причиной возникновения дислексии и дисграфии у учащихся начальной школы...
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...