Комплекс БОС "Комфорт-Лого" для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств.
статья на тему

Кривцова Ирина Евгеньевна

БОС - биологически обратная связь. Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения и профилактики различных состояний. В логопедической практике он носит название комплекс БОС "Комфорт - ЛОГО". Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bos.docx203.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Црр – детский сад №122»

Комплекс БОС

"Комфорт-Лого"    

    для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств.

Подготовила:

учитель-логопед

Кривцова Ирина Евгеньевна

г. Курск

Уважаемые коллеги!

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами информацией о новой, уникальной, современной технологии БОС.

БОС расшифровывается как – биологически обратная связь.

И, конечно же, мы будем рассматривать технологию БОС в логопедической практике, где он носит название комплекс БОС «Комфорт-ЛОГО». И создан он был для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств. Это эффективная, немедицинская  здоровьесберегающая технология.

Технология БОС

основана на применении немедикаментозного метода лечения и профилактики различных состояний.

БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д.

Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм.

Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Функциональное биоуправление (ФБУ) с БОС.

ФБУ - это уникальная современная технология обучения направленному изменению заданных физиологических параметров организма в необходимом для оздоровления или тренировки направлении. Технология основана на принципе биологической обратной связи, поэтому иногда ее используют под названием метода БОС.

При реализации метода функционального биоуправления, происходит регистрация фи-зиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые пациент воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Благодаря тому, что информация поступает в режиме реального времени, мозг мгновенно оценивает, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Психофизиологическая сущность метода биоуправления состоит в организации на основе биологической обратной связи дополнительного сенсорного контроля над физиологическим процессом с возможностью последующей выработки ассоциативного (условнорефлекторного) регулирования с целью направленного изменения выбранного параметра. 

Этот метод уникален своей универсальностью и неспецифичностью, так как предоставляет возможность регулирования произвольных и непроизвольных нервных, соматических и вегетативных функций, участвующих в регуляции функционального состояния.

Комплексы БОС медицинского назначения.

Комплексы БОС немедицинского назначения.

Эффективная, немедицинская здоровьесберегающая технология, для всех субъектов образовательного пространства.

Нам, как логопедам, безусловно, интересен  комплекс БОС «Комфорт ЛОГО». Вот о нём мы сегодня и будем говорить.

Комплекс БОС «Комфорт ЛОГО» предназначен для работы логопедам, фонопедам, фониатрам, дефектологам, педагогам-психологам учреждений различных типов системы образования и соцзащиты населения.

Назначение комплекса БОС "Комфорт-Лого"-

диагностика, коррекция и профилактика речевых расстройств.

С помощью Комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО» проводится многофакторная диагностика речевого развития, целенаправленное обучение правильному «речевому» дыханию. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется основа для правильного речевого поведения.

Обучение речевым навыкам осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления с использованием принципа биологической обратной связи (БОС).

Комплекс предназначен для работы со взрослыми и детьми от 4-х лет.

Состав комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО»:

  1. «Индикатор компьютерный полиграфический «УСО-01» (регистрационное удостоверение ФСР 2011/10250)
  2. Методика «Логопедическое обследование детей» для автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей;
  3. Пакет программного обеспечения автоматизированной психодиагностики для исследования особенностей эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сфер ребенка или взрослого, их динамику в процессе психокоррекционной работы. Консультационный семинар «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС)»;
  4. Консультационный семинар по работе с программами НПФ «Амалтея».

Программно-индикаторный

комплекс БОС

«Комфорт-ЛОГО».

В состав комплекса входит специальный многофункциональный прибор индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «Микарт-М», который регистрирует физиологические параметры: периферическую температуру (Т), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), огибающую миограммы (ЭМГ).

Электропитание прибора осуществляется от USB-порта безопасным сверхнизким постоянным напряжением 5 В. (возможность питания от батареи портативного компьютера).

Программное обеспечение ПО «Комфорт-ЛОГО» преобразует зарегистрированные прибором сигналы по заданным алгоритмам в мультимедийные сигналы обратной связи: визуальные (слайды, мозаика, видео, закрашивание, анимационные и игровые сюжеты), аудиальные сигналы.

Кроме того, ПО «Комфорт-ЛОГО» позволяет

  • вести индивидуальные карты обучающихся с результатами всех проведенных диагностических и коррекционных занятий и тренировок;
  • использовать дидактический слайдовый материал по различным темам;
  • проводить аудиозапись, и прослушивать ее во время и после сеанса;
  • выводить на печать результатов сеансов и отчетов в виде таблицы или графика.

В состав программно-индикаторного комплекса «Комфорт ЛОГО» входит подробное Руководство пользователя и Методическое пособие, посвященное вопросам профилактики и коррекции речевых расстройств методом функционального биоуправления с биологической обратной связью.

Диагностика речевого развития детей с 4 до 8 лет.

  • Возможность обоснования заключения в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР).
  • Возможность составления схемы индивидуальной коррекционной работы (в рамках клинико-педагогической классификации).
  • Формирование речевых карт.
  • Формирование графиков индивидуальной динамики речевого развития.
  • Создание групповых протоколов по результатам обследования.
  • Наличие методического материала для обследования в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с возможностью фиксации ответов и внесения необходимых комментариев.
  • Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически.
  • Обследование проводится по разделам:
  1. Звукопроизношение (с возможностью записи и прослушивания речи ребёнка.).
  2. Общая моторика.
  3. Мелкая моторика.
  4. Артикуляционная моторика.
  5. Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.
  6. Мимическая мускулатура.
  7. Строение артикуляционного аппарата.
  8. Фонематическое восприятие.
  9. Дыхательная и голосовая функции.
  10. Просодические компоненты речи.
  11. Слоговая структура слова.
  12. Понимание речи.
  13. Лексика.
  14. Грамматический строй.
  15. Связная речь.

Комплект: Программное обеспечение, Методическое пособие, Руководство пользователя, Набор методических материалов (секундомер, цветные кубики, машинка, кукла девочка, кукла мальчик, игрушка собачка, шарик, пенал, линейка, указка, цветные карандаши, альбом № 1, альбом № 2, альбом № 3, комплект листов с графическими заданиям).

Возможности комплекса БОС

«Комфорт-ЛОГО».

Диагностика.

  • Проведение поэтапной логопедической диагностики у детей с автоматической фиксацией, сохранением и анализом полученных данных, с формированием РЕЧЕВЫХ КАРТ;
  • у детей и взрослых возможно определение физиологической реакции организма при речевых нагрузках (дыхания, частоты сердечных сокращений, периферической температуры, мышечного тонуса), а также индивидуально-психологических свойств обучающегося для выявления особенностей его психоэмоционального состояния, определения зоны риска и ресурсов и выбора индивидуальной, точно направленной тактики работы образовательно-профилактического или коррекционно-развивающего характера;
  • оценка динамики изменений и эффективности проводимой коррекционной или профилактической работы.

Профилактика.

  • формирование устойчивых навыков саморегуляции, повышение адаптивных возможностей организма;
  • преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации, в том числе при подготовке и адаптации детей к школе;
  • профилактика заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий (педагогов, воспитателей, логопедов).

Психофизиологический тренинг.

Кардио- ФБУ - режим тренировки навыка диафрагмального дыхания;

Т- ФБУ - в этом режиме формируется навык произвольного повышения периферической температуры. Производится обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса;

ЭМГ- ФБУ – обучение приёмам общей мышечной и психоэмоциональной релаксации; развитие или восстановление мышечного чувства; тренировка навыка координированного управления мышечным напряжением.

ЭМГ - «Джекобсон» - тренировка с последовательным произвольным изменением мышечного напряжения, обучение навыку прогрессивной мышечной релаксации.

Режим «ЛОГО» - обучение «речевому дыханию», коррекция расстройств фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов; заикания; гиперактивности и дефицита внимания.

Режим «ЛОГО» включает в себя пять рабочих режимов, каждый из которых имеет свой набор тренинговых сюжетов. Данная структура курса обеспечивает последовательную поэтапную работу по формированию, оптимизации, коррекции и тренировке навыков:

  • диафрагмального (диафрагмально-реберного) типа дыхания как основы речевого дыхания;
  • артикуляции, голосообразования речи, речевого поведения;
  • стабилизации функционального и психоэмоционального состояний в целом.

В режиме «ЛОГО» используется внешняя обратная связь по кардиореспираторным параметрам (ЧСС, РСА и фазы дыхательного цикла), при этом одновременно могут регистрироваться физиологические показатели, снимаемые температурными и электромиографическими датчиками!

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 1 предназначены для:

  • формирования и тренировки нового навыка диафрагмального (диафрагмально-реберного) дыхания по РСА (применяется после отработки диафрагмального дыхания в режиме «Кардио-ФБУ»);
  • развития высших психических функций (восприятия, мышления, памяти), сенсорных ощущений, слухового внимания, усидчивости, волевых качеств.

http://amaltea-spb.com/image/data/kl1_s.jpg

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 2 предназначены для:

  • формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха;
  • подготовки зрительного анализатора и поведения обучаемого к чтению текстов различной сложности;
  • развития понятийного мышления, цветового, зрительного и ассоциативного восприятия, вопросно-ответной и спонтанной речи.

http://amaltea-spb.com/image/data/kl2_s.jpg

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 3 - ЧТЕНИЕ предназначены для:

  • поэтапного формирования, развития, оптимизации, коррекции и тренировки новых навыков артикуляции, фонации, дикции, речевого дыхания, речи без избыточных физиологических усилий, уверенного речевого поведения;
  • овладения просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением), эмоциональной окраской речи и звуко-слоговой структурой слова;
  • оптимизации энергетических затрат в процессе дыхания, чтения, речи, речевого поведения, общения;
  • снижение физиологической цены речи;
  • купирования тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий;
  • преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки;
  • развитие и повышения стрессоустойчивости, адаптации и социализации.

http://amaltea-spb.com/image/data/kl3_s.jpg

Режим «ЧТЕНИЕ» состоит и отдельных блоков - «Звуки», «Слоги», «Фразы», «Чистоговорки, пословицы, скороговорки», «Крылатые выражения и народная мудрость», ««Стихи», «Сказки», «Проза». В каждом блоке текстовой материал подобран для разных возрастных групп: детей, подростков, взрослых.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 4 - ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ используются для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с задержками речевого и психического развития.

В ходе занятий развиваются и тренируются:

  • познавательные функции, понятийное мышление, логика, ассоциативное мышление;
  • зрительное пространственное восприятие различных объектов, образов, фигур, форм, сюжетов, цветов как единичных, так и в сочетании;
  • усидчивость, целеустремленность, сила воли;
  • чувство тела, навык диафрагмального дыхания с удлиненным плавным выдохом, навыки оптимизации психоэмоциональных и мышечных усилий в процессе тренинга АС-РСА;
  • уверенное речевое поведение и повышение самооценки ребенка.

http://amaltea-spb.com/image/data/kl4_s.jpg

На всех этапах работы с использованием  тренинговых  сюжетов, содержащих тексты для чтения, можно осуществлять аудиозапись речи во время сеанса с последующим ее прослушиванием после сеанса.

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 5 - РЕЧЬ используются для адаптации к окружающей социальной среде выработанных в процессе тренинга АС-РСА новых динамических стереотипов: дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, психоэмоционального и речевого поведения.

http://amaltea-spb.com/image/data/kl5_s.jpg

В этом режиме содержится большой дидактический слайдовый материал по различным темам: «Природа», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Времена года» и т.д. Особенностью режима «РЕЧЬ» является:

  • отсутствие на экране тренинговых сигналов внешней обратной связи по ЧСС и РСА при выведенных всех регистрируемых физиологических показателях;
  • возможность не только проводить аудиозапись, но и прослушивать ее во время сеанса!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРОГРАММНО-ИНДИКАТОРНОГО КОМПЛЕКСА БОС «КОМФОРТ-ЛОГО» ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

  • коррекцию расстройств фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи;
  • речевой тревоги; логоневрозов, расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения; алалии и афазии; дисграфии и дислексии; дизартрии и дислалии; ринолалии и ринофонии; заикания; гиперактивности и дефицита внимания;
  • развитие высших психических функций и волевых качеств;
  • обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса;
  • обучение общей мышечной релаксации и координированному управлению мышечным напряжением.
  • Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты детей, формирует базу данных с результатами всех проведенных занятий.

В крупных городах, в различных развивающих центрах услуга БОС входит в логопедический комплекс как часть работы по коррекции речи, а именно по постановке речевого дыхания - основы правильной и красивой речи.

Во многих регионах комплексами БОС оснащены психолого-педагогические и медико-социальные службы.

Комплексы БОС зарекомендовали себя как отличная автоматизированная система психодиагностики и незаменимый коррекционно-развивающий методический инструментарий.

В рамках Федеральной программы «Доступная среда» в нашем городе были выделены средства 51 учреждению. В 2015 году ещё 50 учреждений получат финансирование. Многие школы в рамках данной программы  приобрели системы БОС. Будем надеяться, что в скором времени, мы узнаем о результатах работы специалистов- БОС в нашем городе.

Оборудование БОС выпускают несколько компаний.

Самые крупные –

  •  научно-производственная фирма АМАЛТЕЯ, (год основания - 1999), город Санкт-Петербург.
  • ЗАО «Биосвязь» (год основания – 1988) — мировой лидер в разработке, производстве и внедрении технологии БОС. В составе фирмы работает: НОУ Институт Биологической обратной связи, город Санкт-Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)

Нейропсихологические основы современных методов коррекции речевых расстройств (Полуэктова Е. Н. - учитель-логопед)...

Перспективный план работы по методу биологически обратной связи с применением компьютерной программы "Комфорт ЛОГО" в старшей логопедической группе.

Использование  компьютерной программы "Комфорт ЛОГО"  в коррекции речи детей дошкольного возраста....

Статья "Возможности использования оборудования сенсорной комнаты и АПК "Комфорт - Лого" в абилитации неслышащих обучающихся"

В статье описаны психологические особенности неслышащих обучающихся и трудности, с которыми они сталкиваются начиная обучение в школе. Автор представляет здоровье сберегающие методы и технологии испол...

Актуальность коррекции речевых расстройств у детей с ММД на современном этапе

На сегодняшний день ММД является основополагающей причиной возникновения дислексии и дисграфии у учащихся начальной школы...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.Важно помнить, что речь не является врожденной способ...