Статья "Возможности использования оборудования сенсорной комнаты и АПК "Комфорт - Лого" в абилитации неслышащих обучающихся"
статья по психологии по теме
В статье описаны психологические особенности неслышащих обучающихся и трудности, с которыми они сталкиваются начиная обучение в школе. Автор представляет здоровье сберегающие методы и технологии используемые в ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо» для абилитации неслышащих обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gubina_o.v._statya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Губина О.В.
ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо», г. Екатеринбург.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И АПК «КОМФОРТ — ЛОГО» В АБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Современные учебные программы способствуют быстрому обучению, воспитанию и развитию личности ребёнка, но зачастую несут с собой и множество факторов ухудшающих здоровье юных школьников.
Для неслышащих обучающихся, поступивших в первый класс, характерен недостаточный уровень произвольной регуляции деятельности и мотивации к школьному обучению (преобладает игровая мотивация), высокий уровень утомляемости и истощаемости психических процессов, они отличаются эмоциональностью, многие имеют хронические заболевания, сниженный иммунитет. В такой ситуации учебная нагрузка может спровоцировать ухудшение здоровья: увеличивается число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, проявляются значительные вегетативные реакции, развиваются неврозоподобные состояния [1].
Уровень развития внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля у многих обучающихся недостаточен. Эти проблемы создают определённые трудности при обучении и затрудняют формирование положительной мотивации к школьному обучению, формируя нежелание учиться, создавая эмоционально напряженный фон вокруг учебной деятельности.
В ГБОУ СО «ЦМПСС «Эхо»» большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям. Коррекционно — развивающие занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты, АПК «Комфорт - Лого» дают возможность создать условия, обеспечивающие гармоничное развитие и максимальную эффективность обучения неслышащего ребёнка.
Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – средство профилактики школьного переутомления, особенно для младших школьников. Занятия в сенсорной комнате помогают снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, что способствует снижению тревожности и агрессивности; активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды, создают условия для формирования и развития произвольности деятельности.
Неслышащий ребёнок обладает высокой эмоциональностью и впечатлительностью, быстрой истощаемостью психических процессов, поэтому активизация функций ЦНС в условиях обогащенной мультимодальной среды происходит в щадящем режиме, чтобы не перегрузить психику ребёнка и не спровоцировать переутомление. Во время занятий в сенсорной комнате большое внимание уделяется релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Психоэмоциональное состояние детей стабилизируется, благодаря частичному или полному мышечному расслаблению, наступающему в результате произвольных усилий и дыхательных упражнений, а свето-, цвето, звукотерапия воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств. Учитывая, что количество детей, страдающих аллергией, резко возросло, также велико число детей, страдающих головными болями, связанными с переутомлением и нервным перенапряжением аромотерапия при работе с неслышащими детьми не используется.
Занятия в сенсорной комнате, дополненные нейрокоррекционными упражнениями и занятиями с использованием аппаратно-программного комплекса «Комфорт — Лого» помогают эффективно преодолеть трудности в обучении.
АПК «Комфорт — Лого» - новейшая разработка авторского коллектива НПФ «Амалтея» (Ледина В.Ю., Вовк О.Н.) в области интеграции психокоррекционных, логотерапевтических, логопедических программ с методом биологической обратной связи (БОС) для диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств у детей и взрослых. Методика позволяет сформировать правильную речь и речевое поведение, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, улучшить общее состояние организма [2].
При психологической коррекционно — развивающей работе с неслышащими детьми активно используется режим «Кардио-ФБУ» - режим тренировки навыка диафрагмального дыхания.
Освоение навыка диафрагмального дыхания способствует:
- развитию произвольной регуляции деятельности;
- развитию памяти и внимания;
- повышению стрессоустойчивости организма;
- формированию устойчивого навыка саморегуляции;
- общему оздоровлению организма.
Нейрокоррекционные занятия, разработанные индивидуально для каждого ребёнка по результатам нейропсихологической диагностики, наглядно демонстрирующей первопричины трудностей ребёнка – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:
- снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
- нарушение мыслительной деятельности;
- снижение функции внимания и памяти;
- несформированность пространственных представлений;
- недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности [3].
Совместное использование оборудования сенсорной комнаты, занятий с использованием АПК «Комфорт -Лого», занятий нейрокоррекционной гимнастикой дает возможность решать дополнительные коррекционно-развивающие задачи:
Задача коррекционно-развивающей работы | Категория обучающихся, нуждающихся в помощи | Методы коррекционно-развивающей работы |
Понижение психоэмоционально-го напряжения и развитие стрессоустойчивости. | Обучающиеся в период адаптации к школь-ному обучению; обучающиеся, обладающие повышенной тревожностью, за-стенчивостью, агрес-сивностью, аутич-ными чертами, гиперактивностью; обучающиеся имеющие трудности в школьном обучении; часто болеющие дети. | Релаксация (цветотерапия, звуко-терапия, музыкотерапия, свето-терапия, мышечная релаксация); Занятия с использованием АПК «Комфорт -Лого» (режим «Кардио - ФБУ»); Знакомство с правилами пове-дения в группе, с правилами взаимодействия в группе (групповая терапия) |
Развитие произвольности деятельности | Обучающиеся обладающие гиперактивностью, нарушением внимания и произ-вольной регуляции деятельности. | Релаксация; знакомство с правилами поведения в группе, с правилами взаимодействия в группе (групповая терапия); занятия с использованием АПК «Комфорт -Лого» (режим «Кардио — ФБУ»); нейрокоррекционная гимнастика. |
Развитие коммуникативной компетенции | Гиперактивные, тревожные, агрес-сивные дети. | Релаксация; знакомство с правилами поведения в группе, с правилами взаимодействия в группе (групповая терапия) |
Развитие познавательных функций | Обучающиеся имеющие трудности в обучении и недостаточный уро-вень сформирован-ности ВПФ. | Релаксация, активизация позна-вательной активности, нейро-коррекционная гимнастика занятия с использованием АПК «Комфорт-Лого» (режим «Кардио - ФБУ») |
Развитие слухового внимания | Слабослышащие и неслышащие дети, дети после КИ | Релаксация, звукотерапия, музы-котерапия, Нейрокоррекционная гимнастика. |
Структура занятия в сенсорной комнате:
- Ритуал приветствия, разминка.
- Комплекс упражнений, направленный на нормализацию мышечного тонуса.
- Активизация познавательной деятельности ( игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты), игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов), формирование произвольной регуляции деятельности и развитие коммуникативной компетенции (игровая терапия) — задача данного этапа занятия зависят от целей коррекционно — развивающей работы с ребёнком.
- Комплекс упражнения, направленный на мышечное расслабление.
- Релаксация (цветотерапия, звукотерапия, музыкотерапия, мышечная релаксация).
- Подведение итогов. Ритуал прощания.
Структура занятия сохраняется неизменной, меняются задания и упражнения. Сохранение структуры занятий способствует развитию произвольной регуляции деятельности [4].
Занятия могут проводиться в индивидуально, в микрогруппах (по 2-3 человека), в группах (по 5-6 человек). Выбор формы проведения занятия зависит от проблемы ребёнка и степени её выраженности.
Эффективность занятий в сенсорной комнате, направленных на стабилизацию психоэмоционального состояния можно отследить, используя данные входящей и выходящей диагностики (например, цветовой тест Люшера) и наблюдения педагога- психолога.
Занятия в сенсорной комнате, дополненные занятиями с использованием АПК «Комфорт -Лого» и нейрокоррекционной гимнастики помогают не только преодолеть трудности в обучении, но и позитивно влияют на общее развитие личности ребёнка: стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.
Литература:
1. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,
психопрофилактика. Спб., Питер, 2009г.
2.Методическое пособие. Диагностика и коррекция психофизического
состояния. Спб. Научно — производственная фирма «Амалтея», 2004г.
3.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза. М. Генезис, 2008г.
4.Сюротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика,
коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ
Сфера, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда
В статье говорится о возможностях использования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности....
Программа по использованию оборудования сенсорной комнаты с девиантными подростками.
Для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующ...
Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты
Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...
Коррекционно-развивающее занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты «Знакомство с водой»
Данное занятие составлено на основе «Программы коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате «Удивительный знакомый мир». Цель занятия: развитие сенсомоторных навыков, компенс...
Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...
Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога
Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога...