Статья "Возможности использования оборудования сенсорной комнаты и АПК "Комфорт - Лого" в абилитации неслышащих обучающихся"
статья по психологии по теме

Губина Ольга Васильевна

В статье описаны психологические особенности неслышащих обучающихся и трудности, с которыми они сталкиваются начиная обучение в школе. Автор представляет здоровье сберегающие методы и технологии используемые в ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо» для абилитации неслышащих обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gubina_o.v._statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Губина О.В.

ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо», г. Екатеринбург.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ И АПК «КОМФОРТ — ЛОГО» В АБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ  ОБУЧАЮЩИХСЯ.

   Современные учебные программы способствуют быстрому обучению, воспитанию и развитию личности ребёнка, но зачастую несут с собой и множество факторов ухудшающих здоровье юных школьников.

     Для  неслышащих обучающихся, поступивших в первый класс, характерен недостаточный уровень произвольной регуляции деятельности и мотивации к школьному обучению (преобладает игровая мотивация), высокий уровень утомляемости и истощаемости психических процессов, они отличаются эмоциональностью, многие имеют хронические заболевания, сниженный иммунитет. В такой ситуации учебная нагрузка может спровоцировать ухудшение здоровья: увеличивается число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, проявляются значительные вегетативные реакции, развиваются неврозоподобные состояния [1].

      Уровень развития внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля у многих обучающихся недостаточен. Эти проблемы создают определённые трудности при обучении и затрудняют формирование положительной  мотивации к школьному обучению, формируя нежелание учиться,  создавая эмоционально напряженный фон вокруг учебной деятельности.

        В ГБОУ СО «ЦМПСС «Эхо»» большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям. Коррекционно — развивающие занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты, АПК «Комфорт - Лого» дают возможность создать условия, обеспечивающие   гармоничное  развитие и максимальную эффективность обучения неслышащего ребёнка.  

        Сенсорная комната -  это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это –  средство профилактики школьного переутомления, особенно для младших школьников. Занятия в сенсорной комнате помогают снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, что способствует снижению тревожности и агрессивности; активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды, создают условия для формирования и развития произвольности деятельности.

 Неслышащий ребёнок обладает высокой эмоциональностью и впечатлительностью, быстрой истощаемостью психических процессов, поэтому активизация функций ЦНС в условиях обогащенной мультимодальной среды происходит в щадящем режиме, чтобы не перегрузить психику ребёнка и не спровоцировать переутомление. Во время занятий в  сенсорной комнате большое внимание уделяется релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Психоэмоциональное состояние детей стабилизируется, благодаря частичному или полному  мышечному расслаблению, наступающему в результате произвольных усилий и дыхательных упражнений, а свето-, цвето, звукотерапия воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.  Учитывая, что количество  детей, страдающих аллергией, резко возросло, также велико число детей, страдающих головными болями, связанными с переутомлением и нервным перенапряжением аромотерапия при работе с неслышащими детьми не используется.  

  Занятия в сенсорной комнате, дополненные  нейрокоррекционными упражнениями и занятиями с использованием аппаратно-программного комплекса «Комфорт — Лого»  помогают эффективно преодолеть трудности в обучении.

     АПК «Комфорт — Лого» - новейшая разработка авторского коллектива НПФ «Амалтея» (Ледина В.Ю., Вовк О.Н.) в области интеграции психокоррекционных, логотерапевтических, логопедических программ с методом биологической обратной связи (БОС)  для диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств у детей и взрослых. Методика позволяет сформировать правильную речь и речевое поведение, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, улучшить общее состояние организма [2].

При психологической коррекционно — развивающей работе с неслышащими детьми активно используется режим «Кардио-ФБУ» - режим тренировки навыка диафрагмального дыхания.

        Освоение навыка диафрагмального дыхания способствует:

  • развитию произвольной регуляции деятельности;
  • развитию памяти и внимания;
  • повышению стрессоустойчивости организма;
  • формированию устойчивого навыка саморегуляции;
  • общему оздоровлению организма.

       Нейрокоррекционные занятия, разработанные индивидуально для каждого ребёнка по результатам нейропсихологической диагностики, наглядно демонстрирующей первопричины трудностей ребёнка – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

  • снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности [3].  

 

    Совместное использование  оборудования сенсорной комнаты, занятий с использованием АПК «Комфорт -Лого», занятий нейрокоррекционной гимнастикой дает возможность решать дополнительные  коррекционно-развивающие задачи:

Задача коррекционно-развивающей работы

Категория обучающихся, нуждающихся в помощи

Методы коррекционно-развивающей работы

Понижение психоэмоционально-го напряжения и развитие стрессоустойчивости.  

Обучающиеся в период адаптации к школь-ному обучению; обучающиеся, обладающие повышенной тревожностью, за-стенчивостью, агрес-сивностью, аутич-ными чертами,

гиперактивностью;  обучающиеся имеющие трудности в школьном обучении;

часто болеющие дети.

Релаксация (цветотерапия, звуко-терапия, музыкотерапия, свето-терапия, мышечная релаксация);

Занятия с использованием АПК «Комфорт -Лого» (режим «Кардио - ФБУ»);

Знакомство с правилами пове-дения в группе, с правилами взаимодействия в группе (групповая терапия)

Развитие произвольности деятельности

Обучающиеся обладающие гиперактивностью, нарушением внимания и произ-вольной регуляции деятельности.

Релаксация;

знакомство с правилами поведения в группе, с правилами взаимодействия в группе

(групповая терапия);

занятия с использованием АПК «Комфорт -Лого» (режим «Кардио — ФБУ»);

нейрокоррекционная гимнастика.

Развитие коммуникативной компетенции

Гиперактивные, тревожные, агрес-сивные дети.

Релаксация;

знакомство с правилами поведения в группе, с правилами взаимодействия в группе

(групповая терапия)

Развитие познавательных функций

Обучающиеся имеющие трудности в обучении и недостаточный уро-вень  сформирован-ности ВПФ.

Релаксация, активизация позна-вательной активности, нейро-коррекционная гимнастика

занятия с использованием АПК «Комфорт-Лого» (режим «Кардио - ФБУ»)

Развитие слухового внимания

Слабослышащие и неслышащие дети, дети после КИ

Релаксация, звукотерапия, музы-котерапия, Нейрокоррекционная гимнастика.

                   

Структура занятия в сенсорной комнате:

  1. Ритуал приветствия, разминка.
  2. Комплекс упражнений, направленный на нормализацию мышечного тонуса.
  3. Активизация познавательной деятельности ( игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты), игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов), формирование произвольной регуляции деятельности и развитие коммуникативной компетенции (игровая терапия) — задача данного этапа занятия зависят от целей коррекционно — развивающей  работы с ребёнком.
  4. Комплекс упражнения, направленный на мышечное расслабление.
  5. Релаксация (цветотерапия, звукотерапия, музыкотерапия, мышечная релаксация).
  6. Подведение итогов. Ритуал прощания.

Структура занятия сохраняется неизменной, меняются задания и упражнения. Сохранение структуры занятий способствует развитию произвольной регуляции деятельности [4].

    Занятия могут проводиться в индивидуально, в микрогруппах (по 2-3 человека), в группах (по 5-6 человек). Выбор формы проведения занятия зависит от проблемы ребёнка и степени её выраженности.

Эффективность занятий в сенсорной комнате, направленных на стабилизацию психоэмоционального состояния можно отследить, используя данные входящей и выходящей диагностики (например, цветовой тест Люшера) и наблюдения педагога- психолога.

      Занятия в сенсорной комнате, дополненные занятиями с использованием АПК «Комфорт -Лого» и нейрокоррекционной гимнастики  помогают не только  преодолеть трудности в обучении, но и  позитивно влияют на общее развитие личности ребёнка: стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.

Литература:

1. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,

     психопрофилактика. Спб., Питер, 2009г.

2.Методическое пособие. Диагностика и коррекция психофизического

   состояния. Спб. Научно — производственная фирма «Амалтея», 2004г.

3.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод

   замещающего онтогенеза. М. Генезис, 2008г.

4.Сюротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика,

   коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ

   Сфера, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда

В статье говорится о возможностях использования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности....

Программа по использованию оборудования сенсорной комнаты с девиантными подростками.

Для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующ...

Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты

Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...

Коррекционно-развивающее занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты «Знакомство с водой»

Данное занятие составлено на основе «Программы коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате «Удивительный знакомый мир».  Цель занятия: развитие сенсомоторных навыков, компенс...

Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...

Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога

Использование оборудования сенсорной комнаты  работе педагога-психолога...