"Развитие пространственного мышления у школьников с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности".
статья

Овсеенко Наталья Владимировна

Изучение пространственных представлений в начальных классах имеет огромное значение для развития и адаптации учащихся с задержанным психическим развитием. Уровень сформированности пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребёнка и возможностей его школьного обучения. Недоразвитие пространственного мышления является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении навыками чтения, письма и счёта, рисования, элементарными трудовыми действиями.

Создание жизненных ситуаций, специальные игры, повседневная деятельность учащихся с акцентированием их внимания на пространственном расположении предметов, занятия физкультурой, ручным трудом позволяют развивать и совершенствовать пространственные представления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа учителя-дефектолога по преодолению нарушений пространственного мышления у младших школьников с ЗПР

Овсеенко Наталья Владимировна

ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района СПб

Учитель индивидуального обучения

При выборе путей и методов коррекции мышления младших школьников с задержанным психическим развитием, по мнению Л.И. Плаксиной [1], И.С. Якиманской [2], надо исходить из того, что мышление ребенка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью.

В основу формирования наглядно-действенного мышления младших школьников положено развитие самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении проблемно-практических задач, а также формирование основных функций речи. В свою очередь, это позволяет укрепить слабую взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Для коррекции наглядно-действенного мышления рекомендуются:

  • игры-упражнения, в процессе которых у детей формируются обобщенные представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в каждодневной жизни;
  • игры-упражнения, в процессе которых детей знакомят с проблемными практическими ситуациями, учат анализировать эти ситуации и использовать предметы-заместители;
  • игры-упражнения, в ходе которых формируются способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи, а также метод проб как основной способ решения наглядно-действенных задач коррекции.

На начальном этапе коррекции наглядно-образного мышления, важно:

-сформировать у детей умение воспроизводить в знакомых ситуациях мыслительное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт;

-научить ребенка устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи;

-учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, развивать процессы сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключений.

Для формирования элементов словесно-понятийного мышления рекомендуются задания на:

-формирование умений выполнять классификацию;

-формирование умений выполнять систематизацию;

-установление причинно-следственных связей и зависимостей;

-понимание скрытого смысла, юмора, развития адекватных реакций на юмор.

Система занятий, отвечающим этим требованиям, по развитию мыслительной деятельности в целом, пространственного мышления в частности позволит сформировать у детей с ЗПР взаимосвязь между наглядными и словесно-логическими формами мышления.

Для того, чтобы научить детей ориентироваться в схеме своего тела, пространственных направлениях, ориентировке предметов относительно себя в пространстве, была разработана система специальных заданий, упражнений и дидактических игр.

Игра: «Что стоит внизу, наверху, рядом»

Цель: формировать восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться.

Оборудование: Строительный материал, экран.

Ход игры:

1-й вариант игры: Учитель дает ребенку два предмета – кубик и прямоугольник. И предлагает ребенку повторять за ним. Ставит прямоугольник на кубик и фиксирует действие: «Прямоугольник на кубике», потом меняет предметы местами.

Затем педагог ставит кубик по одну сторону от прямоугольника: «Кубик и прямоугольник рядом», потом меняет местами, «Кубик и прямоугольник поменялись местами, но все равно остались рядом».

2-й вариант игры: Те же действия воспроизводятся по образцу. Расположение прямоугольника и кубика учитель меняет за экраном. Результат действия ребенка, педагог уточняет словом.

Игра: «Внизу – наверху».

Цель: формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов, показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.

Оборудование: Два мяча, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.

Ход игры: Дети сидят в кругу, перед ними ставятся стулья: кукольный, детский, большой стул и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Педагог указывает на лежащий на полу мяч и спрашивает: «Где этот мяч?  внизу?  наверху?». Если дети не могут ответить, педагог говорит: «Этот мяч внизу». Тот же вопрос задает относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются.

Игра: «Возьми игрушку».

Цель: продолжать развивать ориентировку в ближнем пространстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», и «близко».

Оборудование: Разные игрушки.

Ход игры: Учитель дает ребенку две игрушки, предлагает поиграть с ними. Затем берет их, просит закрыть глаза и раскладывает игрушки на столе – одну в пределах досягаемости руки ребенка, другую дальше. Ребенок открывает глаза, и педагог предлагает им взять свои игрушки, не вставая со стульев. Одну игрушку он может достать рукой, а другую нет. Потом меняет местами, затем ставит обе игрушки далеко и спрашивает у ребенка почему он не может достать, помогает ему сделать вывод: «Игрушки далеко». Придвигает игрушки к детям и говорит: теперь игрушки близко, ты можешь их достать.

Игра "Лабиринт".

Цель: I. Научить находить направление, в котором нужно двигаться в лабиринте.

2. Научить показывать и называть направление, в котором нужно двигаться в лабиринте.

Оборудование: лабиринт, выложенный на полу из листов цветной бумаги, кукла Аня.

Ход игры:

Учитель в начале игры сообщает детям, что сегодня к ним в гости пришла кукла Аня для того, чтобы научить их ходить по лабиринту. Для этого мы сначала посмотрим на лабиринт, он состоит из проходов, по которым можно легко передвигаться и барьеров, на которые нельзя наступать, и через них нельзя перешагивать. Прежде чем сделать шаг в лабиринте, нам нужно посмотреть, куда мы идем, показать, куда пойдём, и сказать, куда: вперёд, назад, вправо или влево мы будем делать следующий шаг. И только после этого делаем шаг.

Игра "Светофор". 

Цель: познакомить детей с пространственными отношениями предметов, выраженными с помощью наречий «сверху», «на середине», «снизу» «слева», «справа».

Оборудование: картонные макеты: жёлтый, красный, зелёный круги; красный квадрат, зелёный и жёлтый круги.

Ход игры: Дети выполняют задание по инструкции педагога:

а) на середину листа положите жёлтый круг, сверху от него – красный, а снизу – зелёный. Получились сигналы светофора. Нарисовать его.

б) на середину листа положить красный квадрат, слева от него положить зелёный круг, а справа – жёлтый. Рассказать, где лежат фигуры.

Кроме игр для развития пространственного мышления могут использоваться и специальные упражнения:

Для формирования пространственных представлений и коррекции их нарушений у младших школьников с умственной отсталостью могут применяться следующие упражнения:

1) Педагог просит сидящих за партами учеников положить руки на грудь, затем вытянуть их вперёд и спрашивает: «Как вы вытянули руки?» Дети отвечают: «Руки вытянули вперёд». Учитель просит посмотреть вперёд и сказать, что находиться впереди.

2) Дети кладут руки на спину, вытягивают их назад; оглядываясь назад, говорят, какие предметы находятся сзади. Затем школьники кладут руки на голову, поднимают их вверх, встают из – за парты, опускают руки к ногам и смотрят вниз.

3) К предметам, которые расположены от детей впереди (сзади, позади), справа (слева), может быть осуществлено движение –  это движение вперёд, назад, вверх, вниз, вправо, влево. Дети по указанию педагога, например, поднимают правую руку, устанавливают, какой предмет справа от них, идут к нему.

4) На последующих занятиях можно уже обойтись без предметов как цели движения. Школьники получают указание посмотреть, например, направо, налево, начать движение вправо, влево и т.д. но прежде чем начать движение, дети показывают рукой направление.

Используется также и работа в тетради. Взаимное положение геометрических фигур, различных рисунков на плоскости может быть полностью воспроизведено в тетрадях детей. Используя различные шаблоны, трафареты, цветные карандаши, педагог организует детей на выполнение, например, следующих заданий:

  1. поместить рисунок в определённом месте страницы (в середине, в центре; вверху слева, вверху справа; внизу слева, внизу справа; в верхнем (нижнем) левом (правом) углу);
  2. второй рисунок поместить в определённом положении по отношению к первому (выше, ниже, слева, справа, внутри, около, рядом, недалеко);
  3. третий рисунок поместить в определённом положении относительно предыдущих двух (например, между ними);
  4. сделать ряд рисунков, например, нарисовать несколько кругов (столько же, сколько у психолога), но раскрашивать их, придерживаясь данного учителем порядка (крайние круги, например, раскрасить красным карандашом, следующий за первым – зелёным или синим, круг перед последним – фиолетовым карандашом и т.д.). Чтобы ускорить работу, можно дать готовые ряды контурных рисунков, а дети должны их обвести, раскрасить.

Изучение пространственных представлений в начальных классах имеет огромное значение для развития и адаптации учащихся с задержанным психическим развитием. Уровень сформированности пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребёнка и возможностей его школьного обучения. Недоразвитие пространственного мышления является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении навыками чтения, письма и счёта, рисования, элементарными трудовыми действиями.

Создание жизненных ситуаций, специальные игры, повседневная деятельность учащихся с акцентированием их внимания на пространственном расположении предметов, занятия физкультурой, ручным трудом позволяют развивать и совершенствовать пространственные представления учащихся.

Литература

  1. Плаксина Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире. //Дефектология 1991 №4 с 44-49.
  2. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...

Доклад "Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики"

В выступлении говорится об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной д...

Презентация "Приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках химии и во внеурочной деятельности"

Технология развития критического мышления (ТРКМ)-образовательная технология, отвечающая современным требованиям образования, с учётом обновлённых ФГОС. Урок , построенный на принципах развития критиче...

СТАТЬЯ "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Статья "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...

Педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности.

Креативное мышление – компонент функциональный грамотности, который понимается как способность человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового ...