Педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татьяна Николаевна Малова

Креативное мышление – компонент функциональный грамотности, который понимается как способность человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он раньше не сталкивался.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация 475.27 КБ
Файл Приложение2.55 МБ
Microsoft Office document icon dlya_publikatsii.doc418 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности Автор работы: Малова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Актуальность темы На современном этапе развития образования происходит переосмысление роли ценностей, которые приобретают учащиеся. Современному обществу нужен творческий специалист, который способен самостоятельно ориентироваться в потоке новой информации, уметь критически мыслить, отстаивать и защищать свою точку зрения.

Слайд 3

Цель исследования : описать педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности на примере модели внеурочной деятельности в МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа ». Объект исследования: внеурочная деятельность в МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа ». Предмет исследования : педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности.

Слайд 4

Задачи исследования: проанализировать литературу по теме исследования ; изучить и описать педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности ; описать приёмы и методы работы, направленной на формирование креативного мышления у обучающихся; разработка дорожной карты по дальнейшей реализации внеурочной деятельности, основной целью которой является развитие креативного мышления.

Слайд 5

База исследования: МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа» Октябрьского ГО. Количество учащихся: 36 человек. Количество учащихся в 5-9 кл.: 22 человека. Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляют 7 педагогов. Результаты работы отражены на официальной странице школы в соцсети VK (см. QR- код ).

Слайд 6

Креативное мышление: понятие, подходы, методы «Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных (решений , и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения » [ Обновленные ФГОС ] .

Слайд 7

Методический инструментарий формирования креативного мышления на уровне ООО во внеурочной деятельности Диагностика уровня развития креативного мышления: «Фигурная форма теста творческого мышления» Э. П. Торренса (невербальная креативность); методика С. Медника (вербальная креативность); методика «Потребность в достижении » Ю. А. Орловой. 2 . Формирование креативного мышления с использованием разнообразных технологий.

Слайд 8

Модель внеурочной деятельности в МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа»

Слайд 9

Дорожная карта по развитию креативного мышления учащихся 5-9 классов во внеурочной деятельности МКОУ «Богородская СОШ», с\п «Зуевская школа» № п/п Мероприятия Сроки Ответственные исполнители Результаты 1. Организационно-управленческое обеспечение развития креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности 1. Создание рабочей группы, определение ответственных за координацию действий по развитию креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности. Август 2023 г. Образовательная организация. Приказ образовательной организации 2. Разработка плана мероприятий по развитию креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности. Август 2023 г. Образовательная организация. План мероприятий («дорожная карта»). 3. Участие во внутришкольных методических совещаниях по вопросам развития креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности Август 2023 г. – май 2024г. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Программы совещаний; размещение информации на сайте, в рабочих чатах по итогам проведенных совещаний

Слайд 10

Педагогические условия развития креативного мышления учащихся 5-9 классов кадровый потенциал школы ; современная модель внеурочной деятельности в школе, отвечающая обновленным ФГОС ; дорожная карта по развитию креативного мышления учащихся в образовательном учреждении.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности Автор работы: Малова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Приложение Рисунок 1 – Театральный кружок «Овации». Масленица.

Слайд 3

Приложение Рисунок 2 – Кружок «Рукоделие.

Слайд 4

Приложение Рисунок 3 – КТД. Новогодняя акция # Новогодниеокна .

Слайд 5

Приложение Рисунок 4 – КТД. Новогодние открытки на дверях и тематические ёлки в классах.

Слайд 6

Приложение Рисунок 5 – КТД. Подготовка и участие во II Муниципальном фестивале « Радуга национальных культур» Октябрьского ГО (II место)..



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Богородская средняя общеобразовательная школа"

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Автор работы

Малова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2023


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………...………………3

Глава 1. Креативное мышление: понятие, подходы, методы……………………..6

1.1. Сущность понятия «креативное мышление» и разнообразные подходы к его интерпретации в отечественной и зарубежной литературе …………………………………………………………………………………….......6

1.2. Методический инструментарий формирования креативного мышления на уровне основного общего образования…………………………………………….9

Глава 2. Создание педагогических условий для развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов в МКОУ «Богородская СОШ», структурном подразделении «Зуевская школа» во внеурочной деятельности………………………………………………………………………..14

2.1. Модель внеурочной деятельности в МКОУ «Богородская СОШ», структурном подразделении «Зуевская школа»…………………………….……14

2.2. Дорожная карта по реализации системы внеурочной деятельности, ключевой целью которой является развитие креативного мышления у обучающихся в МКОУ «Богородская СОШ», структурном подразделении «Зуевская школа»……………………..……………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………….25

Список литературы ……………...……………………..........……………………..27

Приложение…………………………………………………………………………31


ВВЕДЕНИЕ

Формирование функциональной грамотности является приоритетной задачей обновленных ФГОС общего образования, условием становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности. Согласно А. А. Леонтьеву «функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [20, с. 234].

Креативное мышление – компонент функциональный грамотности, который понимается как способность человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он раньше не сталкивался.

Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития образования происходит переосмысление роли ценностей, которые приобретают учащиеся. Современному обществу нужен творческий специалист, который способен самостоятельно ориентироваться в потоке новой информации, уметь критически мыслить, отстаивать и защищать свою точку зрения, основываясь на содержании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, обновленных ФГОС [2, 3].

Цель работы: описать педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов на примере модели организации внеурочной деятельности в МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа».

Объект: внеурочная деятельность в МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа».

Предмет: педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. проанализировать литературу по теме исследования;
  2. изучить и описать педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности;
  3. описать приёмы и методы работы, направленной на формирование креативного мышления у обучающихся;
  4. разработать дорожную карту по развитию креативного мышления во внеурочной деятельности на новый учебный год 2023-2024.

Теоретико-методологическая основа. К проблеме креативности в своих исследованиях обращались отечественные и зарубежные психологи: Д. Б. Богоявленская, Э. П. Торренс, Н. М. Азарова, Дж. Гилфорд, О. И. Глазунова, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, К. Джорджтаун, А. Я. Дорфман, Д. В. Ушаков, К. А. Торшина и другие.

Методы: анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, наблюдение и анализ имеющейся системы внеурочной деятельности, обобщение данных.

Опытно-экспериментальная база: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Богородская средняя общеобразовательная школа», структурное подразделение «Зуевская школа» Октябрьского городского округа. В школе обучаются 36 учеников, из них 22 человека – в 5-9 классах. Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляют 7 педагогов (рис. 1).

Рисунок 1 – QR-код на официальную страницу с/п «Зуевская школа» в социальной сети VK.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении информации по теме исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы реализовать мероприятия дорожной карты и поделиться с коллегами опытом развития креативного мышления учащихся в рамках внеурочной деятельности в МКОУ «Богородская СОШ», структурном подразделении «Зуевская школа».

Результаты работы будут интересны и полезны педагогам ООО, советникам по воспитательной деятельности.


ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ, МЕТОДЫ

1.1. Сущность понятия «креативное мышление» и разнообразные подходы к его интерпретации в отечественной и зарубежной литературе

Изучение проблемы «креативного мышления» берет начало с античных времен (Демокрит, Гераклит, Платон) и не прекращается до настоящего времени.

Платон в своих трудах писал, что каждый человек, обладает творческим потенциалом: «...все люди беременны как телесно, так и духовно...». На основе этого принципа Платон конструирует первую классификацию видов творчества: физическое, художественное, техническое, научное, общественно-политическое [8, с. 116].

З. Фрейд в начале XX века предположил, что креативность вытекает из противоречий между сознанием и неосознаваемыми побуждениями. В своих работах Фрейд отметил, что художники и писатели творят для того, чтобы выразить свои неосознаваемые желания средствами, приемлемыми с точки зрения культуры, то есть через искусство или литературу. Эти идеи нашли подтверждение в исследованиях биографий знаменитых творцов, в частности, Леонардо да Винчи.

Но первым концепцию креативности описал профессор психологии, член Американской психологической ассоциации Дж. Гилфорд. Он же выделил два типа креативного мышления: конвергенцию и дивергенцию.

Конвергентное мышление нужно, чтобы найти оптимальное решение проблемы, у которой много условий. Большинство людей пользуются в основном конвергентным мышлением. Именно на его развитие направлено обучение в школе: есть правильный ответ, до которого надо добраться, рассуждая определённым образом, либо выполняя известные действия. Дивергентное мышление работает сразу во многих направлениях. Используя его, можно найти для одной задачи несколько решений. Дивергентное мышление применяют, например, при мозговых штурмах, когда команда начинает предлагать разные варианты решений задачи, в том числе самые оригинальные. Люди с развитым дивергентным мышлением склонны к образности, оригинальности и быстроте восприятия. Они замечают детали, которые ускользают от большинства, способны за короткое время придумать множество идей и вариантов решения.

Дж. Брунер рассматривает развитие креативного мышления как три одновременно протекающих процесса: получение новой информации; преобразование; приспособление информации и проверка, контроль и оценка [8, с. 345].

Д. Б. Богоявленская утверждает, что «мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы» [6, с. 123].

Но с самого начала философы и психологи говорят одновременно о креативном мышлении, креативности, творчестве, творческом мышлении. Разделение творчества и высокого уровня развития интеллекта концептуально в отечественной психологии встречается у Я. А. Пономарева. Творчество соотносится с выработкой побочных продуктов своей деятельности, то есть новые нестандартные идеи, возникающие в ходе творческого процесса. Он рассматривает творческую деятельность как процесс создания «побочного» продукта.

Другой специалист по творческому мышлению, британский психолог Эдвард де Боно, предлагал ещё один способ мыслить креативно – латеральное мышление. Человеческий мозг предпочитает решать стоящие перед ним задачи проверенными способами, то есть шаблонами. Латеральное мышление предполагает новый взгляд на проблему, с неожиданной стороны, в том числе юмористический. Идея латерального мышления также легла в основу «design thinking». Дизайн-мышление – это методология решения задач с помощью не аналитического подхода, а творческого.

Психологи-гуманисты Г. Олпорт и А. Маслоу считали, что первоначальный источник творчества – мотив личностного роста. А. Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность – качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды. Главную роль в детерминации креативного поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений [8, с. 24].

Э. П. Торренс считает, что «творческое мышление – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности [15, с.143].

Р. Л. Солсо сужает термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая в итоге и приводит к новому или необычному видению проблемы, ситуации.

Если говорить об образовании, то в содержании ФГОС также дается трактовка понятия «креативное мышление». «Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения» [3, с. 12].

Е. Н Макарушина отмечает, что креативность как критерий эффективного обучения должен быть в современной педагогике основополагающим, а главной задачей современного образования должно стать развитие креативности через раскрытие творческого потенциала, для того, чтобы обеспечить человека качественным образованием [22, с. 499].

Несмотря на то, что в современной научной психологической литературе изучению творчества и креативности уделяется довольно большое внимание, все же отсутствует согласованность в понимании и разграничении этих терминов. Всё же большинство специалистов считают, что творческое и креативное мышление – это одно и то же. Хотя по происхождению слова «креативность» и «творчество» обладают общим значением («креативность» образовано от латинского «creo» – создавать, творить), есть тонкие отличия. Если творчество – создание новых предметов искусства, то креативность – создание новых идей, умение нестандартно комбинировать имеющуюся информацию. Творческое и креативное тесно связаны друг с другом и не встречаются по отдельности. Поэтому стоит рассматривать два этих типа мышления как одно.

1.2. Методический инструментарий формирования креативного мышления на уровне основного общего образования во внеурочной деятельности

Методический инструментарий педагога – это использование инновационных технологий, методов и приемов обучения и системы интегрированной оценки достижений учащихся с учетом требований ФГОС. В любом процессе обучения методический инструментарий играет ключевую роль. Он включает в себя все необходимые средства и методы управления обучаемыми, предназначенные для достижения целей обучения. Он также включает систему контроля, обратной связи и оценки успеваемости обучающихся.

Необходимо учитывать, что развитие креативности не происходит стихийно. Э. П. Торренс определил, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок [25, с.88]. Организовывая внеурочную деятельность необходимо:

  • ориентировать подростка на творческие решения;
  • создавать условия для проявления инициативы подростком;
  • поощрять различные творческие проекты (создание исследовательских проектов, креативное решение математических задач, художественных произведений, дизайн одежды, и т.д.);
  • предоставлять возможность действовать самостоятельно; воспитать у подростка осознания ценность творческих черт своей личности;
  • ориентировать на профессиональное становление.

Процесс развития креативного мышления начинается с мониторинга учащихся. Для выявления уровня развития креативности у обучающихся следует основываться на трех критериях: вербальная креативность, невербальная креативность, потребность в достижении.

Для диагностики невербальной креативности психологи и педагоги рекомендуют использовать тест креативности «Фигурная форма теста творческого мышления» Э. П. Торренса. Необходимо завершить незаконченные фигурки и придумать названия для рисунков. Для диагностики вербальной креативности применяют методику С. Медника. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад. Ю. А. Орлова разработала методику «Потребность в достижении». Без желания стремления к успеху подростки не будут заинтересованы в поиске и решении каких-либо задач. После определения уровня развития креативного мышления разрабатывается план дальнейшего формирования креативного мышления.

Существует большое количество разнообразных технологий, упражнений и обучающих ситуаций, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов.

 Сформировать креативное мышление учащихся на уровне основного общего образования во внеурочной деятельности помогут следующие технологии:

  1. технология формирования критического мышления. Суть данной технологии основывается на проектировании образовательных условий, в которых детям приходится работать с различными источниками информации, творчески переосмысливать прочитанное и осуществлять критическое оценивание. Технология критического мышления основана на применении следующих педагогических методов и приёмов: мозгового штурма, собирания «Корзины идей», составления эссе, интеллектуальных разминок, реализации ролевых проектов, содержательного группового чтения с остановками, построению причинно-следственных связей и логических цепочек.
  2. игровые технологии. Они направлены на выработку речевых умений и навыков, стимулируют умственную деятельность, развивают коллективизм и чувство ответственности перед другими. Типы игр: игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, обучающие, творческие, имитационные.
  3. технология мастерских. Основана на идее передачи способов деятельности, а не понятийной базы. Творческая деятельность считается главным показателем развития личности, поэтому она не оценивается. В рамках мастерских создается атмосфера сотворчества, взаимоуважения, ведения совместного поиска.
  4. технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Одни исследователи относят ТРИЗ к отдельной системе обучения, кто-то использует ТРИЗ в качестве технологии. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели. Использование ТРИЗ предполагает следующие принципы: объединения, копирования, дробления, динамичности, опережения, посредничества, принцип «наоборот», принцип обращения вреда на пользу, принцип согласования и рассогласования. ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:
  •  мозговой штурм. Проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных;
  •  синектика (метод аналогий) – сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом;
  •  морфологический анализ – поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений;
  •  метод фокальных объектов – поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов;
  •  метод Робинзона – поиск максимально разнообразных способов применений к предмету;
  •  системный оператор – поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему [18].
  1. проектная технология. Данная технология основана на идее повышения уровня заинтересованности обучающихся через создание проектов – решения проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. Проектная технология наиболее полно находит свое отражение при подготовке выставок, конкурсных работ, проведении исследований. Она способствует развитию учащихся в собственных силах, стимулирует творческое мышление, закрепление коммуникативных навыков.
  2. кейс-технология. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Главное её предназначение – развитие способности разрабатывать проблемы и находить их решение. Выделяют несколько видов кейсов: практические, обучающие, научно-исследовательские. Методы кейс-технологий:
  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
  • метод инцидента (учащимся необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения);
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.
  1. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Данная технология содержит элементы, которые активно используются на уроках и во внеурочной деятельности: интерактивные конкурсы, презентации, видеоролики, разнообразные проекты, интерактивные доски, виртуальные путешествия (музеи, театры). ИКТ повышают учебную мотивацию учащихся, развивают креативное мышление, делают занятия современными и интересными, формируют информационную культуру учащихся [23].
  2. технология ментальных карт (майндмэппинг) или интеллект-карт. Ментальные карты приобретают все большую популярность в сфере образования, и их использование входит в число инновационных педагогических технологий. Ментальные карты являются одним из эффективных способов когнитивной визуализации мыслительного процесса. Использование ментальных карт на занятиях позволяет:
  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
  • развивать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.);
  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.);
  • ускорять процесс обучения в определенной области [11].

Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта. Память и креативность – в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее. Достичь поставленной цели поможет перечисленный методический инструментарий.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В МКОУ «БОГОРОДСКАЯ СОШ», СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ «ЗУЕВСКАЯ ШКОЛА» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Модель внеурочной деятельности в МКОУ «Богородская СОШ», структурном подразделении «Зуевская школа»

«Педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают её эффективное функционирование и развитие» [12, с. 8].

Исследователи выделяют различные виды педагогических условий:

  1. организационно-педагогические условия (условие, организация, организационные условия, пространственная среда, образовательная среда, пространственно-образовательная среда, образовательные отношения);
  2. психолого-педагогические условия (преобразование конкретных характеристик личности, межличностное взаимодействие между индивидами);
  3. дидактические условия (отбор содержания, методов и организационных форм обучения.

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, часть образовательных отношений.

В нашей работе мы представляем действующую модель организации внеурочной деятельности в МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа» (рис. 2).

Рисунок 2 – Модель организации внеурочной деятельности в МКОУ «Богородская СОШ», структурном подразделении «Зуевская школа».

МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа» работает в рамках классно-урочной системы. Образовательный процесс организован в одну смену в режиме пятидневной учебной недели с 1-9 классы. Продолжительность уроков составляет 45 минут.  Продолжительность перемен – 10-20 минут. На внеурочную деятельность школьников отводится по 10 часов в неделю в каждом классе.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы организации внеурочной деятельности:

• соответствие возрастным особенностям обучающихся;

• опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

• опора на ценности воспитательной системы школы;

• свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Модель организации внеурочной деятельности нашей школы включает 5 направлений деятельности:

  1. общеинтеллектуальное;
  2. спортивно-оздоровительное;
  3. социальное;
  4. общекультурное;
  5. духовно-нравственное.

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

  • предметные недели;
  • библиотечные уроки;
  • конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.;
  • участие в олимпиадах;
  • разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное:

  • организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
  • проведение бесед по охране здоровья;
  • применение на уроках игровых моментов, физкультминуток;
  • участие в муниципальных спортивных соревнованиях.

3. Социальное:

  • беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты;
  • практикумы, конкурсы, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие;
  • участие в творческих конкурсах, в акциях;
  • участие и подготовка к мероприятиям;
  • разработка проектов.

4. Общекультурное:

  • беседы, экскурсии;
  • подготовка и участие в конкурсах;
  • сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия.

5. Духовно-нравственное:

  • организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
  • проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
  • участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, края.

Реализация направлений внеурочной деятельности в школе осуществляется несколькими путями:

  • реализация региональной программы «Финансовая грамотность»;
  • реализация программы «Киноуроки в школах России»;
  • посещение учащимися кружков и спортивных секций внеурочной деятельности школы;
  • участие в ключевых творческих делах класса и школы, внеклассных мероприятиях, организуемых классными руководителями (КТД);
  • деятельность ученических сообществ: юнармейский отряд «Орлята», волонтерский отряд «Беспокойные сердца»;

Для обучающихся с ОВЗ предусмотрено ведение обязательных занятий коррекционной направленности. Координирующую роль выполняет классный руководитель.

Планируемые результаты внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации действующей модели внеурочной деятельности.

Мероприятия по развитию креативного мышления учащихся в нашей школе реализуются в рамках:

1. кружковой деятельности. В нашей школе для учащихся 5-9 классов работают: «Творческая мастерская», «Рукоделие», театральный кружок «Овации». Учащиеся во время кружковой деятельности расширяют общий кругозор, развивают креативное мышление и мелкую моторику, учатся общаться и взаимодействовать друг с другом в непринужденной обстановке (см. Приложение 1);

2. мастер-классов, которые проводят выпускники и педагоги школы. Были проведены следующие мастер-классы: кулинарный, занимательная химия для начальных классов, изобразительное искусство, танцевальный, бисероплетение, флористический «Кроха-букет» (см. Приложение 2).

3. коллективных творческих дел (КТД). Учащиеся предлагают и реализуют собственные идеи оформления сцены, зала для разнообразных школьных мероприятий: «День Матери», «Осенний бал», «Выпускной», «23 февраля», «9 мая» и другие. Проявляют инициативу в организации и проведении акций. Участвуют в разнообразных конкурсах (см. Приложение 3).

В школе созданы условия для самореализации обучающихся, всё больше возможностей предоставляется для того, чтобы каждый ребенок мог проявить себя и быть успешным в том или ином направлении. Педагогами создаётся атмосфера взаимоуважения, поддержки каждого ученика.  Классные руководители, администрация школы в своей деятельности придерживаются принципов гуманности и толерантности.

Результаты работы по данному направлению представлены на официальной странице школы в соцсети VK.

2.2. Дорожная карта по реализации системы внеурочной деятельности, ключевой целью которой является развитие креативного мышления у обучающихся в МКОУ «Богородская СОШ», структурном подразделении «Зуевская школа»

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной [3].

«Дорожная карта – это вид планирования, подробный сценарий реализации основных направлений, мероприятий изменения сферы образования. Такая карта увязывает между собой видение, стратегию и план развития образования и науки и выстраивает во времени основные шаги этого процесса, позволяет просматривать вероятные сценарии развития» [19, с. 34.]. Дорожная карта помогает наглядно представить пошаговый сценарий развития определенного объекта, классов объектов, некой технологии, группы технологий, отрасли, индустрии, а в нашем случае – развитие креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности.

Цель дорожной карты – создание системы работы по развитию креативного мышления учащихся в МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа».

Задачи дорожной карты:

  1. развивать креативное мышление у обучающихся;
  2. изучать и анализировать имеющийся передовой опыт по применению современных педагогических технологий в развитии креативного мышления учащихся;
  3. подготовить педагогов к реализации технологий;
  4. провести открытые уроки, мастер-классы, мероприятия для формирования методической базы с целью подготовки трансляции опыта;
  5. обобщить и описать результаты, полученные в ходе реализации плана;
  6. определить проблемы, возникшие в ходе реализации плана, и пути их решения.

Ожидаемые результаты: развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в изменяющемся мире.

Основные принципы:

1. готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач;

2. совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные приемы;

3. соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

Нами была разработана дорожная карта по развитию креативного мышления учащихся 5-9 классов во внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Дорожная карта по развитию креативного мышления учащихся 5-9 классов во внеурочной деятельности МКОУ «Богородская СОШ», с\п «Зуевская школа»

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные исполнители

Результаты

1. Организационно-управленческое обеспечение развития креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности

1.

Создание рабочей группы,

определение ответственных за

координацию действий по развитию креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности.

Август 2023 г.

Образовательная организация.

Приказ образовательной организации

2.

Разработка плана

мероприятий по развитию креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности.

Август 2023 г.

Образовательная организация.

План мероприятий («дорожная карта»).

3.

Участие во внутришкольных методических совещаниях по вопросам развития креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности

Август 2023 г. – май 2024г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Программы совещаний;

размещение

информации на сайте, в рабочих чатах по итогам

проведенных совещаний

4.

Повышение квалификации

педагогических

работников по актуальным вопросам развития креативного мышления у обучающихся

Август 2023 г. – май 2024 г.

Учителя-предметники

Повышение квалификации

5.

Изучение методических

рекомендаций по

организации внеурочной

деятельности,

практических материалов

по развитию креативного мышления учащихся. Обсуждение

материалов.

Август 2023 г. – май 2024 г.

Заместитель

директора по

учебно-воспитательной

работе, учителя-предметники, члены рабочей группы

Конспекты, сценарии. Готовность к

реализации плана мероприятий

6.

Разработка примерных

сценарных планов, разбор

кейсовых заданий и

реальных ситуаций,

подготовка

дополнительных

материалов для

проведения

мастер-классов, кружковых занятий по развитию креативного мышления.

Август 2023 г. – май 2024 г.

Учителя-предметники, члены рабочей группы

Проекты сценарных

планов,

методические рекомендации по проведению занятий

2. Содержание деятельности ОО по развитию креативного мышления учащихся во внеурочной деятельности

1.

Проведение входного мониторинга по выявлению уровня развития креативности у обучающихся

Сентябрь 2023 г.

Учителя-предметники, члены рабочей группы

Результаты мониторингов

2.

Проведение итогового  мониторинга по выявлению уровня развития креативности у обучающихся

Апрель, май 2024 г.

3.

Анализ проведенной работы и планирование нового этапа развития креативного мышления учащихся

Июнь 2024 г.

Заместитель

директора по

учебно-воспитательной

работе, учителя-предметники, члены рабочей группы

Анализ работы

3. Информационно-методическое сопровождение разработки и реализации рабочих программ по развитию креативного мышления

1.

Формирование банка опыта «Креативный ребенок: лучшие

практики» (сценарии,

видеосюжеты, опыт).

В течение

года

Образовательная

организация

Размещение данных на

сайте, в соцсети ВК ОО (https://vk.com/schkola_zuevka ), в рабочих  чатах для учителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. В школах делают акцент на формирование креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Проанализировав литературу по теме исследования, можно сделать вывод, что нет общей точки зрения по поводу разделения понятий «творческое мышление» и «креативное мышление». Творчество – создание новых предметов искусства, креативность – создание новых идей, умение нестандартно комбинировать имеющуюся информацию. Творческое и креативное тесно связаны друг с другом и не встречаются по отдельности. Поэтому стоит рассматривать два этих типа мышления как одно. Важно увидеть и развить способности учащихся. В нашей школе креативное мышление учащихся активно развивается через внеурочную деятельность, поскольку вне уроков дети чувствуют себя более раскованными и заинтересованными.

Для того, чтобы эффективно развивать креативное мышление у обучающихся во внеурочной деятельности, необходимы педагогические условия. Таковыми условиями являются:

  1. кадровый потенциал школы;
  2. современная модель внеурочной деятельности в школе, отвечающая обновленным ФГОС;
  3. дорожная карта по развитию креативного мышления учащихся в образовательном учреждении.

В процессе исследования наметилась проблема – эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов, отказ применять современные образовательные технологии. Для более эффективной работы по данному направлению нами была разработана дорожная карта по развитию креативного мышления во внеурочной деятельности в МКОУ «Богородская СОШ», с/п «Зуевская школа» на новый учебный год 2023-2024.

В целом действующая модель организации внеурочной деятельности в нашей школе функционирует успешно (см. Приложение 4).

«Креативность – это изобретение, экспериментирование, рост, принятие рисков, нарушение правил, совершение ошибок и веселье» пишет   общественный деятель Мэри Лу Кук.   Ребенок развивается в тот момент, когда его не принуждают, когда он чувствует себя свободно и ощущает поддержку от взрослых, учителей. Важно, чтобы учащиеся находились в процессе обучения в позиции исследователя, испытателя и творца. Реализации данной системы способствует внеурочная деятельность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» (в ред.06.10.2020). – [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Zakon-Permskogo-kraya-ot-12.03.2014-_red.-06.10.2020_.pdf (дата обращения: 12.06.2023).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/  (дата обращения: 12.06.2023).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). – [Электронный ресурс]. URL: https://slavschool.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Obr_standarty_i_trebovaniya/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_31.05.2021_N_287_red._ot_08.pdf (дата обращения: 24.05.2023).
  4. Александрова Е. А. Образовательное пространство школы: на перекрестке субкультур // Народное образование. – 2009. – №8. – С. 234-238.
  5. Александрова Е. А., Иванцова И.Е. Образовательное пространство и образовательная среда: сравнительный анализ понятий // Педагогическая деятельность в продуктивном образовании: альманах Продуктивное образование. – М.: Экшэн, 2005. – Вып. 3. – С. 58-66.
  6. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону.: Издательство Ростовского университета. – 1983. – 173 с.
  7. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2013. – № 10. – С. 8-14.
  8. Голубова В. М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности // Фундаментальные исследования: электронный журнал. – 2015. – № 2-5. – С. 23-27. [Электронный ресурс]. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36985 (дата обращения: 02.07.2023).
  9. Грачева А. В. Исследование современных подходов к понятию креативного мышления в образовательной системе // Территория науки: электронный журнал. – 2016. – № 6. – С. 25-28.
  10. Демина О. С. Образовательная среда школы в аспекте требований ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – № 2 (35). – С. 94-96.
  11. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 443 с.
  12. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education: электронный журнал. – 2012. –  № 1. – С. 8-14. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.genproedu.com/paper/2012-01/008-014.pdf (дата обращения: 27.07.2023).
  13. Кинг Л. Тесты на креативность. – Санкт-Петербург: Питер Питер Принт, 2005. – 95 с.
  14. Козьяков Р. В. Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению // Современная зарубежная психология: элекронный журнал. – 2022. – № 4. – С. 117-126. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n4/jmfp_2022_n4_Kozyakov.pdf (дата обращения 26.06.2023).
  15. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.: ИПП, Воронеж, 1997. – 47 с.
  16. Креатив как территория прогресса. Сибирь XXI века / под ред. О.А. Карловой. Красноярск: СФУ, 2007. – 381 с.
  17. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. В. В. Попов, Ю. Г. Круглов. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ, 2012. – 323 с. – [Электронный ресурс]. URL:  https://search.rsl.ru/ru/record/01005468590 (дата обращения: 24.06.2023).
  18. Кузнецова Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности обучающихся // Региональное образование: современные тенденции. – 2020. – № 1 (40). – С. 123-126.
  19. Кузык Ю. Что такое дорожная карта? // Новое знание: электронный журнал. – 2011. – № 5. – С. 34-37. [Электронный ресурс]. URL: http://novznania.ru/2011/01/20/что-такое-дорожная-карта/ (дата обращения: 25.06.2023).
  20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2011. – 786 c.
  21. Леонтьева Т. В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности // Науковедение. – 2015. – № 1 (201). – С. 34-39.
  22. Макарушина Е. Н. Феномен креативности и творчества в системе высшего образования // Фундаментальные исследования: электронный журнал. – 2011. – № 12. – 499-501.  [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kreativnosti-i-tvorchestva-vsovremennoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 11.06.2023).
  23. Малова М. М. Педагогические условия как основа достижения целей педагогического контроля // Проблемы современного педагогиского образования: электронный журнал.  – 2022. – № 79. – С. 150-152 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-kak-osnova-dostizheniya-tseley-pedagogicheskogo-kontrolya (дата обращения: 12.06.2023).
  24. Мишута И. С. Использование ИКТ технологий во внеурочной деятельности // Инновационная наука: электронный журнал. – 2021. – № 7. – С. 119-120. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ikt-tehnologiy-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.06.2023).
  25. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2020. – 560 с.
  26. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 88.
  27. Цветкова И. В. Оценка взаимоотношений школьников с учителями как показатель комфортности образовательной среды // Карельский научный журнал, 2020. – № 3 (32). – С. 114-117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская: «Развитие креативного мышления творчески одарённых детей» (презентация)

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на ...

"Развитие пространственного мышления у школьников с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности".

Изучение пространственных представлений в начальных классах имеет огромное значение для развития и адаптации учащихся с задержанным психическим развитием. Уровень сформированности пространственных пре...

Семинар "Развитие креативного мышления у обучающихся"

Семинар "Развитие креативного мышления у обучающихся"...

Презентация "Приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках химии и во внеурочной деятельности"

Технология развития критического мышления (ТРКМ)-образовательная технология, отвечающая современным требованиям образования, с учётом обновлённых ФГОС. Урок , построенный на принципах развития критиче...

Рабочая программа факультативного курса "Креативное мышление" для обучающихся 6-8 классов

Представленный материал относится к Модулю "Развитие функциональной грамотности обучающихся"...

Педагогические условия развития критического мышления у учащихся на уроках математики

В статье рассматриваются педагогические условия развития критического мышления у школьников на уроках в математики....