СТАТЬЯ "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
статья
Статья "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Умственная отсталость является устойчивым нарушением в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сферы развития человека по причине органического поражения коры головного мозга и центральной нервной системы. Данное состояние не может быть обратимо. Количество людей с таким дефектом развития составляет 1-3% от общего числа населения.
Дети с умственной отсталостью отличаются недоразвитием познавательных интересов и мелкой моторики. Несмотря на то, что умственная отсталость необратима, необходимо проводить коррекционную работу с детьми имеющими данное отклонение.
Развитие мелкой моторики способствует повышению уровня владения речью, совершенствованию способности к концентрации внимания, а также развитию внимания, мышления, памяти и становлению благоприятного эмоционального состояния.
Существует множество способов развить мелкую моторику. Но для достижения максимального эффекта от коррекции необходимо заинтересовать ребенка. Дети с умственной отсталостью проявляют большой интерес к ярким цветам, нежели нормально развивающиеся сверстники. Поэтому важно в коррекционно-развивающей работе использовать яркие и необычные техники, одной их которых является квиллинг.
Квиллинг - это техника создания плоских или объемных фигур-композиций из скрученных полосок бумаги, при помощи специальных инструментов и материалов. Замечено, что занятия квиллингом увлекательны для младших школьников, так как за мгновение обычная полоска бумаги превращается в настоящий шедевр. В процессе данной деятельности обучающиеся скручивают полоски бумаги, превращая их в мелкие элементы из которых состоит поделка, тем самым оказывая корригирующее действие на познавательные процессы. Техника квиллинга не является сложной, поделку можно изготовить за короткое время, это привлекает детей, так как результат их работы виден сразу и дети с умственной отсталостью, характеризующиеся высокой утомляемостью не испытывают ее.
Мною разработана программа внеурочной деятельности «Квиллинг».
Коррекционно-развивающее занятие с использованием техники «Квиллинг»
Тема: «Цветущий подснежник»
Цель: создание среды для развития мелкой моторики обучающихся, сплочение и развитие коллектива.
Задачи:
- способствовать развитию мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику и практическую работу;
- развивать умение продумывать замысел и самостоятельно выстраивать последовательность работы;
-работать над развитием процессов анализа и синтеза через отгадывание загадок.
- формировать практические навыки при выполнении весенней композиции;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Базовые учебные действия:
Личностные:
-самостоятельность в выполнении задания.
Регулятивные:
- адекватно использовать ритуал школьного поведения.
Познавательные:
-знать и использовать правила безопасной работы с клеем;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ.
Планируемые результаты:
Предметный результат:
- уметь изготавливать композицию в технике квиллинг.
Личностные результаты:
-стремиться к умению создавать прекрасное.
Коммуникативные результаты:
- использовать примерные ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и педагогом;
-вступать в контакт и работать в коллективе.
Оборудование: иллюстрации с изображением первоцветов, полоски разного цвета, салфетки, клей, ножницы, картон палочка для скручивания.
1.Организационный момент:
Педагог приветствует детей, настраивает эмоциональное состояние на работу. Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наблюдаю в ваших глазах любознательность, хочу сегодня вам пожелать радостного и творческого настроения!
2.Введение в тему занятия:
Педагог: Ребята, что вы видите за окном?
Ответы детей: Светит солнце, ясное небо, начали распускаться листочки на деревьях, на ветках. береза выпустила сережки, прилетели перелетные птицы).
Педагог: Правильно, ребята, одним словом - наступила весна. Скоро природа украсит наш школьный сад свежей зеленью и прекрасными цветами.
А я предлагаю вам сегодня на занятие изготовить цветы, чтобы мы могли ими украсить наш класс и создать тем самым весеннее настроение. Для этого у нас есть вот такой большой зеленый лист, который будет у нас полянкой. А какие цветы мы с вами будем изготовлять, вы узнаете отгадав загадку.
Только снег сойдет
И он беленький цветет?
Ответы детей: Подснежник.
3. Сообщение темы занятия:
-Правильно ребята это подснежник. И сегодня мы с вами будем украшать класс цветущими подснежниками. Изготавливать мы их будем вот из этих бумажных полосок с помощью техники квиллинг. Как мы уже знаем в квиллинге существует большое количество базовых элементов. Назовите те элементы, которые подойдут к изготовлению подснежника.
Ответы детей: капля, лист, тугая спираль, свободная спираль, рожки.
Педагог: Молодцы ребята подобрали правильно основные формы для композиции. Но прежде чем выполнять композицию напомните мне, как безопасно работать с клеем?
Ответы детей:
Правила работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой.
2. Излишки клея убрать салфеткой или тряпочкой.
3.Не нужно лить в баночку много клея.
4.После работы кисточку и руки хорошо вымой с мылом.
Педагог: А сейчас я повторю последовательность выполнения цветка в данной технике:
1.Выбрать подходящий цвет к изготовлению цветка.
2.Изготовить бумажные роллы.
3.Сделать лепестки.
4.Собрать цветы на лист картона.
5. Разместить и приклеить на картон.
Прежде чем приступить выполнению задания, подготовим наши пальчики к работе.
- Пальчиковая гимнастика
Белый цветочек вырос в лесу,
(соединяют и раскрывают кисти рук, имитируя цветок)
Первым встречает солнце, весну.
(приветственно делают взмахи кистями рук)
Солнечным утром раскрыл лепесток,
(складывают кисти рук вместе и по очереди отгибают пальцы)
В теплой землице его корешок.
(имитируют кистями рук корень цветка)
- Гимнастика для глаз
Ребята, вместе со мной сделаем гимнастику для глаз
Мы весной пойдем гулять (резко перемещают взгляд
Будем прыгать и скакать, вправо-влево)
Вверх-вниз, вверх-вниз, (резко перемещают взгляд
Кто выше, тот получит приз вверх-вниз)
Светит солнце высоко (поднимают руку вверх, смотрят на указательный палец)
Мы цветы найдем легко (перемещают взгляд вниз)
А сейчас закройте глаза и попробуйте представить свой цветок, какие детали нужно заготовить? А теперь откройте глаза и приступайте к работе.
7. Практическая часть:
Дети выполняют композицию «Цветущий подснежник»
(звучит спокойная музыка)
8. Выставка работ, подведение итогов:
Педагог: Ребята, посмотрите какие красивые цветы у вас получились. Всего несколько бумажных полосок, ваше терпение и старание и вот перед вами замечательная композиция из подснежников, и класс наш наполнился весенним настроением.
9. Рефлексия.
Работа со смайликами.
Педагог: Я предлагаю вам оценить работу на занятие. Покажите смайлик настроения, мы узнаем, всё ли у вас сегодня получилось, понравилось ли вам занятие.
Зелёный - если вам понравилось занятие и у вас всё получилось ?
Красный- если у вас возникли какие-либо затруднения при выполнении задания.
Результаты включения в коррекционную работу курса занятий техникой квиллинг показывает хорошие результаты. Уровень развития мелкой моторики и познавательных процессов повышается. Дети, имеющие шаткое эмоциональное состояние, становятся более спокойными на занятиях. В ходе деятельности обучающиеся задают вопросы педагогу, проявляя интерес, обращаются за помощью друг к другу, тем самым развивая речь, коммуникативные навыки и творческие способности. За счет предварительной работы, расширяется кругозор обучающихся.
Список используемой литературы:
1. Богатырева, Е. П. Ранняя помощь детям с особенностями в развитии как актуальная гуманитарная проблема [Текст] / Е. П. Богатырева, Л. В. Мясникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2.
2. Букина, С. Квиллинг 3D. Магия волшебных завитков / С. Букина, М. Букин. - М.: Феникс, 2014. - 609 c.
3. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
4. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста
Материал о результативности занятий квиллингом...
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...
Игровая технология для развития мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью. Пальчиковые дорожки
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательн...
Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Октябрь 2020
Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»...
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...
Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...
Консультации для воспитателей на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...