Конспект урока.Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 6 класс
план-конспект урока (6 класс) на тему
Урок в коррекционной школе
Цель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего рода
Задачи:
-Образовательная: формирование навыков правописания окончаний имён прилагательных в дательном падеже;
-Развивающая: развитие умения выявлять связь прилагательных с существительными и определять падеж прилагательных по падежу имён существительных; систематизация и обобщение знаний об именах прилагательных; коррекция памяти и внимания.
-Воспитательная: воспитание интереса к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.p._prilagatelnyh.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дательный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода
6 класс
Цель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего рода
Задачи:
-Образовательная: формирование навыков правописания окончаний имён прилагательных в дательном падеже;
-Развивающая: развитие умения выявлять связь прилагательных с существительными и определять падеж прилагательных по падежу имён существительных; систематизация и обобщение знаний об именах прилагательных; коррекция памяти и внимания.
-Воспитательная: воспитание интереса к родному языку.
Оборудование: таблица « Падежные окончания имён прилагательных»; предметы(яблоко, виноград, тыква, перец); карточки для «Орфографической минутки», карточки с прилагательными, игра «Лесенка», магниты « лягушонок» , «лягушка».
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Сядьте правильно.
Обратите внимание на осанку. Настроение хорошее.
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
2. Повторение пройденного материала.
-Ребята, какую часть речи вы изучаете? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? Дайте полное определение этой части речи. Для чего в речи используют имена прилагательные?
-Верно, без них речь была бы невыразительной, бедной, а сейчас с их помощью мы узнаем о цвете, форме, запахе, качестве вот этих предметов ( яблоко, виноград, тыква, перцы)
Задание 1. У меня в руках яблоко. Какое оно? (спелое, красное, крупное, ароматное).
Далее ученики подбирают прилагательные к каждому предмету, поставив вопрос от существительного, а также определяют род и число имён прилагательных, объясняя, что во множественном числе род не определяется.
Задание 2. Ученики называют предметы, которые видят в классе, определяют часть речи ( класс, шкафы, доска, окна, ученики). Составьте предложение из этих существительных ( В классе, где есть шкафы, доска и окна, учатся ученики.)
-Как вы считаете, интересное получилось предложение? А теперь подберём к каждому существительному имя прилагательное. Смотрите, как изменилось предложение:
«В нашем светлом классе с большими чистыми окнами, где есть книжные шкафы и классная доска, учатся замечательные, весёлые и умные ученики».
-Ответ стал развёрнутым, полным, а речь точной и образной. Что нам помогло?
Имя прилагательное.
3.Проверка домашнего задания с.157 №258. Проверка (выборочно) – в словосочетаниях имён прилагательных с существительными определить падеж.
-Что необходимо сделать прежде, чем писать окончание
- От какого слова зависит род, число, падеж прилагательных?
- Назовите окончания прилагательных м. и ср. рода в Р. п.
4. Орфографическая минутка. Карточки с предложением « мы ж . веем вкрасивом Городе мытищи».Для слабых учеников индивидуальное задание. Задача учащихся вставить пропущенные орфограммы. Проверка на доске.
Дополнительные вопросы:
- Какое предложение по цели высказывания?
- Найдите в тексте имя прилагательное. С каким существительным оно согласуется?
5. Объяснение нового материала.
Мы продолжаем изучать часть речи « Имя прилагательное». Знаете, как оно рассказывает о себе:
С одними существительными не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить, им веселее станет жить!
- Да, прилагательные как - бы прилагаются к существительным ( отсюда название), им приходится приспосабливаться, изменяться вместе с ними по родам, числам, падежам.
Сегодня мы продолжаем наблюдать за изменениями имён прилагательных в дательном падеже.
а). Работа с учебником у доски и в тетрадях с. 158 №259. Задача: выписать словосочетания, поставить вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончания, определить падеж прилагательных.
Вывод: прилагательные м. р. и ср. р. в Д. п. отвечают на вопрос: КАКОМУ? И имеют окончания -ОМУ, - ЕМУ. Запись схемы в тетради.
б). Анализ словарного слова КАЛЕНДАРЬ ( система счёта дней в году).
Поставьте ударение, выделите безударные гласные, подберите однокоренные слова, подберите прилагательные ( красивый, настенный, маленький и т. д.) Предлагаю загадку:
Под Новый год пришёл он в дом весёлым бодрым толстяком. Но каждый день терял он вес, и, наконец, совсем исчез. Отрывной календарь.
Задание: поставьте словосочетание красивый настенный календарь в дательном падеже, запишите, выделите окончание. Дополните вывод на с.158.
Физкультминутка.
Мы в лесу. Как здесь надо себя вести?
Не ломать! Не кричать! Не жечь!
Эту красоту надо беречь!
Руки подняли и покачали, словно деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, - ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем: руки, как крылья, сложили назад. Наклонились и присели. Заниматься тихо сели.
6. Закрепление нового материала.
- Ваша задача: рассуждать логически и выбрать наиболее точное прилагательное из двух представленных: тонкий, скользкий ; сильный, смелый. Поставить его в Д. п. и записать предложения:
Опасно кататься по …льду. …. человеку не страшны трудности.
Вывод.
6. Игра «Лесенка».
- Ребята, человеку надо постоянно упражнять свой ум, чтобы он развивался. В древности детям загадывали загадки и ребёнка считали взрослым, если он умел их разгадывать. В загадках будет много прилагательных. Ваша цель: узнать существительное – предмет по его признаку.
На доске кроссворд – лесенка.
-Помогите лягушонку спуститься к маме – лягушке. Как только вы отгадываете слово, он спрыгивает на следующую ступеньку.
- Круглый, гладкий и пузатый. Больно бьют его ребята. Мяч.
-Он пушистый, серебристый, белый – белый, чистый – чистый. Снег.
-Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Кошка.
- Длинный, зелёный, вкусен и солёный. Огурец.
Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам. Верблюд.
7. Итог урока.
- Вы хорошо отгадывали загадки, уже можно сказать, что вы стали взрослее. И если будете дружить с именами прилагательными, то ваша речь будет правильной, интересной и выразительной.
Запомнили от какого слова зависит падеж прилагательного? Какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже?
Подберите прилагательные, выражающие ваше впечатление от урока( нужный, интересный, нескучный).
Молодцы! Вы лучше всех! Оценки.
8. Домашнее задание с.160 №264(3, 4, 5), объяснение.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».
Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».
Класс: 8аТема: Склонение имён существительных в единственном числе.Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.Задачи:Обучающие: систематизировать у...
Конспект урока по письму и развитию речи 5 класс «Закрепление знаний о склонении имён существительных»
Материал представляет собой подробный конспект урока...
Конспект урока письма и развития речи в 5 классе "Третье склонение имён существительных"
Конспект урока письма и развития речи по теме "Третье склонение имён существительных" + презентация предназначен для учащихся 5 класса с нарушением интеллекта....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Цели урока: Образовательные: 1) обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»;2) совершенствование навыков...