Конспект урока письма и развития речи в 5 классе "Третье склонение имён существительных"
план-конспект урока (5 класс)
Конспект урока письма и развития речи по теме "Третье склонение имён существительных" + презентация предназначен для учащихся 5 класса с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pisma_i_razvitiya_rechi_v_5_klasse_trete_sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 47.29 КБ |
slaydy_k_uroku_3_sklonenie.ppt | 1003.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ Омской области
«Тарская адаптивная школа – интернат»
Конспект открытого урока
письма и развития речи в 5 классе
«Третье склонение имён существительных»
Составила и провела:
учитель письма и чтения
I квалификационной категории
Василевич Е.Н.
2020 г.
Тема: «Третье склонение имён существительных»
Тип урока: комбинированный
Цель: Формирование понятия о третьем склонении имён существительных.
Задачи:
1) Образовательные:
- учить определять 3 склонение имён существительных по начальной форме (И.п., ед.ч.), применяя алгоритм;
- обогащать словарный запас.
2) Коррекционно – развивающие:
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
- развивать память, внимание, мышление учащихся;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
3) Воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- формировать адекватную самооценку;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» В.В. Воронковой, мультимедийный экран, проектор, компьютер, презентация, листы самооценки, карточки для индивидуальной работы, разрезанные пословицы для работы в парах, интерактивный тренажёр для контроля знаний.
Ход урока:
I Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас снова видеть.
- Какой у нас урок?
(урок письма и развития речи)
- Начнём с проверки готовности к уроку. Я буду называть, а вы проверяйте:
Тетрадь Ручка Учебник Дневник.
(слова появляются на слайде)
- Я вижу, что вы готовы для дальнейшей работы.
Итак, начнём.
- Посмотрите на слайд, из первых букв этих слов получилось слово.
- Прочтите.
(Труд).
- Труд ученика – это работа на уроке. А это значит, если вы сегодня на уроке хорошо поработаете, будете активными и внимательными, будете помогать друг другу, то в конце урока вас всех ждёт успех).
- 1) Назовите часть речи, к которой относятся эти слова.
(это имена существительные)
- Почему они существительные?
(Потому что эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы).
- Отгадайте ребус и скажите, какую тему изучаем на протяжении нескольких уроков.
(Мы изучаем склонение имён существительных).
- Какого склонения существительное «ручка»?
(Существительное «ручка» 1 склонения).
- Почему?
(Потому что оно женского рода, имеет окончание – а).
- А «учебник» и «дневник»?
(Эти существительные 2 склонения).
- Вспомните тему прошлого урока и скажите, почему слова «учебник и дневник» относятся ко 2 склонению.
(Эти существительные мужского рода, оканчивается на согласный).
- Какое существительное ещё осталось на слайде?
(осталось слово «тетрадь»).
- Какого рода слово «тетрадь»?
(женского рода)
- Почему нельзя отнести к 1 склонению?
(Потому что нет окончания – а).
- Что на конце этого слова?
(На конце мягкий знак)
- А почему нельзя отнести ко 2 склонению?
(Потому что оно женского рода).
- Предположите, к какому склонению будет оно относиться?
(Это существительное 3 склонения).
- Верно.
- Как будет звучать тема урока?
(Третье склонение имён существительных).
- Откройте свои рабочие тетради.
- Но прежде, чем начнём записывать тему урока, я хочу обратить ваше внимание на то, что в тетради надо писать аккуратно.
- Итак, сядьте правильно, выпрямите спины. Отступите две линейки и запишите дату и тему урока. Обратите внимание на подчёркнутые орфограммы.
Тринадцатое февраля.
Классная работа.
Третье склонение имён существительных.
- Ребята, какова будет цель урока?
( Научиться определять существительные 3 склонения).
- Верно, мы сегодня узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению и будем тренироваться выделять их среди других слов.
- А зачем нам нужно изучать существительные 3 склонения? Где пригодятся нам эти знания?
(Знание темы поможет правильно писать окончания существительных).
- Сегодня на уроке вы будете отвечать на вопросы, работать у доски и в тетрадях, выполнять некоторые задания вместе, некоторые с соседом по парте, некоторые самостоятельно.
- Оценивать свою работу на уроке будете сами. Перед вами лежат листы самооценки, где вы будете проставлять себе баллы. Вспомним критерии оценивания. Если задание выполнено верно, то ставим (2 балла), задание сделано с ошибками, помогал учитель или одноклассники - (1 балл), не справились с заданием – (0 баллов), но я надеюсь, что среди нас таких не будет. В конце урока подсчитаете свои баллы и определите, какую отметку за работу вы получите. Таким образом, набрав за урок 10 – 8 баллов, получите «5», 7 – 5 баллов – «4», менее 4 баллов – «3». Напоминаю, что можно ещё получить бонус от учителя.
- Но только ли отметка важна в итоге?
(Знания важнее).
Итак, начнём.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, дома вам нужно было выбрать и повторить из словарика в учебнике словарные слова, которые можно взять для составления рассказа о природе родного края.
Проверим.
- Ребята 2 диф. группы работают по карточке №1(заранее на столах).
- Прочитайте задание.
(Вставь пропущенные буквы в словарные слова).
- Остальные (1 диф. группа) записывают слова под диктовку, при этом ребята 1 ряда находят и подчёркивают существительные 1 склонения, ребята 2 ряда – 2 склонения.
Записываем первое слово с большой буквы, остальные через запятую с маленькой, подчёркиваем буквы, которые запоминали.
Равнина, овраг, охрана, болото, север, природа. (6слов)
- Все эти слова на тему природа.
- Почему я в этот ряд слов включила слово «охрана»?
(Потому что надо беречь и охранять природу).
- А как вы можете это делать?
(Не бросать мусор, не разжигать костры в лесу).
- Где вы можете столкнуться с написанием этих слов?
(На уроках природоведения и краеведения).
- Проверим, правильно ли вы написали словарные слова.
- Ребята, которые работали по карточке, проверяют себя сами.
- Остальные поменялись тетрадями.
- Посмотрите на экран, сравните с записью в тетради, возьмите простые карандаши, неправильно написанные буквы зачеркните вертикальной линией, сверху напишите правильную букву. Верните тетради.
- В слова «равнина» должна быть написана буква «а» и т.д.
- Где в слове «овраг» можно, помимо написания непроверяемой буквы, ошибиться?
(В слове «овраг» можно написать на конце букву «к»).
- Какое правило спряталось в слове «овраг»?
(Правописание звонких и глухих согласных в корне слова).
- Назовите существительные 1 склонения.
(Равнина, охрана, природа).
- Назовите существительные 2 склонения.
(Овраг, болото, север)
- В листах самооценки в графе «Проверка домашнего задания» поставьте себе баллы.
- Отложите.
III. Изучение новой темы через ввод нового словарного слова.
- Мы повторили изученные словарные слова, а сегодня познакомимся с новым словом «область».
- Запишите с новой строки, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
- Кто знает значение этого слова?
(ответы детей).
- В Толковом словаре «область» определяется как «часть страны, территория».
(на слайде контур Омской области).
- В какой стране мы живём?
(Мы живём в России).
- Как называется наша часть страны, наша область?
(Омская).
- Запишем словосочетание Омская область
- Правильно. А зачем нужно знать, где мы живём?
(Чтобы написать адрес на конверте).
- Где вы уже встречались с этим словом?
(На уроках СБО).
- Сколько в слове «область» гласных? Запишите.
(2 гласных).
- Сколько согласных? Запишите.
(4 согласных).
- Какую роль выполняет ь?
(показывает, что согласный нужно произносить мягко).
- Разделим слово на слоги. Сколько слогов? (вызвать ученика).
(2 гласных, значит 2 слога - о – бласть).
- А теперь разделим слово для переноса. Вспомните правила переноса. Можем ли мы оставить на строке или переносить одну букву?
(Нет).
- Верно. Запрещается переносить и оставлять в конце строки одну гласную, хотя и образующую слог. Поэтому поделить слово для переноса можно только так: об – ласть (пишу на доске сама).
- Ребята, к какой части речи относится слово «область»?
( Область – что? Это имя существительное).
- Определите склонение. Вспомните алгоритм «Как определить склонение у имён существительных»?
(Мы определяем склонение по роду и окончанию).
- Какого рода слово «область»?
(Область – она, моя – женского рода).
- А теперь склонение?
- Почему не можем отнести слово к 1 склонению?
(Нет окончания –а, - я).
- Вспомните, в начале урока мы не определили склонение у слова «тетрадь». Сравните эти 2 слова.
(на слайде)
(Эти слова женского рода, на конце ь).
- А теперь сделайте вывод.
(Существительные женского рода с мягким знаком на конце будут относиться к 3 склонению).
- Откройте учебники на странице 126.
- Сравним наш вывод с правилом в учебнике.
- Прочитай …, громко вслух.
(вывешиваю таблицу)
3 скл.
ж.р.
на ь
- Кто напомнит, какая тема урока.
(Третье склонение имён существительных).
- Составим предложение, используя словосочетание Омская область.
(Я живу в Омской области).
Запишем предложение.
- Возьмите «Листы самооценки» и в графе «Словарная работа» поставьте себе баллы, отложите.
IV. Первичное закрепление нового.
Работа с учебником.
- Сейчас мы с вами будем тренироваться находить существительные 3 склонения среди других слов.
- Запишите в тетради Упражнение 322.
- Прочитайте задание.
(Выпишите имена существительные 3 склонения. Укажи их род и конечную букву.)
- Выполняем упражнение у доски и в тетрадях (по цепочке).
- Итак, к доске пойдёт … первое слово записываем с большой буквы, остальные через запятую с маленькой.
Дочь, ( - Какое правило спряталось в этом слове? Правописание существительных с шипящей на конце), мать, дверь, кровать, печь, площадь, тетрадь. (7 слов)
- Итак, что мы делали?
(Мы выписывали существительные 3 склонения)
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
(К 3 склонению относятся существительные женского рода с ь знаком на конце).
- Возьмите «Листы самооценки» в графе «Работа с учебником» поставьте себе баллы.
Физминутка
- А теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Доскажи словечко».
- Если вы произносите слово 1 склонения – хлопок в ладоши, 2 склонение – 2 притопа, 3 склонение – присесть.
- Вы сказали, что дружные и внимательные. Сейчас мы это проверим.
1. Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…(белка).
2. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох).
3. Его рукою не возьмёшь
Кто же это? Это …(ёж).
4. Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это …(рысь).
5. В каменной рубахе
Ходит … (черепаха).
6. Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна …(тетрадь).
- Отдохнули, а теперь двигаемся дальше.
V. Самостоятельная работа.
- А теперь осталось проверить, как вы усвоили тему урока.
Упражнение 323.
Ребята 2 диф. группы выполняют карточку №2.
Прочитайте задание.
(Из ряда слов выпиши существительные 3 склонения).
- … выполняет подобное задание на компьютере «Интерактивный тренажёр»
Остальные ребята выполняют задание, которое дано в учебнике.
- Прочитай громко, вслух.
(К данным прилагательным из слов для справок подбери существительные 3 склонения. Укажи род, подчеркни конечную букву).
Разбираем. Записываю на доске.
- К прилагательному «Красная» я выбираю из предложенных слов и считаю, что оно больше других подходит по смыслу существительное 3 склонения «площадь» (ж.р.). Указываю род, подчёркиваю конечную букву.
- Ребята, кто знает, где находится Красная площадь?
(В Москве).
- Верно. Это наша достопримечательность.
- Кто не понял, как выполнять это упражнение?
- Работаем самостоятельно.
- Проверяем. Независимо от того, что вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые. Проверяем по слайду (самопроверка).
- А … работал за компьютером, давайте проверим, как он справился со своим заданием.
- Возьмите «Листы самооценки», в графе «Самостоятельная работа» поставьте себе баллы, отложите.
VI. Работа в парах.
- Ребята, а сейчас вы будете работать в парах. Перед вами конверты, в которых разрезанные пословицы.
- Послушайте внимательно задание. Вам с соседом по парте нужно собрать пословицу, обсудить, о чём она, записать в тетрадь, найти существительное 3 склонения, указать род и подчеркнуть конечную букву. Договориться, кто из вас будет отвечать.
- Кто не понял, что надо делать?
- Тогда приступаем к работе.
1. Жизнь (ж.р.) дана на добрые дела.
(Жить нужно, делая добрые дела: помогать, заботиться и радоваться за других, тогда добро и к тебе вернётся. Человек рождён для того, чтобы приносить пользу).
2. Счастлив тот, у кого совесть (ж.р. – 3 скл) спокойна.
(Если ты не сделал ничего, за что тебе будет стыдно, у тебя на душе спокойно).
3. Ложь человека не красит.
(Если ты будешь врать, это не сделает тебя лучше).
4. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь (ж.р. – 3 скл).
(Когда человек узнает, что его обманывали, ему будет ещё хуже. Лучше сказать правду, какой бы она не была).
5. Дружеская помощь (ж.р. – 3 скл.) дороже золота.
(Богатство не сможет тебе помочь в беде, подбодрить добрым словом, поддержать в трудную минуту, порадоваться за тебя, как это сделает надёжный друг).
6. Труд кормит, а лень (ж.р. – 3 скл.) портит.
(Если человек будет трудиться и работать, у него будет всё желаемое, а если бездельничать ничего не будет).
- Ребята, эти пословицы о чертах характера человека: о доброте, о лени, о трудолюбии, о дружбе, о лжи.
- Какие черты характера вы бы хотели в себе искоренить, а какие, наоборот, приумножить?
- Возьмите «Листы самооценки» в графе «Работа в парах» поставьте себе баллы.
VII. Итог урока.
- Подходит к концу наш урок.
- Какова была тема урока?
(Третье склонение имён существительных).
- Назовите цель, которую вы поставили для себя в начале урока.
(Научиться определять 3 склонение имён существительных).
- Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?
- Давайте проверим.
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
(К 3 склонению относятся существительные женского рода, у которых на конце ь).
- Приведите примеры.
- На следующем уроке мы продолжим изучать существительные 3 склонения. Посмотрим, как они ведут себя в косвенных падежах.
- Ребята, вы все сегодня хорошо поработали.
- А теперь подсчитайте баллы в ваших «Листах самооценки».
Поднимите руку у кого получилось от 8 до 10 баллов. Я согласна как оценил себя ____________, он был активен, не допустил ни одной ошибки в тетради, отвечал полными ответами. Я вполне с тобой согласна и ставлю за урок отметку «5».
- А _________ завысил себе баллы.
- Мне понравилась работа _________________ и я дарю бонус от учителя и ставлю отметку. После урока подойдёте ко мне с дневниками и я поставлю вам отметки.
VIII. Запись домашнего задания.
- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.
(на слайде)
Стр. 126 выучить правило
1 гр. Карточка
Прочитай задание ___________
(Составить рассказ из 5 предложений с новым словарным словом «область»).
2 гр. Стр. 127, упр. 324
- Разберём, что нужно сделать в упражнении.
(Спиши. Найди существительные 3 склонения. Обозначь склонение, укажи род, подчеркни конечную букву).
Внимание на слайд. Здесь вы видите образец разбора первого предложения.
В траве шуршала мышь (ж.р., 3 скл.).
- Мне было приятно с вами работать, урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т етрадь Р учка У чебник Д невник
Т етрадь Р учка У чебник Д невник
Третье склонение имён существительных
Цель: узнать, какие существительные относятся к 3 склонению.
Лист самооценки Фамилия и имя ученика Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание № 5 Всего 10 – 8 баллов – «5» 7 – 5 баллов – «4» 4 и меньше – «3»
Словарная работа Проверь себя! Р а внина, о враг, о храна, б о лот о , сев е р, пр и рода.
О бл а сть – часть страны, территория.
? ТЕТРАДЬ ОБЛАСТЬ
3 - е склонение ж.р. на ь
Третье склонение имён существительных
Физминутка
Молодцы!
Самостоятельная работа Красная площад ь (ж.р.), …
Самостоятельная работа Проверь себя! Площад ь (ж.р.), ноч ь (ж.р.), шал ь (ж.р.) двер ь (ж.р. ) , тетрад ь (ж.р.), осен ь (ж.р.).
Площадка ? площадь
? Конь, лошадь, олень
Работа в парах
Домашнее задание: Стр. 126 выучить правило. 1 гр. Сост. 5 предложений со словом «область». 2 гр. Стр. 127, упр. 324
Образец: В траве шуршала мыш ь (ж.р., 3 скл.).
Третье склонение имён существительных
Оценка « 5 » - 10 - 8 бал л ов, Оценка « 4 » - 7 - 5 баллов, Оценка « 3 » - 4 балла и ниже .
Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".
В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....
Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".
В ходе урока использовано произведение А.С.Пушкина "Зимнее утро"....
Конспект урока письма и развития речи по теме: "Имя существительное. Обобщающий урок".
Учащиеся закрепляют основные грамматические категории имени существительного....
Урок письмо и развития речи по теме "Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова"
Конспект урока разработан для учащихся 5 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида...
Разработка открытого урока письма и развития речи по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"
Урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....
Конспект урока письма и развития речи Тема: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол» 5 класс
Тема урока: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,...
Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.
Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...