Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.
методическая разработка
Данный материал говорит об особенностях использования технологий эксперементирования в работе с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.
Для современного этапа развития системы специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых, в процессе воспитания и всестороннего развития детей является экспериментирование.
Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям, возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах воспитанников, приносит им удовлетворение, а значит личностно - ориентирована на каждого ребенка.
Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Организация экспериментальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.
Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы. Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений.
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приучается к нормам поведения в обществе.
В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.
В процессе ознакомления с природой с природой у детей формируется представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Познавательная деятельность ребенка дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте тесно связано с практическими действиями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно, развитие мышления идет двумя путями – от наглядно – действенного к наглядно - образному и логическому. Другой путь – от восприятия к наглядно – образному, с одной стороны, и к логическому, с другой стороны. Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют свою особую роль в познавательной деятельности человека.
Важно помнить, что достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно – действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.
Одним из аспектов в решении проблемы создания коррекционно-развивающего пространства является создание функциональных зон, где ребенку предоставляется возможность самостоятельной деятельности и интеллектуальной инициативы. Для этого был оборудован уголок экспериментирования. Он оснащен специальными ваннами с водой и песком, камнями, стружкой, ветками.
Также, есть разные емкости: стаканчики, ситечки, воронки, мерные кружки, кувшины, ведра. Весь материал распределен по темам. Этот уголок дает детям возможность активно выразить себя, то есть быть исследователями, открывателями, созидателями. Учиться самим, искать решения возникших проблемных задач.
Но само по себе наличие «уголка экспериментирования» явно недостаточно, так как наши дети без дозированной поэтапной помощи педагога не смогут получить от этой деятельности продуктивного результата, открыть свои возможности.
Поэтому надо следовать определенной системе вхождения ребенка в творческий поиск.
Первый этап. Опытно-ориентировочный. На этом этапе педагог в игровой форме знакомит ребенка, как с оборудованием уголка, так и со способами работы с ним.
Второй этап. Поисково-экспериментальный. Здесь предполагается предоставление ребенку возможности на основе полученного опыта самостоятельно осуществить свой экспериментальный замысел. Взрослый на этом этапе не должен вмешиваться в деятельность ребенка, навязывать ему свои знания, вводить запреты. Все, что делает ребенок на этом этапе, не должно оцениваться педагогом с позиции «хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «аккуратно - неаккуратно».
Третий этап. Экспликационный. По мере возможности результат эксперимента ребенок может закрепить в рисунке, в лепке. Таким образом, у каждого ребенка создается «копилка открытий».
При соблюдении этих условий можно говорить о педагогической профилактике так называемого в психологии эффекта выученной беспомощности, который возникает в строго контролируемом распорядке жизни.
Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей ребенка. В ходе поисково-познавательной деятельности дети быстрее и легче усваивают знания о предметах, их качествах, способах действий с ними, лучше познают окружающий мир.
Реализация идеи экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:
- Опора на субъектный опыт воспитанников, который используется в качестве одного из источников обучения.
- Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.
- Индивидуализация и дифференциация обучения, предполагающая индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам (учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп, и каждого воспитанника в отдельности).
- Системность обучения, предполагающая
- соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов;
- создание целостности знаний о окружающем мире.
- Организация совместной работы педагога и воспитанников, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения.
- Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и воспитанников.
Использование экспериментальной деятельности играет важнейшую роль при ознакомлении с окружающим миром детей с проблемами в развитии.
Самостоятельная деятельность с предметами окружения, экспериментирование с ними развивает у детей:
- связную речь, умение формулировать задачи, которые им необходимо выполнить, выстраивать предположения о возможных результатах работы и доказывать правильность выводов;
- грамматическую сторону речи;
- интерес у детей к познанию мира, любознательность и обучаемость;
- мышление, внимание, длительное сосредоточение на процессе обучения, память, воображение.
Экспериментальная работа, являясь одним из видов самостоятельной работы, позволяет ребенку исследовать предметы и явления в искусственно созданных условиях, проводить раздельно анализ и синтез, глубже проникать в сущность предметов и явлений, объективно вскрыть их взаимосвязи и материальные причины, делать определенные выводы после изучения явлений.
Вывод:
Мой опыт работы показал, что в процессе экспериментальной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью легче корригируются недостатки в знаниях в форме общих представлений и элементарных интеллектуальных умений, а также проблемы в сфере саморегуляции.
В процессе экспериментирования формируются навыки
- положительного взаимодействия со сверстниками и взрослыми,
- умение работать в паре
- критическое отношение к результатам своих действий и действий товарища.
В процессе обучения учитываются особенности психо – физического развития детей, специфические особенности, особенности восприятия данной группы детей, а также и правила безопасного взаимодействия с некоторыми материалами.
Положительным моментом в результатах моей коррекционной работы по развитию экспериментальной деятельности при ознакомлению с окружающим миром является следующее:
- Все дети значительно расширили запас знаний об окружающем мире
- У всех детей была динамика развития речи, экспериментальной деятельности, общей моторики, сформирован значительный запас знаний и умений о многообразии мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- У детей появился интерес к обучению, появилась познавательная активность, путем обогащения собственного опыта во взаимодействии с предметным миром.
Система работы по применению технологии экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром формирует у детей общие речевые навыки, обогащает словарный запас, учит выстраивать причинно-следственные связи, развивает доказательную сторону речи. Все это в комплексе ведет к всестороннему развитию речи у детей с проблемами в развитии, активному взаимодействию с окружающим миром, готовит к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью по ознакомлению с окружающим
Данное календарно-тематическое планирование составленно для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста находящихся на индивидуально-дифференцированом обучении, проживающ...
Эффективные способы развития речи детей с алалией на основе ознакомления с окружающим миром.
Наличие коммуникативного фактора — эмоционального отношения к объекту, обращенной к ребенку речи, взаимодействия со взрослым — обусловливает возникновение речи у дошкольника и ее дальнейшее развитие....
Формирование представлений о форме у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Рассматриваются воспросы о современных подходах к проблеме восприятия в психолого – педагогической литературе,раскрываются методы изучения восприятия у детей дошкольного возраста и отражены ...
ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ОПЫТНО ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С БУМАГОЙ, СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ, КРАСКАМИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ. ...
Формирование представлений о временах года у детей с задержкой психического развития в процессе ознакомления с окружающим миром с использованием многофункционной развивающей игры-пособия «Времена года»
Предложенная игра-пособие поможет лучше сформировать представления о временах года у детей как с ЗПР, так и с проблемами в развитии....
"Формирование основ социальной компетенции дошкольника с интеллектуальной недостаточностью через использование активных методик и современных педагогических технологий."
Социально-личностное развитие ребенка с ОВЗ является одним из приоритетных направлений специальной педагогики. В данной статье представлена система работы по данному направлению, описаны методы и прие...