Статья "Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и дошкольников с нормальным психическим развитием на момент поступления в дошкольное образовательное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vinogradova_n.s.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.42
Виноградова Н.С., Ильина С.Ю.
Российский государственный педагогический
университет им. А.И.Герцена
г. Санкт - Петербург
ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и дошкольников с нормальным психическим развитием на момент поступления в дошкольное образовательное учреждение.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. [1]
Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Среди различных видов деятельности, дети с интеллектуальной недостаточностью выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Л. С. Выготский рассматривал изобразительную деятельность, в частности рисование, как процесс овладения детьми символическими системами и знаковыми средствами, в котором знак выступает в роли обозначения и сообщения. Этот процесс он связывал с возникновением знаковой функции сознания, что является продуктом культурно-исторического развития ребенка. [2]
На протяжении всей истории развития специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи разрабатывали методы работы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Академик В.М. Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики». Отмечалось также, что изобразительная деятельность является важным фактором познания ребенком окружающего мира. Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали А.Н. Граборов, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова и др. Известны работы по использованию изобразительной деятельности в обучении детей разного возраста с нарушением слуха (А.А.Венгер; Т.С.Зыкова; М.Ю.Рау); дошкольников с нарушением зрения (Л.И.Плаксина); детей с нарушением интеллекта школьного и дошкольного возраста (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева; О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова; Т.Н.Головина; И.А.Грошенков); детей-дошкольников с задержкой психического развития (Е.А.Екжанова).
Нами было проведено исследование, которое проводилось в ГБДОУ № 79 компенсирующего вида Красносельского района города Санкт-Петербурга, где было обследовано десять детей с проблемами в интеллектуальном развитии и десять детей с нормальным психическим развитием старшего дошкольного возраста.
Главной целью исследования является изучение особенностей изобразительной деятельности детей с проблемами интеллектуального развития.
При проведении исследования была использована методика, разработанная А.П. Зарин. [3]
В ходе констатирующего эксперимента нами были изучены такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка и аппликация.
Обратимся к рассмотрению особенностей рисования детьми с нормальным развитием и детьми с интеллектуальной недостаточностью.
В ходе исследования было установлено, что дети с нормальным психическим развитием устойчиво проявляют интерес к изобразительной деятельности: помимо рисования отдельных предметов способны изобразить несложные сюжеты, которые могут сопровождаться рассказами о нарисованном. В свою очередь, дети с интеллектуальной недостаточностью могут проявить кратковременный интерес к рисованию лишь под влиянием взрослого, и их рисунки лишь повторяют ранее пройденный материал. Усвоив определенные графические шаблоны, дети следуют им неизменно, перенося из рисунка в рисунок.
Одной из особенностей изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, является то, что они не могут в точности передать рисунок по заданному образцу. Вместо соответствующего образцу предмета, дети с интеллектуальной недостаточностью могут лишь изобразить его схожие формы и линии (например, вместо квадрата, дети изображают фигуру, имеющую закругленные углы и схожую с ним, но не соответствующую образцу). Дети же с нормальным психическим развитием способны в точности нарисовать тот предмет, который был предложен в качестве образца.
Необходимо также остановиться на такой характеристике самостоятельного рисования, как ее продолжительность. Дети с нормальным психическим развитием, как известно, способны длительное время (более 30 минут) заниматься творческой деятельностью, но у детей с интеллектуальной недостаточностью, как выяснилось, продолжительность рисования варьируется от 3-5 минут до 5-10 минут.
Далее, рассмотрим особенности предметного рисования. Обучение детей обеих категорий умению изображать предметы ― одна из наиболее трудных задач всей работы по изобразительной деятельности. Трудности в овладении предметным изображением дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной игровой деятельности, речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Было выявлено, что детей с интеллектуальной недостаточностью следует научить видеть в предмете как общую форму, так и форму отдельных частей этого предмета. С установлением ребенком сходства рисунка с обликом знакомых предметов связано вообще становление предметности детского рисунка. Однако эта способность формируется даже у нормально развивающихся детей только в специально созданных педагогических условиях, поэтому дошкольники с нарушением интеллекта нуждаются в них еще в большей степени.
Перейдем к анализу следующего вида изобразительной деятельности ―лепке. Лепка, как один их видов продуктивной творческой деятельности имеет большое значение для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков.
При оценке уровня интереса детей к лепке было выявлено, что дошкольники с интеллектуальной недостаточностью проявляют к этому виду творческой деятельности кратковременный неглубокий интерес, который появляется у них лишь под настойчивым влиянием взрослого, либо в процессе совместной деятельности с педагогом при лепке простых объектов. У детей с нормальным психическим развитием возникает самостоятельный интерес к лепке, а вместе с ним и потребность в самовыражении, формируется умение оценивать свою работу, путём сопоставления их с натурой и образцом, что способствует развитию самоконтроля и умению видеть свои ошибки.
Предметная лепка у детей с интеллектуальной недостаточностью представлена в создании простых объектов (конфеты, драже, оладьи и т.д.), но самостоятельно соотнести их с другими объектами дети не могут. Однако, часть дошкольников с интеллектуальной недостаточностью при создании простых объектов способны самостоятельно соотнести их с конкретными объектами. У детей с нормальным психическим развитием в большей мере сформировано умение передавать в лепке основные признаки и свойства предмета (форму, цвет, строение), что в большинстве случаев отсутствует у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Следующим видом изобразительной деятельности, который следует рассмотреть, является аппликация. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста, их гармоничного развития. Занятия аппликацией способствуют развитию у детей творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы и цветоощущение. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств, её психических и эстетических возможностей.
Анализируя особенности рисования и лепки детей с интеллектуальной недостаточностью, мы отмечали, что они проявляют неглубокий и кратковременный интерес к этим видам изобразительной деятельности. Выполнения аппликации показало аналогичные результаты. Дети с интеллектуальной недостаточностью включаются в процесс совместного выполнения простой аппликации из готовых изображений только под влиянием взрослого. Дошкольники же с нормальным психическим развитием проявляют длительный интерес к аппликации, быстро учатся различать геометрические фигуры, цвета, величину, объединять части в целое, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Для формирования этих умений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью требуется гораздо больше времени, и овладение этими умениями происходит на более поздних возрастных этапах.
Как у детей с интеллектуальной недостаточностью, так и у детей с нормальным психическим развитием, возникают затруднения по предметной аппликации. Обе группы детей способны выполнить аппликацию при наличии уже готовых элементов. Отличие состоит в том, что дети с нормальным психическим развитием могут выполнить аппликацию, опираясь лишь на образец, в то время как дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью, помимо наглядного материала, потребуется помощь педагога.
По результатам проведенного исследования мы может сделать следующие выводы:
Рисование у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на момент поступления в дошкольное образовательное учреждение представлено простыми хаотичными линиями, не имеющими схожести с образцом или реальными объектами. Также, у детей отсутствует интерес, как к рисованию, так и лепке и аппликации, который может появиться лишь на короткое время и то только под влиянием взрослого. Анализ продуктов детской деятельности показал, что дошкольники, в процессе рисования, изображают уже ранее знакомые и привычные для них объекты и предметы, не создавая новых и сложных рисунков. Такую же особенность мы выявили, изучая лепку и аппликацию: дети с интеллектуальной недостаточностью имеют скудные представления о приемах и особенностях перечисленных видов изобразительной деятельности и могут опираться лишь на помощь взрослого. Успехи детей с интеллектуальной недостаточностью в овладении изобразительной деятельностью зависят от способов обучения в гораздо большей степени, чем это имеет место у их нормально развивающихся сверстников.
Литература
- Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.- 479 с.- (Коррекционная педагогика)
- Выготский Л.С Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики /Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с., ил.
- Зарин А. Карта развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 47 с.
- Зарин А. Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности
Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуал...
Варианты дидактических игр для сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Серия дидактических игр, направленных на сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ для родителей и педагогов....
Формирование представлений о форме у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Рассматриваются воспросы о современных подходах к проблеме восприятия в психолого – педагогической литературе,раскрываются методы изучения восприятия у детей дошкольного возраста и отражены ...
Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.
Данный материал говорит об особенностях использования технологий эксперементирования в работе с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью....
Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях детских домов - интернатов. Рабочая ...
"Развитие мелкой моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью".
Рекомендации по развитию мелкой моторики для детей с интеллектуальной недостаточностью. Дидактические игры предназначаются: учителям-дефектологам, психологам, воспитателям, родителям, с целью совершен...
Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
В данном документе представлена методическая разработка по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности, такими как...