Статья "Особенности восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
статья

Шемякинская Елена Васильевна

Статья "Особенности восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам, начинается ознакомление с их свойствами и отношениями. Доказано, что слабость и инертность нервных процессов у детей выступает основой нарушения эмоционального общения с взрослыми на первом году жизни. В этот период отмечается отсутствие интереса к игрушкам, активного хватания (Е.Н. Мастюкова, А.А.Катаева). В результате оказывается несформированной зрительно-двигательная координация, отсутствует ориентировка на свойства в действиях с предметами.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно диффузное недоразвитие поверхностных слоев коры больших полушарий головного мозга, что обуславливает отклонения в развитии познавательной деятельности, в том числе ее сенсорно - перцептивной организации. У дошкольников с умственной отсталостью, как указывает Л.В. Занков, наблюдается нарушение проприоцептивных, тактильных и болевых ощущений. У них наблюдается недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств.

По данным Т.Н.Головиной у детей с интеллектуальными нарушениями часто встречается снижение цветовой чувствительности. При этом развитие ее протекает крайне медленно. Большинство таких детей правильно узнают и называют основные цвета. Однако название промежуточных и слабонасыщенных цветовых оттенков вызывает большие затруднения.

Процесс восприятия предметов и изображений протекает у них замедленно. Ребенку требуется относительно длительное время для восприятия материала, предлагаемого как в наглядной, так и в словесной форме. Характерной чертой является инактивность восприятия. Дети не пытаются подробно изучить предлагаемые объекты. Их действия с игрушками сводятся, преимущественно, к манипуляциям, которые не дают адекватной информации о предметах. Сталкиваясь с объектом, часть детей на некоторое время задерживают на нем взгляд, у других -

взгляд "скользит" по предмету, и они не делают попытки его рассмотреть. Таким образом, целенаправленные ориентировочно-исследовательские действия наблюдаются редко.

На втором - третьем году жизни при самостоятельных действиях с предметами чаще всего отсутствует практическая ориентировка. (А. А. Катаева, Э. Кулеша)

У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает глобальный характер восприятия. Узнавая предмет, они не в состоянии выделить какой-либо его признак. Восприятие некоторых предметов фрагментарно. Они выделяют лишь отдельные части в обозреваемом объекте, не замечая часто элементов, важных для общего понимания объекта.

В исследованиях Катаевой выявлены характерные черты восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью: способность выделять и дифференцировать внешние свойства предметов в тех случаях, когда восприятие является целью их деятельности. Если же восприятие становится средством для осуществления более широкой деятельности, дети затрудняются в проведении даже элементарных сенсорных операций.

К пятому году жизни дети могут уже делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине). У отдельных детей имеется также продвижение в развитии целостного восприятия. В тех случаях, когда им удается выполнить предложенное задание, они пользуются зрительным соотнесением. К концу дошкольного возраста лишь немногие дети с интеллектуальной недостаточностью достигают уровня развития восприятия, с которого дети в норме начинают дошкольный возраст.

Ориентировка возникает у них на основе усвоения отдельных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих свойства и отношения. В ряде случаев выбор по слову оказывается у таких детей лучше, чем выбор по образцу, так как слово выделяет для ребенка подлежащее восприятию свойство.

Развитие восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью имеет значительные отличия от нормально развивающихся детей. Овладев выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, дети не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не могут учитывать эти свойства в действиях с игрушками. Не достигаются без специального обучения возможность обобщения по выделенным признакам, умение выстроить по определенному признаку ряд предметов, найти место предмета в этом ряду.

Весьма страдает формирование целостного образа. У половины детей образ не может стать основой действия и не воспроизводится ребенком ни в какой форме (ни в форме предметного изображения, ни при складывании картинки), у другой половины имеются искаженные, неполноценные образы.

Хотя, дети с интеллектуальной недостаточностью осуществляют выбор по образцу, т.е. пользуются зрительной ориентировкой, они не используют поисковые способы (примеривание, пробы). Если у них в действиях встречается затруднение, ошибка, они не могут ее исправить, т.к. не используют пробы, практическую ориентировку. Это объясняется отсутствием ориентировочно - исследовательской деятельности детей с нарушениями интеллекта. Весьма сложными являются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учетом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения. Дети, успешно выделяющие свойства во время занятий, не могут подобрать предметы по просьбе педагога, совсем не выделяют их в быту, в самостоятельной деятельности, тогда, когда нужно найти определенный предмет в помещении.

Различные нарушения условнорефлекторной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью обуславливают дефектность восприятия. Недоразвитие различных сторон психики неблагоприятно влияет на процесс восприятия. Поскольку у таких дошкольников наблюдается недоразвитие интересов и потребностей, у их недостаточно отчетливо проявляется избирательность восприятия. У них отмечается сниженная активность, пассивность восприятия. Процесс восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью протекает значительно медленнее, чем у детей в норме. Это обусловлено замедленностью процессов анализа и синтеза, тугоподвижностью, инертностью нервных процессов.

Исследования М. М. Нудельмана показывают, что во время наблюдения за окружающей обстановкой у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается присущая им узость восприятия. Прежде всего, опускаются мелкие и слабо выделяющиеся объекты.

Восприятие таких детей слабо дифференцировано. При восприятии знакомых предметов дети затрудняются в вычленении деталей, отождествляют предметы, не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету.

Для восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерна такая особенность, как недостаточная осмысленность и обобщенность. Так, дети затрудняются при необходимости выделить главное, существенное в объекте. Так, например, при восприятии сюжетных картин. По данным исследований И. М. Соловьева, дети с интеллектуальной недостаточностью при восприятии сюжетных картин не устанавливают действительные отношения между объектами, действующими лицами. Большие трудности представляет для них понимание изображенных на картинке выразительных движений, отражающих душевное состояние человека.

Ввиду частых и многочисленных анатомо-физиологических нарушений зрительного анализатора дети с интеллектуальными нарушениями испытывают большие затруднения в пространственной ориентировке, восприятии перспективы, светотени, глубины.

Восприятие времени, это отражение объективной длительности и последовательности, чередования явлений действительности. У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по данным И. И. Финкельштейна наблюдается нарушение осознанного восприятия бытового, математического и исторического времени.

У таких детей своеобразно и осязание. Они допускают ошибки при определении формы предмета и материала, из которого он сделан; объемные предметы распознают легче, чем плоские. Способ исследования предметов с помощью осязания у таких детей довольно примитивен. Они ограничиваются общим узнаванием предмета по одному - двум признакам, не пытаются исследовать

предмет, не производят его детального анализа. Нужно отметить, что дети располагают потенциальными возможностями развития сенсорного познания предметов и явлений окружающего мира в процессе выполнения разнообразных видов деятельности .

Таким образом, для детей с нарушениями интеллекта характерно большое отставание в сроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это, в свою очередь, задерживает формирование представлений об окружающем предметном мире. У детей с интеллектуальной недостаточностью восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков.

Ощущения и восприятия - первая ступень познания окружающего мира. Она остается важной на протяжении всей жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для детей с интеллектуальной недостаточностью, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. Дети успешно идентифицируют четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), но затрудняются их назвать. Дети более успешно идентифицируют геометрические тела, чем геометрические фигуры. Меньше у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью сформировано восприятие величины. При этом зрительное соотнесение находится на достаточно высоком уровне. Значительные сложности возникают при выделении признака величины по названию и при самостоятельном назывании признака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты дидактических игр для сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Серия дидактических игр, направленных на сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ для родителей и педагогов....

Формирование представлений о форме у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Рассматриваются воспросы о современных подходах к проблеме восприятия в психолого – педагогической литературе,раскрываются методы изучения восприятия у детей дошкольного возраста и отражены ...

Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.

Данный материал говорит об особенностях использования технологий эксперементирования в работе с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью....

Система обучения игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью как средство подготовки к школе

В материале представлена система обучения игре дошкольников с умственной отсталостью, план работы и конспекты занятий....

"Развитие мелкой моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью".

Рекомендации по развитию мелкой моторики для детей с интеллектуальной недостаточностью. Дидактические игры предназначаются: учителям-дефектологам, психологам, воспитателям, родителям, с целью совершен...

Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В данном документе представлена методическая разработка по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности, такими как...

Статья "Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и дошкольников с нормальным психическим развитием на м...