Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса
рабочая программа (7 класс)
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika_7.docx | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
Адаптированная рабочая программа
Коррекционных курсов «Занимательная грамматика»
для 7 класса
(АООП вариант 1)
Составитель учитель русского языка и чтения
Семянникова Надежда Николаевна
г. Сергиев Посад, 2022
Пояснительная записка
Программа коррекционных занятий «Занимательная грамматика» составлена в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273, статья 12, п.5, статья 79
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Письмо МИНОБРНАУКИ России об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.08.2016г.
№ВК – 1788/07
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28
- Устав МБОУ «Основная, общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам», утвержденного главой администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 18.03.2020г. №488-ПГ
- Учебный план МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» на 2022-2023 учебный год
- Адаптированная основная образовательная программа (вариант 1) МБОУ
«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам», принятой педагогическим советом образовательного учреждения, протокол №1 от 28.08.2020 г.
Общая характеристика коррекционных занятий
Программа «Занимательная грамматика» предназначена для проведения коррекционных занятий и включает в себя материалы для обучающихся 7 классов. Программа рассчитана на 66 часа (2 часа в неделю), 33 учебные недели.
При составлении программы коррекционных занятий «Занимательная грамматика» использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Парамоновой, Е.В. Мазановой, Р.И. Лалаевой и других авторов.
Цель коррекционных занятий: формирование орфографической грамотности обучающихся, развитие устной и письменной речи.
Задачи:
- повторить с обучающимися основной теоретический материал курса русского языка за 6 класс;
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- развить интерес к русскому языку как учебному предмету;
- совершенствование общего языкового развития обучающихся.
Форма организации обучения – подгрупповая
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Программа коррекционных занятий «Занимательная грамматика» относится к коррекционно-развивающей области
Ожидаемые результаты реализации программы:
- различать основные языковые средства: слова, предложения, текст;
- различать и называть:
- значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
- части речи;
- применять на письме русского языка на письме;
- определять склонение, род, число, падеж имён существительных;
- выражать собственное мнение, аргументировать его при написании частей речи.
- производить элементарные языковые анализы слов;
- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи.
Настоящая программа составлена на 66 часа, 2 часа в неделю, 33 недели и рассчитана на 1 учебный год.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Основные виды игровой деятельности | Дата план | Дата факт |
«Мы – не буквы, мы – звуки речи. Изучает фонетика нас…» Гласные и согласные звуки | 2 |
| Игра: «Поэт напутал, исправь его» Игра на платформе «Я-класс» «На вопросы отвечай-знания проверяй!» Цель: учить различать гласные и согласные звуки, а также слова, отличающиеся одним звуком» | |||
«Парные согласные самые опасные: Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш» Звонкие и глухие согласные | 2 |
| Игра «Слова-перевёртыши» Игра на платформе «Я-класс» «Лови ключ» Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и тактильно | |||
«Что же получается? Твердые смягчаются…» Твердые и мягкие согласные | 2 |
| Игра «Прыг-скок-слово» Игра на платформе «Я-класс» «Домино» Цель: учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные» | |||
«Это буква – хитрый знак. Не сказать его никак…» Мягкий знак | 2 |
| Игра: «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори!» Игра на платформе «Я-класс» «Угадай задуманное слово» Цель: учить употреблять слова с мягким знаком. Дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в роли смягчения. | |||
«Если стоят однородные члены, их запятой раздели непременно…» Однородные члены предложения | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1ур. В каких предложениях есть однородные члены? 2ур. К какому слову относятся однородные члены? 3ур. Есть ли ошибки в постановке знаков препинания при однородных членах? Цель: тренировать обучающихся в нахождении однородных членов; | |||
«В тексте много их вокруг – предложениями зовут…» «Предложение. Текст» | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Текст или не текст? 2 ур. Определи микротемы. 3ур. Найди лишнее предложение Цель: учить обучающихся делить предложения на слова и составлять предложении из слов. | |||
«Слово делится на части, ах, какое это счастье!» Состав слова | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Какие части слова существуют? 2 ур. Приставка или суффикс 3ур. Окончание или корень Цель: тренировать обучающихся в морфологическом разборе слова. | |||
«Так же как, как и у кустов, корень слова есть у слов…» Корень | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Какие слова являются однокоренными? 2 ур. Сколько корней в слове? 3ур. Однокоренные слова или нет? Цель: учить обучающихся правильно определять корень слова. | |||
«Повнимательней смотри. Мы приставка пре- и при-…» Приставка | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. В каких словах есть приставки? 2 ур. Цифрами обозначь слова с приставками и без. 3ур. Какая приставка может употребляться в слове? Цель: упражнять в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками. | |||
«После корня он стоит, слово новое звучит…» Суффикс | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. В каких словах есть суффикс -ск? 2 ур. Образуй с помощью суффикса -ист новые слова 3ур. Как суффикс можно присоединить к слову? Цель: закрепить навыки словообразования при помощи суффикса. | |||
«Та слова часть, что изменяется, окончанием называется…» Окончание | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Правильно ли выделены в словах окончания? 2 ур. Одинаковые или разные окончания? 3ур. Образуй форму множественного числа прилагательных. Цель: закрепить знания детей об окончании. | |||
«Гласный звук без ударенья вызовет у вас сомнения…» Безударные гласные в корне слова | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Разложи слова по коробкам 2 ур. Разложи слова по мешочкам 3ур. «Поле чудес» Цель: закрепить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. | |||
«Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг…» Правописание звонких и глухих согласных в корне | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Побери пару 2 ур. Выбери лишнее слово 3ур. Раздели слова на группы Цель: закрепить умения дифференцировать парные согласные в устной и письменной речи. | |||
«Где приставка, где предлог? Кто бы мне решить помог?..» Приставка и предлог | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Слитно или раздельно? 2 ур. Предлог или приставка? 3ур. Измени словосочетания Цель: учить обучающихся дифференцировать предлоги и приставки. | |||
«Сочиню-ка я вам сказку…» Сочинение по серии картинок | 2 |
| Сочинение по серии картинок. Игра на платформе «Мерсибо» «Что сначала?» Цель: научить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства | |||
«Эти сложные слова так просты – как «дважды два»…» Сложные слова | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Какие слова называются сложными? 2 ур. Определи соединительные гласные в сложных словах. 3ур. Исправь ошибки в написании сложных Цель: учить образовывать сложные слова. | |||
«Части речи изучаем, много знаний получаем…» Части речи | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Определи существительное. 2 ур. Части речи. 3ур. Является ли слово членом предложения? Цель: научить различать части речи на письме и на слух. | |||
«Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я…» Имя существительное | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Дикие или домашние? 2 ур. Кто или какой? 3ур. Угадай где существительное? Цель: научить различать части речи на письме и на слух. | |||
«Существительных в природе при любой найдешь погоде…» Род и число имен существительных | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Какой род? 2 ур. Раздели по группам. 3ур. Угадай-ка! Цель: отрабатывать умения определять род и число имен существительных. | |||
Существительных в природе при любой найдешь погоде…» Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Только существительные. 2 ур. Что обозначают одушевленные существительные? 3ур. Только одушевленные существительные. Цель: закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |||
«Если окончание вызовет сомнение надо нам немедленно выяснить склонение…» Склонение имен существительных | 3 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Какие слова обозначают предмет? 2 ур. Склонение существительных. 3ур. Определи склонение. Цель: совершенствовать умения определять типы склонения имен существительных | |||
«Имя прилагательное – очень занимательное…» Имя прилагательное | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Найди прилагательное 2 ур. Раздели слова на две группы 3ур. Найди прилагательное по вопросу Цель: закрепить умения обучающихся об имени прилагательном | |||
«Часть речи это непростая, ее вопросы «Какой?», «Какая?»…» Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Посчитай прилагательные мужского и среднего рода 2 ур. В каком падеже употреблено прилагательное? 3ур. Наполни вагончики прилагательными. Цель: познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных мужского и среднего рода. | |||
«Определяю я предметы, они со мной весьма приметны…» Склонение имен прилагательных женского рода | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Окончание прилагательных женского рода. 2 ур. Определи падеж прилагательного. 3ур. Определи склонение прилагательных Цель: познакомить обучающихся с особенностями склонения прилагательных женского рода в единственном числе | |||
«С существительным дружу и нисколько нитужу…» Склонение имен прилагательных множественного числа | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Какие бывают прилагательные множественного числа? 2 ур. Образуй прилагательные множественного числа. 3ур. Окончание «-ым» или «-им»? Цель: совершенствовать знания об именах прилагательных, их склонении во множественном числе. | |||
Изложение по плану | 2 |
| ||||
«Интересная часть речи в русском языке живет…» Глагол | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Найди слова, обозначающие действия. 2 ур. Выпиши глаголы изпредложения. 3ур. Выпиши сказуемое. Цель: закрепить знания о глаголе как части речи. | |||
«Этот хитренький глагол себе время изобрел…» Время и число глаголов. | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Разложи глаголы по корзинам. 2 ур. Найди глаголы. 3 ур. Какие глаголы написаны с ошибкой? Цель: закрепить умения определять число у глаголов, изменять их по числам, составлять словосочетания. | |||
«Ко второму же спряжению отнесем мы, без сомненья…» Спряжение глаголов | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Что называется спряжением? 2 ур. Какие слова спрягаются, а какие склоняются? 3 ур. Образуй от глаголов спрягаемые формы. Цель: закрепить знания обучающихся о спряжении глаголов. | |||
«Не – глаголу не товарищ, врозь они стоят всегда…» Не с глаголами | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Какие глаголы имеют отрицательное значение? 2 ур. Слова с НЕ в середине. 3 ур. Нет или -не? Цель: учить применять правила написания частицы НЕ с глаголами. | |||
«Мое стихотворение про местоимение…» Местоимение | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Выпиши лишнее слово. 2 ур. Найди местоимение. 3 ур. Отгадай слово. Цель: закрепить знания обучающихся о местоимениях. | |||
«Я о себе такого мнения: огромная роль местоимения…» Лицо и число местоимений | 2 |
| Упражнение на платформе «Я-класс» 1 ур. Подбор местоимения. 2 ур. Он или они? 3 ур. Замена имён существительных местоимениями. Цель: учить выделять местоимения в тексте | |||
Итоговое занятие «Занимательное путешествие» | 1 |
Методическое обеспечение программы:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. — СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.Г. Алтухова. - СПб.: Лань, 1999.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
- Волина В.В. Праздник букваря / В.В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991.
- Казак О.Н. Загадки и кроссворды / О.Н. Козак. - СПб. : Союз, 1997.
- Логопедия / под ред. Волковой Л.С. - М., 1995.
- Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы / Р.И. Лалаева. - М., 1978.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи : пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. — М. : Аквариум, 1995.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. - М. : АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОЙ, 2001.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1 / Е.В. Мазанова. — М. : АКВАРИУМ БУК ; Киев: ФГУИППВ, 2004.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушение письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №2/ Е.В. Мазанова. - М. : АКВАРИУМ БУК Киев: ФГУИППВ, 2004.
- Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н.В. Нечаева. - СПб.,1993.
- Успенский Л.П., Успенская М.Б. Учитесь правильно говорить : книга для учащихся : В 2 ч. / Л.П. Успенский, М.Б. Успенская. — 2-е изд. — М. : Просвещение ; Учебная литература, 1995.
- Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский — с увлечением : сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А.В. Узденкова, О.В. Сагирова. - Екатеринбург : АРД - ЛТД, 1997.
- Филичева Т.Е., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 1996.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб. : Лань, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса для учителей-дефектологов коррекционных школ и реабилитационных образовательных центров....
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (1-3 классы)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...
Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.
Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.
Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс...