ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
методическая разработка на тему
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Целью учебно-воспитательной работы является коррекционная направленность процесса обучения на исправление или ослабление присущих детям недостатков психофизического развития. Это зависит от правильной постановки всего учебного процесса и от применения специфических приемов обучения.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
Следовательно, использование здоровьесберегающих технологий, способствующих полноценному речевому, психическому, физическому и личностному развитию обучающихся является одним из приоритетных направлений в обучении детей с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
- «Не навреди!»
- принцип непрерывности (т. е. систематически, постоянно);
- принцип индивидуальности (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний).
В своей работе в процессе занятий с обучающимися важно использовать:
- пальчиковую гимнастику;
- гимнастику для глаз;
- релаксацию;
а также элементы:
- ритмики;
- логоритмики;
- арт-терапии;
- ароматерапии.
Рассмотрим эти виды деятельности подробнее.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие мелкой моторики и активной речи ребенка.
Упражнения направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятие скованности движений кистей рук. Это особенно важно для детей с ОВЗ, чтобы ребенок чувствовал и мог держать в руке ручку или карандаш.
В своей работе важно использовать разные формы пальчиковой гимнастики - пассивную и активную (с речевым сопровождением).
Перед гимнастикой необходимо делать массаж кистей рук и пальцев. С помощью массажа мы воздействуем на активные точки, так как пальчики рук, как и ступни ног, наделены большим количеством рецепторов. Для развития общей моторики учить своих учеников делать самомассаж не только пальчиков рук, но и ушных раковин.
Кинезиологические упражнения (Упражнения, которые заставят мозг работать на полную мощность)
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Упражнения для глаз проводить с целью:
- снятия напряжения и переутомления;
- общего оздоровления зрительного аппарата.
Использовать во время занятий и в свободное время между занятиями.
Релаксация
Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением.
Релаксация возможна даже в результате принятия удобной позы.
Элементы ритмики
При использовании элементов ритмики мы развиваем общую моторику и способствуем развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения под музыку для ног, рук, туловища и головы стимулируют развитие мозга, а, соответственно, и речи.
Логопедическая ритмика
Для коррекции речевых нарушений использовать элементы логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика является звеном лечебной ритмики. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с ОВЗ опорно-двигательный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, способствуют нормализации темпо-ритмической стороны речи.
При проведении занятий использовать произведения устного народного творчества (потешки, поговорки, несложные песенки и т.д.).
Арт-терапия
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы.
В своей работе в коррекционных целях можно использовать элементы арт-терапии.
Арт-терапия это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
На занятиях эта технология используется редко (в основном, в форме инсценировок несложных сказок, стихов и песен).
Ароматерапия
Ароматерапия – один из самых древних видов восточной терапии. Слизистая оболочка носа содержит около 100 миллионов нервных клеток. От нервных клеток на слизистой оболочке носа нервные импульсы в ответ на раздражения рецепторов очень быстро поступают в мозг. Запах как раздражитель действует практически мгновенно, так как информация о нем поступает непосредственно в мозг, минуя сознание.
Ребёнок с ОВЗ, который может в обычном случае отгородиться от внешнего воздействия – не давать до себя дотронуться, закрывать уши от звуков, отказываться брать в руки пособия занятий, не может чисто биологически блокировать проникновение запахов и исключить их влияние на мозг.
С помощью обонятельных ощущений человек воспринимает внешний мир ярче, полнее, многообразнее. Исследование детей, отстающих в развитии, показывает, что у многих из них наряду с другими дефектами присутствуют нарушения обоняния.
Использование ароматных игрушек, предметов, книг с пахучими картинками обостряет у детей восприятие, развивает воображение, память.
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:
- повышению работоспособности, выносливости детей;
- развитию психических процессов;
- развитию общей и мелкой моторики;
- формированию, развитию двигательных и речевых умений и навыков;
- и, в итоге, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ
В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....
Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.
В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками,...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...
Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении
ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"
В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью....
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....