Конспект урока по СБО на тему "Пеленание грудных детей"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Козлова Надежда Николаевна

Тема раздела «Семья».

 

Тип урока комбинированный урок.

 

Общая дидактическая цель по типу урока – создать условия для формирования умений самостоятельно применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Цели по содержанию

1). Образовательная – способствовать формированию знаний по пеленанию грудных детей, научить пеленать детей.

2). Коррекционно – развивающая – создать условия для коррекции мышления через анализ и сравнение действий при пеленании, коррекции памяти через многократное повторение нового материала, коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы, коррекция речи учащихся при ответах на вопросы,

обогащение словаря и введение новых слов в ответы учеников.

3). Воспитательная – способствовать воспитанию интереса к теме урока, сознательной дисциплины, культуры поведения, культуры речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

КС(К)ОУ  «Саланчикская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

Конспект урока СБО

"Пеленание грудных детей"

8 класс

Козлова Надежда Николаевна,

учитель социально-бытовой ориентировки

2014-2015 учебный год


Технологическая карта урока СБО в 8 классе.

Тема раздела «Семья».

Тип урока комбинированный урок.

Общая дидактическая цель по типу урока – создать условия для формирования умений самостоятельно применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Цели по содержанию

1). Образовательная – способствовать формированию знаний по пеленанию грудных детей, научить пеленать детей.

2). Коррекционно – развивающая – создать условия для коррекции мышления через анализ и сравнение действий при пеленании, коррекции памяти через многократное повторение нового материала, коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы, коррекция речи учащихся при ответах на вопросы,

обогащение словаря и введение новых слов в ответы учеников.

3). Воспитательная – способствовать воспитанию интереса к теме урока, сознательной дисциплины, культуры поведения, культуры речи.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Средства обучения

ноутбук, мультимедиапроектор,

мультимедийная презентация «Пеленание грудных детей», презентация 1,

комплект одежды для грудного ребенка, кукла,

раздаточный материал «Порядок пеленания грудных детей», приложение 2,

карточки-задания, приложение 3.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

принцип связи обучения с жизнью,

принцип сознательности и активности в обучении,

принцип наглядности в обучении,

принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Основные знания: учащиеся должны знать назначение пеленания, дифференцировать одежду для грудных детей.

Ожидаемый результат: учащиеся должны научиться пеленать кукол.


Структура урока

Этапы

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОПД, ведущий метод

1.Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Введение в урок.

Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку.

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы

Фронтальная, словесный

2. Актуализация опорных знаний

Подготовка учащихся к основному этапу урока. Включение мыслительного процесса.

Организует

проверку знаний учащихся по теме через ответы на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Фронтальная,

словесный, наглядный

3. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности

Организует работу учащихся по принятию целей урока, обращает внимание на актуальность темы.

Обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя.

Фронтальная, словесный, наглядный

4. Изучение нового материала.

Создание условий для изучения нового материала.

Организует деятельность учащихся по изучению нового материала с применением мульмедийной презентацией.

Ученики распознают и сравнивают действия при пеленании грудных детей, используя слайды презентации.

Фронтальная, индивидуальная,

наглядный, частично-поисковый.

5. Применение знаний и умений.

Практическая работа.

Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений.

Организует деятельность учащихся по применению своих знаний и умений для выполнения практической работы.

Ученики самостоятельно выполняют задания. Осуществляют само- и взаимопроверку. Объясняют выполнение заданий, проговаривая этапы.

Фронтальная, индивидуальная,

Групповая,

частично-поисковый

6. Закрепление, знаний и умений при выполнении задания.

Создание условий для выполнения заданий с при-менением полу-ченных знаний и умений.

Организует деятельность учащихся по применению своих знаний и умений.

Ученики самостоятельно выполняют задания. Проводится взаимопроверка.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая

7. Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия.

Сделать выводы по уроку, создать условия для рефлексии собственной деятельности

Проводит оценку уровня решения учебных задач

Определяют уровень собственных достижений

Фронтальная, индивидуальная


Ход урока

1.Организация начала урока.

Учитель побуждает школьников к организации рабочего места, создаёт комфортную обстановку. Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу на уроке.

2. Повторение теоретических сведений. 

 - Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (Мы говорили о новорожденном ребенке, купании, кормлении)

- Вспомните, какие изменения появляются в доме с появлением новорожденного? Назовите предметы и вещи необходимые для ребёнка (пеленальный столик, памперсы, стульчик, кровать, бутылочки,   коляска,  погремушки, аптечка. (На доске рисунки с детскими принадлежностями)

  - Назовите виды ухода за грудным ребенком? (Это кормление, купание). Давайте проверим, как вы запомнили правила кормления и купания малыша. Ребята, посмотрите на столах у вас лежат листочки с заданиями. Левая сторона выполняет 1 вариант, правая сторона – 2 вариант. Прочитайте внимательно задание. (самостоятельная работа)

 - А теперь поменяйтесь листочками – проверьте варианты друг друга.

 - Скажи пожалуйста, через какой промежуток времени нужно кормить  ребенка до 3 месяцев, с 6 месяцев, с 3 до 6 месяцев?

 - Что нам пригодится для кормления ребенка? (соска, специальный стул, слюнявчик).

  - Ребята скажите, вам эти знания пригодятся в жизни? (ответы детей) 

  - Я вам предлагаю проверить, кто из героев рассказа справился с этим заданием хорошо.                   

   1) моделирование реальных ситуаций.

Ситуация 1.  Мама просит Таню покормить младшую сестру кашей. Таня сажает сестренку, повязывает слюнявчик, проверяет температуру каши, аккуратно маленькими порциями кормит сестру, ласково с ней разговаривает.

Ситуация 2.  Мама просит Сашу покормить грудного брата из бутылочки. Саша берет соску, роняет, поднимает, облизывает, надевает соску на бутылку. Начинает кормить брата, взяв его на руки. После кормления сразу кладет его в кроватку.

- Как покормила Таня свою сестренку?

- Как справился с этим заданием Саша? Какие ошибки он допустил?

- А теперь проверим ребят, которые отвечали на 2 вариант. Скажите, что из представленного нужно для купания малыша?   (термометр, ванна, детское мыло, махровое полотенце, чистое белье)

- После купания ребеночка нужно одеть. Посмотрите ребята, все ли из представленного нам пригодится? (предлагаю посмотреть одежду малыша и назвать их)

Слайд № 1.

Учитель приглашает к доске ученика и предлагает назвать одежду новорожденного в любом порядке. Отвечающий говорит слово и щелкает мышкой по нужному изображению, открывается буква. Во время ответа на слайде появляются буквы.

   -  Какое слово можно составить из представленных букв?

   -  Пеленка. На экране появляется слово и изображение. Слайд №2.

   - Для чего предназначена пеленка? Что мы будем с ней делать?

   - Мы будем учиться пеленать грудного ребенка.

3. Новая тема.

   -  Правильно, мы сегодня с вами будем учиться пеленать грудного ребенка. Тема нашего урока сегодня «Пеленание грудного ребенка» Слайд №3.

 - Пеленание чаще всего используется в первый месяц жизни и в ночное время, чтобы малыш спал спокойнее. У новорожденного ребенка еще совсем не скоординированы движения. Ребенок часто пугается от спонтанного движения своих ручек и ножек. Поэтому ребенка нужно пеленать. Все необходимое для новорожденного покупают заранее и в достаточном количестве. В первые два месяца жизни одежда ребенка состоит из распашонок, кофточек и пеленок. Сколько же их нужно ребенку? Для того чтобы завернуть его нужны 2 тонкие пеленки, а в холодное время года еще теплую фланелевую пеленку. Менять тонкие пеленки в первый месяц жизни приходится очень часто. Поэтому если даже стирать их 2 раза в день, нужно иметь не менее 10 пеленок и столько же подгузников. Теплых пеленок нужно 3-4.  Распашонок и кофточек достаточно иметь 3-4 из тонкой хлопчатобумажной ткани и столько же из фланели. Много не следует запасать, потому что ребенок в этом возрасте растет быстро, в скором времени эта одежда становится для него мала. Распашонки шьют без завязок и застежек, с плоскими швами, чтобы они не давили и не натирали нежную кожу малыша.

- Пеленки и всю одежду малыша нужно содержать в чистоте. Нельзя подсушивать мокрые пеленки, не простирав их. Пеленку, которую ребенок обмочил в первый раз, можно прополоскать без мыла в горячей воде и просушить. Если же пеленка обмочена во второй раз, ее нужно простирать с мылом.

  - Ребята, скажите какое мыло нужно использовать при стирке детских вещей? Можно пользоваться стиральным порошком? Почему?

 - Простиранные пеленки нужно просушить и до употребления обязательно нужно проглаживать горячим утюгом. Скажите, для чего нужно гладить детское белье? Правильно, чтобы уничтожить микробов, которые могут находится на детских вещах.

  - Итак, для чего пеленают новорожденных?

О чём мы будем говорить на уроке?

Чему должны научиться?

4. Изучение нового материала.

Учитель организует деятельность учащихся по изучению нового материала с применением мульмедийной презентации.

- Правильно, мы будем учиться пеленать ребенка. Ребята, скажите, что необходимо сделать до пеленания?  (Подготовить все необходимое)

- Правильно, подготовить все необходимое. 

 Во время беседы учащиеся определяют предметы, необходимые для пеленания. На экране появляются необходимые иллюстрации. Учитель показывает на столе расположение одежды для пеленания и объясняет свои действия.

    - Для пеленания малыша нам понадобится пеленальный стол. Посмотрите как он выглядит. (краткое описание)

 Слайд № 4

  -  Специальные пеленальные столы с бортиками в обычной семье редкость и поэтому, можно пеленать дитя на кровати или столе, подстелив что-нибудь мягкое. Сверху укладывают пеленку(теплую и тонкую), подогнув верхний край на 5-7 см, в центр – распашонку (тонкую и теплую)  и подгузник. Вместо подгузника мы можем пользоваться современными подгузниками (памперсами). Их мы используем когда идем на прогулку или на прием к врачу. Не рекомендуется их использовать очень часто. Всё готово для пеленания!

- Кто еще нам нужен для пеленания? (ребенок, кукла)

 - Как нужно с ним обращаться? Как нужно держать ребенка на руках? Кто нам покажет? (нужно держать головку)

 - Что нужно делать, если ребенок капризничает, плачет? (успокоить, спеть песенку).

 - Правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, говорить ему надо спокойным,  ласковым голосом. Это малыша успокаивает.

     -   Когда всё готово, начинаем пеленать.   Слайд № 5

Осторожно кладем малыша на пеленку в центр и заворачиваем пеленку по правилам. На слайде по очереди показываются изображения, которые комментируется учителем. 

  1. Сначала мы надеваем на малыша тонкую распашонку, с запахом сзади. Аккуратно расправляем складки.
  2. Затем надеваем теплую распашонку, чепчик, подгузник.
  3. Вокруг тела малыша оборачивают левый край пеленки, заправляя ее край под малыша.
  4. Затем правый край.
  5. Нижний конец необходимо расправить и загнуть вверх.
  6. Боковые концы расправляют, чтобы не было складок.
  7. Заправляют сзади, за спиной ребёнка.
  8. Конец хвостика подворачиваем за фиксирующий край.

        Учитель показывает пеленание на кукле сначала медленно, затем быстро, комментируя свои действия. В ходе просмотра обращается внимание на особенности пеленания.

- Ребята, теперь давайте посмотрим как пеленает малыша медсестра. Далее учащимся предлагается посмотреть пеленание малыша медсестрой в видеоролике из сети Интернет.      Слайд № 6

- Давайте посмотрим еще один видеоролик, как мама пеленает малышку. Слайд №7

- Ребята, скажите пожалуйста, чем отличается ребенок от куклы? Как вы думаете, кого труднее пеленать? Почему?

- Какие правила нужно соблюдать при пеленании ребенка?

В процессе беседы ещё раз проговариваются правила пеленания, информация выводится на экран.

  1. Подготовить всё необходимое.
  2. Очень осторожно обращаться с ребенком.
  3. Разговаривать с малышом.

  1. Применение знаний и умений. Практическая работа.

 - Предлагаю вам попробовать запеленать ребенка. Работаем в группах по 2 человека.

Учитель организует деятельность учащихся для выполнения практической работы. Ученики самостоятельно выполняют задания, используя раздаточный материал «Порядок пеленания грудных детей», информацию слайда, одежду для новорожденного и куклу. Практическую работу лучше выполнять в группах по 2-3 человек. Учащиеся объясняют выполнение задания друг другу, проговаривают порядок пеленания, осуществляют само- и взаимопроверку. Каждая бригада должна иметь куклу и все необходимое для одевания. В ходе работы учитель следит не только за тем, в каком порядке школьники одевают куклу, но и напоминает ребятам о необходимости бережного обращения с «ребенком» - куклой. Учащиеся выполняют задание по двое. В упражнение входит также раздевание куклы.

6. Закрепление, знаний и умений при выполнении задания.

- Для закрепления знаний предлагаю выполнить задание.              Слайд № 8

 - На экране показаны изображения, необходимо расставить их правильно. Для этого нужно щелкнуть на иллюстрацию, которая соответствует первому действию пеленания. По щелчку изображение переместиться в нужное место. Затем выбрать второе действие и т.д. В итоге на экране появится правильная последовательность пеленания новорожденного. Ученик выполняет задание, остальные проверяют правильность ответа.

Слайд № 9

Ученикам предлагается выполнить задания самостоятельно по карточкам, ответы записать в бланк ответов. Проводится взаимопроверка ответов в соответствии с образцом на слайде. Учитель делает вывод о выполнении задания.

7. Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия.

В конце урока подводится итог занятия по вопросам.

- О чём мы говорили на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Для чего пеленают малыша?

- С чего начинают пеленание?

- Что необходимо подготовить?

- Перечислите правила пеленания.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и выставляет оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

П Е Л Ё К А Н

Слайд 3

П Е Л Ё Н К А

Слайд 4

Пеленание грудных детей

Слайд 5

Подготовка к пеленанию

Слайд 6

Подготовить всё необходимое. Бережно обращаться с ребенком. Разговаривать с малышом . Правила пеленания

Слайд 7

2 1 3 4 5 6 ПОРЯДОК ПЕЛЕНАНИЯ

Слайд 8

2 1 3 4 5 6 ПОРЯДОК ПЕЛЕНАНИЯ

Слайд 10

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по формированию математических представлений для детей с ОВЗ (умственная отсталость)

Тема урока "Использование наглядных и пространственных представлений на материале сказки "Репка" . Класс - 2...

Конспект урока чтения в 8 классе для детей со сложной структурой дефекта коррекционной школы VIII вида "Ручей и камень"

Адаптированный конспект урока чтения для учащихся 8 класса для детей со сложной структурой урока с использованием тренажёров для отработки навыков чтения....

Конспект урока математики в 9 классе для детей с нарушением интеллекта по теме "Таблица классов и разрядов"

Урок математики по теме "Таблица классов и разрядов" разработан для детей с нарушением интеллекта - учащихся 9 класса.Цель: закрепление знаний у учащихся о таблице классов и разрядов, отработка навыко...

Конспект урока литературы для 6 класса "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"

Конспект урока содержит материал для проведения урока в 6 классе по теме "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"...

Конспект урока письма в 5 классе для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Тема: «Письмо слов с буквами сходными по начертанию: Ц ц, Щ щ, й. Обобщение».

Формирование навыка письма является одной из наиболее трудных задач при обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Как сделать это проще и интереснее? Научить различать буквы сходные по ...

Конспект урока по окружающему миру для слепых детей, 2 класс "Какие бывают животные?"

Обобщение знаний учащихся о животных и на этой основе разделить их на группы. Дать понятия «земноводные» и «пресмыкающиеся»....

Конспект урока на тему "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста разной степени одарённости".

На уроке с разными учащимися показаны формы работы над сочинением меолодии, аккомпанемента, элементы импровизации....