Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в СКОШ VIII вида
статья на тему
Доклад на педсовете (май 2013г.) учителя Синьковой О.А.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ПРИМЕРЕ ПРОВОДИМЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НАДОМНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в СКОШ VIII вида»
Цель: представить опыт по применению коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе и созданию специально-организованных условий для обучения, развития, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_doklad_na_pedsovete_korrektsionno-razvivayushchie_tehnologii_v_obuchenii.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете (май 2013г.) учителя Синьковой О.А.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ПРИМЕРЕ ПРОВОДИМЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НАДОМНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в СКОШ VIII вида»
Цель: представить опыт по применению коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе и созданию специально-организованных условий для обучения, развития, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Девиз:
«Успеха добивается лишь тот, кто действует!»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
В нашей школе одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно – иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Личностно-ориентированные технологии
направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии
- Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях.
Учителя используют метод презентаций, как способ эффектно и современно преподать учебную информацию.
Использование компьютерных и аудио – визуальных технологий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса значительно повышающего его качество, делающего его более современным разнообразным и насыщенным.
- Внедряется технология индивидуальных маршрутов обучения с применением ИКТ для обучающихся на дому.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать элементарными основами компьютерной грамотности.
Обучение работе на компьютере способствует повышению общей культуры учащихся, развитию тонкой моторики, ориентированию в пространстве. Успешное выполнение (с помощью учителя) учебных заданий на компьютере способствует повышению самооценки, осознанию компьютера как рабочего инструмента, а не дорогой игрушки, формированию учебной мотивации.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.
С применением ИКТ эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается.
Кроме того, виртуальные наглядные пособия легко хранить и находить, они не выцветают, не пылятся, не ломаются; при желании их несложно откорректировать. С помощью все того же компьютера несложно создать и необходимые дидактические материалы, с учетом особенностей конкретных учащихся класса. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для детей, пропустивших уроки по болезни или не усвоивших материал по тем или иным причинам.
Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий в коррекционной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.
Отбор коррекционных задач осуществляется исходя из следующих принципов:
- отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
- достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
- индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
При работе со школьниками эффективны различные развивающие игры, многие из которых находятся в свободном доступе (в том числе и в Internet-каталогах, флеш-игры). Несмотря на некоторую разноплановость и недостаточное количество апробированных методик, объединяющих отдельные программные продукты в единые методические комплекты эффективность их использования весьма высока и обусловлена, в частности, высокой мотивацией детей к игровой деятельности с помощью компьютера.
Интернет – это мир. Он не знает государственных границ. Это мир, в котором скорость прохождения информации не зависит от географической удаленности пользователей сети друг от друга. Это мир, в котором появилась возможность общения между собой миллионов людей различного возраста, с различным родом занятий и различным общественным положением. Можно сказать, что Интернет – это одно из самых значительных достижений 20 века.
Как в этот мир попасть детям-инвалидам?
Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, все имеющиеся средства тратят в первую очередь на лечение. Поэтому персональный компьютер – редкость в такой семье, а он, на мой взгляд, на сегодняшний день в связи с бурным развитием сетевых технологий является необходимым условием для реабилитации детей с ОВЗ, их адаптации в обществе, для общения со своими сверстниками, со своими «товарищами по несчастью», для получения полноценного образования. Это не только личная профориентация, но и игровые технологии, обучающие и развивающие игры, так необходимые в этом возрасте.
При детских церебральных параличах (ДЦП) имеют место серьезные нарушения и расстройства функций опорно-двигательного аппарата. Ребята медленно передвигаются, некоторые не могут этого делать без посторонней помощи, слабо владеют техникой письма, медленно работают руками, быстро устают. Этим ребятам компьютерное обучение поможет преодолеть определенный барьер и влиться в коллектив образовательного учреждения.
Решение задачи обучения и общения детей-инвалидов видится в организации систем дистанционного образования. Это особый вид коммуникации, появившийся в условиях современных сетевых технологий. Он имеет свои психологические и педагогические особенности. Те барьеры, которые имеются в процессе человеческой связи, при дистанционном обучении уменьшаются, либо стираются вовсе.
Следует отметить, что есть неоспоримые преимущества для инвалидов при таком способе обучения:
- возможность обучаться на месте, по индивидуальному плану;
- использовать специальные программы и информационно-образовательные ресурсы учебного заведения;
- иметь доступ к консультациям и постоянный контакт с преподавателем;
- удобный способ контроля уровня знаний в виде компьютерного тестирования и т. д.
Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении ученика.
Грамотное сочетание педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает естественный переход в «Новую школу».
Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная) школа VIII вида.
Вывод:
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Приложение:
Мультимедийная презентация фото и видеоотчета о занятиях с ученицей надомной формы обучения Саркисян Любови.
Литература.
«ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html
Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения».Источник: www.microsoft.com/enable/education)
Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4459/Itemid,118/004.
Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001
М.Е.Демидова Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида. Дефектология – М., 2002.- №1
Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МСКОУ СКОШ VIII ВИДА
Анализ уровня социализации учащихся МСКОУ СКОШ VIII вида....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.
Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...
Обучение сложению и вычитанию в СКОШ VIII вида (все ступени)
Курсовая работа по математике: от пропедевтического периода до 1 000 000....
Образовательная программа кружка "Вязание" ГКС (к) ОУ Дубовская СКОШИ VIII вида
Программа предназначена для коррекционных школ. Содержит всебе 2 модуля, цели и задачи, объяснительную записку, указаны ожидаемые результаты освоения детьми данной программы....
Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида
В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида....