Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в СКОШ VIII вида
статья на тему

Синькова Ольга Анатольевна

Доклад на педсовете (май 2013г.) учителя Синьковой О.А.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ПРИМЕРЕ ПРОВОДИМЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НАДОМНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

 

«Коррекционно-развивающие  технологии в обучении  и воспитании  детей в СКОШ VIII вида»

 

Цель: представить  опыт  по  применению коррекционно-развивающих  технологий в учебно-воспитательном  процессе и созданию специально-организованных условий для обучения, развития, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете (май 2013г.) учителя Синьковой О.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ПРИМЕРЕ ПРОВОДИМЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НАДОМНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

«Коррекционно-развивающие  технологии в обучении  и воспитании  детей в СКОШ VIII вида»

Цель: представить  опыт  по  применению коррекционно-развивающих  технологий в учебно-воспитательном  процессе и созданию специально-организованных условий для обучения, развития, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Девиз:

        «Успеха добивается лишь тот, кто действует!»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у  обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе.

Традиционные технологии  обучения

В  коррекционной  работе   основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных  на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя  и  учащихся.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом,  стимулируют развитие речи учащихся.

         В  нашей  школе одним из путей модернизации  традиционных  технологий  является  введение в  них элементов развивающего обучения  и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.  

Объяснительно – иллюстративные  технологии применяются  в классно-урочной системе  и во   внеклассной  работе. Результатом  применения  является  экономия   времени, сохранение  сил  учителей  и  учащихся, облегчение  понимания  сложных  знаний.

Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности  обучающихся  осуществляется  средствами  разумной  организации  разносторонней   игровой  деятельности, доступной  каждому  ребенку, с учетом  психофизических  возможностей  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер.

Личностно-ориентированные  технологии

направлены   на организацию учебно-воспитательного процесса   с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение  данной  технологии  позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные  технологии

- Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и  внеклассных  мероприятиях.

Учителя используют метод презентаций, как способ эффектно и современно преподать учебную информацию.  

Использование  компьютерных и  аудио – визуальных  технологий  стало  неотъемлемой  частью  воспитательного  процесса значительно  повышающего  его  качество, делающего  его  более  современным  разнообразным и  насыщенным.

- Внедряется технология индивидуальных маршрутов обучения с применением ИКТ для обучающихся на дому.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация  учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов  мышления.

Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать элементарными основами компьютерной грамотности.

Обучение работе на компьютере способствует повышению общей культуры учащихся, развитию тонкой моторики, ориентированию в пространстве. Успешное выполнение (с помощью учителя) учебных заданий на компьютере способствует повышению самооценки, осознанию компьютера как рабочего инструмента, а не дорогой игрушки, формированию учебной мотивации.

Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.

С применением ИКТ эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается.

Кроме того, виртуальные наглядные пособия легко хранить и находить, они не выцветают, не пылятся, не ломаются; при желании их несложно откорректировать. С помощью все того же компьютера несложно создать и необходимые дидактические материалы, с учетом особенностей конкретных учащихся класса. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для детей, пропустивших уроки по болезни или не усвоивших материал по тем или иным причинам.

Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий в коррекционной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий  встраивается в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.

           Отбор коррекционных задач осуществляется исходя из следующих принципов:

  • отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
  • достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
  • индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.

При работе со школьниками эффективны различные развивающие игры, многие из которых  находятся в свободном доступе (в том числе и в Internet-каталогах, флеш-игры). Несмотря на некоторую разноплановость и недостаточное количество апробированных методик, объединяющих отдельные программные продукты в единые методические комплекты эффективность их использования весьма высока и обусловлена, в частности, высокой мотивацией детей к игровой деятельности с помощью компьютера.

Интернет – это мир. Он не знает государственных границ. Это мир, в котором скорость прохождения информации не зависит от географической удаленности пользователей сети друг от друга. Это мир, в котором появилась возможность общения между собой миллионов людей различного возраста, с различным родом занятий и различным общественным положением. Можно сказать, что Интернет – это одно из самых значительных достижений 20 века.

Как в этот мир попасть детям-инвалидам?

Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, все имеющиеся средства тратят в первую очередь на лечение. Поэтому персональный компьютер – редкость в такой семье, а он, на мой взгляд, на сегодняшний день в связи с бурным развитием сетевых технологий является необходимым условием для реабилитации детей с ОВЗ, их адаптации в обществе, для общения со своими сверстниками, со своими «товарищами по несчастью», для получения полноценного образования. Это не только личная профориентация, но и игровые технологии, обучающие и развивающие игры, так необходимые в этом возрасте.

При детских церебральных параличах (ДЦП) имеют место серьезные нарушения и расстройства функций опорно-двигательного аппарата. Ребята медленно передвигаются, некоторые не могут этого делать без посторонней помощи, слабо владеют техникой письма, медленно работают руками, быстро устают. Этим ребятам компьютерное обучение поможет преодолеть определенный барьер и влиться в коллектив образовательного учреждения.

Решение задачи обучения и общения детей-инвалидов видится в организации систем дистанционного образования. Это особый вид коммуникации, появившийся в условиях современных сетевых технологий. Он имеет свои психологические и педагогические особенности. Те барьеры, которые имеются в процессе человеческой связи, при дистанционном обучении уменьшаются, либо стираются вовсе.

Следует отметить, что есть неоспоримые преимущества для инвалидов при таком способе обучения:

  • возможность обучаться на месте, по индивидуальному плану;
  • использовать специальные программы и информационно-образовательные ресурсы учебного заведения;
  • иметь доступ к консультациям и постоянный контакт с преподавателем;
  •  удобный способ контроля уровня знаний в виде компьютерного тестирования и т. д.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении ученика.

Грамотное сочетание педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает естественный переход в «Новую школу».

Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что  является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная) школа VIII вида.

Вывод:

Коррекционно-развивающие  технологии, применяемые  в   нашем  учреждении  содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Приложение:

Мультимедийная презентация фото и видеоотчета о занятиях с ученицей надомной формы обучения Саркисян Любови.         

Литература.


  1. «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html

  2. Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения».Источник:
    www.microsoft.com/enable/education)

  3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3

  4. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»

  5. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4459/Itemid,118/004.

  6. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)

  7. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001

  8. М.Е.Демидова Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида. Дефектология – М., 2002.- №1

  9. Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа:
    http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

Обучение сложению и вычитанию в СКОШ VIII вида (все ступени)

Курсовая работа по математике: от пропедевтического периода до 1 000 000....

Образовательная программа кружка "Вязание" ГКС (к) ОУ Дубовская СКОШИ VIII вида

Программа предназначена для коррекционных школ. Содержит всебе 2 модуля, цели и задачи, объяснительную записку, указаны ожидаемые результаты освоения детьми данной программы....

Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида

В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида....