Программа коррекции устной и письменной речи для 5 класса (КРО)
рабочая программа (5 класс) по теме
Коррекция устной и письменной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_korrekcii_ustnoy_i_pismennoy_rechi_5_klass.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно – психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют обучающиеся классов VII вида.
Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся 5 классов VII вида МБОУ СОШ № 10 г., у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи.
Логопедические занятия учитывают материал школьной программы по русскому языку. Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы.
Методы и приемы, используемые в логопедической работе, соответствуют возрастным особенностям данных детей.
Цель программы
- провести коррекционное обучение с учащимися классов VII вида, не допустить перехода нарушений письменной речи, осложняющих учебно – познавательную деятельность данных учащихся, на последующие этапы обучения;
Задачи коррекционного обучения
- восполнение пробелов в развитии звуковой сторо ны речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Область применения программы
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных и специальных коррекционных школ; может быть использована учителями начальных классов массовых школ для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.
№ | Тематика занятия | Коррекционная работа | Часы |
I. Слово. Словосочетание. Предложение | |||
Развитие навыков словообразования | |||
1-2 | Состав языка. Родственные слова Коррекция произношения. | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с одно коренными словами. Дифференциация одноко ренных и родственных слов. Пополнение слова ря и развитие навыков словообразования. | 2 |
3 | Корень слова. Корневые морфемы. | Знакомство с понятием «корень». Дифференци ация однокоренных и родственных слов. Соот несение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и одноко ренных слов. | 1 |
4 | Приставка. Коррекция произношения. | Знакомство с приставками. Тренировка в нахож дении приставки в словах. Графическое обозна чение приставки. Правописание приставок. Раз витие временных и пространственных представ лений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами. | 1 |
5 | Суффикс. Постфикс. Коррекция произношения. | Знакомство с суффиксами. Объяснение значе ний различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существи тельных с уменьшительно-ласкательным значе нием. Выбор суффикса. | 1 |
6-8 | Морфологический состав слова | Закрепление знаний о корне, приставке, суф фиксе и окончании. Формирование навыка раз бора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов. | 3 |
9 | Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. | 1 |
Б. Развитие навыков словоизменения | |||
10 | Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначе ние изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. | 1 |
11-13 | Практическое упот ребление существи тельных в форме единственного и мно жественного числа | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Фор мирование навыка образования форм един ственного и множественного числа имен сущес твительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зри тельного.) | 2 |
14-15 | Практическое употребление существительных разного рода | Знакомство с понятием рода. Тренировка в по становке вопроса к существительным различ ного рода, в разборе слова по составу. Обога щение словаря. Развитие логического мышле ния. | 2 |
16-17 | Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами имен сущес твительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизмене ния. Преодоление аграмматизма в устной речи. | 2 |
В. Развитие навыков согласования слов | |||
18 | Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и слово образованию. Развитие навыка постановки воп роса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. | 1 |
19 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по слово изменению и согласованию имен прилагатель ных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами. | 1 |
20 | Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование существительных с прилагатель ным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Прео доление аграмматизма в устной речи. | 1 |
21 | Слова-действия | Знакомство с действиями предметов. Обогаще ние глагольного словаря. Развитие навыков сло воизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой. | 1 |
22-23 | Согласование глагола с существи тельным в числе | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обога щение словаря действий. Преодоление аграм матизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия. | 2 |
24-25 | Согласование глагола с существи тельным в роде | Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами. | 2 |
26 | Согласование глагола с существи тельным во времени | Знакомство с категорией времени глагола. Раз витие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. | 1 |
27-28 | Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи. | 2 |
II. Предложение - 10 | |||
29-30 | Предложение | Соотнесение предложений с графическими схе мами. Знакомство со словосочетанием и предло жением. Виды связи в словосочетаниях и пред ложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — сло восочетание — текст. | 2 |
31-32 | Состав предложения | Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложе ния в зависимости от перестановки слов, изме нения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями. | 2 |
III. Текст - 5 | |||
33-34 | Работа над текстом | Установление смысловых связей между пред ложениями в составе текста. Знакомство с поня тием текст, его признаками: смысловой целост ностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста. | 2 |
Содержание программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и составляет 35 часов
Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, качества и скорости усвоения материала.
Тематическое планирование
Планирование составлено с учетом структуры речевого нарушения, особенностей интеллектуального развития и системы коррекционной работы, предложенной авторами И.Н. Садовниковой (1998), Л.Н. Ефименковой (2000), Л.Г. Парамоновой(1999), Н.В. Ястребовой(1997), Е.В.Мазановой(2006).
Для достижения поставленной цели в качестве информационных ресурсов на занятиях используется « Компьютерный практикум для проведения логопедической работы в начальной школе». Проводить занятие можно в двух режимах: «Пакет» или « Меню». Целесообразнее работать в режиме «Пакет», в котором игры последовательно выводятся на экран компьютера согласно программе занятия, а в режиме « Меню» можно выбрать нужный фрагмент из меню. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Можно сохранять, передавать урок на другие компьютеры.
Для подготовки к занятиям используется учебное пособие «Сборник дидактических материалов», где тематическое планирование учебного материала не разбито по классам, что позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития учеников.
Для усвоения программы применяются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно – поисковый.
Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: элементы аромотерапии, музыкотерапии и литотерапии, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.
Литература
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
- Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.
- Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе (СD -диск).
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.
- Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)
В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....
Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, п...
Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...
Программа коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс.
рограмма коррекционного курса "Коррекция устной и письменной речи" 6 класс....
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...
Рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи"
Коррекционно- развивающая программа для обучающихся НОО "Коррекция устной и письменной речи"...