Эколого-логопедический досуг, с применением технологии биоэнергопластики для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт, «Краски осеннего леса»
план-конспект

Тронева Светлана Васильевна

Экологическое воспитание в ДОО тесно переплетается с изучение определённой лексической темы. Досуг разработан как итоговое занятие по лексической теме "Осень" для детей старшей группы посещающих логопункт. У данной категории детей  в начале учебного года отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значи­тельно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

Конспект составлен на основе перспективного планирования,  с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, возрастных особенностей детей 6 лет, индивидуального подхода, системно - деятельностного подхода.

       Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками логопункта.

Конспект составлен в соответствии с федеральным государственным стандартом к построению современной системы дошкольного образования.

В образовательной деятельности сочетались как учебные, так и игровые методы работы.  Использование мультимедийных презентаций помогает детям ярче воспринимать предметы и явления природы. Формирование эстетического отношения к окружающему миру воспитывается у детей с нарушениями речи в умении видеть красоту голубого неба, осеннего леса, отдельного животного или птицы. 

Данное занятие включает в себя издоровьесберегающую технологию – биоэнергопластика, которая способствует развитию у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.                                               

Благодаря интересному сюрпризному моменту, разнообразному пособию, современным  ИКТ,  дети были активны, показали хорошие знания и успешно справлялись с заданиями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эколого-логопедический досуг32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к эколого-логопедическому досугу, с применением технологии биоэнергопластики  для детей старшего дошкольного

возраста, посещающих логопункт,

«Краски осеннего леса»

учителя-логопеда Троневой Светланы Васильевны

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад» №2 «Золотой ключик» п. Энергетик Новоорского района

Направление:  Дошкольное и дополнительное образование.

Цель: обобщение знаний детей по теме «Осень. Осенний лес», формировать практические умения и навыки пользования (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью, становление экологической культуры у детей.

Задачи:

коррекционно-образовательные  задачи:

  • активизировать словарь, упражняя в подборе слов – признаков к слову «осень»;
  • уточнить знания детей об обитателях леса ;
  • совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать существительные в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, согласование числительных с существительными); 
  • совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи

коррекционно-развивающие  задачи:

  • развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;
  • развитие длительного плавного выдоха;
  • совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать общую и мелкую моторику и координации речи с движениями;
  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать ассоциативное мышление.

коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

оборудование:

  • мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска;
  • презентация в программе Power Point к занятию;
  • листья клена, липы, дуба, березы, каштана, осины, рябины, плоды каштана; 
  • перчатки для упражнений  биоэнергоплатики;
  • письмо Лесовичка;
  • поощрительные медали.

Возраст детей: старшая группа (6 лет)

Количество детей: 7; 3 девочки  и 4 мальчика.

Образовательная область «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Структура занятия

-Вводная часть: (организация детей) – 5 минут

-Основная часть: (практическая деятельность) - 25 минут

-Заключительная часть (подведение итогов) – 3 минуты

 Экологическое воспитание в ДОО тесно переплетается с изучение определённой лексической темы. Досуг разработан как итоговое занятие по лексической теме "Осень" для детей старшей группы посещающих логопункт. У данной категории детей  в начале учебного года отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

Конспект составлен на основе перспективного планирования,  с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, возрастных особенностей детей 6 лет, индивидуального подхода, системно - деятельностного подхода.

При составлении конспекта  была использована дополнительная литература:

  • «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»  Т.Б. Филичева,  Т.В. Чиркина
  • "Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой" Бушлякова Р.Г.

       Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками логопункта.

Конспект составлен в соответствии с федеральным государственным стандартом к построению современной системы дошкольного образования.

В образовательной деятельности сочетались как учебные, так и игровые методы работы.  Использование мультимедийных презентаций помогает детям ярче воспринимать предметы и явления природы. Формирование эстетического отношения к окружающему миру воспитывается у детей с нарушениями речи в умении видеть красоту голубого неба, осеннего леса, отдельного животного или птицы

Данное занятие включает в себя издоровьесберегающую технологию – биоэнергопластика, которая способствует развитию у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.                                                

Благодаря интересному сюрпризному моменту, разнообразному пособию, современным  ИКТ,  дети были активны, показали хорошие знания и успешно справлялись с заданиями.  

ХОД  ДОСУГА:

  1. Вводная часть.

Организационный момент. (Дети входят в зал, оформленный осенней тематикой,  на Интерактивной доске слайды с осенними пейзажами)

Логопед:  Ребята, сегодня предлагаю  вам отправиться в увлекательную  экскурсию в лес. 

(звучит музыкальное сопровождение  «Осенний вальс)

                         Логопед:  Осень на опушке

Краски разводила.

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Дубы золочены.

Приглашает осень:

«Посмотрите, дети,

Разноцветье леса!

Чудеса какие!

 

Логопед:  Ребята, давайте  полюбуемся разноцветной сказкой осеннего леса и еще раз восхитимся ее разнообразием и необычностью.

Логопед: А какой бывает осень? (Дети подбирают слова – признаки к слову «осень», называя ее золотой, пасмурной, щедрой…)

Логопед: А теперь давайте прислушаемся к осени (аудио запись лесного шума).  Какие звуки вы слышите?  

(Звуки осени: шуршание листьев, ветер, голоса птиц)

Логопед: Ребята, закройте глаза и давайте подышим осенним воздухом.

Дыхательное упражнение

 Подышать осенним воздухом. Вдох носом. Выдох ртом (5 раз).

Логопед:  Ребята, какие запахи вы почувствовали?  (прелой листвы, пряной травы, дыма)

2. Основная часть.

Логопед: А вы знаете, что осень имеет свой цвет? Правильно! Цвет осени – это цвет осенних листьев.

Рыжий Егорка
Упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.

Давайте рассмотрим листочки.

Логопед: Выберите себе листочек, который вам понравился (спросить, почему выбрал именно этот листок)

Логопед: Давайте устроим листопад. Листочек положили на ладошку, и напоминаю, что дуть нужно плавно, медленно, воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом не спеша.

Логопед: Молодцы!  Хорошо справились.

Игра  «Посчитай»

Логопед: А теперь, дети, давайте посчитаем кусты, пни, листья, деревья, ветки… (на экране доски появляются изображения кустов, пней, деревьев, листьев и веток)

Дети: Один кленовый лист, два кленовых …. пять кленовых листьев;

Один ореховый куст…… пять ореховых кустов

Один дубовый пень…… пять дубовых пней

Одно осеннее дерево…. пять осенних деревьев

Одна  еловая ветка…. пять еловых веток

Физминутка «Листья»

Логопед: Ребята, представьте, что вы все превратились в осенние листья.

Дети: выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся,             Кружатся, расставив руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся.       Приседают

И нам под ногами шуршат, шелестят     Движения руками влево-вправо

Будто опять закружиться хотят.             Кружатся на носочках

Нищева Н.

Логопед:  В лесу подул прохладный осенний воздух. (Руки на животе. Вдох животик округляем. Выдох - втягиваем -5 раз).

Игра «Кто быстрей ответит?»

Логопед: Ребята, а кто является обитателями леса?

Дети:

Звери: лиса, волк, медведь, олень, лось, белка, куница, кабан, ежик

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто  зимует под листвой, в коре деревьев?

Упражнения на развитие артикуляционной моторики «Лесные звери»

Логопед: Молодцы! А теперь давайте изобразим диких животных в осеннем лесу с помощью губ, языка, щек и рук. Но для этого нам необходимо надеть волшебные перчатки.

(Дети надевают их на руки, проговаривая волшебное «заклинание»)

«До чего же вы милы Варежки мои! (дети гладят свои ладошки)

С вами можно превратиться

Или в грибок (упражнение биоэнергопластики «грибок»),

или в жар-птицу (руки скрещены, движение взмахи ладошками)

Буду вас беречь всегда (дети гладят свои ладошки)

Не расстанусь никогда!» (дети обнимают себя за плечи)

(Предлагается индивидуальный и подгрупповой показ артикуляционных упражнений)

На экране доски появляются изображения лесных обитателей.

Упражнения для губ и щек

Фыркающий еж      (Вибрировать губами - пальцы растопырены)

Трусливый зайчик (поднять верхнюю губу, обнажить верхние зубы – указательный и средний пальцы вверх)

Сердитый волк      (оттянуть нижнюю губу, обнажить нижние зубы – ладонями изображают пасть волка)

Упражнения для языка

Белочка, собирающая грибы большие и маленькие (язык присосать к небу «Грибок», открывать и закрывать рот, не отпуская его – левая ладонь сверху – правая внизу)

Мишка, облизывающий мед (Язык «Чашечкой», облизать верхнюю губу – ладошки округлены)

Логопед: Отгадайте загадку про лесного зверька:

На спине иголки

Острые и колкие.

А свернется он в клубок-

Нет ни головы, ни ног

Логопед: Правильно, ёж! Предлагаю вам сделать речевую зарядку про ёжика.

Речевая зарядка «Ёжик».

Жа-жа-жа - Есть иголки у ежа (дети раскрывают пальчики одной руки, изображая ежа)

Жи-жи-жи - В лесу живут ежи

Жу-жу-жу - Молока дадим ежу

Жи-жи-жи - Колючие ежи (показывают двух ежей, раскрывая пальцы обеих рук) (Дети проговаривают вместе с логопедом) 

Логопед: Молодцы! А какие птицы живут в лесу?

Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, сорока

Упражнение на развитие слухового внимания «Дятел и птенцы»

с воспроизведением ритмического рисунка

Логопед: В лесу можно часто увидеть лесного доктора – дятла

Логопед: Как он лечит? (Он стучит по дереву, ищет насекомых).

Вы слышали стук дятла в лесу? (дети показывают артикуляционное упражнение «Дятел» - кончик язычка стучит по альвеолам, не опускаясь вниз, а пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки)

Логопед:  Давайте поиграем в игру «Дятел и птенцы». Я буду стучать язычком по бугоркам за верхними зубами, как дятел (Д), а вы будете за мной повторять, как птенцы:    ДД;  ДДДД; ДД  Д;   Д   ДД;  ДДД;

Логопед: Дети, как называются эти плоды и с какого они дерева? (каштаны)

Хотите поиграть с каштанами?  Только теперь нам нужно снять наши волшебные перчатки.

Упражнение «Каштаны»

Логопед:  Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Дети.          Каштаны в ладошке я крепко держу,

                   Каштаны в ладошке кручу и верчу.

                   Я ловко катаю каштаны  в ладошке,

                   Они убегают, как мышки от кошки.

Логопед: Вы были очень ловкими и не уронили каштаны.

Логопед: Отдохнули? А теперь в путь  (логопед подводит детей к нарисованному дереву с дуплом).   Дети, какое интересное дупло, а в нем что-то лежит? Это письмо от  старичка-Лесовичка (логопед читает письмо)

Логопед: Старичок-Лесовичок написал, что очень любит лес, волнуется и спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Дети: В лесу нельзя:

– громко говорить (кричать)

– включать громко музыку

– рвать с корнем цветы, грибы

– ломать ветки деревьев

– разжигать костры

– разорять гнезда, муравейники

– оставлять за собой мусор

– разбивать стеклянную посуду

Логопед: Молодцы!  Лесовичок будет очень рад.

Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень? (Ответы детей)

Игра «Если осень не придет?»

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

3. Заключительная часть

Логопед: Куда мы сегодня ходили? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? (Логопед оценивает  каждого ребенка и вручает памятные медальки о путешествии по осеннему лесу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Работа будет полезна педагогам ДОУ, студентам обучающимся в педагогических ОУ....

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».Цели:1.     Расширение и активизация словаря по теме «Осень».2....

Сценарий досуга "Масленица" на улице для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий досуга "Масленица" на улице для детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности для детей старшей группы, посещающих логопункт, «Праздник правильной речи»

Занятие разработано как итоговое для детей старшей группы посещающих логопункт. Основной идеей данного занятия явилось развитие практических умений и навыков пользования исправленной речи....

Домашние задания для детей старшего возраста, посещающих речевую группу

Домашние задания для детей старшего возраста, посещающих речевую группу...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье схематично представлена технология «Дебаты», кратко обоснована актуальность ее применения, предлагается тематика дебатов на продвинутом этапе обучения, а также дается приме...