Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие с элементами театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет Тема: «Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук «Ш»
план-конспект по теме

Липатова Ольга Николаевна

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятия с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук "Ш".

Этап: автоматизация звука "Ш" в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoe_zanyatie.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое интегрированное

логопедическое занятие с элементами театрализованной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет

Тема: «Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук «Ш»

О.Н. Липатова, учитель – логопед 

А.В. Леерова, воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна   «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

Цель: автоматизация звука «Ш»  на материале слогов, слов, предложений.

Этап: автоматизация звука «Ш» в предложении

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закреплять умение произносить звук «Ш» в слогах, словах, предложении;

- упражнять в определении позиции звука в слове;

- упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам;

- упражнять в распространении предложений прилагательными;

    - расширять и активизировать словарный запас.

Коррекционно - развивающие:

- развивать    фонематический    слух,    интонационную    выразительность, мимическую мускулатуру, внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- создать ситуацию успеха.

Оборудование: оформление зала (искусственные ёлки, снежинки); «Чудо – дерево» с сюжетными картинками; костюм Доброго волшебника; новогодние шарики с наклеенными предметными картинками со звуком «Ш»; аудиозапись мелодии «Млечный путь»; 6 индивидуальных зеркал; 8  гелиевых шаров; маски животных (мышки, кошки, мишки); мультимедийное оборудование; новогодние игрушки; электронная  презентация к занятию.

Ход занятия.

І. Организационный момент.

       Звучит сказочная музыка. Дети входят в зал, оформленный в зимний лес.

Слайд 1. (Анимационная картинка зимнего леса)

       Логопед. Ребята, посмотрите в какой сказочный лес мы с вами попали.  Как вы думаете, какое время года в этом лесу?

       Ответы детей.

       Логопед. Скажите, какой самый веселый, яркий и сказочный праздник приближается? А вам нравится этот праздник? Почему?

       Ответы детей.

       Логопед. Этот праздник любят взрослые и дети, и с большим нетерпением все ждут его наступления. Ведь под Новый год происходят чудеса!

       Звучит сказочная  музыка. «Влетает» сказочный герой в роли Доброго волшебника на воздушных шарах.

       Логопед. Ребята, посмотрите кто это?

       Ответы детей.

       Логопед. Это Добрый волшебник из далекой страны Лапландия – родины Нового года.

Создание проблемной ситуации.

       Добрый волшебник. Здравствуйте, ребята! Я прилетел к вам за помощью. В Лапландии появилась Злая колдунья. Она не любит детей и праздники. Своими злыми чарами она заколдовала нашу страну и мою волшебную палочку. Теперь Новый год никогда не наступит, и все дети останутся без праздника и подарков.

       Логопед. Ребята, вы хотите вернуть Новый год?

       Ответы детей.

      Логопед. Тогда нам придется отправиться в путешествие в далекую страну Лапландию, где возможно нас будут ждать испытания и встреча со Злой колдуньей. Вы согласны?

      Ответы детей.

      Добрый волшебник. Чтобы отправиться в такое далекое путешествие,  нужна зарядка.

ІІ. Артикуляционная гимнастика.

       Логопед. Мы с ребятами знаем очень хорошую зарядку – гимнастику для язычка. Для нее нам понадобятся зеркала,  чтобы видеть, правильно ли мы выполняем упражнения.

Слайд 2. (Картинки – символы к артикуляционной гимнастике: а) «Улыбка», б) «Хоботок», в) «Почистим верхние зубки», г) «Качели», д) «Чашечка», е) «Лошадка», ж) «Бублик»)

      Добрый волшебник выполняет артикуляционную гимнастику вместе с детьми.

ІІІ. Характеристика звука «Ш» по артикуляционным и акустическим признакам. Изолированное произнесение  звука.

Добрый волшебник. Молодцы, ребята! Теперь мы готовы к путешествию.  Но мои воздушные шарики замерзли по пути к вам, и мы взлететь не сможем.

 Логопед. Ребята, давайте согреем шарики теплой воздушной струйкой. Какой звук нужно произнести, чтобы появился теплый воздух?

Ответы детей.

Логопед. Где должен находиться язычок? На что похожи губки и зубки, когда мы произносим звук «Ш"?  Что делает голосок?   Почему? Воздушная струйка встречает преграду? Что мешает?

Вывод: значит это, какой звук? В каком замке он живет? Каким цветом мы его обозначаем?

Давайте согреем шарики Доброго Волшебника.

Выполнение движений под речевое сопровождение.

       Добрый волшебник. Молодцы! Вы настоящие волшебники! Ваш красивый звук «Ш»  согрел мои шарики, и мы можем отправляться в путь за спасением Нового года. Возьмите каждый  в руки по шарику и держитесь за него крепко.

       Приглушается свет, появляется световая иллюминация, звучит сказочная музыка.

Слайд 3. (Анимационная картинка северного сияния)

       Добрый волшебник.

    В круг волшебный становитесь,              (Дети становятся в круг)

    Крепко за руки держитесь.                       (Взялись за руки)

    Ветер северный явись,                                (Покачивание из стороны в сторону)

    Шарик в небо мой умчись.                        (Руки вверх)

    Звезды путь нам осветите                          (Руки в стороны)

    И дорогу укажите.

    Ветер северный стихай,

    Нас на землю опускай.                                (Присесть на колени)

Слайд 4. (Картинка с изображением Лапландии)  

       Добрый волшебник. Вот мы и добрались до Лапландии. Давайте отпустим шарики, но они нам еще понадобятся, чтобы вернуться домой.  

VІ. Автоматизация звука «Ш» в слогах с элементами театрализованной деятельности.

Слайд 5. (Картинка с изображением Злой колдуньи с голосовым сопровождением)

    Голос Злой Колдуньи: «Ха – ха – ха! Новый год хотите вернуть? Просто так я его не отдам. Чтобы снять мои чары, вам придется выполнить сложные задания. А волшебной палочки  у вас для этого нет! Не видать вам Нового года!  Ха – ха – ха!»

        Логопед. Ребята, попробуем без волшебной палочки справиться с заданиями Злой колдуньи?

       Ответы детей.

       Логопед. Давайте присядем, ребята, на стульчики.  

Слайд 6. (Картинка – символ «Веселая змейка», пиктограммы сказочных героев: сердитая Баба – Яга,  удивленный Колобок, веселый Буратино, грустный Чебурашка, испуганный Мышонок)

       Логопед. А вот и первое задание. Кого вы видите на экране?

       Ответы детей.

       Логопед. Это сказочные герои и у каждого из них разное настроение.

Появление по щелчку «Веселой змейки».

   Угадайте, кто так поет песенку Веселой змейки?

Ша – ша – ша (Сердито)

       Ответы детей.

       Логопед. Давайте вместе споем как Баба – Яга. Даша (Саша), а теперь ты спой как Баба – Яга.

Угадайте, кто так поет песенку Веселой змейки?

Шо – шо – шо (Удивленно)

Ши – ши – ши (Грустно)

Аш – аш – аш (Испуганно)

Уш – уш – уш (Весело)

       Логопед. Молодцы, ребята, вы правильно пели песенки Веселой змейки и поэтому справились с заданием!

V. Автоматизация звука «Ш» в словах и определение его наличия.

Слайд 7. (Картинка с изображением Лапландии)  

      Добрый волшебник. Ребята, Злая колдунья приготовила для вас загадку. Угадайте что это?

Зеленая красавица

Нарядные иголочки.

Украшена хлопушками

И новогодними … (игрушками)

       Ответы детей.

       Добрый волшебник. Правильно, ребята, молодцы! Что же за зеленую красавицу украшают под Новый год в каждом доме?

       Ответы детей.

       Добрый волшебник. А чем еще украшают елочку?

      Ответы детей.

      Добрый волшебник. Жители Лапландии к празднику тоже выбрали самую красивую елочку. Ребята, пойдемте, я покажу вам ее. А вам нравится наша елочка? Только вот все украшения Злая колдунья перепутала.

     Ответы детей.

      Логопед. Ребята, посмотрите какие необычные шкатулки под елочкой стоят. Что же в них? Давайте посмотрим.

       Под елочкой стоят контейнеры с новогодними игрушками, на которых наклеены картинки.

      Ответы детей.

      Логопед. Чтобы украсить елочку, нужно выбрать среди шариков только те, на которых изображены картинки со звуком «Ш». Какой шарик ты выбрал? Почему?

      Дети по очереди  показывают свой шарик и называют наклеенную на него картинку.

    Логопед. Ребята, вы молодцы! Вы правильно отыскали шарики с картинками, в названии которых встречается звук «Ш».

VІ. Определение позиции звука в слове.

     Добрый волшебник. Ребята, чтобы Злая колдунья не смогла больше заколдовать  новогодние шарики, нужно отыскать звук «Ш» в названии ваших картинок.

     Добрый волшебник приглашает детей к столу, на котором лежат «Звуковые домики» и символ звука «Ш».

     Логопед. В этом нам помогут звуковые домики. Найдите звук «Ш» в названии вашей картинки и поселите его в звуковое окошечко.

     Добрый волшебник. Ребята, вы правильно поселили  звук «Ш» в звуковые домики, теперь Злая колдунья не сможет больше их заколдовать. Давайте вместе ими украсим нашу елочку.

  Дети украшают елку новогодними шариками.

VІІ. Физминутка с элементами театрализованной деятельности.

    Слайд 8. (Картинка с изображением Злой колдуньи с голосовым сопровождением)

    Голос Злой Колдуньи: «Ха – ха – ха! Вы думаете, что вы справились со всеми моими заданиями! Ну, уж нет, самые сложные еще впереди! Ха – ха – ха!»

       Появляется шкатулка с масками животных.

      Добрый волшебник. Ребята, давайте посмотрим, что в этой шкатулке.  Злая колдунья заколдовала животных Лапландии в маски. Как вы думаете, каких животных она заколдовала?

      Ответы детей.

      Добрый волшебник. Хоть пока моя волшебная палочка еще не может совершать чудеса, я знаю, как оживить этих животных. А вы знаете? Как?

     Ответы детей.

     Логопед. Ребята, вы готовы помочь?

     Ответы детей.

     Добрый волшебник. В лес волшебница попала,

                                       И зверей заколдовала.

                                       Но пришли друзья – детишки,

                                       Озорные шалунишки,

                                       Стали думать и решать,

                                       Как зверей расколдовать.

                                       Чтоб заклятье злое снять,

                                       Надо музыку позвать.

      Давайте наденем маски и оживим животных, изображая их движения.

      Звучит музыка дети и взрослые надевают маски и двигаются, изображая животного в соответствии со своей маской.

Слайд 9. (Картинки с изображением животных: мышка, мишка, кошка)

Голос животных: «Ребята, спасибо вам! Вы оживили и освободили нас от чар Злой колдуньи!»

VІІІ. Автоматизация звука «Ш» в предложении. Работа с мнемотаблицей.

      Слайд 10. (Картинка с изображением Лапландии)  

      Добрый волшебник. На этом задания Злой колдуньи не закончились. В нашем сказочном лесу среди обычных деревьев растет чудо – дерево. На нем не осталось ни одного чуда, потому что оно превратилось в непонятные картинки.

      На «Чудо – дереве» висят сюжетные картинки, прикрепленные прищепками.

      Логопед. Ребята, давайте придумаем с этими картинками предложения, и правильно назовем все слова со звуком «Ш», тогда чудо – дерево засверкает своими чудесами.

      Дети составляют предложения с сюжетными картинками:

                          Петушок клюет кашу.

                          Кошка ловит мышку.

                          Кошка играет шариком.

                          Лягушка ловит мушек.

                          Мальчик катает мишку на машине.

                          Мальчик вешает шубку на вешалку.

      После выполнения задания на «Чудо – дереве» загорается гирлянда.

      Добрый волшебник. Ребята, посмотрите как наше чудо – дерево засверкало своими чудесами. Вот мы и справились со всеми заданиями Злой колдуньи!

ІX. Автоматизация звука «Ш» в предложении. Работа с деформированной фразой. Распространение предложений прилагательными.

      Добрый волшебник. Ребята, но Злая колдунья заколдовала наши шарики, и вы не сможете вернуться домой. Что же делать? И моя волшебная палочка еще не работает.

      Логопед. Давайте посмотрим, какое же задание она для нас приготовила.

      Логопед опускает шарик и демонстрирует детям сюжетную картинку.

      Логопед. Злая Колдунья неправильно придумала с картинками предложения, если мы их исправим  - составим предложения правильно, заклятье Злой колдуньи исчезнет, и мы сможем вернуться домой.

      Послушайте, какое предложение придумала Злая колдунья с этой картинкой. 

            Машинка катает Пашу.                            Какую машинку катает Паша?

            Логопед. Андрей правильно составила Злая колдунья предложение с этой картинкой?

      Ответ ребенка.

     Логопед опускает следующие  шарики и просит каждого ребенка составить правильно предложение с сюжетными картинками.

Мама кормит малыша кашей.                  Какой кашей мама кормит малыша?

Погремушка играет малышами.              Какой погремушкой играют малыши?

Шубка и шапка  вешает Машу.               Какую шубку вешает Маша?

Книжка читает Пашу.                             Какую книжку читает Паша?

Лошадка едет на Наташе.                       На какой лошадке едет Наташа?

Добрый волшебник. Какие вы все молодцы! Вы правильно произносили все слова со звуком «Ш» и правильно составили все предложения.  Чары Злой колдуньи исчезли, она больше никому не навредит. Благодаря вам моя волшебная палочка расколдована, теперь я смогу творить чудеса, и Новый год наступит вовремя.

Выполнение движений под речевое сопровождение.

Логопед. Ребята, нам пора отправляться домой. Давайте возьмем все в руки шарики и встанем в круг.

Слайд 11. (Анимационная картинка северного сияния)

       Добрый волшебник.

    В круг волшебный становитесь,              (Дети становятся в круг)

    Крепко за руки держитесь.                       (Взялись за руки)

    Ветер северный явись,                                (Покачивание из стороны в сторону)

    Шарик в небо мой умчись.                        (Руки вверх)

    Звезды путь нам осветите                          (Руки в стороны)

    И дорогу укажите.

    Ветер северный стихай,

    Нас на землю опускай.                                (Присесть на колени)

 Слайд 12. (Анимационная картинка зимнего леса)

   Вот вы и дома. За то, что вы помогли избавиться от чар Злой колдуньи и вернуть Новый год, я хочу вам подарить подарки.

       Взмахом палочки волшебной

       Мой подарок появись!

  Добрый волшебник махает палочкой и появляется шкатулка с подарками (новогодними шариками).

 Добрый волшебник. Ребята, как вы думаете, что это?

Ответы детей.

Добрый волшебник. Украсьте этими шариками елочку у себя дома. Пусть они напоминают вам о нашем сказочном путешествии. Ну, а мне пора возвращаться к своим друзьям в Лапландию, готовиться к Новому году. Прощайте, друзья!

Добрый волшебник «улетает» на воздушных шарах.

X. Итог. Логопед. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Кому мы помогли вернуть Новый год? Что было самым сложным для вас? Что было самым интересным? Какой звук мы сегодня учились красиво и правильно говорить в нашем путешествии?

Дети уходят в группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного ярко...

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

В Феднральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...

Кружок по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Театральные ступеньки"

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка.Дети с речевыми нарушениями - многочисленная категория, раз...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Конспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Страна профессий»

Возраст детей: 5-6 летКонспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста реализуется в рамках АООП ДО для детей с тяжёлым...