Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова
план-конспект на тему

Халапова Анна Константиновна

Описан план и развернутый конспект занятия в старшей группе по формированию слоговой структуры 6 класса слов (двусложные слова с двумя открытыми слогами) у детей с ОНР III уровня речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ – ЦРР №272

2013-2014 учебный год

Логопед: Халапова А.К., старшая группа.

Вид: Слоговая структура (22 занятие)

Тема: Двусложные слова с двумя закрытыми слогами (6 класс) (6 занятие)

Цель: Тренировать детей в самостоятельном слитном произнесении слов 6 класса (со вторым ударным слогом) в словосочетании и предложении.

План занятия

Название этапа

Цель этапа

Время этапа

1. Орг. момент

Собрать внимание детей.

Тренировать в умении самостоятельно, на слух, воспроизводить ритм двусложного слова со вторым ударным слогом.

1 минута

2. Д/и «Слоговые дорожки»

Продолжать тренировать в самостоятельном чтении закрытых слогов типа СГС со сменой последнего согласного звука, с опорой на символы.

3 минуты

3. Д/и «Угадай слово»

Упражнять в умении угадывать слова по первой части, с опорой на предметные картинки.

3 минуты

4. Д/и «Загадай слово»

Тренировать в умении загадывать слова, выделяя первую часть слова, с опорой на картинки.

4 минуты

5. Д/и «Отгадай загадку»

Упражнять в самостоятельном слитном произнесении слов 6 класса со вторым ударным слогом, с опорой на картинки.

3 минуты

6. Д/и «Части слова»

Тренировать в умении осуществлять практический анализ слов 6 класса, с опорой на картинки.

4 минуты

7. Д/и «Угадай, что это?»

 

Упражнять в употреблении слов 6 класса в словосочетании, с опорой на предметные картинки.

5 минут

8. Д/и «Добавь слово»

Тренировать детей в употреблении слов 6 класса в предложении, с опорой на предметные картинки.

6 минут

9. Итог.

Закрепить в памяти детей основную тему занятия.

1 минута


ГБОУ ЦРР-детский сад №272

Старшая группа

Развернутый конспект открытого занятия по слоговой структуре

Тема: Двусложные слова с двумя закрытыми слогами (6 класс) (6 занятие)

Цель занятия: Тренировать детей в самостоятельном слитном произнесении слов 6 класса (со вторым ударным слогом) в словосочетании и предложении.

        Логопед: Халапова А.К.

        

2013/2014

  1. Орг. момент.

Цель: Собрать внимание детей.

Тренировать в умении самостоятельно воспроизводить ритм двусложного слова со вторым ударным слогом, с опорой на ритмический рисунок и картинку.

Инструкция: Слушайте, как и сколько хлопаю! Закрывайте глаза. (логопед хлопает 2 раза: тихо-громко) Открывайте глаза. Сколько раз хлопала? (2 раза) Как хлопала в первый раз? (тихо) Как хлопала во второй раз? (громко) Сядет тот, кто похлопает, как я.

Итог: Сегодня будем говорить слова из двух частей. А сейчас открывайте тетради.

2. Д/и «Слоговые дорожки»

   Лексический материал: ДОМ, ДОФ + ДОН.

   Цель: Продолжать тренировать детей в самостоятельном чтении закрытых слогов типа СГС со сменой последнего согласного звука, с опорой на символы.

Инструкция: Ищите картинку - пулемет. Палец на букву Д. Добавляйте О. Соединяйте (ДО). Палец на середину дорожки. Какая песенка на оранжевой дорожке? (ДО) Пойте ДО, добавляйте М. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОМ) Палец на середину дорожки. Пойте ДО, добавляйте Ф. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОФ) Пойте ДО, добавляйте Н. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОН) Какая последняя песенка? (ДОН) Нажимайте на кнопки, пойте песенку ДОН. Начинает Дима.

   Итог: Вы называли части. Что вы называли? Мы называли части.

3. Д/и «Угадай слово»

   Дидактический материал: предметные картинки по количеству детей + 1 фоновая (фон-тан, маг-нит, сол-дат, ин-дюк, мед-ведь, под-нос)

Цель: упражнять детей в умении угадывать слово по первой части, добавляя вторую часть и произнеся целое слово, с опорой на предметные картинки.

Инструкция: Вставайте. Поиграем в игру «Угадай слово». Я открою картинку и назову первую часть, а вы вторую, потом целое слово. Кричать с места не надо, поднимаем руки. Кто назовет правильно, тот садиться на место.

               Логопед:    фон-     Ребенок:  - тан     фон-тан

                                   маг-                     - нит     маг-нит

                                   сол-                      - дат     сол-дат

                                   ин-                       - дюк    ин-дюк

                                   мед-                     - ведь    мед-ведь

                                   под-                      - нос     под-нос          

   Итог: Я называла первую часть, а вы? (вторую) А потом …? (целое слово)

4. Д/и «Загадай слово»

  Лексический материал: тот же, что и в третьем этапе.

Цель: Тренировать детей в умении загадывать слова, называя первую часть слова, с опорой на картинки.

Инструкция: А теперь загадайте слово сами. Сережа, выходи к доске. Выбирай глазами картинку. Называй первую часть замочками. Кто знает вторую часть? (дети называют вторую часть, а потом целое слово. Ребенок снимает картинку, а тот кто угадал, выходит к доске и загадывает новое слово).

Итог: Вы загадывали слова. Что вы загадывали, Марк? (загадывали слова)

5. Д/и «Отгадай загадку»

Лексический материал: кол-пак, зиг-заг, пом-пон, гар-монь, сунн-дук, кар-ман.

Цель: Тренировать в самостоятельном слитном произнесении слов 6 класса со вторым ударным слогом.

Инструкция: Поиграем в игру «Отгадай загадку». Кто угадает мою загадку, получает фишку. Слушайте!

  • Это емкость для хранения одежды и других предметов. В него можно что-то спрятать и закрыть на замок, чтобы никто не нашел. (сундук)
  • Это кривая линия. (зигзаг)
  • Это головной убор. Его одевают клоуны, когда выступают в цирке. (колпак)
  • Это часть головного убора. Он круглый и пушистый. (помпон)
  • Это музыкальный инструмент. У него есть кнопки и длинные меха. (гармонь)
  • Это часть рубашки или халата. В него можно положить маленькие предметы. (карман)

Угадавший получает фишку. Все дети по цепочке повторяют за ним слово и закрывают такую картинку. Детям загадывается новая загадка.

Итог: Что вы отгадывали, Сережа? (отгадывали загадки)

6. Д/и «Части слова»

   Лексический материал: тот же, что и в предыдущем этапе.

Цель: Тренировать детей в умении осуществлять практический анализ слов 6 класса с опорой на картинки.

Инструкция: Открывайте картинку. Говорите слово с кулачком. Сколько частей в слове? (2 части). Какая первая? Какая вторая? Открывайте такую картинку.

Итог: Вы говорили части. Что вы говорили? (Мы говорили части)

7. Д/и «Угадай, что это?»

  Лексический материал: кув-шин, рюк-зак, кос-тер, рос-ток, чер-вяк, пар-ник.

Цель: Учить детей правильно употреблять слова 6 класса в словосочетании.

Инструкция: Переверните страницу. Поиграем в игру «Угадай, что это?». Я говорю какой, а вы называйте картинку. А потом 2 слова замочками.

Логопед: мед-ный    Ребенок: кув-шин

                Мод-ный                   рюк-зак

                Яр-кий                       кос-тер

                Неж-ный                   рос-ток

                Мяг-кий                    чер-вяк

                Теп-лый                    пар-ник

Итог: Я говорила какой, а вы, Ярослав?( называли картинку)  

8. Д/и «Угадай последнее слово»

   Лексический материал: тот же, что и в предыдущем этапе.

   Цель: Упражнять детей в употреблении слов 6 класса в предложении с опорой на предметные картинки.

   Инструкция: Я начинаю предложение, а вы добавляйте последнее слово. Открывайте такую картинку.

  • Папа купил медный …(кувшин)
  • Мама купила модный…(рюкзак)
  • На лугу горит яркий…(костер)
  • На поляне растет нежный…(росток)
  • По земле ползет мягкий …(червяк)
  • На даче теплый…(парник)

Ребенок называет последнее слово замочками и повторяет целое предложение с кулачком. Получает очередную фишку.

   Итог: Вы говорили предложение. Что вы говорили, Максим?

9. Итог

   Цель: Закреплять в памяти детей основную тему занятия.

   Инструкция: Закрывайте папки. Сегодня мы говорили слова из двух частей. Что вы говорили, Марк? (Мы говорили слова из двух частей). Посчитайте фишки. У кого сколько? (проводится анализ деятельности детей) Вставайте.

   Сережа соберет тетради, Дима и Ярослав папки, Марк и Максим фишки. Молодцы! Идите отдыхать в группу.


1. Оргм.

    Инструкция: Слушайте, как и сколько хлопаю! Закрывайте глаза. (логопед хлопает 2 раза: тихо-громко) Открывайте глаза. Сколько раз хлопала? (2 раза) Как хлопала в первый раз? (тихо) Как хлопала во второй раз? (громко) Сядет тот, кто похлопает, как я.

Итог: Сегодня будем говорить слова из двух частей. А сейчас открывайте тетради.

2. «Слоговые дорожки»

     Инструкция: Ищите картинку - пулемет. Палец на букву Д. Добавляйте О. Соединяйте (ДО). Палец на середину дорожки. Какая песенка на оранжевой дорожке? (ДО) Пойте ДО, добавляйте М. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОМ) Палец на середину дорожки. Пойте ДО, добавляйте Ф. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОФ) Пойте ДО, добавляйте Н. Соединяйте буквы по цепочке. (ДОН) Какая последняя песенка? (ДОН) Нажимайте на кнопки, пойте песенку ДОН. Начинает Дима.

   Итог: Вы называли части. Что вы называли? Мы называли части.

3. Д/и «Угадай слово»

       Инструкция: Вставайте. Поиграем в игру «Угадай слово». Я открою картинку и назову первую часть, а вы вторую, потом целое слово. Кричать с места не надо, поднимаем руки. Кто назовет правильно, тот садиться на место.

               Логопед:    фон-     Ребенок:  - тан     фон-тан

                                   маг-                     - нит     маг-нит

                                   сол-                      - дат     сол-дат

                                   ин-                       - дюк    ин-дюк

                                   мед-                     - ведь    мед-ведь

                                   под-                      - нос     под-нос          Садись

   Итог: Я называла первую часть, а вы? (вторую) А потом …? (целое слово)

4. Д/и «Загадай слово»

     Инструкция: А теперь загадайте слово сами. Сережа, выходи к доске. Выбирай глазами картинку. Называй первую часть замочками. Кто знает вторую часть? (дети называют вторую часть, а потом целое слово. Ребенок снимает картинку, а тот кто угадал, выходит к доске и загадывает новое слово).

Итог: Вы загадывали слова. Что вы загадывали, Марк? (загадывали слова)

5. Д/и «Отгадай загадку»

       Инструкция: Поиграем в игру «Отгадай загадку». Кто угадает мою загадку, получает фишку. Слушайте!

  • Это емкость для хранения одежды и других предметов. В него можно что-то спрятать и закрыть на замок, чтобы никто не нашел. (сундук)
  • Это кривая линия. (зигзаг)
  • Это головной убор. Его одевают клоуны, когда выступают в цирке. (колпак)
  • Это часть головного убора. Он круглый и пушистый. (помпон)
  • Это музыкальный инструмент. У него есть кнопки и длинные меха. (гармонь)
  • Это часть рубашки или халата. В него можно положить маленькие предметы. (карман)

Угадавший получает фишку. Все дети по цепочке повторяют за ним слово и закрывают такую картинку. Детям загадывается новая загадка.

Итог: Что вы отгадывали, Сережа? (отгадывали загадки)

6. Д/и «Части слова»

    Инструкция: Открывайте картинку. Говорите слово с кулачком. Сколько частей в слове? (2 части). Какая первая? Какая вторая? Открывайте такую картинку.

Итог: Вы говорили части. Что вы говорили? (Мы говорили части)

7. Д/и «Угадай, что это?»

  Инструкция: Переверните страницу. Поиграем в игру «Угадай, что это?». Я говорю какой, а вы называйте картинку. А потом 2 слова замочками.

Логопед: мед-ный    Ребенок: кув-шин

                Мод-ный                   рюк-зак

                Яр-кий                       кос-тер

                Неж-ный                   рос-ток

                Мяг-кий                    чер-вяк

                Теп-лый                    пар-ник

Итог: Я говорила какой, а вы, Ярослав?( называли картинку)  

8. Д/и «Угадай последнее слово»

      Инструкция: Я начинаю предложение, а вы добавляйте последнее слово. Открывайте такую картинку.

  • Папа купил медный …(кувшин)
  • Мама купила модный…(рюкзак)
  • На лугу горит яркий…(костер)
  • На поляне растет нежный…(росток)
  • По земле ползет мягкий …(червяк)
  • На даче теплый…(парник)

Ребенок называет последнее слово замочками и повторяет целое предложение с кулачком. Получает очередную фишку.

   Итог: Вы говорили предложение. Что вы говорили, Максим?

9. Итог

       Инструкция: Закрывайте папки. Сегодня мы говорили слова из двух частей. Что вы говорили, Марк? (Мы говорили слова из двух частей). Посчитайте фишки. У кого сколько? (проводится анализ деятельности детей) Вставайте.

   Сережа соберет тетради, Дима и Ярослав папки, Марк и Максим фишки. Молодцы! Идите отдыхать в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Перспективное планирование   учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова

Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

«ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК». ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (публикация в научно-методическом журнале "Логопед в детском саду" №2(87) 2019

Задачи: учить детей воспроизводить заданный речевой ритм; запоминать и воспроизводить ряды гласных звуков; упражнять в делении слов на слоги; закрепить представления у детей о слогообразующей роли гла...