Доклад на тему: «Культура поведения как основной фактор в эстетическом воспитании детей с нарушением интеллекта»
статья на тему

                               Доклад

                                 на тему:

«Культура поведения как основной фактор в эстетическом воспитании детей с нарушением интеллекта»

Скачать:


Предварительный просмотр:

            ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа – интернат»

                                 

                               Доклад

                                 на тему:

«Культура поведения как основной фактор в эстетическом воспитании детей с нарушением интеллекта»

                               Подготовила: Суродеева А.Д

                         

                                           2014 – 2015 уч.год.

   Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности детей  с ОВЗ, отмечается, что выпускники школ испытывают трудности в социальной адаптации. При анализе причин  их дезинтеграции в обществе, в трудовом коллективе (Н.Л. Коломинский, Ж.И. Намазбаева) авторами отмечается низкая  способность этих молодых людей поддерживать отношения  сотрудничества  с окружающими и не вступать в конфликт с ними. Отдельные вопросы особенностей общения детей, воспитывающихся вне семьи, отражены в статьях А.М. Прихожан, и Н.Н.Толстых. Имеются   некоторые сведения об особенностях общения  и со  взрослыми детей с недоразвитием интеллекта. В работах М.И. Лисиной рассмотрено влияние общения ребенка со взрослыми на механизмы смены ведущей деятельности и развития внутреннего плана  действий.

      В ходе коррекционного воспитания накапливаются и изменяются  состояния и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ими социального опыта. В ходе коррекционной работы развивается умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать  и регулировать  свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки.

    У воспитанников школ-интернатов масса проблем. Одна из главных – влиться в современное общество и самостоятельно строить свою жизнь. И основная  миссия коррекционной школы -  помощь в социальной адаптации воспитанников.

    Коррекционная школа должна готовить ребенка  к самостоятельной  жизни и деятельности  в естественном социальном окружении, к реалиям окружающего мира, сделать его  полноправным и активным тружеником, который  наравне со всеми людьми сможет в процессе трудовой  и общественной деятельности  приносить пользу обществу.      

   Следовательно, их надо воспитывать так, чтобы  их самостоятельное поведение  в жизни соответствовало  существующим в обществе социальным нормам. И здесь  большое значение имеет соблюдение норм культуры поведения, общения, соблюдение культурно-гигиенических норм.  Соблюдение  этих норм  обеспечивается общественным одобрением, а несоблюдение  вызывает в обществе санкцию в виде общественного осуждения.

    Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с нарушениями в интеллектуальном  развитии полноценную социальную адаптацию в обществе.

    Наличие интеллектуального дефекта  существенно затрудняет  эту работу и вероятность отклонений в поведении человека. Но накопленный десятилетиями опыт  показывает, что люди с нарушениями  в развитии интеллекта обладают возможностями и потребностями  в приобщении их к разнообразным формам образования, труда, культуры. Также Л.С. Выгоцкий  писал, что  умственная отсталость – это первичное ядерное поражение  головного мозга, на него наслаиваются  вторичные признаки умственной отсталости  такие как  нарушения характера поведения. Они не являются  обязательными ядерными  и поддаются  педагогической коррекции. В абсолютном большинстве случаев  эти отклонения  возникают в результате неправильного взаимодействия ребенка  с окружающей средой.  У детей с нарушениями в развитии интеллекта  часто  наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое  беспокойство, которые также создают  трудности их воспитания. Эти отрицательные  черты – обычно следствие  не только органических  особенностей ребенка, но и условий неустройства быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому  для детей  с нарушениями в интеллектуальном развитии очень важно создание спокойной обстановки, систематичность требований. Воспитание культуры поведения  у детей с интеллектуальной недостаточностью  является весьма трудным, но вместе с тем  совершенно необходимым делом. В ходе повседневной кропотливой работы  у детей с проблемами в развитии интеллекта формируются соответствующие умения и навыки, а также привычки.

    Большой положительный опыт воспитания и обучения детей  в коррекционной школе показывает, что умственно отсталые дети  могут достичь такого уровня развития, который  позволяет  большинству из них  по окончании школы  трудиться  и быть полезными обществу.

     Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники  вспомогательных школ будут проявлять  степень своей воспитанности. Умение обратиться  с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом, в общественных местах – все эти навыки очень пригодятся  детям с проблемами в развитии интеллекта за пределами школы.

    Целенаправленное  формирование жизненно необходимых  навыков поведения для детей с ОВЗ имеет особое значение.  

    Большинство таких детей  не посещают детский сад, где обычно закладываются  основы правильного поведения. В  семье с детьми, как правило, над этими вопросами  не работают.  Если школа  не поможет ученикам восполнить этот пробел, то дети, по всей вероятности, окажутся  не в состоянии  приобрести самостоятельно необходимые привычки  и  навыки культурного поведения. Скорее всего, в этих условиях  они приобретут  неправильные  способы поведения. Практика показывает, что от своевременного  начала таких   занятий  зависит успех всей воспитательной работы. Известно,  что детский возраст является наиболее благоприятным  для укрепления каких-либо привычек. Проведенные  психологами  многочисленные исследования  утверждают, что интенсивная коррекционно-воспитательная работа  с первых  дней появления  ребенка в школе  помогает добиться  довольно значительных успехов. Глубоко ошибаются те, кто думает, что школьники  с проблемами в развитии интеллекта не в состоянии понять и усвоить  принятые в нашем обществе  нормы поведения. Для этого во вспомогательной школе должна проводиться большая  продуманная и систематическая работа, направленная на воспитание навыков культурного поведения.

Часто дети не следуют правилам культуры  поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях,  которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Не  одинаковые  требования  предъявляет семья и школа.  Поэтому ребенок  не всегда выполняет  обязательные правила, а приспосабливаются к требованиям разных взрослых. В  условиях нашей работы  довольно трудно соблюдать  единство требований сом стороны семьи и школы, так как родители детей редко посещают  школу-интернат где живут и учатся их дети.

 Большое значение в воспитании культуры поведения  имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Так как  большинство детей растут  в неблагоприятных семьях, где не принято  быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не соблюдается чистота и порядок, то у таких детей  значительно труднее  воспитать привычки и навыки культурного поведения.        

    Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы взрослые  должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.

  Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта ...

Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта

В данной статье рассматривается роль семьи и школы в нравственном  воспитании умственно отсталых обучающихся 5 класса...

Педагогический проект "Экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта"

Разработанный проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами ознакомления с явлениями живой и неживой природы» сочетает в себе образовательные возможности и учебно...

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащихся 7 класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования (5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маны...

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащегося 8б класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования(5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маныч...