Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
статья (5 класс) по теме
В данной статье рассматривается роль семьи и школы в нравственном воспитании умственно отсталых обучающихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobranie_na_temu_nravstvennosti.docx | 25.17 КБ |
pritchi_o_vospitanii_detey_urok_babochki_odnazhdy_v_kokone_poyavilas_malenkaya_shchel.docx | 18.11 КБ |
pril.ppt | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему "Духовно-нравственное развитие личности в школе и семье"
1. Понятие и сущность духовности. (слайд 2)
Видеоролик( ПРИЛОЖЕНИЕ)
Духовность - это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости.
Таким образом, духовность - это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения.
Но школа в лице педагогов не способна самостоятельно справиться с этой задачей. Помощником должна быть семья!
(слайд 3)
Так как семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на дальнейший уклад, на работу человека (хотя часто они остаются в подсознании). Человек может забыть о них, но помимо его воли они часто определяют его поступки. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют большое значение в формировании моральных качеств растущего человека. Эмоциональные контакты в семье дети часто переносят как в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящие за пределы круга семейных взаимоотношений. Главный вклад в общее интеллектуальное развитие детей вносит так называемый "интеллектуальный климат" семьи.
ПРИТЧА
В семье ребенок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье.
Семья - важный фактор формирования личности ребенка. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный общественный институт, так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.
2.Функции семьи в современном обществе:
(слайд5)
- репродуктивная,
- экономическая,
- воспитательная,
- коммуникативная,
- организации досуга и отдыха
1) Репродуктивная функция семьи.
Рождение детей, продолжение человеческого рода.
2) Экономическая функция семьи.
- Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. 3) Коммуникативная функция семьи.
- посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ (средствами массовой информации), литературой и искусством. Читая книги, знакомясь с новыми произведениями искусства, новостями, родители, обсуждая это с ребенком, вызывают у него интерес и помогают его развитию.
4) Воспитательная функция семьи.
(слайд 6)
- Первый аспект- формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, высоконравственного отношения к труду; соблюдать нормы поведения; постоянное обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
- Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни.
- Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
3. Три стиля семейного воспитания:
(слайд 7)
- При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
- При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".
- При попустительском (либеральном) стиле ребенок предоставляется сам себе.
Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Семья должна учить ребенка законам человеческого существования.
Самое главное правильно выбрать различные методы воспитания.
4. Методы воспитания.
(слайд 8)
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
(воздействие на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, воли - личности)
- Метод убеждения: (лучше разъяснять) почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности. Учить анализировать свои и чужие поступки. Спор. основан на взаимоуважении.
- Метод требование. Прямое "сделай", "сходи", "убери". Косвенное - просьба, совет, пожелание.
- Метод - внушение. Очень действенен, если дети вообще легко внушаемы. Когда ребенок находится в состоянии растерянности, психологической депрессии, когда у него неприятности - не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важен авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знаниям, опыту, благородству, честности - доверяет им.
- Игра, режим дня. Важнейшие методы воспитания в семье. Этому методу посвятили целое собрание.
- Поощрение и наказание. Наказание должно соответствовать проступку и быть направлено на разрушение отрицательного поведения. Большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда-то воспитывали. "Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому я стал порядочным человеком"
А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижение и побои.
На чем основана "вера" в физические наказания? Видеть сразу результат воспитания: запугать, усмирить, сделать больно. Наказание физическое выполняет роль возмездия. Желание любой ценой сломить упрямство детей, напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая потом разжимается и бьет или ломается. У ребенка утрачивается вера в себя, самостоятельность и др.
Поощрение, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца.
Лучшее поощрение - похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.
- Роль примера родителей. Особенно в воспитании культуры чувств (сопереживание, сострадание) Ребенок учится тому, что видит у себя в дому
А теперь несколько комментариев.
Кто не знает такую "закономерность" чем больше ругаешь ребенка, тем хуже он становится!
Почему же так происходит? А потому, что воспитание - это вовсе не дрессура.
Ролик 2
Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Психологами доказано, что потребность в любви в нужности другому человеку - это одна из главных человеческих потребностей. Ребенок должен ее постоянно удовлетворять.
Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен
- как хорошо, что ты у нас родился
- я рада тебя видеть
- я люблю, когда ты дома
- мне хорошо, когда мы вместе.
Эти знаки внимания нужны детям, как пища растущему организму. Обнимайте ребенка не менее 4 раз в день, прикасайтесь к нему, целуйте его.
5. Исследование психолога М.А.Ковальчук отношения родителей к проблемам трудного ребенка.
(слайд 9)
- С этой целью было опрошено 800 родителей: 62,5% родителей имеют 2-х детей, 35% - одного ребенка и 25% - 3х детей.
- У 70% опрошенных родителей ребенок предоставлен "сам себе" все 12 часов в день, у 22,5% - 8 часов и у 7,5% - 4 часа в день.
- При этом 75% опрошенных не знают, чем занимается ребенок в свободное время, и только 25% иногда знают или догадываются, чем занят их ребенок днем.
6. Функция организации досуга и отдыха.
- Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.
- Семейный досуг включает в себя: чтение книг, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов и многое другое. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Таким образом, расширяется кругозор ребенка.
- На просмотр телепередач человек тратит в среднем:
- (слайд 10)
- В день - 3 часа
- В неделю - 21 час
- В месяц - 84 часа - 3,5 суток
- В год - 1008 часов - 42 суток - 1 месяц 12 дней
- За 10 лет - 10080 часов - 420 суток - 1 год 1 месяц 25 дней
- За 25 лет - 25200 часов - 1050 суток - 2 года 10 месяцев 16 дней
Но в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. По данным социологического опроса на совместный досуг с ребенком даже в благополучной семье родители тратят в среднем не более 15 минут в день. Это может быть прогулка в выходной день в течение часа. Преодолеть эти ошибки - задача современной семьи.
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных жизненных ситуациях.
(слайд 11)
Предварительный просмотр:
ПРИТЧИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Урок бабочки
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовность–это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости.
Но школа в лице педагогов не способна самостоятельно справиться с этой задачей. Помощником должна быть семья! Так как семья -это первая общественная ступень в жизни человека.
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный общественный институт
репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха
Первый аспект – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни.
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия". При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления". При попустительском (либеральном) стиле ребенок предоставляется сам себе.
Метод убеждения Метод требование Метод – внушение Игра, режим дня Поощрение и наказание Роль примера родителей
С этой целью было опрошено 800 родителей: 62,5% родителей имеют 2-х детей, 35% - одного ребенка и 25% - 3х детей. У 70% опрошенных родителей ребенок предоставлен «сам себе» все 12 часов в день, у 22,5% - 8 часов и у 7,5% - 4 часа в день. При этом 75% опрошенных не знают, чем занимается ребенок в свободное время, и только 25% иногда знают или догадываются, чем занят их ребенок днем .
В день – 3 часа В неделю – 21 час В месяц – 84 часа – 3,5 суток В год – 1008 часов – 42 суток – 1 месяц 12 дней За 10 лет – 10080 часов – 420 суток – 1 год 1 месяц 25 дней За 25 лет - 25200 часов – 1050 суток – 2 года 10 месяцев 16 дней За 60 лет – 60480 часов – 2520 суток – 6 лет 11 месяцев 26 дней
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта
Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта ...
Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...
Родительское собрание на тему «Духовно – нравственные ценности наших детей».
Цель проведенного собрания: дать рекомендации родителям, как воспитать духовно – нравственные ценности у детей....
Педагогический проект "Экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта"
Разработанный проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами ознакомления с явлениями живой и неживой природы» сочетает в себе образовательные возможности и учебно...
«Эффективное использование русских - народных игр в духовно-нравственном воспитании детей с нарушениями интеллекта»
Важность русских-народных игр в воспитании детей с ОВЗ...
План работы над темой самообразования "Экологическое воспитание детей с нарушениями интеллекта"
quot;Экологическое воспитание детей с нарушениями интеллекта"...