Подпрограмма социальной адаптации «Я умею все делать сам!» для обучающихся с ОВЗ, проживающих в общежитии.
учебно-методический материал по теме

Буланов Владимир Сергеевич

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания обучающихся, базой для развития творческих способностей воспитанников, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, частью социальной адаптации. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке обучающихся к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеурочные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда, что позволяет более успешно адаптироваться в окружающей действительности. При этом важно, что именно внеурочные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств обучающихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей»

Подпрограмма социальной адаптации  «Я умею все делать сам!»

(для обучающихся с ОВЗ, проживающих в общежитии

 ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»)

Выполнил: воспитатели общежития

Буланов Владимир Сергеевич

г. Вольск

Пояснительная записка

 

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания обучающихся, базой для развития творческих способностей воспитанников, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, частью социальной адаптации. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке обучающихся к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеурочные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда, что позволяет более успешно адаптироваться в окружающей действительности. При этом важно, что именно внеурочные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств обучающихся с ОВЗ.

Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков само-обслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

Основные цели данной подпрограммы:

- привитие навыков самообслуживания;

 -формирование навыков трудовой деятельности

            Эффективная организация работы предусматривает решение следующих задач:

-формирование навыков и умений:

-ухода за одеждой и обувью;

-проведения сухой и влажной уборки помещения.

 -воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу.

Обучающиеся должны знать:

-правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

-правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

-правила ухода за одеждой, обувью;

-правила сушки одежды, обуви;

-правила хранения одежды и обуви.

Обучающиеся должны уметь:

-производить влажную и сухую уборку помещений;

-чистить мягкую мебель, книжные полки, столы, батареи;

-стирать и гладить различные предметы одежды;

-производить мелкий ремонт одежды;

-ухаживать за различными видами обуви.

Подпрограмма по социально - трудовой  адаптации «Я умею все делать сам!» основана на следующих принципах:

Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании   различных методов      педагогического воздействия   с целью достижения оптимальных результатов.

Принцип коррекционной направленности: направлен на исправление недостатков развития обучающихся с ОВЗ.

Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей.

Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью различных видов деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе занятий.

Содержание подпрограммы

            Для каждого воспитательного занятия определены цели и имеются рекомендации по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.

            Содержание подпрограммы носит ориентировочный характер, поэтому воспитатель вправе изменять последовательность изучения тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения.

            Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента, уровня развития воспитанников, поэтому чёткого определения не требуется.

             Подпрограмма должна стать удобной в использовании и направить в правильное «русло» воспитательный процесс.

            Подпрограммы воспитания также необходимы, как и образовательные программы для обучающихся, но чётких границ знаний они не должны определять, а вот умений, трудовых приемов работы, развитие профессиональных навыков воспитанников обязательно.

            Теоретический материал занятий по своему содержанию связан с практической деятельностью обучающихся, что создаёт оптимальную умственную и физическую нагрузку.

 

п/п

Тема, содержание занятия

Цель занятия

1.

Воспитательное занятие

Тема: «Что такое труд?»

Раскрыть понятия  «труд» и «самообслуживающий труд». Формирование у обучающихся сознательного отношения к труду.

2.

Воспитательное занятие
Тема: «Осенние работы»

Ознакомление с сезонными особенностями   

сельскохозяйственного труда людей.

3.

Воспитательное занятие

Тема: «Мой дом»

Развивать представление о функциональном назначении жилых комнат.

4.

Воспитательное занятие

Тема: «Как убирать дом?»

Рекомендации:    составить алгоритм    уборки   жилых комнат.

Познакомить с правилами и последовательностью проведения сухой и влажной уборки.

5.

Воспитательное занятие

Тема: «Как убирать дом?»

Формировать практические навыки сухой и влажной уборки помещений.

6.

Трудовой час

Рекомендации: уборка спальной комнаты

Формировать практические навыки сухой и влажной уборки комнаты.

7.

Воспитательное занятие

Тема: «Предметы мебели, их назначение»

Развивать представление о функциональном назначении предметов мебели.

 

8.

Воспитательное занятие

Тема: «Виды и средства бытовой химии для ухода за мебелью»

Познакомить с видами и средствами бытовой химии для ухода за мебелью.

9.

Воспитательное занятие
Тема: «Правила ухода за мебелью»

Познакомить с правилами чистки мягкой мебели, книжных полок, столов.

10.

Трудовой час:

Рекомендации: чистка мягкой мебели

Формировать практические навыки чистки мягкой мебели с помощью различных средств

11.

Воспитательное занятие
Тема: «Помощники в доме»

Познакомить с правилами безопасности при работе с бытовыми электроприборами: пылесос, утюг.

12.

Воспитательное занятие
Тема: «Помощники в доме»

Познакомить с правилами безопасности при работе с бытовыми электроприборами: электрочайник, электрическая плита, телевизор.

13.

Воспитательное занятие
Тема: «Правила и средства ухода для бытовых электроприборов»

Познакомить с правилами и средствами для ухода за бытовыми приборами.

14.

Трудовой час

Рекомендации: чистка электрочайника и электрической плиты

Формировать практические навыки чистки электрочайника и электрической плиты.

15.

Воспитательное занятие
Тема: «Экскурсия в магазин одежды»

Идентификация предметов одежды по сезонам.

16.

Воспитательное занятие
Тема: «Одежда, виды ухода за одеждой»

Познакомить с правилами ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт.

17.

Воспитательное занятие
Тема: «Уход за одеждой: ручная стирка»

Формирование навыков ручной стирки одежды.

Познакомить с различными моющими средствами, предназначенными для ручной стирки

18.

Трудовой час

Рекомендации: стирка различных предметов одежды

Формирование навыка ручной стирки одежды различными моющими средствами.

19.

Воспитательное занятие
Тема: «Уход за одеждой: глажка»

 

Познакомить с правилами глажки различных предметов одежды (рубашка, брюки)

Закрепление правил безопасности при работе с утюгом.

20.

Практическое занятие


Тема: «Мелкий ремонт одежды»

Формировать навыки выполнения мелкого ремонта одежды: пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, пришивать заплатку

21.

Трудовой час

Рекомендации: подготовить

одежду на следующую учебную неделю

Закрепление навыка ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт

22.

Воспитательное занятие
Тема: «Обувь: виды обуви»

Формировать знания о видах и назначении обуви

23.

Воспитательное занятие
Тема: «Уход за обувью»

Познакомить с правилами и средствами ухода за различными видами обуви

24.

Воспитательное занятие

Тема: «Сервировка стола»

Учить воспитанников правильно сервировать стол

25-26.

Воспитательное занятие

Тема: «Накрываем стол к обеду. Этикет за столом»

Формировать навыки сервировки стола и правильного пользования столовыми приборами, соблюдение правил  этикета.

27-28.

Практическое занятие

Тема: «Весна на участке»

Формирование навыков работы с сельскохозяйственными инструментами на участке, клумбе.

29-30.

Трудовой час

Формирование навыков трудовой коллективной деятельности на прилегающей к общежитию территории.

31 -32

Практическое занятие

Тема: «Озеленение

участка»

Прививать навыки высадки рассады цветов клумбе, саженцев деревьев на участке

 

Воспитатель общежития ___________________________/Буланов В.С./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие социальной компетенции подростков, проживающих в общежитии через создание комфортной психологической атмосферы"

создание позитивного микроклимата для проживающих в общежитии подростков, оптимизация взаимоотношений подросток-воспитатель, подросток-подросток, воспитание сознательной дисциплины, организация внеауд...

Подпрограмма социальной адаптации обучающихся ГОБУ НПО ВО «ПЛ №29» проживающих в общежитии «Труд - мой главный помощник»

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания обучающихся, базой для развития творческих способностей , важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, частью социа...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Программа по формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся, проживающих в общежитии "Путь к ЗОЖ"

Данная программа будет полезна воспитателям общежития, классным руководителям, кураторам.Программа разработана на основе основных компанентов ЗОЖ....

Реализация социально-значемых проектов,способствующих социальной адаптации обучающихся , проживающих в общежитии.

Проекты реализуемые для обучающихся , проживающих в общежитии образовательного учреждения.....

СТАТЬЯ Методы социальной адаптации на уроках столярного дела

СТАТЬЯ Методы социальной адаптации на уроках столярного дела...