Подпрограмма социальной адаптации обучающихся ГОБУ НПО ВО «ПЛ №29» проживающих в общежитии «Труд - мой главный помощник»
Пояснительная записка Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания обучающихся, базой для развития творческих способностей , важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, частью социальной адаптации. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке обучающихся к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеурочные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда, что позволяет более успешно адаптироваться в окружающей действительности. При этом важно, что именно внеурочные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств обучающихся. Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков само-обслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются. Основные цели данной подпрограммы: - привитие навыков самообслуживания; -формирование навыков трудовой деятельности Эффективная организация работы предусматривает решение следующих задач: -формирование навыков и умений: -ухода за одеждой и обувью; -проведения сухой и влажной уборки помещения. -воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу. обучающиеся должны знать: -правила и последовательность проведение сухой и влажной уборки; -правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами; -правила ухода за одеждой, обувью; -правила сушки одежды, обуви; -правила хранения одежды и обуви. обучающиеся должны уметь: -производить влажную и сухую уборку помещений; -чистить мягкую мебель, книжные полки, столы, батареи; -стирать и гладить различные предметы одежды; -производить мелкий ремонт одежды; -ухаживать за различными видами обуви. Подпрограмма по социально- трудовой адаптации « Труд – мой главный помощник» основана на следующих принципах: Принцип индивидуализации и дифференциации. Данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов. Принцип коррекционной направленности: направлен на исправление недостатков развития обучающихся. Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей. Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью различных видов деятельности; общения и отношений, которые складываются входе занятий. Содержание подпрограммы Для каждого воспитательного занятия определены цели и имеются рекомендации по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал. Содержание подпрограммы носит ориентировочный характер, поэтому воспитатель вправе изменять последовательность изучение тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения. Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента, детей их развития, поэтому чёткого определения, не требуется. Подпрограмма должна стать удобной в использовании и направить в правильное «русло» воспитательный процесс. Подпрограммы воспитания также необходимы, как и образовательные программы, для учащихся, но чётких границ знаний они не должны определять, а вот умений, трудовых приемов работы, развитие профессиональных навыков воспитанников обязательно. Теоретический материал занятий по своему содержанию связан с практической деятельностью обучающихся, что создаёт оптимальную умственную и физическую нагрузку.
№ | Тема занятия, содержание | Цель | 1. | Воспитательное занятие Тема: «Что такое труд?» | Раскрыть понятие «труд» и «самообслуживающий труд» Формирование у обучающихсяс ознательного отношения к труду | 2. | Воспитательное занятие Тема: «Труд людей осенью» | Ознакомление с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей. | 3. | Воспитательное занятие Тема: «Мой дом» | Развивать представление о функциональном назначении жилых комнат | 4. | Воспитательное занятие Тема: «Как убирать дом?» Рекомендации: составить алгоритм уборки жилых комнат | Познакомить с правилами и последовательностью проведения сухой и влажной уборки | 5. | Воспитательное занятие Тема: «Как убирать дом?» | Формировать практические навыки сухой и влажной уборки помещений | 6. | Трудовой час Рекомендации: уборка спальной комнаты | Формировать практические навыки сухой и влажной уборки | 7. | Воспитательное занятие Тема: «Предметы мебели, их назначение» | Развивать представление о функциональном назначении предметов мебели | 8. | Воспитательное занятие Тема: «Виды и средства для ухода за мебелью» | Познакомить с видами и средствами для ухода за мебелью | 9. | Воспитательное занятие Тема: «Правила ухода за мебелью» | Познакомить с правилами чистки мягкой мебели, книжных полок, столов | 10. | Трудовой час: Рекомендации: чистка мягкой мебели | Формировать практические навыки чистки мягкой мебели с помощью различных средств | 11. | Воспитательное занятие Тема: «Помощники в доме» | Познакомить с правилами безопасности при работе с бытовыми электроприборами: пылесос, утюг и прочее. | 12. | Воспитательное занятие Тема: «Помощники в доме» | Познакомить с правилами безопасности при работе с бытовыми электроприборами: электрочайник, электрическая плита | 13. | Воспитательное занятие Тема: «Правила и средства ухода для бытовых электроприборов» | Познакомить с правилами и средствами для ухода за бытовыми приборами | 14. | Трудовой час Рекомендации: чистка электрочайника и электрической плиты
| Формировать практические навыки чистки электрочайника и электрической плиты | 15. | Воспитательное занятие Тема: «Экскурсия в магазин одежды» | Идентификация одежды по сезонам | 16. | Воспитательное занятие Тема: «Одежда; виды ухода за одеждой» | Познакомить с правилами ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт | 17. | Воспитательное занятие Тема: «Уход за одеждой: ручная стирка» | Формирование навыков ручной стирки одежды Познакомить с различными моющими средствами, предназначенными для ручной стирки | 18. | Трудовой час Рекомендации: стирка различных предметов одежды | Формирование навыка ручной стирки одежды различными моющими средствами | 19. | Воспитательное занятие Тема: «Уход за одеждой: глажка» | Познакомить с правилами глажки различных предметов одежды (рубашка, брюки) Закрепление правил безопасности при работе с утюгом | 20. | Практическое занятие Тема: «Мелкий ремонт одежды» | Формировать навыки выполнения мелкого ремонта одежды: пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, пришивать заплатку | 21. | Трудовой час Рекомендации: подготовить одежду на следующую учебную неделю | Закрепление навыка ухода за различными предметами одежды: стирка, глажка, мелкий ремонт | 22. | Воспитательное занятие Тема: «Обувь: виды обуви» | Формировать знания о видах и назначении обуви | 23. | Воспитательное занятие Тема: «Уход за обувью» | Познакомить с правилами и средствами ухода за различными видами обуви | 24. | Трудовой час | Формирование навыков трудовой коллективной деятельности | 25. | Воспитательное занятие Тема: «Сервировка стола» | Учить детей правильно сервировать стол | 26-27. | Воспитательное занятие Тема: «Накрываем стол к обеду» | Формировать навыки сервировки стола и правильного пользования столовыми приборами | 28-29. | Практическое занятие Тема: «Весна на участке» | Формирование навыков работы с сельскохозяйственными инструментами на участке | 30-32. | Трудовой час | Формирование навыков трудовой коллективной деятельности | 33 -34 | Практическое занятие Тема: «Озеленение участка» | Прививать навык высадки рассады на участке |
Автор: Речинская Л.М., ГОБУ НПО ВО «Профессиональный лицей №29» |