Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе - интернате
статья на тему
Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе - интернате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_obuchenie_i_vospitanie_v_kor_shkole.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое обучение и воспитание в школе - интернате
Здравствуйте уважаемые родители , все вы знаете что ваши дети обучаются в школе- интернате.
Цель коррекционно – воспитательной работы школы – это социальная адаптация и дальнейшая социализация ваших детей в обществе.
- Задачи:
- 1.Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
- 2.Подготовка учащихся к производительному труду.
- 3.Социальная адаптация в условиях современного общества.
Главное условие успешной подготовки учащихся к самостоятельной жизни – это включение в трудовую деятельность.
- Труд способствует развитию высших психических функций.
- Играет большую роль в деле воспитания детей.
- Является основным средством коррекции.
- Решает задачу профессиональной подготовки.
Основным предметом данной школы является профессионально трудовая подготовка, ни математика, ни письмо, ни чтение, а труд. Трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в жизненную первейшую потребность.
Цель трудового обучения - подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Что бы ваш ребенок, выйдя из стен нашей школы смог, выполнять простейшие трудовые операции, обслуживать себя в самостоятельной жизни, само реализоваться в нашем обществе.
Задачи трудового воспитания и обучения следующее:
- Обеспечить максимальные условия для развития навыков самообслуживания и трудовой адаптации .
- Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;
- Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;
- По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно,
- Научить работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
В нашей школе основными направлениями трудовой деятельности являются сельскохозяйственный труд и столярное дело. Данные предметы преподаются по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник №2, под редакцией В.В.Воронковой.
Программа по сельскохозяйственному труду содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – до профессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида. В программе прописаны темы и практические работы(Сортировка и выкопка корнеплодов моркови, свеклы, картофеля; Сбор ботвы картофеля граблями; Выдергивание кочерыг и т.д.), которые должны выполнять ваши дети. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность плевых работ. Преподавание базируется на знаниях природоведения, естествознания, математики. Во всех классах проводится инструктаж по технике безопасности. В соответствии с программами используются учебники и учебные пособия. Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд»
В процессе обучения учащиеся приобретают теоретические знания (корма для домашних животных, минеральные и органические удобрения, уход и выращивание домашних животными и др.), умения и навыки практической деятельности (посев овощных культур, уборка корнеплодов), используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих этим детям в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняется, прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Этим же в значительной мере определяется эффективность нравственного, физического и эстетического воспитания школьников в трудовом обучении.
На развитие трудовых возможностей учащихся школ влияет вся система учебно-воспитатель-ной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время летней трудовой практике.
Летний период является благоприятным временем для продолжения коррекционной работы, социальной реабилитации несовершеннолетних, закрепления трудовых навыков, укрепления здоровья, развития нравственных качеств. Продолжительность летней практике разная у 5 – 6классов 10 дней, у 7 - 8 – 9 классов 20 дней. Планирование летней трудовой практики по сельскохозяйственному труду составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник №2, под редакцией В.В.Воронковой. 2011 г. При планировании были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Сельскохозяйственный труд как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развиващую цель. Данный вид трудового обучения способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При составлении планирования учтены принципы последовательности и преемственности обучения.
Цель: практики – закрепить сельскохозяйственные знания и навыки обучающихся с нарушением интеллекта в области растениеводства
Обеспечение занятости учащихся в летний период посредством организации общественно-полезного труда.
Сопутствующие цели: Обеспечение овощами школьной столовой. Предоставление детям возможности наблюдать за всеми этапами роста растений и своими руками создавать условия для этого роста.
Задачи:
- Формирование положительной мотивации к ведению пришкольного участка.
- Обеспечение условий для развития профессионально-трудовых навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональной ориентации.
- Знакомство с полезными сведениями об агротехнике выращивания сельскохозяйственных и цветочных культур.
- Обучение навыкам работы с сельскохозяйственным инвентарем.
- Обучение навыкам безопасной работы.
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
- Расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире.
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
- Профилактика асоциального поведения подростков, правонарушений, вредных привычек и зависимостей, безнадзорности
10.Укрепление здоровья и развитие физических сил .
Результаты:
- Летняя трудовая занятость и оздоровление учащихся.
- Развитие навыков общественно-полезного труда учащихся 5,6,7,8,9 специальных (коррекционных) классов, помощь в профессиональной ориентации.
- Подготовка обучающегося 9 класса к сдаче экзамена по профессионально-трудовому обучению.
- Содействие развитию личности учащихся, приобретению ими новых трудовых и социальных умений и навыков, нового позитивного жизненного опыта.
- Содействие социализации учащихся.
- Обеспечение школьной столовой сельскохозяйственной продукцией со школьного участка.
- Оказание благотворительной помощи в виде цветочной рассады, овощей, семян цветочных культур социальным партнерам.
- Укрепление здоровья и развитие физических сил учащихся.
Основные формы работы с учащимися:
- работа на пришкольном – опытном участке;
- участие в трудовых акциях и субботниках;
- организации праздников труда;
- КВНы по труду;
- выставки работ выполненных обучающимися;
- экскурсии в сельскохозяйственные организации, лесозаготовительные и лесоперерабатывающие организации;
- беседы о труде, которые значительно расширяют представления обучающихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду;
- просмотры роликов о производстве и труде взрослых.
Итогом обучения и воспитания является итоговая аттестация учащихся 9 классов. На экзамене выпускники показывают свои теоретические знания и практические умения по предмету. После чего наше учебное учреждение выдает им свидетельство об окончании школы.
Заключение
Главная цель трудового обучения – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду
Будущее России – в руках ее тружеников. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Практическая деятельность в специальной (коррекционной) школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.
Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений;
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение практической формы организации труда в коррекционных классах трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности рынков труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационные билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида.
Билет №1 1. Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.2. Виды закрепок и их применение.3. Подобрать ...
Ответы на билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида
Билет №11.Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.Ответ:Блузка для повседневной носки шьётся из хлопчатобумажных, льняных или шёлковых тканей. Имеет детали: перед, спинку, два...
По профессионально-трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 7 класс швейное дело.
Открытый урок " Прямая блузка"...
Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе 8 вида: «КВМ – Конкурс Весёлых Мастеров».
Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе 8 вида.Данное мероприятие проводится ежегодно в ходе недели профессионально трудового обучения...
Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –
Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...
«Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»
laquo;Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»...
Формирование устойчивого интереса к трудовому обучению детей с ОВЗ школы-интерната.
В данной статье рассматривается вопрос о том, что уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с ОВЗ в трудовой и познавательной деятельно...