Формирование устойчивого интереса к трудовому обучению детей с ОВЗ школы-интерната.
статья по технологии

Фатулаева Ирина Алексадровна

В данной статье рассматривается вопрос о том, что уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с ОВЗ в трудовой и познавательной деятельности. Развитие мыслительных процессов на уроках труда объясняется прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием. Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование устойчивого интереса к трудовому обучению детей с ОВЗ школы-интерната.

 «Творчество, является уделом всех, оно                                                   является нормальным и постоянным                                                             спутником детского развития».                                                                                          ( В. В. Давыдов)

Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Общая задача вспомогательной школы состоит в подготовке учащихся с ОВЗ к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения.

Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны детям с ОВЗ. На развитие трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских и во время производственной практики.

В процессе обучения труду учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с ОВЗ в трудовой и познавательной деятельности. Развитие мыслительных процессов на уроках труда объясняется прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием. Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.

Трудовое воспитание школьников предполагает формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии, стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.

Важнейшие результаты трудового воспитания – внутренняя убежденность учащихся в том, что труд – основа жизни человеческого общества и священная обязанность каждого гражданина.

Необходимо иметь в виду, что воспитание у школьников устойчивого положительного отношения к занятиям труда во многом  определяет успешность решения коррекционных задач трудового обучения.

Специфика трудового обучения, в отличии от других предметов, обусловлена затратой физической и умственной энергии учащихся на уроках, длительностью процесса получение конечного результата, проведением занятий не только в мастерских, но и на учебно-опытном участке, в теплице. Самое главное, учащиеся на уроках трудового обучения должны овладеть знаниями, трудовыми умениями и навыками, которые затем смогут применить в самостоятельной трудовой деятельности, в ведении личного хозяйства. Поэтому особое значение имеет воспитание у учащихся положительного отношения и интереса к предмету.

Характеризуя детей с ОВЗ, учителя большей частью отмечают их инертность, вялость, рассеянность, отсутствие у них интереса к учебной работе. Поэтому беседы и однообразные задания становится в тягость, теряется интерес, снижается активность и работоспособность учеников.

Одной из проблем является формирование интереса в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Большая роль интереса отмечается в связи с анализом трудового обучения. Как сделать трудовое обучение интересным?

Опыт показал, что надо вводить в урок занимательные приемы, игровые ситуации, которые способствуют лучшему запоминанию и повышению интереса к уроку. Это могут быть неожиданно поставленные вопросы, опрос в виде интервью, проведение конкурсов и т. д. Но все занимательные упражнения, должны не только активизировать учащихся на уроке, но и нести коррекционную направленность.

Исходя из психофизических особенностей детей с ОВЗ, на первый план выдвигается задача их подготовки к самостоятельному труду. Вспомогательная школа должна обеспечить определенный уровень развития их трудовой деятельности, который бы позволял работать на массовых производственных предприятиях.

Обучение профессиональному труду на определенных этапах предполагает наличие у учащихся достаточно сформированных трудовых навыков. При этом в большинстве случаев учащиеся осваивают производственные (профессиональные) приемы. Обучение профессиональному труду создает возможность выбора наиболее подходящих для данной трудовой ситуации приемов работы. Эта возможность обеспечивается изучением разных технологических приемов для получения одинаковых результатов в трудовой деятельности учащихся. Профессиональное обучение позволяет формировать в памяти работающего типичные для данной специальности планы выполнения отдельных видов работ, которые с теми или иными изменениями могут быть использованы в новых условиях.

Кроме того, профессиональное обучение дает возможность учащимся усвоить достаточно широкий круг знаний и представлений о материалах, станках, инструментах и приспособлениях, применяющихся в пределах данной профессии. Непосредственная связь таких знаний с практической трудовой деятельностью способствует их сохранению.

Список литературы:

1. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1999.

2. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. //Дефектология. – 1993.

3. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. -М.: Педагогика, 1990.

4. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Формирование устойчивого интереса к химии посредством системного подхода в обучении »

Ведущая идея технологии – идея формирования активной жизненной позиции учащегося, необходимой для продолжения образования в современных условиях....

Формирование устойчивого интереса к физкультурно –оздоровительным занятиям у детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики

В статье представлены результаты исследования влияния программы занятий фитбол-гимнастикой на уровень интереса младших школьников к занятиям физической культурой, а так же на уровень развития гибкости...

Формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям у учащихся посредством нестандартных форм и методов обучения.

В связи с развитием компьютерной индустрии, а также информатизацией производства и всех сфер общества интерес к занятиям физической культурой и спортом падает как у взрослого населения, так и учащихся...

Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе - интернате

Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе  - интернате....

«Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках истории»

История в школе-интернат является предметом, в процессе изучения которого учащиеся овладевают историческим материалом, приобретают необходимые знания и умения. Кроме того, важнейшей задачей предмета я...

«Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»

laquo;Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»...