Национальный компонент в обучении детей с нарушением интеллекта
статья на тему
В условиях обновления системы образования, где обязательным условием является учет региональных и локальных национальных особенностей, разработка содержания национального компонента с учетом культурно-исторических традиций отдельных национально-территориальных образований, субъектов Российской Федерации является объективной необходимостью. Характер и самобытность национальных культур, а также региональные аспекты их функционирования необходимо учитывать при организации педагогического процесса в школах-интернатах с полиэтническим контингентом обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Национальный компонент в обучении детей с нарушением интеллекта | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Национальный компонент в обучении детей с нарушением интеллекта
В условиях обновления системы образования, где обязательным условием является учет региональных и локальных национальных особенностей, разработка содержания национального компонента с учетом культурно-исторических традиций отдельных национально-территориальных образований, субъектов Российской Федерации является объективной необходимостью. Характер и самобытность национальных культур, а также региональные аспекты их функционирования необходимо учитывать при организации педагогического процесса в школах-интернатах с полиэтническим контингентом обучающихся, так как познание окружающего мира является одной из важнейших предпосылок социализации личности ребенка с нарушением интеллекта. Включение национального компонента в базовую и вариативную части образования школьников детей с нарушением интеллекта представляется делом общественно значимыми, главное – актуальным. Знание культуры народов, живущих в одном регионе, необходимо. Выпускники нашей школы-интерната в дальнейшем остаются проживать в Мордовии, и при этом попадают в мордовскую среду. В такой ситуации им просто необходимо практическое владение мордовским языком, знание быта мордвы, традиций.
Проблемы этноса и этнических особенностей, актуализировавшиеся в последние четверть века, рассматриваются в российском обществе в разных аспектах: социальном, экономическом, политическом и т.д.. Наиболее продуктивным представляется рассмотрение национального (этнического) компонента образования в этнокультурном аспекте, позволяющем экстраполировать значимые ценности ориентации и духовные достижения этносов в образовательный процесс. Данный принцип расширяет образовательные возможности, позволяет более целостно отразить в содержании образования национальную специфику, учесть при его модернизации природные, экономические и этнокультурные особенности. Содержание национального компонента образования увязана с содержанием и характером федерального компонента конкретной образовательной ступени, что создает предпосылки для развития единого образовательного пространства в Российской федерации.
Сегодня мы вновь, и вновь задумываемся, почему необходим национальный компонент в школе-интернате VШ вида. Я веду уроки русского языка и литературы. У детей с нарушением интеллекта отсутствует интерес к учению, снижено внимание. Они легко отвлекаются, быстро устают. Уроки, построенные с учетом местного материала, особенно глубоко захватывают учащихся и держат их в состоянии познавательной активности.
Большое значение для приобщения детей со сниженным интеллектом к национальной культуре имеет ознакомление их с родным краем, литературой и искусством родного края, с республиканской символикой. Именно с этой целью на своих уроках я связываю в единый узел уроки изобразительного искусства, музыки и физкультуры.
Учащимся со сниженным интеллектом очень нравятся мордовские сказки, легенды, предания. А особенно мордовский детский фольклор. Мордовский народ сложил немало поэтических сказаний и легенд, в них отразилась история народа, его сокровенные мысли и чаяния.
Так, при изучении легенды о родоплеменном вожде Тюште строю работу следующим образом:
1. Читаем легенду. В мордовской легенде рассказывается, как Тюштя, уходя из жизни, оставляет на высоком дереве свою волшебную трубу, с помощью которой он из загробного мира созывал старейшин на совет. Перед смертью, обращаясь к своему народу, Тюштя сказал: «Люди! Когда вам будет трудно, ветры подуют в мою трубу, она загудит, и я снова приду к вам на помощь. И с тех пор, говорится в легенде, как только мордве начинала угрожать какая-то опасность, труба громко возвещала об этом Тюште. Он оживал и являлся на зов своих соплеменников.
2.После чтения детьми легенды знакомлю с мордовскими обрядовыми праздниками. Весной, когда земля пробуждается ото сна, мордовский народ устраивал в честь природы свой первый праздник «Тундонь тердема» («Зазыв весны»). Этот праздник посвящается прилету жаворонков, птице норовжорч, считающейся дитятей норовавы, богини полей.
Божеством солнца был Шкипаз. К солнцу обращались для того, чтобы оно ярче светило, дарило тепло, способствовало выращиванию хорошего урожая.
3. Играем в мордовские народные игры «Салки» (Варинес понгома), «Круговой» (Кругса налксема) и при этом разучиваем мордовские песенки.
На своих уроках я уделяю особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Уже не первый год наша школа-интернат сотрудничает с музеем С.Д.Эрьзи. Составлен совместный план работы. В течение учебного года я со своими учениками совершала экскурсии в музей, знакомились с великолепными работами С.Д.Эрьзи, Ф.В.Сычкова. Дети внимательно слушали экскурсовода и с восхищением рассматривали мордовскую домашнюю утварь и одежду. Каждую вещь мы рассматривали с детьми. Я видела, как детям нравятся нагрудные «сюлгамы», звенящие бусы, как они стараются запомнить эти слова.
После поездки в музей на своих уроках уже закрепила материал по теме «Мордовская народная одежда».
В вышивках обращаю внимание на цвет, на множество оттенков. Основные цвета – красный и черный, с вкраплениями зеленого, желтого, синего. Большую роль в украшении мордовской одежды имеет и узорное тканье, шитье бисером. Рассматриваем с детьми разного рода украшения. Их великое множество. Это нагрудные «сюлгамы», бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни. Известны мордовские лапти ( карть). Женские сапоги (сермав кемть) у подъема собраны в мелкие складки, подобие меха гармошки. В таких сапожках мордовочки отбивали плясовую – «киштема». Рассказываю детям о мужском мастерстве: это резьба и роспись по дереву. Рассматриваем иллюстрации, ранний этнографический экспонат – долбленую колоду – улей (нешке парь), ковши, солонки, кадку (парь), сундук (горбия). Параллельно с этой работой выполняем практическую работу по выполнению эскизов мордовских вышивок.
С этой целью я разработала программу « Интегрированное обучение на уроке литературы» для 5 класса.
В кабинете швейного дела оформлен уголок «Мордовская одежда и предметы украшения», учащиеся занимаются вышивкой.
Во время использования национального компонента решаются и воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, и тем самым осознают собственную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия. Использование местного материала на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время помогает поддерживать любовь к родному краю.
В течение последних лет наш коллектив большое внимание уделяет реализации национального компонента. В вариативную часть учебного плана по всем предметам включены часы на изучение истории, культуры и природы малой родины.
В библиотеке собран большой наглядный материал – книги, пособия по искусству, образцы национальной вышивки, одежды, предметы быта.
Учителя и воспитатели проводят практические работы, которые помогают закреплению полученных знаний и умений, наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе, которые расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Проводятся классные часы, деловые игры на тему «Что я знаю о Мордовии». Традиционным стало проведение на День народного единства предметной недели по истории и географии. В каждом классе учитель свою работу с детьми начинает с бесед о своем селе, республике, быте, традициях, устном народном творчестве, об искусстве мордовского народа.
Проводится ряд тематических занятий: «Наша Родина», «Село, в котором я живу», «Мой дом».
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство, улицу или двор, косогор или пруд. Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия малой Родины, которое бывает только в детстве. И поэтому я стараюсь воспитывать в своих учениках уважение к прошлому и настоящему мордовской земли, желание сохранить и в дальнейшем развивать национальные традиции.
Казахский писатель Мухтар Шаханов писал:
Должны быть обязательно,
Кроме родителей,
Четыре корня как четыре матери:
родная земля,
родной язык,
родная культура,
родная история….
И все они в облике одной
Собственной матери родной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
Увеличивающееся количество детей с грубыми нарушениями интеллекта, развитие которых зачастую осложнено еще тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной п...
Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Данная работа адресована учителям русского языка и развития речи в старших классов с ОВЗ. Из опыта работы я описала последовательность изучения слов с непроверяемым написанием (словарные слова),...
Дидактическая игра и игровые приемы в обучении детей с нарушением интеллекта
В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения обще...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
: "Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта"
1. Характеристика интеллектуального нарушения2. Система воспитания, обучения и реабилиации детей с нарушением интеллекта.3. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществля...
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)
Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...