рабочая программа для детей старшего возраста с ТНР
рабочая программа по теме

Щетинина Виктория Викторовна

Коррекция нарушений речи и обучение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_starshey_gruppy_17-18.docx101.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1874»  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

«Коррекция нарушений речи и обучение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

на 2017 – 2018 учебный год

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Щетинина Виктория Викторовна

Москва 2016 г.


Содержание.

I. Целевой раздел

1.Пояснительная записка

2.Цели и задачи программы.

3.Нормативно-правовая основа рабочей программы

4.Программы и технологии

5.Принципы построения программы

6.Особенности организации обучения и воспитания детей старшего 7.Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

8.Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.

9.Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

II. Содержательный раздел.

1. Работа с детьми.

1.1.Содержание программы в старшей группе для детей с ОНР.

1.2.Задачи коррекционной работы в старшей группе для детей с ОНР.

1.3. Основные направления коррекционной работы с детьми по периодам.

1.4. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности.

1.5.Формы и методы реализации рабочей программы:

1.6.Способы и направления поддержки детской инициативы.

1.7.Освоение культурных практик.

2. Взаимодействие с педагогами.

2.1.Принципы  и задачи взаимодействия

2.2.Формы работы

2.3.Основные направления работы.

3.Взаимодействие с родителями.

3.1.Принципы  и задачи взаимодействия

3.2.Формы работы с родителями:

3.3. Основные направления работы с родителями.

III.Организационный раздел.

1. Тематическое планирование коррекционной деятельности

2.Информационно-методическое обеспечение.

3. Предметно-развивающая среда.

I.Целевой раздел

 

1.1 Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа допускает в направлении «Познавательно – речевое развитие» в образовательной области «Коммуникация» использование логопедической поддержки.
          Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе.

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с тяжелыми нарушениями речи (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Одним из наиболее сложных и распространённых дефектов речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи.  Важнейшим дидактическим требованием к построению педагогического процесса является обеспечение целостного всестороннего воздействия на ребёнка.

1.2 Цель рабочей программы - определение содержания коррекционно-развивающей работы по нормализации речевой деятельности детей от 5 до 6 лет  (освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами), имеющих речевые нарушения, социализации детей в группу сверстников с речевой нормой.

Задачи программы:

  1. Изменение стратегии и тактики организации логопедической работы с учётом требований ФГОС ДО.
  2. Проектирование организационно-методической работы учителя-логопеда в дошкольном отделении по внедрению ФГОС ДО.
  3. Повышение эффективности образовательного процесса.
  4. Содействие в осуществлении перехода ребёнка из объекта в субъект образовательных отношений.
  5. Создание условий для поддержания интереса к образовательной деятельности в условиях увеличения объёма и качества предлагаемого материала.
  6. Осуществление перехода от учения, как функции запоминания, к учению, как процессу умственного развития.
  7. Создание единого образовательного пространства дошкольного отделения и семьи.
  8. Выявление детей с проблемами в развитии.
  9. Оказание помощи и осуществление личностно-ориентированного подхода к детям, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.
  10. Оказание консультативно-просветительской помощи и обеспечение психолого-педагогической поддержки семьям, повышение компетентности родителей (законных представителей) в значимых и насущных проблемах в деле воспитания, развития и коррекции ребенка с проблемами в развитии.

Программа составлена с учётом требований ФГОС ДО дошкольного образования, вида образовательного учреждения, образовательных запросов и потребностей родителей (законных представителей) воспитанников.

Основные задачи коррекционного обучения.

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с речевыми нарушениями.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.3.  Нормативно-правовой  основой рабочей программы являются следующие документы:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

1.4.Программы и технологии:

При составлении рабочей  программы использовались следующие программы и технологии:

  • Образовательная программа ДОО « Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Н.В. Нищева
  • Программа  «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» /Т.Б .Филичева,  Г.В.Чиркина
  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина.
  • Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет»/ Т.А.Ткаченко
  •  «Если дошкольник плохо говорит»/ Т.А.Ткаченко

1.5. Принципы построения программы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-

развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы всех специалистов, которые работают  с детьми на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения,

индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. 

Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и

потребностей каждого ребенка;

• принцип признания каждого ребенка полноправным участником

образовательного процесса;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных

интересов каждого ребенка;

• принцип интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия

требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным

особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип концентрического наращивания информации в каждой из

последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Принципы коррекционно-воспитательной работы учителя-логопеда:

1.Учёт закономерностей развития детской речи в условиях онтогенеза. Анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

2.Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных нарушений.

3.Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языковой системы.

4.Дифференцированный подход к содержанию, направлениям и приёмам логопедической работы с детьми, имеющими различную структуру речевого нарушения.

5.Учёт взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Взаимозависимость в формировании речевых и психических процессов в ходе общего коррекционного воздействия.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

1.6.Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и педагогов. 

Расписание занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, устанавливается  в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определённой  СанПиНами № 2.4.1.3049-13, с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же общедидактических и коррекционных задач обучения и воспитания.

Учитель-логопед проводит с детьми следующие занятия:

-фронтальные (подгрупповые)

-индивидуальные коррекционные занятия.

Логопедическая работа планируется в первой половине дня с 8.00 до 13.00.

Пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях. Эта особенность обусловлена не только отставанием в речевом развитии, но и своеобразием процессов внимания, памяти, быстрой утомляемостью и истощаемостью. Поэтому занятия целесообразно проводить по подгруппам. Дети делятся на две подгруппы в зависимости от состояния их речевых и неречевых возможностей.

В программе выделяются следующие виды фронтальных занятий:

-формирование  лексико-грамматических средств языка  

-развитие связной речи

-формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.

Продолжительность фронтальных (подгрупповых занятий) составляет 25                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  минут.

У детей  с нарушением речи снижен объём запоминания, полученные знания быстро забываются, речевые навыки долго автоматизируются. Поэтому, для закрепления пройденного материала необходимо его многократное повторение в различных видах деятельности, в том числе и в домашних условиях. С этой целью учитель-логопед еженедельно даёт родителям задания и рекомендации для занятий с детьми дома.

     1.7.Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим   недоразвитием речи)

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой

деятельности, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (и звуковой, и смысловой  сторон), при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Дети старшего дошкольного возраста с ОНР чаще всего имеют второй или третий уровень речевого развития.

 При втором  уровне   речевого развития  у ребенка активный словарный запас - обиходная  предметная  и глагольная  лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. Самостоятельные  высказывания  ребенка представляют  собой простые нераспространенные предложения с  грубыми ошибками  в употреблении грамматических конструкций.  Отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи ограничено. Пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром.  Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У  детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой

фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

— нарушены внимание и память;

— нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

— недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем:

они трудно восстанавливают порядок расположения  предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Дети с общим недоразвитием речи имеют характерологические (личностные) особенности. Отклонение от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот — вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.

1.8.Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

В итоге обучения в старшей группе  должны быть достигнуты следующие результаты:

-ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми;

-пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы;

 понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно- ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками, хорошо понимает связную речь;

- дифференцирует оппозиционные звуки;

- уровень развития экспрессивного словаря приближается к возрастной норме; ребенок  называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные единственного числа  в косвенных падежах;

- согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции с простыми предлогами ; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;

 -пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ или рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану;

-старается   не нарушать слоговую структуру слов;

-выделяет начальный ударный гласный из слов, определяет место звука в слове, проводит звуковой  и слоговой анализ слов.

1.9.Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике.

Составной частью этой диагностики является речевой мониторинг, позволяющий:

-определить уровень развития речи ребёнка;

-выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка ;

-определить оптимальный педагогический маршрут;

- разработать общие и индивидуальные коррекционные программы;

-оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы,

-консультировать родителей ребенка с ОВЗ.

Мониторинг детей проводится 3 раза в течение учебного года :

1-й  раз - обследование в начале учебного года,

2-й раз - в начале января по итогам обучения за первое полугодие  и

3-й раз - в конце учебного года по итогам обучения за год.

Результаты мониторинга находят отражение в карте «Правильное  произношение звуков»,  где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «Итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей. Для диагностики используется методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста  Безруковой О.А., Каленковой О.Н. 

П.Содержательный раздел

1.Работа с детьми.

1.1.Содержание коррекционной программы

Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи  представлено с учетом  Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до  7 лет  Нищевой Н. В. (Образовательная область «Речевое развитие) - Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2015 г.

Содержание коррекционной работы направлено на выявление особых образовательных потребностей детей с общим недоразвитием речи; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования; создание системы комплексной подготовки детей к успешному обучению в школе; создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности ребенка.

1.2. Задачи коррекционной работы в старшей группе

          1) Практическое усвоение лексических средств языка.

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий

предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания

действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их

использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных

местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

          2) Практическое усвоение грамматических средств языка.  

Обеспечить усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и

множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и

притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с

существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по

картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными

союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

           3) Формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематического слуха.

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Совершенствовать фонематический слух путем формирования умения различать на слух фонемы родного языка.

          4) Развитие просодической стороны речи.

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

5) Формирование слоговой и ритмической структуры речи.

Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух

слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

          6) Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой —

звонкий, твердый — мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

          7) Развитие навыков связной речи. 

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе

развивать коммуникативную функцию речи.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

 Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, коррекционные задачи формулируются как система задач трех уровней:

коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

профилактического;

развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

 Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

 В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

 Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

 Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.

 Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

 Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Результативность организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет зависеть от того, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

 

1. Развитие динамичности восприятия.

 В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2. Продуктивность обработки информации.

 Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3. Развитие и коррекция высших психических функций.

 Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Обеспечение мотивации к учению.

 Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

5. Концентрический.

 В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Учет обозначенных принципов  дает возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре и др.

В учреждении организована работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) целью которого является  обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачами ПМПк являются: выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и (или) состояний декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности, эффективности коррекционной помощи; ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями воспитанников. Обследование проводится специалистами ПМПк с учетом психофизической нагрузки на ребенка.

На заседании ПМПк составляется коллегиальное  заключение ПМПк. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом учреждения, но не реже 1 раза в квартал. На период подготовки ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист, который в дальнейшем отслеживает динамику развития ребенка, эффективность оказываемой помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

1.3.Задачи логопедических занятий по периодам обучения.

Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

1.Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращённую речь, выделять в ней названия предметов, признаков, действий; понимание обобщенного значения слов.

2.Подготовка к овладению диалогической формой речи.

3.Практическое усвоение некоторых способов словообразования: существительные с уменьшительно-ласкательным значением и глаголов с приставками (на-, вы-,по-).

4. Развитие умения сравнивать слова по длине (длинные и короткие).

5.Использовать притяжательные местоимения «мой-моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

6.Практическое овладение навыками изменения числа имен существительных, числа глагола настоящего и прошедшего времени, падежной категории существительных(дательный и винительный падежи, творительный в значении орудия, производителя и объекта действий: земля покрыта снегом, топить дровами, пение хором).

7. Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени(спи-спит, сиди-сидит).

8. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, навыками демонстрации действия по картинке и наглядно-графической модели:

Им. П. существительного+ согласованный глагол+ прямое дополнение (Мама пьёт чай. Папа читает книгу).

Им.п. существительного+ согласованный глагол+2 существительных в косвенных падежах (Мама варит кашу сыну. Катя одевает платье кукле).

9.Усвоение навыков составления короткого рассказа.

Формирование фонетической стороны речи

1.Уточнени произношения простых звуков типа : [а], [у], [о], [и], [м], [м'], [н], [н’], [п], [п’], [в], [в’], [ф], [ф’], [б], [б’].

2.Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков : [к], [к’], [х], [х’], [г], [г’], [л’], [j], [ы], [с],[с’], [з], [з'], [р].

3. Различение на слух гласных и согласных звуков.

4. Выделение в слове 1-го ударного звука (Ааня, оокунь).

5.Анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа.

6. Определение наличия или отсутствия звука в слове.

7. Усвоение слоговых структур и слов доступного звукослогового состава.

Второй период обучения

(январь, февраль, март, апрель, май, июнь)

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

1.Уточнение представлений об основных цветах, некоторых оттенках и овладение соответствующим им словесным обозначениям.

2.Практическое овладение по образцам способами образования относительных прилагательных, соотносящихся по значению с :продуктами питания (рисовый, гороховый, вишневый и т.д.)

-растениями(дубовый, кленовый)

-различными материалами (деревянный, стеклянный, бумажный)

3.Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов: какой? какая? какое?, ориентирование  на окончание вопросительного слова, усвоение навыка согласования прилагательных с существительным в роде и числе.

4. Изменение форм глагола в двух , затем в трёх формах (лежи-лежит-лежу), изменение формы глаголов 3-го лица ед.ч. на форму 1-го  и 2-го лица ед.ч., а затем 1-го лица мн.ч.(идёт-иду-идёшь-идём).

5.Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал, подъехал, въехал, съехал и т.п.)

6.Закрепление  навыка образования относительных и притяжательных прилагательных.

7.Образование прилагательных, имеющих ласкательное значениес использованием суффиксов –еньк, -оньк (беленький, легонький); усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами(добрый- злой, широкий -узкий).

8. Уточнение значений обобщающих слов.

9. Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

10.Употребление предлогов на, в, из, под, к, от.

11. Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога(просьба, беседа, элементы драматизации) по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей.

12. Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путём введения однородных членов, усвоение конструкций доступных сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Определение количества слов в предложении  (2,3,4).

13.Выделение предлога как отдельного слова.

14. Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Формирование фонетической стороны речи

1.Закрепление правильного  произношения звуков, уточнённых или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода; постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искажённо произносимых звуков.

2. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звукослогового состава.

3. Формирование фонематического восприятия на осноые чёткого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твёрдость-мягкость.

4. Звуковой анализ односложных и двухсложных слов типа «кот», «зима».

5.На индивидуальных занятиях коррекция и постановка звуков: [л], [л'], [д], [д'], [с], [с'], [з],[ з'], [ш], [ж], [р].

6.Усвоение звуков [ы], [и], [с], [ш], [з], [р], [л] (согласные звуки –в твёрдом и мягком варианте, в прямых слогах)/

7.Дифференциация звуков по звонкости-глухости [с-з], по признакам мягкости-твёрдости [л-л'], [т-т'], по месту образования [с-ш].

8.Овладение навыками звукового анализа и синтеза прямого и обратного слога( ат-та), односложных и двухсложных слов типа «суп» и «лиса».

1.4. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

Направления

Содержание

1.

Консультационно-диагностическое направление

1.Логопедическое обследование детей с целью установления структуры, степени выраженности речевого нарушения.

Заполнение речевых карт, протоколов обследования

2.Обработка и анализ результатов обследования

3.Составление индивидуальных планов логопедической работы с детьми по результатам обследования

4. Проведение мониторинга в начале года с целью выявления уровня речевого развития  детей и промежуточного мониторинга с целью выявления динамики в коррекционно-образовательном процессе  каждого из воспитанников; отражение этих результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

5.Предоставление данных для консилиума дошкольного отделения. Динамическое сопровождение детей на  ПМПк.

6.Разработка индивидуальных коррекционных маршрутов для детей со сложной структурой дефекта (совместно с педагогами, участниками консилиума дошкольного отделения).

7.Итоговое обследование с целью подведения итогов в коррекционно-образовательном процессе.

8.Анализ коррекционно-педагогической работы за год.

9.Определение задач на новый учебный год.

2.

Коррекционно-развивающее направление

Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий.

Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

1.5.Формы и методы реализации рабочей программы:

Формы работы с детьми:

Способы и методы реализации рабочей программы:

-фронтальные (подгрупповые занятия)

-индивидуальные занятия

-проектная деятельность

-речевые досуги

-театрализованная деятельность

-занятия-экскурсии

-речевые игры-путешествия

-викторины

-речевые игры (дидактические, словесные, настольные, подвижные, сюжетные, театрализованные

-создание речевых ситуаций

-беседы

-пересказ

-составление рассказов по серии сюжетных картин

-составление рассказа по сюжетной картине

-творческое рассказывание

-физкультминутки

1.6.Способы и направления поддержки детской инициативы.

Программа направлена на развитие инициативы ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видам деятельности. С одной стороны, эти сферы обеспечивают развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста), а с другой стороны, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:

 создание образовательной и игровой среды, стимулирующей развитие поисково-познавательной деятельности детей, обеспечивающей приобретение опыта творческой, поисковой деятельности

 создание в группе речевого (логопедического) уголка, который даёт детям возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов; материалы, содержащиеся в речевом (логопедическом) уголке, стимулируют активность детей, заставляют их использовать полученные навыки и задействовать все органы чувств.

 формирование мотивации к предстоящей деятельности, формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

 наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между учителем-логопедом и детьми;

 создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливание на поиск новых творческих решений (дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий).

1.7. Освоение культурных практик.

Содержание образования в дошкольных отделениях основывается на развитии  основных культурных умений ребенка при взаимодействии со взрослыми  и в самостоятельной деятельности в предметной среде, освоении культурных практик, характерных для детей дошкольного возраста.

Культурные практики- разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, обеспечивающие активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка.

Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи у детей  проводится в рамках освоения речевой культурной практики в виде коммуникативных тренингов.

Формы организации тренингов:речевая ситуация, беседы, пересказ, творческое рассказывание речевые игры и др.

Речевая культурная практика ,как и другие культурные практики ребёнка-дошкольника, вырастает на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий - собственных проб, поиска, выбора, манипулирования с предметами и действиями,  фантазирования. На коррекционных занятиях, как и на всех других, необходимо  создание  атмосферы свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация речевой культурной практики наиболее эффективна при подгрупповой работе.

2. Взаимодействие с педагогами.

2.1.Принципы и задачи взаимодействия.

Реализация основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР  осуществляется в рамках  взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда, обеспечения единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются.

  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  • Формирование правильного произношения.
  • Развитие навыка связной речи.

Педагог-психолог  проводит коррекционно – развивающую работу с детьми с ОНР по развитию высших психических функций; коррекцию агрессивности; профилактическую работу по развитию эмоций.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкально-терапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи ( темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса).

Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями.

Воспитатель  по физической культуре решает задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве.

  1. Формы работы.

Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов являются: -педсоветы,

-тренинги,

-семинары – практикумы,

-деловые игры, круглые столы,

-анкетирование,

-просмотр и анализ открытых занятий,

-участие в инновационной деятельности,

-- изучение опыта работы

--консультации.

  1. Основные направления работы

1. Информирование о результатах обследования детей. Определение задач индивидуальной  работы.

2. Выступления на педсоветах:

- «Результаты обследования на начало года. Основные направления коррекционной работы на учебный год»

-«Итоги коррекционной работы за 1-е полугодие».

-«Итоги коррекционной работы за учебный год»

3. Проведение консультаций:

- «Методика проведения артикуляционной гимнастики»

-«Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

-«Логопедические игры для дошкольников»

-«Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи»

-Проведение индивидуальных консультаций для педагогов ОУ.

4. Участие в инновационной деятельности.

 

5. Проведение семинара «Современные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста».

6.Участие в работе ПМПк.

7.Участие в методических объединениях округа и города.

8.Участие в форумах на логопедических сайтах

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволяет обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.

Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики и медицины.

3.Взаимодействие с родителями .

3.1.Принципы и задачи взаимодействия.

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений строится на основе социального  партнерства, т. е. совместной деятельности, характеризующейся доверием, общими целями и ценностями, признанием взаимной ответственности за результат сотрудничества и развития; создания условий для  участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и базируется на   принципах:

-открытости детского сада для семьи, где каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живет и развивается его ребенок;

-сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

-создания активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в дошкольных отделениях;

-диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Взаимодействие родителей и педагогов в образовательном процессе  дошкольных отделений предполагает решение следующих задач:

-установление партнерских отношений  с семьей каждого воспитанника;

-объединение усилий для развития и воспитания детей;

     -создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме  и  еженедельно по пятницам в письменной форме  в индивидуальных тетрадях детей. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.

3.2.Формы работы с родителями:

Наглядные формы работы: доска объявлений, речевой уголок, папки-передвижки, информационный лист, экран звукопроизношения

Индивидуальные формы работы: домашние задания, логопедические тетради, анкеты, индивидуальные практикумы, индивидуальные беседы, просмотр индивидуальных занятий.

Коллективные формы работы: речевые праздники, библиотека игр и упражнений, консультации, семинары-практикумы, речевые досуги, родительские собрания, открытые занятия, дни открытых дверей, мастер-классы.

3.3.Основные направления работы с родителями: 

1. Информирование о результатах обследования детей. Определение задач индивидуальной  работы.

2.Выступления на родительских собраниях:

-«Цели и задачи коррекционного обучения в старшей группе». Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий».

-«Итоги коррекционной работы за 1-е полугодие».

-«Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период».

3.Проведение консультаций:

-«Речевые нарушения и причины их возникновения»

-«Роль семьи в воспитании правильного звукопроизношения у детей с ОНР»

-«Логопедические игры для дошкольников»

-«Рекомендации родителям на летний период»

4.Консультирование родителей по необходимости, по запросу родителей.

5.Проведение открытых индивидуальных  и подгрупповых занятий.

6.Оформление и систематическое обновление логопедического уголка «Говорим правильно». «Советы родителям».  «Готовим ребенка к школе. Развитие речи».


III.Организационный раздел

1.Тематическое планирование коррекционной деятельности

Виды занятия

Количество занятий в неделю по периодам обучения

I период

II период

Формирование лексико-грамматических средств языка

2

1

Развитие связной речи

1

Формирование фонетической стороны речи

1

1

1-й период обучения (сентябрь-декабрь)

Формирование лексико-грамматических средств языка

(2 занятия в неделю)

 

Формирование фонетической стороны речи

 (1 занятие в неделю)

месяц

неделя

Темы занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Темы по формированию фонетической стороны речи

Лексическая тема

сентябрь

1-я

Обследование

Обследование

2-я

Обследование

Обследование

3-я

Развитие общего внимания и понимания речи. (2 занятия)

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на неречевых звуках

Фрукты

4-я

Формирование понятий о действии и предмете. (2 занятия)

Развитие слухового  внимания и фонематического восприятия

Овощи

октябрь

1-я

Собственные и нарицательные существительные и их уменьшительно-лаcкательные формы (2 занятия)

 Развитие слухового  внимания и фонематического восприятия

Овощи - фрукты

2-я

Винительный падеж имен существительных единственного числа (2 занятия)

Развитие слухового  внимания и фонематического восприятия

Деревья

3-я

Глаголы женского и мужского рода единственного числа.

Согласование глагола и существительного в числе.

Понятие о звуке

Ягоды

4-я

Составление 3-хсловных предложений. Понятия «слово»- «предложение» (2 занятия)

Звук  У

Грибы

ноябрь

1-я

Согласование существительных с числительными «один»-«одна».

Составление рассказа о приметах осени по картинному плану.

Звук А

Осень

2-я

Пересказ сказки «Теремок» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в ед.ч. без предлога и с предлогом У.

Звуки А, У

Человек

3-я

Активизация глагольного словаря по теме «Игрушки»

Родительный падеж существительных в ед.ч

Звук О

Игрушки

4-я

Приставочные глаголы.

Пересказ сказки «Три медведя» с элементами драматизации.

Звук И

Посуда

5-я

Относительные прилагательные (по лексической теме).

Составления рассказа по серии сюжетных картин.

Звук Э

Продукты питания

декабрь

1-я

Согласование числительных «два»-«две» с существительными.

Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.

Звук Ы

Одежда

2-я

Предлог НА.

Активизация словаря и грамматических форм по теме «Обувь».

Звуки Ы-И

Обувь

3-я

Дательный падеж существительных в ед.ч.

Активизация словаря и грамматических форм по теме «Головные уборы»

Гласные звуки

Головные уборы

4-я

Творительный падеж существительных в ед.ч.

Согласование «мой»-«моя» с существительными

Звук М

Зима.

Новогодний праздник

2-й период обучения (январь-май)

Формирование лексико-грамматических средств языка

(1 занятие в неделю)

Формирование связной речи (1 занятие в неделю)

Формирование фонетической стороны речи

 (1 занятие в неделю)

январь

3-я

Предлог ПОД.

Дифференциация предлогов НА-ПОД

Звук В

Зимние забавы

4-я

Падежные конструкции. Творительный падеж с предлогом О.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Звук ВЬ

Зимующие птицы

5-я

Изменение существительных в ед.ч.

по падежам.

Активизация словаря и грамматических форм по теме «Дикие  животные»

Звуки В - ВЬ

Дикие животные

февраль

1-я

Предлог В

Составление рассказа по плану-схеме

Звук Н

Домашние животные

2-я

Предлоги В - ИЗ

Рассказ по серии картин «День рождения цыпленка»

Звуки Н- НЬ

Домашние птицы

3-я

Подбор определений к предметам и объектам (какой по величине?). Пересказ рассказа «Стол»

Звук П

Мебель

4-я

Подбор определений к предметам и объектам (какой по материалу?).(2 занятия).

Составление рассказа по серии картин

Звуки  П-ПЬ

День Защитника Отечества

март

1-я

Относительные прилагательные(какой по материалу?)

Активизация словаря и грамматических форм по теме «Семья»

Звук Т

Семья

2-я

Относительные прилагательные (какой по материалу?)

Активизация словаря по теме «Профессии»

Звуки Т-ТЬ

Профессии

3-я

Подбор нескольких определений к предметам и объектам.

Пересказ рассказа «Паровозик»

Звук К

Профессии

4-я

Составление описательного рассказа по теме «Весна».

Активизация словаря и грамматических форм по теме «Весна».

Звуки К-КЬ

Весна

5-я

Описание предметов с использованием схем.

Пересказ сказки «Гусеница и Грач».

Звук С

Перелётные птицы

апрель

1-я

Предлоги В,НА,ПОД.

Согласование прилагательного и существительного в роде.

Звук СЬ

Транспорт

2-я

Согласование прилагательного и существительного в роде.

Активизация словаря и грамматических форм по теме «Космос»

Звуки С-СЬ

Космос

3-я

Составление рассказа по серии сюжетных картин «На рыбалке»

Распространение предложения путём введения однородных определений.

Звук Х

Рыбы

4-я

Предлог К

Активизация словаря и грамматических форм по теме «Цветы»

Звуки Х-ХЬ

Цветы

май

1-я

Предлог К

Рассказ по серии картин

Звуки К КЬ – Х ХЬ

Зоопарк

2-я

Предлоги К-ОТ

Глаголы-антонимы.

Звук З

Инструменты

3-я

Предлоги К-ОТ.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Звук ЗЬ

Насекомые

4-я

Рассказ по сюжетной картине «Лето красное пришло».

Повторение

Лето

2. Информационно - методическое обеспечение.

По обследованию речи детей:

-диагностический альбом  О.В.Безруковой;

- диагностический альбом  

По развитию словаря ,формированию грамматического строя речи и слоговой структуры слова:

-предметные и сюжетные картинки по всем лексическим темам;

-кубики с картинками;

-дидактические игры для расширения и систематизации слова и закрепление падежно-предложных форм :«Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Кто где работает?», «Мамы и детёныши», «Что кому дадим?», «Кто о чём мечтает?», «Кто кем был?», «Что из чего сделано», «Бывает-не бывает», «Посчитай-ка», математическое лото, речевое лото, «С какой ветки детки?», «Найди сходства и различия», и др.

-картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе;

-картинки с различным пространственным изображением предметов;

-схемы предлогов;

-дидактический альбом «Азбука действий»;

-предметные картинки по 14-ти слоговым классам слов;

-раздаточный материал для лексико-синтаксического анализа предложения;

-серия дидактических альбомов «Грамматика в картинках»;

-пособие О.Безруковой «Грамматика русского языка», «Русский язык в картинках»

- индивидуальные комплекты альбомов Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5– 7лет с ОНР»  (4 части)

- игровой планшет «Логико-малыш» с комплектом карточек.

По развитию связной речи:

-серии предметных картинок;

-серии сюжетных картинок;

-сюжетные картины;

-таблицы для составления описательных рассказов;

-мнемотаблицы;

-картотека потешек, скороговорок и стихов.

По формированию правильного произношения:

-предметные картинки на каждый звук;

-картотека потешек, скороговорок и стихов.

- серия альбомов Соколенко Н.И. «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения»;

-серия альбомов Коноваленко Т.И. «Формирование правильного звукопроизношения»

По развитию фонематического восприятия:

-символы звуков (для различения звонких и глухих звуков, твёрдых и мягких, гласных и согласных);

-индивидуальный раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов;

-предметные и сюжетные картинки для дифференциации звуков;

-индивидуальные альбомы Цукановой С. П.,Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать» (3 части); 

По развитию внимания, памяти, мелкой моторики, зрительного и пространственного гнозиса:

-комплект заданий для выкладывания фигур из счётных палочек;

-бусы;

-методическое пособие «Игры для детей 5-7 лет» (раздаточные карточки);

-палочки Кьюзинера с комплектом дидактических заданий;

-блоки Дьенеша с комплектом дидактических заданий;

-дидактические игры: «Разложи по порядку», «Узнай чья тень?», «Распутай картинки», «Найди нужный домик»

3.Оборудование предметно-развивающей среды .

-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;

-индивидуальные зеркала для детей;

-доска магнитная настенная ;

-доска магнитная напольная;

- интерактивная доска;

-наборное полотно;

-сухой бассейн с наполнением для развития мелкой моторики;

-дыхательные тренажёры (вертушки, трубочки, султанчики)

-ватные палочки, марлевые салфетки;

-зонды, шпатели;

-шумовые и музыкальные инструменты;

- детские столы и стулья;

-фланелеграф; ноутбук; музыкальный центр; игрушки,

-счётные палочки; наборы ручек и карандашей.

Программы и технологии:

  • Образовательная программа ДОО « Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Н.В. Нищева
  • Программа  «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» /Т.Б .Филичева,  Г.В.Чиркина
  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина.
  • Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет»/ Т.А.Ткаченко
  •  «Если дошкольник плохо говорит»/ Т.А.Ткаченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей дошкольного возраста "Ознакомление с окружающим миром"

В дошкольном воспитании и обучении детей важное место занимают специальные занятия ознакомления с окружающим миром. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у ни...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет

Содержание1.     Пояснительная записка ……………………………………………….32.     Учебно-тематический план ………………………………………….. 53.     Содержание курса ……………...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с РДА и УО

Программа разработана для индивидуальных занятий с учителем - дефектологом с детьми с РДА, имеющими УО лёгкой степени, идущие на телесный контакт на основе программы Л.В.Баряевой....

Адаптированная рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста...