Рабочая программа для детей дошкольного возраста "Ознакомление с окружающим миром"
рабочая программа на тему
В дошкольном воспитании и обучении детей важное место занимают специальные занятия ознакомления с окружающим миром. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
Программа «Ознакомление с окружающим миром» формирует научное мировоззрение дошкольника по трем направлениям: окружающий тебя мир многогранен, интересен и все время меняется.
Данная программа предназначена для детей 5-6 лет, направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы и общества, активизацию словарного запаса, формирование связной речи, формирование обобщённых представлений о свойствах предметов, о расположении предметов в пространстве и дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого – педагогической,
медицинской и социальной помощи Аксайского района»
Утверждаю: __________
Директор МБУ ППМСЦ АР
Панасенко Л.А.
Приказ № __ от ______2015г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Ознакомление с окружающим миром»
для детей дошкольного возраста
Рабочая программа учителя – дефектолога
Лавреновой Т.Н.
Рассмотрено
на заседании пед. совета
пр. № _1_ от 28.08.2015г.
_____________________
г. Аксай
Пояснительная записка.
В дошкольном воспитании и обучении детей важное место занимают специальные занятия ознакомления с окружающим миром. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Ознакомление с окружающим миром» (далее Программа) составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) «Шаг за шагом», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ №134-од от 29.08.2011г. Рабочая программа направлена на обучение детей основным умениям и навыкам, подлежащим усвоению в процессе ознакомления с окружающим миром, на развитие речи детей с задержкой психического развития. В программе определены наиболее оптимальные и эффективные для детей среднего и старшего дошкольного возраста содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующих федеральным государственным стандартам дошкольного образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: - «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», программа С.Г. Шевченко -М.: Школьная Пресса, 2004; - «Ознакомление с окружающим миром» (конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР), И.А.Морозова, М.А. Пушкарёва – М.: Издательство Мозаика –Синтез, 2006.
Программа «Ознакомление с окружающим миром» формирует научное мировоззрение дошкольника по трем направлениям: окружающий тебя мир многогранен, интересен и все время меняется.
Данная программа предназначена для детей 5-6 лет, направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы и общества, активизацию словарного запаса, формирование связной речи, формирование обобщённых представлений о свойствах предметов, о расположении предметов в пространстве и дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка.
В основу данной программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Принцип единства диагностики и коррекции — определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
3. Принцип ориентации на зону ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).
4. Принцип системности и последовательности в подаче материала — опора на разные уровни организации психических процессов.
5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Новизна рабочей программы заключается в использовании информационно компьютерных технологий (видеоролики, презентационные слайды) и расширении категории детей, на которых она реализуется. В данной рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Цель данной программы – уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.
Основные задачи программы:
- Обогащение социального опыта.
- Формирование представления о многообразии животного и растительного мира, развитие интереса к его познанию.
- Формирование элементарной эрудиции.
- Воспитание бережного отношения ко всему живому.
- Подготовка детей к обучению в школе.
Программа предназначена для детей возрастной нормы и с задержками психического развития. Опыт апробации данной программы в ЦДиК показал возможность её использования для детей с умственной отсталостью лёгкой и умеренной степени с учётом регулирования объёма изучаемого материала, подбора соответствующего дидактического материала, возраста ребёнка. Противопоказанием является глубокая умственная отсталость.
Программа рассчитана на 32 занятия по 30 минут. Работа проводится в группах и индивидуально. Работа с детьми с умеренной умственной отсталостью осуществляется в индивидуальной форме. При лёгкой умственной отсталости возможно включение ребёнка в группу. Уровень знаний детей об окружающем мире разный, поэтому при групповых формах работы возможно изучение дополнительного компонента. При необходимости и учитывая особенности детей учитель может реализовывать только базовую тему программы или же расширить и углубить объём подаваемого материала.
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети овладевают следующими умениями и навыками:
- проводить наблюдения за изучаемыми объектами с помощью взрослых;
- проводить сравнение двух предметов по цвету, форме, размеру, по назначению;
- распределять предметы (их изображения) на группы на основании родового признака;
- называть группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;
- устанавливать простейшие причинно – следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений с помощью педагога.
К концу подготовки дошкольники должны знать:
- домашний адрес;
- что такое семья, имена, отчества членов семьи;
- о сущности взаимопомощи, взаимной заботе в семье;
- простейшие правила личной гигиены, их значение для сохранения здоровья;
- основные признаки времен года, последовательность, название месяцев, дней недели;
- группы растений и животных; деревья и кустарники; насекомые, рыбы, птицы, звери;
- названия 5-6 растений и 4-5 животных;
- правила поведения в природе.
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети должны овладеть следующими умениями и навыками:
- проводить наблюдения за изучаемыми объектами;
- осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;
- сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;
- распределять предметы по родовому признаку;
- называть группы однородных предметов точными обобщающими словами;
- устанавливать простейшие причинно – следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога;
- выполнять некоторые простейшие обязанности в семье;
- соблюдать правила личной гигиены;
- наблюдать окружающий мир;
- узнавать в окружающем изученные растения и животных.
При поступлении детей обязательно проводится входная диагностика (собеседование по вопросам, тестирование) для выявления их уровня знаний (прилагается). Для выявления результативности усвоения программы проводится выходная диагностика (прилагается).
Данная программа реализовывалась на базе Центра диагностики и консультирования в течение шести лет и вызывала интерес родителей и детей. Дети, прошедшие обучение по данной программе, показывали стабильную положительную динамику в углублении знаний об окружающем мире, лучше ориентировались в окружающем пространстве и общественных явлениях, легче проходили подготовку к школе.
Содержание программы
Содержание программы сгруппированы в три раздела: «Что нас окружает», «Природа вокруг нас», «Многообразие животного и растительного мира». Содержание программы предусматривает систематизацию имеющихся у ребенка знаний, а также их расширение и углубление по данным разделам.
№ п.п. | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Что нас окружает Страна, где я живу. Мой город, улица. Мой домашний адрес. Моя семья. Профессии родителей. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Мои товарищи. Здоровье. Режим дня. Правила личной гигиены. Растения и животные дома. Виды транспорта. Виды городского транспорта. Профессии людей. Мебель в доме. Бытовая техника. Когда появилась одежда? Сезонная одежда и обувь. | 10 |
2 | Природа вокруг нас Времена года: зима, весна, лето, осень. Их признаки, последовательность и цикличность. Последовательность месяцев в году. Название осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Знание о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя. Название дней недели и их последовательность. Временные понятия: сегодня, завтра, вчера. Сезонные изменения в природе. Как приспосабливаются животные и растения к сезонным изменениям в природе. | 10 |
3 | Многообразие животного и растительного мира Разнообразие и красота растений. Деревья, кустарники и травянистые растения. Хвойные и лиственные деревья. Культурные растения и дикорастущие растения. Овощи и фрукты. Растения родного края. Разнообразие животных: насекомые, птицы, рыбы, звери. Их внешнее строение, места обитания, зимовки, пища. Животные родного края. Бережное отношение к родной природе. | 12 |
Итого | 32 |
Учебно - тематический план
№ п/п | Название темы | Всего часов | Дополнительный компонент |
1 | Моя семья. Мой домашний адрес. | 1 | |
2 | Правила общения. | 1 | Мой город, улица. |
3 | Режим дня. Личная гигиена. | 1 | Время суток |
4 | Овощи и фрукты. | 1 | Что где растёт? |
5 | Что общего у разных растений? | 1 | Лиственные и хвойные деревья. |
6 | Культурные и дикорастущие растения. | 1 | Уход за комнатными цветами. |
7 | Осень. Характерные признаки осени. | 1 | Осенние месяцы |
8-9 | Растения осенью (изменение окраски листьев, появление грибов). | 1 | |
10 | Дикие и домашние животные. | 1 | Жизнь животных осенью. |
11 | Кто такие насекомые? | 1 | Где зимуют насекомые? |
12 | Кто такие рыбы? | 1 | Речная и морская рыба. |
13 | Кто такие птицы? | 1 | Перелётные и зимующие птицы. |
14 | Кто такие звери? | 1 | Как зимуют животные? |
15 | Звери и их детёныши. | 1 | Кто как зимует? |
16 | Зима. Характерные признаки зимы. | 1 | Зимние месяцы. |
17 | Откуда берётся снег и лёд? | 1 | Зимние праздники. |
18 | Природа живая и неживая | 1 | Природные явления |
19 | Виды транспорта. | 1 | Назначение транспорта |
20 | Виды городского транспорта. | 1 | Правила для пешеходов. Светофор. |
21 | Профессии людей. | 1 | Профессии родителей |
22 | Мебель в доме. | 1 | Что нас окружает? |
23 | Бытовая техника | 1 | Правила безопасности |
24 | Когда появилась одежда?. | 1 | |
25 | Сезонная одежда и обувь. | 1 | Уход за одеждой и обувью. |
26 | Весна. Отличительные признаки весны. | 1 | Весенние месяцы. |
27 | Растения весной. Многообразный мир растений. | 1 | |
28 | Растения родного края. | 1 | |
29 | Животные родного края. | 1 | |
30 | Правила поведения в природе. | 1 | |
31 | Когда наступит лето? | 1 | |
32 | Признаки лета. | 1 | Летние месяцы. |
Итого: 32 часа. | |||
Образцы планирования занятий.
Занятие № 4 «Овощи и фрукты»
Цель: продолжать обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и фруктах, учить различать на ощупь, по описанию, учить составлять рассказ – описание.
Материалы: демонстрационный материал: картинки с овощами и фруктами, муляжи овощей, фруктов. Раздаточный материал: разрезанные на 3-4 части картинки.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Чудесный мешочек». Дети по очереди узнают на ощупь, называют и достают из мешочка муляжи овощей и фруктов. Овощи они кладут на поднос, а фрукты – в вазу.
Беседа
Игра «Узнай по описанию».
Учитель описывает овощ или фрукт, а дети по описанию угадывают.
Физкультминутка.
Игра «Сложи картинку»
У каждого ребёнка картинка с овощем или фруктом, разрезанная на 3-4 части.
Составление рассказа – описания по плану. Дети составляют рассказ – описание получившегося у них овоща или фрукта.
Игра «Третий лишний»
Дети выделяют лишний фрукт или овощ (по разным признакам). (Яблоко, апельсин, груша (по форме). Красный помидор, красный перец, зелёный огурец (по цвету). Вишня, лимон, апельсин (по размеру).).
Итог занятия
Занятие № 10 «Дикие и домашние животные»
Цель: закреплять умение детей различать диких и домашних животных; узнавать животных по описанию – загадке; воспитывать бережное отношение к животным.
Материалы: демонстрационный материал: картинки с животными, домом, лесом. Раздаточный материал: картинки животного, разрезанные на 3-4 части.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель загадывает загадки о диких и домашних животных, дети отгадывают и выставляют картинки с отгадкой.
Беседа.
Игра «Кто где живёт?»
Корова – коровник. Собака – конура, будка. Свинья – свинарник. Кошка – дом. Белка – дупло. Медведь – берлога.
Физкультминутка.
Игра «Сложи картинку»
У каждого ребёнка картинка с диким или домашним животным, разрезанная на 3-4 части.
Игра «Кто что любит?»
Корова – сено, трава. Кошка – рыба, молоко. Заяц – морковка, капуста, трава и т.д.
Игра «Четвёртый лишний»
Детям представляются 3 диких животных и 1 домашнее или 3 домашних и 1 дикое.
Итог занятия
Примерный перечень игр
«Сложи картинку», «Чего не хватает», «Назови профессию», «Продолжи ряд», «Узнай по описанию», «Назови ласково», «Один, три, пять», «Что забыл нарисовать художник?», «Большой – маленький», «Подбери заплатку», «Четвёртый лишний», «Достань и назови» и другие.
Список литературы
С.Г.Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития –Москва «Школьная пресса» 2004.
И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва Ознакомление с окружающим миром Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР – Москва «Мозаика – Синтез» 2006
Составитель: Лавренова Т.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей дошкольного возраста по английскому языку для учащихся 6-7 лет.
Программа для детей дошкольного возраста по английскому языку «Привет, английский!», 2 года обучения...
Рабочая программа для детей дошкольного возраста с РДА и УО
Программа разработана для индивидуальных занятий с учителем - дефектологом с детьми с РДА, имеющими УО лёгкой степени, идущие на телесный контакт на основе программы Л.В.Баряевой....
Адаптированная рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...
Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)
АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...
Статья "Воспитание патриотизма и любви к Родине у детей дошкольного возраста в современном мире"
Патриотизм и любовь к Родине являются важными качествами для каждого человека. Они формируются с раннего детства и закладываются в семье и дошкольном образовательном учрежд...