Методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода к обучающимся с нарушениями интеллекта с учётом трудовых возможностей.
методическая разработка на тему
Данные методические рекомендации помогут учителям трудового обучения при реализации дифференцированного подхода на уроках в коррекционной школе VIII вида. Методические рекомендации сгруппированы в соответствии с характером нарушения трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_realizatsii_differentsirovannogo_podhoda.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода
к обучающимся с нарушениями интеллекта с учётом трудовых возможностей
При реализации дифференцированного подхода к обучающимся с нарушениями интеллекта необходимо:
- Создавать в группе атмосферу доброжелательности, товарищеской взаимопомощи (прежде всего, в отношении отстающих в учёбе).
- Соблюдать единство действий учителей в решении задач индивидуальной коррекции.
- Работать с семьёй.
- Предлагать доступные учебные задания и сокращать помощь с учётом продвижения ребёнка.
Проводить дополнительные индивидуальные занятия и беседы с отстающими детьми.
- Использовать индивидуальные самостоятельные и контрольные работы.
- Проводить диагностирующий контроль за продвижением школьников.
- Разбирать с обучающимися индивидуальные недостатки трудовой деятельности
Методические рекомендации можно сгруппировать в соответствии с характером нарушения сторон трудовой деятельности.
Целевая сторона
- Предварительно устно повторять пройденный учебный материал с целью облегчения планирования новой работы или усвоения новых знаний.
- Дополнительно повторять (закреплять) новый познавательный материал.
- Учитывать темп восприятия нового познавательного материала отстающими школьниками.
- Дифференцировать практические работы (изделия) по уровню сложности ориентировки и планирования.
- Дифференцировать сокращение или увеличение помощи в ориентировочных и планирующих действиях путём объяснения и показа.
- Задавать наводящие вопросы в целях стимулирования усвоения цели (образ конечного результата труда) и плана работы.
- Расчленять при планировании сложного задания (изделия) на его более простые компоненты - сужать конечную цель работы.
- Дополнительно повторять первую операцию непосредственно перед началом работы.
- Использовать на рабочем месте учащегося наглядные пособия, облегчающие ориентировку в задании и планирование.
- Уточнять формулировки вопроса, первоначально заданного всем учащимся, в более общей форме при обращении к отстающему школьнику.
- Дифференцировать требования к полноте и точности усвоения теоретического материала в зависимости от его объективной сложности. Более простой материал слабые дети должны усваивать на высоком уровне.
- Первоначально воспроизводить слабыми школьниками учебный материал в том виде, в котором он изучался (без вариативности условий).
- Предоставлять отстающим детям больше времени для обдумывания ответа.
- Использовать приёмы, стимулирующие концентрацию внимания.
- Работать с элементами демонстрационной технологической карты.
- Отвечать на вопрос с использованием наглядного материала.
- Дополнительно воспринимать материал со слов хорошо успевающих детей.
- Проводить индивидуальную проверку знаний, необходимых для выполнения конкретного задания, во время практической работы.
- Развивать умения выделять основную трудность в предстоящей работе.
- Активизировать сравнения, установление сходства и различия, аналогии.
- Поэтапно формировать умственные трудовые действия.
- Активизировать связи между изучаемым и ранее пройденным материалом.
- Обеспечивать межпредметные связи.
- Применять дидактические игры.
- Подбирать ответ на вопрос из текста учебника.
- Вовлекать в рассуждение.
Исполнительная сторона
- Выполнять предварительное (перед включением в комплексную работу) практическое повторение приёмов труда.
- Дифференцировать трудовые задания по уровню сложности исполнения.
- Использовать таблицы с алгоритмическими описаниями выполнения приёмов работы.
- Применять таблицы с наглядным изображением основных положений выполнения приёмов работы.
- Обучать сложному трудовому приёму по отдельным компонентам.
- Повышать требования к качеству и темпу исполнительских действий в соответствии с развитием индивидуальных способностей воспитанников.
- Оценивать индивидуальную работу не только за качество, но и за правильность исполнения.
- Применять специальные упражнения на формирование нужного темпа и ритма рабочих действий (движений).
- Организовывать пооперационный контроль за работой слабых школьников.
- Активизировать действия самоконтроля (напоминание, включение контрольных действий в план работы, совместный контроль с учителем).
- Осуществлять индивидуальное (дополнительное) обучение самоконтролю выполняемых действий и их результатов.
- Указывать на предстоящие трудности в работе и возможные ошибки, связанные с организацией трудовых движений и действий.
- Корректировать недостатки в развитии необходимых в труде двигательных качеств: силы, быстроты и ловкости.
- Осуществлять контроль за исполнительными действиями слабого школьника со стороны более сильного.
- Более часто показывать приёмы исполнения слабому ребёнку.
- Внушать школьнику мысли, что он может овладеть сложным для него приёмом работы.
- Задавать наводящие вопросы, помогающие установить причинно-следственные связи в практической работе и активизирующие действия самоконтроля.
- Откладывать переход к усвоению более сложных технологических операций, если не усвоены более простые.
Энергетическая сторона
- Осуществлять оптимальный, учитывающий индивидуальные возможности школьника уровень требовательности со стороны учителя.
- Дифференцировать учебные задания по объёму физической работы в соответствии с уровнем выносливости ребёнка.
- Использовать сохранные качества личности для развития положительного отношения к занятиям в учебной мастерской (например, временное переключение на работу, которая больше нравится и лучше получается).
- Нейтрализовывать неблагоприятные влияния.
- Стимулировать учебно-трудовую деятельности с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
- Тормозить развитие отрицательных свойств путём разъяснения, порицания, определения срока выполнения трудового задания, использования коллективного мнения обучающихся группы.
- Вытеснять мотивы нежелания обучаться труду с помощью формирования положительных мотивов учебно-трудовой деятельности.
- Стимулировать повышения темпа работы торпидных учащихся.
- Развивать необходимые в труде волевые свойства.
- Подключать родителей к формированию у детей необходимых в труде этических норм.
- Организовывать постоянные выставки завершённых работ школьников.
- Оценивать работы воспитанников с учётом их способностей в трудовой деятельности.
- Использовать, наряду с индивидуальной, коллективную оценку показателей работы.
- Обращать внимание группы к положительной оценке первых успехов отстающего ребёнка.
- Положительно оценивать прошлые успехи школьника для активизации его волевых качеств на преодоление трудностей в текущей работе.
- Развивать интерес к данному виду труда.
- Организовывать практическую работу, включающую взаимную зависимость детей в процессе получения конечного результата труда.
- Привлекать лидеров ученического коллектива к воспитанию необходимых в труде моральных качеств воспитанников.
- Соблюдать такт учителя в общении с обучающимися.
- Формировать у школьников убеждённость в необходимости учения, чувства долга, ответственности, дисциплинированности, добросовестности и других моральных качеств, необходимых в учебно- трудовой деятельности.
- Обеспечивать постоянную занятость детей на занятиях по труду.
- Обеспечивать полноценный отдых на переменах.
- Временно переключать на выполнение другого задания в случае острого переживания неудачи в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Цели и задачи дифференцированного подхода.Работа по трём уровням сложности(высокий, средний, низкий)....
Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)
Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...
Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"
Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...
Методические рекомендации по реализации образовательных программ СПО и ПО лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением ЭО и ДОТ.
Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров направляет для использования в работе методические рекомендации по реализации образ...
Методические рекомендации при использования дифференцированного подхода
Краткие рекомендации для педагогов по использованию диференцированного подхода на уроках и при выполнения домашнего задания....
Методическая рекомендация "Игра как средство личностного развития детей с нарушениями интеллекта"
Рекомендация педагогам, как с помощью игры адаптировать и социализировать детей с нарушениями интеллекта....
Методическая рекомендация «Игра как средство личностного развития детей с нарушениями интеллекта».
Методическая рекомендация для учителей как с помощью игровых ситуаций социализировать детей с нарушениями интеллекта....