Проблемы и перспективы развития Муниципального коррекционного образовательного учреждения школа «Надежда».
статья на тему
Исторический экскурс в период становления и развития коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_osnove_kursovoy.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы и перспективы развития Муниципального коррекционного образовательного учреждения школа «Надежда».
Существование коррекционной школы VIII вида обусловлено необходимостью обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, не позволяющее им освоить образовательную программу общего образования вне специальных условий. Перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой, обучающей детей с умственной отсталостью, стоит проблема совершенствования коррекционного образования, предоставляющего возможность получения адекватного образования детям с нарушениями психофизического и интеллектуального развития. Реформирование образования поставило во главу угла ФГОС, с 2016 года коррекционное образовательное учреждение школа «Надежда» работает по федеральному государственному образовательному стандарту для обучающихся с умственной отсталостью, но переход на стандарты будет постепенным: дети, поступившие в школу ранее, продолжат образование по уже существующим программам. Это позволяет на данном этапе осуществлять поставленную ранее перед коллективом школы задачу создания модели взаимодействия школы с социумом.
Начало динамического подхода к пониманию сущности умственной отсталости было положено Л.С. Выготским. Изучение особенностей школьников в процессе обучения отражено в трудах В.Я. Василевской, М.Ф. Гнездилова, Е.Н. Грузинцевой, Г.М. Дульнева, Р.Я. Журавлёвой, М.И. Кузьмицкой, Воронковой В.В., Алышевой Т.В., Власенкова Г.В. и многих других. Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей разрабатываются с учетом достижений смежных наук: клиники и медицинской генетики, нейрофизиологии, общей и специальной психологии, логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, что позволяет находить более гибкие и эффективные методы коррекции умственно отсталого ребенка. В настоящее время вспомогательная школа имеет младшие (I-IV) и старшие (V-VIII,IX) классы. Обучение в младших классах носит большую пропедевтическую направленность.
Таким образом, специальной задачей вспомогательной школы является коррекция недостатков психофизического развития и познавательной деятельности школьников. Исправление недостатков развития достигается, в основном, педагогическими средствами в процессе обучения. В настоящее время происходит формирование модели обновленной специальной (коррекционной) школы, способной создать педагогические условия для эффективного достижения конечных целей специального образования – адаптации, социальной реабилитация обучающихся с отклонениями в развитии.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» городского округа Коломна Московской области», обучающее детей с умственной отсталостью, также решает проблему совершенствования коррекционного образования, предоставляющего возможность получения адекватного образования детям с нарушениями психофизического и интеллектуального развития. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» поставила перед нами задачу усиления воспитательного потенциала школы, позволяющего сформировать у выпускников мотивационную и практическую готовность к самообеспечению и востребованности на рынке труда, как важнейших составляющих позитивной социализации в жизни.
Коррекционное образовательное учреждение, ныне носящее название школа «Надежда», было создано в 1938 году. Изучение истории школы дает нам уверенность в том, что нынешние проблемы образовательного учреждения могут быть решены так же успешно, как это было сделано коллективом школы полвека назад. Конкретный опыт учреждения является не только частью истории, он стал фундаментом всей дальнейшей работы.
Недолгое мирное время конца 30-х годов сменили тяжелые годы войны. В здании школы расположился госпиталь. Уже в сентябре 1941 года ученики школы были переведены для занятий в школу, где учились обычные школьники, а воспитанникам коррекционного учебного заведения приходилось ютиться в коридорах, на кухне. Немало учеников в то время оставалось дома. В 1942 году в городе было принято решение о возвращении школы на прежнее место, а для лучшего обеспечения учебного процесса при школе открывался интернат.
Особенностью того периода было то, что школа стала принимать детей по путевкам областного распределителя, фактически становясь детским домом. Это привело к необходимости увеличения штата сотрудников, который пополнился семью учителями, четырьмя воспитателями, техническими работниками, завхозом, бухгалтером, медсестрой, пионерской вожатой. Для обеспечения детей необходимым пришлось привозить обмундирование, одеяла, постельные принадлежности из Москвы. 2 декабря 1942 года школа приняла первых детей. Поступающие по путевкам дети были истощены, напуганы, замкнуты. Их вывозили из освобожденных местностей. У некоторых детей родители были расстреляны, повешены, утоплены в колодцах. Большого труда стоило растопить лед в детских душах. Вся школа знала Володю Ярошенко, мальчика из Ленинграда. На прогулке он пытался поймать и съесть грачей. Кормили его отдельно, как маленького. Весь хлеб он съедал по крошкам. Многие из ребят, заслышав раскаты грома, прятались под кровати, принимая грохот за орудийную стрельбу. С каждым днем количество детей в школе увеличивалось. На плечи сотрудников легли заботы по охране детей во время налетов, круглосуточные дежурства, заготовка своими силами дров. Конечно, остро стоял вопрос питания. Раз в месяц привозили продукты из Москвы. Молоко, хлеб и овощи получали на базе в городе, на пришкольном участке разбили огород.
1943 год оказался урожайным на грибы, и старшие воспитанники с сотрудниками жили на опушке леса, где заготавливали для школы грибы. Каждый день в школу ребята приносили корзину грибов. Совершенно неожиданную помощь получили ученики от воинской части, расположившейся в лесничестве. Кроме рассказов о войне, увлекавших детей боевых эпизодов, солдаты предложили вспахать находившейся рядом участок колхозной земли. Колхоз дал разрешение, посадили мешок картошки, осенью собрали урожай. Все мужчины были на фронте, дружный женский коллектив не мог справиться со всей работой, поэтому привлекал к работе старших воспитанников. Например, к обеспечению школы дровами. Взрослые валили деревья, распиливали, укладывали в поленницу, а ребята оттаскивали сучья, поддерживали огонь в костре. Зимой ночевали в деревне, летом – в лесу. В интернате оставались с детьми пожилые учителя. В школе было 7 печей для отопления и одна на кухне. Зимой в школе было холодно, ведь после того, как случился сильный пожар на военном складе недалеко от школы, взрывной волной были выбиты стекла. Вместо стекла рамы закрыли с трудом добытой фанерой, а кое-где – картоном. Стирали белье тоже всем коллективом: кто стирает, кто везет белье полоскать на речку. Старшие девочки гладили белье. Все дети вовлекались в посильный труд, поддерживали порядок и чистоту в спальнях и классах, в столовой накрывали столы, мыли посуду. На первом месте учеба, важное место отводится посильному труду, и обязательно – отдых. Загородив окна одеялами, собирались вместе там, где теплее, вели задушевные беседы, читали книги, мечтали о конце войны. Стремились согреть детей и физически, и душевно, сделать их жизнь светлее и лучше. В 1943 году в школе создали физкультурный, хоровой, танцевальный кружки. Занимались и рукоделием. К 1 мая 1944 школа похорошела: все рамы застеклили, классы побелили, шефы помогли покрасить полы. Шефами в ту пору у школы была пристань «Коломна». Нередко на утренники приходил начальник пристани. Дети выходили с концертами в Дом инвалидов, в Дом учителя. В конце 1945 года вернулись в школу мужчины. У сотрудников появилась возможность заняться методической работой. А в годы войны на базе школы проводились курсы учителей и воспитателей, семинары завучей. Школа-интернат была на хорошем счету в Управлении детскими домами Мособлоно.
Таким образом, оглядываясь назад, можно сделать вывод: сложнейшие проблемы, стоящие на начальном этапе развития учреждения, были успешно решены, школа продолжала выполнять миссию обучения и воспитания детей с недостатками развития.
Сравнительно долгий период школа-интернат № 27 для умственно отсталых детей, являясь одним из звеньев общей системы образования, успешно выполняла задачу обеспечения равных гражданских прав на получение образования такими гражданами. К своему 60-летию школа значительно увеличила площади: сначала она получила второе здание, затем они были соединены теплым переходом, после чего рядом было выстроено четырехэтажное здание. Однако вскоре произошли изменения в образовательной политике, школа-интернат была реорганизована в школу с группами продленного дня и переведена в двухэтажное здание, освободившееся после расформирования одной из городских школ. Болезненный период перестройки сказался и на коррекционных школах: появились предложения закрытия специальных учреждений и открытия в массовых школах классов коррекции. В результате долгих споров возобладала идея сохранения коррекционных образовательных учреждений. В новых условиях необходимо было выбрать ориентир, инновационный стиль поведения. Перед коллективом встала задача создания проекта, определяющего положение школы в окружающем ее социуме и концепцию ее деятельности. Выпускник школы, имевший в предыдущие годы реальные условия для получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства на многочисленных предприятиях города, оказался теперь в сложной ситуации из-за закрытия большинства градообразовательных производств.
Изначально дети с умственной отсталостью в силу своего дефекта находились в невыгодном положении относительно нормально развивающихся школьников. Существование коррекционной школы существенно изменяет ситуацию. Обучение таких детей в специальной школе, где их особенности не являются исключительными, дает возможность задействовать один из мощнейших ресурсов развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья – детский коллектив. Такой коллектив может быть создан в школе, где дети находятся рядом с подобными им сверстниками и включены в общую жизнь с другими людьми, где педагоги опираются на домашние и дружеские отношения детей, усиливают их и расширяют, обращаются не только к прошлому, но и к будущему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект перспективного развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на основе национальной образовательной инициативы "ННШ"
Проект перспективного развитиямуниципального общеобразовательного бюджетногоучреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостанна осн...
Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества имени Б.Т.Куропаткина» на 2013 - 2015 годы
I. Информационная справкаХарактеристика учрежденияНазвание образовательного учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детск...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...
Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа на 2018 -2020 годы
Образовательная программа...
Индивидуальный план профессионального развития Булановой Ульяны Витальевны, учителя английского языка на межаттестационный период ( 2015-2020г) Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Менделеевск Р
Индивидуальный план профессионального развития Булановой Ульяны Витальевны, учителя английского языка на межаттестационный период ( 2015-2020г) Муниципального бюджетного образовательного учрежден...
Индивидуальный план профессионального развития Гиниятуллиной Гульзамии Хакимулловны, учителя математики на межаттестационный период ( 2019-2024г) Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Менделеевск
Цели профессионального развития: Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколенияОбобщение и распространение собственног...
Коррекционно-развивающие программы для детей с отклонениями в развитии, реализуемые в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении
Для детей с глубокой умственной отсталостью (4 года обучения) разработаны коррекционные программы:- социально-бытовой адаптации (СБА), на занятии СБА формируется эмоционально-волевой статус, приобрета...