Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет. Тема "Зимнее путешествие"
план-конспект по теме
Расширение представлений и активизация словаря по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные», формирование навыка правильного употребления предлогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnee_puteshestvie.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Зимнее путешествие
Автор: Аникина Лариса Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 140"
г. Рязани
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет
Цель: Расширение представлений и активизация словаря по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные», формирование навыка правильного употребления предлогов.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- закреплять и расширять представления детей о диких животных и зимующих птицах;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
- продолжать учить подбирать определения;
- формировать умение правильно употреблять в речи предлоги «на», «под», «в», «у»;
- совершенствовать грамматический строй речи (закрепить навыки словообразования, согласования прилагательных с существительными).
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать внимания, память и мышление;
- развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношения к природе.
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах и диких животных, рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Отгадай птицу», «Мамы и детеныши», чтение художественной литературы о птицах и животных.
Обогащение словаря: длиннохвостая, короткохвостый, берлога, логово.
Активизация словаря: зимующие, дикие, названия птиц и животных.
Планируемый результат: расширить представления и словарь детей по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные»; сформировать умение правильно употреблять предлоги в речи.
Оборудование:
- картина с изображением птиц в зимнем парке;
- аудиозапись «Метель»;
- картина с изображением зимнего леса;
- картинки с изображением диких животных и их силуэтов,
- корзинка со сладкими грибами и орешками.
Ход занятия
Часть | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть (3-5 минут) Организационный этап | - Какое сейчас время года? -Скажите, зима, какая? - Сегодня мы с вами отправимся в зимнее путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете. - Возьмитесь за руки и пойдем все за мной: «Раз, два, три, четыре, пять В парк отправимся гулять. По извилистым тропинкам Потихоньку мы пойдем. На носочки дети встали, По дорожкам побежали. И на пяточках пойдем, По снежочку мы пройдем.» | -Зима. -Холодная, снежная, морозная, ветреная. Дети повторяют слова и движения: Ходьба Ходьба змейкой Бег на носочках Ходьба на пятках |
Основная часть Содержательный этап (17-20 мин.) Рассматривание картины с изображением птиц в зимнем парке Беседа по картине Пальчиковая гимнастика «Кормушка» Чтение стихотворения под аудиозапись «Метель» Игра «Отгадай животное» Рассматривание иллюстраций с изображением животных Упражнение «Назови детенышей» Физкультминутка «Где живут звери» | - Вот мы с вами и пришли в зимний парк -Посмотрите сколько здесь много птиц. Назовите их. - Скажите, какие это птицы? -Почему их так называют? - Каждая птица нашла себе место в парке. Расскажите, кто, где сидит. - Зимой птицам холодно, голодно и они прилетают поближе к людям. А почему? - Сейчас мы с вами тоже покормим птиц. Приготовьте пальчики. «Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках Всем хватило зернышек» тельные, как бы насыпая корм) - Молодцы накормили птиц. - А теперь продолжим наше путешествие. Возьмитесь за руки, закройте глаза и послушайте. «Зимний лес стоит печальный. Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит? Птичья песня не звучит? Осторожно в лес входите Тайны леса не будите» - Откройте глаза и скажите, где же мы с вами очутились? - Как здесь тихо, а кого мы здесь можем увидеть? - Посмотрите, как вы думаете, кто это? Логопед выставляет картинки с изображением животных и задает вопросы - Лиса какая? - У лисы - длинный хвост значит она какая? - Волк какой? - Заяц какой? - У зайца короткий хвост, значит он какой? - Какие это животные? -Почему их называют дикими? - Кого из животных мы не встретим в лесу зимой? Почему? - Вспомните и назовите детенышей животных: У лисы - лисенок (лисята). У волка - волчонок (волчата). У медведя - медвежонок (медвежата). У зайца - зайчонок (зайчата). У белки - бельчонок (бельчата). У лося - лосенок (лосята). У ежа - ежонок (ежата). У кабана - поросенок (поросята). - А сейчас мы вспомним, где живут животные и как называются их жилища. «Спит в берлоге бурый мишка, Под кустом дрожит зайчишка. Лисичка рыжая в норе, Ёжик спит в сухой траве. Волчица в логове сидит, А белка из дупла глядит.» - А теперь вспомните и еще расскажите, как называются жилища животных. | Рассматривают картину с изображением птиц в зимнем парке -Синица, воробей, голубь, ворона, сорока, дятел -Зимующие -Эти птицы не улетают в теплые края, они остаются с нами зимовать Дети рассказывают, где находятся птицы, выделяя в предложениях предлог: Синица сидит под скамейкой. -Люди делают кормушки для птиц и подкармливают их. Дети повторяют слова и движения: сжимают и разжимают кулачки поочередно загибают пальцы на обеих руках трут большие пальцы об указательные Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение Дети рассматривают картину с изображением леса -В лесу Дети подходят к столам, на которых разложены картинки с силуэтными изображениями животных Дети называют животных: лиса, волк, медведь, заяц, ёж, лось, белка, кабан. -Рыжая, пушистая, шустрая, хитрая -Длиннохвостая. -Злой, голодный, серый, зубастый… -Серый, белый, пушистый, быстрый -Короткохвостый. -Дикие. - Они живут в лесу, сами о себе заботятся, находят жилище, корм -Медведя, ежа. Они спят зимой. Дети называют детенышей животных Дети повторяют слова и движения: Встают в круг, изображают спящего медведя, дрожащего зайца, лису в норе, присаживаются на корточки, опускают голову, встают на колени, стоя, руки за спиной, смотрят в одну сторону, затем - в другую. Дети называют, где живут звери |
Заключительная часть Рефлексивный этап | - Закройте глаза. Раз, два, три - откройте глаза. Вот и закончилось наше путешествие, и мы с вами вернулись в детский сад. - Расскажите, что вам больше всего понравилось. - Чуть не забыла, белочка передала вам угощение, вот эту корзину с грибами и орешками. | Дети закрывают глаза -Путешествовать по парку, слушать стихотворение под звуки метели, кормить птиц, отгадывать животных, называть детенышей и т.д. |
Литература:
1.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 64 с.
2.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1994.- 399 с.
3.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Оркестры разные бывают" конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.
Конспект НОД по образовательной области "Музыка" "Оркестры разные бывают" для детей подготовительной к школе группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Музыка хорошего настроения"
Конспект музыкального занятия для детей 6-7 лет "Музыка хорошего настроения"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «Цветные полянки», средняя группа для детей с тяжелыми нарушениями речи
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается неполная сформированность познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью (внимание, словесно-логическое мышление, память, пальцевая и артику...
"Вот она какая осень золотая!" Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование умения использовать в рисунках художественных свойств изобразительных материалов для создания образа природы.Задачи: учить выделять выразительные средства, характерные для муз...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.
Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Город мастеров"
Цель данного мероприятия продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром современных профессий. Воспитывать уважение к людям разных профессий, любовь к труду; вызвать желание уч...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительного дошкольного возраста "История и люди Новосибирска"
Развивать познавательный интерес к родному городу, истории его возникновения, истории названий улиц города. Уточнять и расширять знания о городе Новосибирске. Дать понятие, что такое герб и его символ...