Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет. Тема "Зимнее путешествие"
план-конспект по теме

Аникина Лариса Николаевна

Расширение представлений и активизация словаря по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные», формирование навыка правильного употребления предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnee_puteshestvie.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Зимнее путешествие

Автор: Аникина Лариса Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 140"

г. Рязани

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет

Цель: Расширение представлений и активизация словаря по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные», формирование навыка правильного употребления предлогов.

Задачи: 

Коррекционно-обучающие:

  • закреплять и расширять представления детей о диких животных и зимующих птицах; 
  • обогащать и активизировать словарь по теме;
  • продолжать учить подбирать определения; 
  • формировать умение правильно употреблять в речи предлоги «на», «под», «в», «у»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (закрепить навыки словообразования, согласования прилагательных с существительными).

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей;
  • развивать внимания, память и мышление;
  • развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • воспитывать гуманное отношения к природе.

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах и диких животных, рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Отгадай птицу», «Мамы и детеныши», чтение художественной литературы о птицах и животных.

Обогащение словаря: длиннохвостая, короткохвостый, берлога, логово.

Активизация словаря: зимующие, дикие, названия птиц и животных.

Планируемый результат: расширить представления и словарь детей по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные»; сформировать умение правильно употреблять предлоги в речи.

Оборудование:

  • картина с изображением птиц в зимнем парке;
  • аудиозапись «Метель»;
  • картина с изображением зимнего леса;
  • картинки с изображением диких животных и их силуэтов,
  • корзинка со сладкими грибами и орешками.

Ход занятия

Часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

 (3-5 минут)

Организационный этап

- Какое сейчас время года?  

-Скажите, зима, какая?

- Сегодня мы с вами отправимся в зимнее путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете.

- Возьмитесь за руки и пойдем все за мной:

«Раз, два, три, четыре, пять                        

  В парк отправимся гулять.                          

  По извилистым тропинкам                        

  Потихоньку мы пойдем.

  На носочки дети встали,                              

  По дорожкам побежали.

  И на пяточках пойдем,                                  

  По снежочку мы пройдем.»

-Зима.

-Холодная, снежная, морозная, ветреная.

Дети повторяют слова и движения:

Ходьба

Ходьба змейкой

Бег на носочках

Ходьба на пятках

Основная часть

Содержательный этап (17-20 мин.)

Рассматривание картины с изображением птиц в зимнем парке

Беседа по картине

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Чтение стихотворения под аудиозапись «Метель»

Игра «Отгадай животное»

Рассматривание иллюстраций с изображением животных

Упражнение «Назови детенышей»

Физкультминутка

«Где живут звери»

- Вот мы с вами и пришли в зимний парк  

-Посмотрите сколько здесь много птиц. Назовите их.

- Скажите,  какие это птицы?

 -Почему их так называют?

- Каждая птица нашла себе место в парке. Расскажите,  кто, где сидит.

- Зимой птицам холодно, голодно и они прилетают поближе к людям. А почему?

- Сейчас мы с вами тоже покормим птиц. Приготовьте пальчики.

  «Сколько птиц к кормушке нашей                          

    Прилетело? Мы расскажем

    Две синицы, воробей,                                                  

    Шесть щеглов и голубей,                                            

    Дятел в пестрых перышках

    Всем хватило зернышек»                                        

             тельные, как бы насыпая корм)

- Молодцы накормили птиц.

- А теперь продолжим наше путешествие. Возьмитесь за руки, закройте глаза и послушайте.

  «Зимний лес стоит печальный.

   Кто под снегом спрятал тайны?

   Почему река молчит?

   Птичья песня не звучит?

   Осторожно в лес входите

   Тайны леса не будите»

- Откройте глаза и скажите, где же мы с вами очутились?

- Как здесь тихо, а кого мы здесь можем увидеть?

- Посмотрите, как вы думаете, кто это?

Логопед выставляет картинки  с изображением животных и задает вопросы

- Лиса какая?

- У лисы - длинный хвост значит она какая?  

- Волк какой?

- Заяц какой?

- У зайца короткий хвост, значит он какой?

- Какие это животные?

-Почему их называют дикими?

- Кого из животных мы не встретим в лесу зимой? Почему?

- Вспомните и назовите детенышей животных:

У лисы - лисенок (лисята).

У волка -  волчонок (волчата).

У медведя - медвежонок (медвежата).

У зайца - зайчонок (зайчата).

У белки - бельчонок (бельчата).

У лося - лосенок (лосята).

У ежа - ежонок (ежата).

У кабана - поросенок (поросята).

- А сейчас мы вспомним, где живут животные и как называются их жилища.

  «Спит в берлоге бурый мишка,        

 Под кустом дрожит зайчишка.        

 Лисичка рыжая в норе,                        

  Ёжик спит в сухой траве.                    

 Волчица в логове сидит,                    

 А белка из дупла глядит.»                  

- А теперь вспомните и еще расскажите, как называются жилища животных.

Рассматривают картину с изображением птиц в зимнем парке

-Синица, воробей, голубь, ворона, сорока,  дятел

-Зимующие

-Эти птицы не улетают в теплые края, они остаются с нами зимовать

Дети рассказывают, где находятся птицы, выделяя в предложениях предлог: Синица сидит под скамейкой.

-Люди делают кормушки для птиц и  подкармливают их.

Дети повторяют слова и движения:

сжимают и разжимают кулачки

поочередно загибают пальцы на обеих руках

трут большие пальцы об указательные

Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение

Дети рассматривают картину с изображением леса

-В лесу

Дети подходят к столам, на которых разложены картинки с силуэтными изображениями животных

Дети называют животных: лиса, волк, медведь, заяц, ёж, лось, белка, кабан.

-Рыжая, пушистая, шустрая, хитрая

-Длиннохвостая.

-Злой, голодный, серый, зубастый…

-Серый, белый, пушистый, быстрый

-Короткохвостый.

-Дикие.

- Они живут в лесу, сами о себе заботятся, находят жилище, корм

-Медведя, ежа. Они спят зимой.

Дети называют детенышей животных

 Дети повторяют слова и движения:

Встают в круг,

изображают спящего медведя,

дрожащего зайца,

лису в норе,

присаживаются на корточки, опускают голову,

встают на колени,

стоя, руки за спиной, смотрят в одну сторону, затем - в другую.

Дети называют, где живут звери                                                          

Заключительная часть

Рефлексивный этап

- Закройте глаза.

  Раз, два, три - откройте глаза. Вот и закончилось наше путешествие, и мы с вами вернулись в детский сад.

-  Расскажите, что вам больше всего понравилось.

- Чуть не забыла, белочка  передала вам угощение, вот эту корзину с грибами и орешками.

Дети закрывают глаза

-Путешествовать по парку, слушать стихотворение под звуки метели, кормить птиц, отгадывать животных, называть детенышей и т.д.

Литература:

1.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 64 с.

2.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1994.- 399 с.

3.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оркестры разные бывают" конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Конспект НОД по образовательной области "Музыка"  "Оркестры разные бывают" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «Цветные полянки», средняя группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается неполная сформированность познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью (внимание, словесно-логическое мышление, память, пальцевая и артику...

"Вот она какая осень золотая!" Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование умения использовать в рисунках художественных свойств изобразительных материалов для создания образа природы.Задачи:  учить выделять выразительные средства, характерные для муз...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Город мастеров"

Цель данного мероприятия продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром современных профессий. Воспитывать уважение к людям  разных профессий, любовь к труду; вызвать желание уч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительного дошкольного возраста "История и люди Новосибирска"

Развивать познавательный интерес к родному городу, истории его возникновения, истории названий улиц города. Уточнять и расширять знания о городе Новосибирске. Дать понятие, что такое герб и его символ...