"Вот она какая осень золотая!" Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект по теме
Цель: формирование умения использовать в рисунках художественных свойств изобразительных материалов для создания образа природы.
Задачи: учить выделять выразительные средства, характерные для музыкальных произведений о природе, сопоставлять и анализировать их, воспитывать любовь к родной природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное «Детский сад №5 комбинированного вида» г. Орла
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы
Тема: «Вот она какая, осень золотая»
Подготовила: педагог дополнительного образования
Мартусевич М. М.
ВКК
Орел-2017г.
Цель: формирование умения использовать в рисунках художественных свойств изобразительных материалов для создания образа природы.
Задачи: учить выделять выразительные средства, характерные для музыкальных произведений о природе, сопоставлять и анализировать их, воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа.
1.Знакомство с правилами изготовления пейзажа.
2. Разучивание песен и стихотворений об осени.
3. Беседа об осени.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением осени.
5 Рассматривание репродукций картин и составление описательных рассказов об изображенном на них.
6. Рассматривание плакатов «Осень», « Времена года».
9. Отгадывание загадок б осени.
10. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
11. Дидактические игры
«Выбери цвет».
Материалы и оборудование: аудиозапись музыкального произведения А. Вивальди « Времена года», бумага для рисования, акварельные краски, кисти, баночки с водой, губки, тряпочки, восковые мелки.
Ход занятия: Вступление. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о наступившем времени года.
Тему сегодняшнего занятия мне подсказала сама жизнь. Послушайте стихотворение и скажите мне, какой осенний месяц скоро наступит?
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Предполагаемый ответ: скоро наступит месяц октябрь.
Педагог: Правильно, ребята! Скажите, пожалуйста, а какой это месяц, любим ли мы гулять в октябре в парке?
Предполагаемый ответ: Да, любим гулять, собирать осенние листья.
Педагог: Да, правильно, ведь осенью очень красиво. Давайте представим себе, что мы находимся в осеннем лесу. Одевайте плащи, берите зонтики, пойдем гулять. ( дети представляют, что они одеваются и готовятся к прогулке). Педагог дает детям прослушать музыкальный фрагмент « Осень» из альбома А. Вивальди « Времена года».
Какое настроение вызывает у вас эта музыка?
Предполагаемый ответ: ребенок рассказывает, какое настроение вызывает музыка.
Педагог: А что ты представляешь себе, слушая эту музыку, Маша?
Предполагаемый ответ: ребенок говорит о своих фантазиях.
Педагог: А какие осенью бывают деньки, разные хмурые и ясные, как вы это представляете, какие краски возьмете?
Предполагаемый ответ: ребенок говорит о теплых и холодных тонах и красках.
Педагог: Сегодня я научу вас рисовать красивый осенний пейзаж, используя не только краски, но и мелки. Наши рисунки должны передать настроение теплого, осеннего дня. ( Демонстрация готового образца).
Давайте рассмотрим репродукции картин И. Левитана, И. Грабаря « Рябинка». Посмотрите как изображена осень - теплой, прозрачной, яркой. Мы постараемся и на своих работах передать радостное осеннее настроение. Хотите, научу?
Предполагаемый ответ: Да, конечно. Теоретическая часть.
Педагог: Давайте рассмотрим мой пейзаж. Сколько изобразительных материалов вы заметили , я использовала в работе? Предполагаемый ответ: Акварельные краски, печатание красками, восковые мелки. Педагог: Рассказывает этапы работы. Все понятно? Тогда давайте вспомним последовательность работы.
Педагог задает вопросы:
1) С чего будем начинать работу?
Предполагаемый ответ: работу начинаем с тонирования листа. 2) Какие цвета будем использовать?
Предполагаемый ответ: цвета теплой гаммы.
3) Какие деревья будем рисовать? Сколько техник используем, рисуя их?
Предполагаемый ответ: Березу, осинку, дуб. Рисуем по-сырому, потом печатаем губкой.
4) Что будем делать, чтобы нарисовать небо?
Предполагаемый ответ: смешиваем белую и синюю краски- получаем голубую.
5) Как лучше распределить работу с чего начнете работу?
Предполагаемый ответ: дети начинают работу с создания общего тона всего листа.
6) Что мы делаем в завершении работы? Предполагаемый ответ: Прорисовкой деталей.
.
Ну а теперь, когда вы все знаете, за работу!
Практическая часть . Самостоятельная работа детей, педагог помогает по мере необходимости.
Заключение. Педагог: Ну вот, рисунки готовы у всех. Все они такие чудесные, что трудно выбрать, какой лучше. А тебе как кажется, Ярослав ? Предполагаемый ответ: ребенок высказывает свое мнение.
Педагог: Я знаю один секрет: готовясь к сегодняшнему занятию ты выучил и стихотворение. Прочти его нам, пожалуйста.
Ребенок читает стихотворение:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
Педагог: Спасибо, Ярослав! Я думаю, что наше путешествие в осенний лес удалось. На этом наше занятие окончено. Пусть оно будет вам полезно!
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 комбинированного вида» г. Орла
г. Орел, ул. М. Горького, 54 Факс 41-65-08
Тел. 41-65-08
Адрес электронной почты:
«Музыка и краски зимы»
интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
Подготовили и провели:
музыкальный руководитель Ноздрина Тамара Ивановна,
педагог доп. образования Мартусевич Мария Михайловна
Тема занятия: « Музыка и краски зимы».
Цели и задачи:
.воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе
через изобразительное искусство, музыку, поэзию;
.вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа;
.развивать умение соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии;
.учить проявлять инициативу в поиске средств художественной выразительности, с помощью которых композитор передает настроение в музыке;
.использовать различные средства изобразительности и техники рисования:
рисование восковыми мелками, гуашью, углем.
.передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, в танце.
Подготовительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы. Просмотр фрагментов из балетов: «Щелкунчик», «Золушка» в видеозаписи; беседа об увиденном.
Репродукции картин: Ю.Клевер « Зимний пейзаж с избушкой»,В.Кустодиев «Масленица», В.Суриков « Взятие снежного городка», И. Грабарь» Февральская лазурь» В. Васнецов «Зимний сон», И. Вельц « Иней».
Материал: мультимедийная установка, экран. Бумага разного формата и разного цвета, предварительно затонированная ; краски акварель, гуашь, восковые мелки, уголь, пастель, кисти, белые и серебристые ленточки для танца.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал, где оформлена выставка репродукций картин русских художников.
Музыкальный руководитель: Ребята, оглянитесь по сторонам. В нашем музыкальном зале сегодня большая выставка. Какое время года изобразили художники на этих картинах? Как вы догадались? В каком жанре живописи созданы картины? (ответы детей) Да, это зимние пейзажи. Зимой погода такая разная: то белый пушистый снег в полной тишине медленно кружится над домами и деревьями и тихо падает на землю, то вьюги и метели сметают все на своем пути и несутся навстречу прохожим, сбивая шапки и подмораживая щеки и носы. Художники, писатели, поэты любят описывать зимнюю природу. И сейчас здесь, в музыкальном зале мы рассмотрим репродукции картин великих художников, послушаем произведения известных вам композиторов и стихи лучших поэтов об этом времени года.
Дети, а вы знаете пословицы о зиме?
Дети (по очереди):
- В зимний холод всякий молод.
-Береги нос в большой мороз.
-Зима без снега – лето без хлеба.
-Декабрь год кончает, а зиму начинает.
-Сугроб да вьюга два друга.
-Год кончается, а зима начинается.
-Снега нет, и следа нет.
-Холодная зима – жаркое лето.
-Метель лети, крутит, на весь мир ворчит.
- Спасибо мороз, что снегу принес.
(раздается стук в дверь)
Музыкальный руководитель: Кто там?
( входит почтальон Печкин)
Печкин: Это я почтальон Печкин. Это детский сад № 5? Подготовительная группа? (ответы). Я принес письмо для ваших ребят!
Педагог по ИЗО (берет у Печкина конверт, достает письмо, читает):
Здравствуйте, ребята! Мы живем на острове Чунга-Чанга .У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы. Какая она, зима? Опишите нам ее на рисунке, пожалуйста. До свидания. Жители острова Чунга-Чанга.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем жителям острова «Чунга-Чанга» узнать, что такое зима и какая она бывает. Мы расскажем о зиме в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлем жителям острова. Договорились?
Давайте поговорим о зиме. Назовите зимние месяцы. (ответы). Вам нравится зима? Почему? Все зимние дни похожи один на другой? (ответы). Даже в течении одной недели часто меняется погода. Какой бывает погода зимой? (ответы).Итак, наступает зима. Можно ли изобразить ее приход на бумаге, на холсте? Можно! А словами? Конечно! А что же в музыке? Можно, потому что музыка , как и другие виды искусства побуждает у людей различные чувства, настроение. Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, в музыке, в стихах. Перед вами картины , на которых художники изобразили зимний пейзаж. Внимательно посмотрите на них – некоторые вам уже знакомы, с другими еще предстоит познакомиться. Какое настроение у вас вызывает каждое из полотен? ( ответы). Давайте попробуем соединить краски живописного полотна со звуками музыки. Они удивительно дополняют друг друга. Послушайте отрывки из музыкальных произведений и подумайте, к какому полотну подходит данная музыка. ( Звучит 2-я часть концерта А.Вивальди «Зима», дети называют композитора). Музыка А.Вивальди – описательного характера, образная. Слушая ее, можно очень ярко представить все, что происходит с природой. Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? ( красивую, блестящую, сверкающую, падает легкий снег, сверкают, кружатся снежинки). А какая музыка по характеру? (нежная, светлая, мягкая). Да, музыка звучит отрывисто, легко. Вы слышите, как нежно звучат скрипки? Послушайте фрагмент другого произведения. Постарайтесь вспомнить, как оно называется и кто композитор. ( звучит фрагмент « Фея Зимы» из балета С.Прокофьева «Золушка»). Какая музыка по характеру? ( нежная, спокойная, убаюкивающая). А сейчас посмотрите на экран (фрагмент из балета «Золушка»). Тут балерины изображают снежинок, а вместе с ними танцует Волшебница-Зима. Обратите внимание : балерины, стараясь выразить в танце светлый, нежный характер музыки, танцуют грациозно, изящно.
Педагог по ИЗО: А сейчас рассмотрим картину «Иней», которую написал художник Иван Вельц. (дети подходят к картине). Что изображено на картине? (Зимний лес). Много ли цветовых тонов использовал художник (мало). Какая картина по настроению? (тихая спокойная) Какого цвета снег? Холодные или теплые тона (холодные: голубой, зеленый). Снег может создавать ощущение спокойствия тишины. Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого броского. Послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины:
Тишина!- шепнула белая поляна
Тишина!- вздохнула, вея снегом ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель…
(С. Черный).
Сейчас можете вспомнить стихи, которые соответствуют настроению этой картины? (дети читают стихи под музыку С.Прокофьева). Как легко слушать красивую музыку, которая так хорошо гармонирует с поэтическим словом!
А теперь посмотрим на эту картину (дети подходят к репродукции картины И. Грабаря « Февральская лазурь»). Звучит пьеса « Февраль. Масленица.» П. Чайковского.
Педагог по ИЗО:
Разукрасилась зима…
На узоре бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах-жемчугах,
В разноцветных огоньках!
Вы узнали эту картину? Почему художник так ее назвал? (потому что небо яркое, голубое). Какого цвета снег на солнце? А в тени? (дети перечисляют разные оттенки цвета). Что вы чувствуете, глядя на картину?
Муз. руководитель: когда вы смотрели на картину, звучала яркая, радостная музыка. Как вы думаете, она передает характер этой картины?
(ответы детей). «Масленица» П. Чайковского - музыка веселья, удали, праздника. Вам доставило радость это произведение?
Педагог по ИЗО: мы посмотрели две разные по настроению картины - одну тихую, спокойную, другую - радостную, праздничную. Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. Но ведь так бывает не всегда.
Муз. руководитель: Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? (вьюга, метель). Послушайте музыку, в которой изображается картина суровой, ненастной, вьюжной зимы. (звучит 1-я часть концерта « Зима» А. Вивальди). Какой характер музыки? (музыка тревожная, грозная, вьюжная). Какое стихотворение перекликается с этой музыкой? (ребенок читает: « Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то как зверь она завоет , то заплачет, как дитя» А.Пушкин).
Педагог по ИЗО: Ребята, посмотрите, а есть ли на нашей выставке картины, изображающие пургу, вьюгу, метель, ветер (нет). Предлагаю вам посмотреть, как художники – мультипликаторы изображают метель и вьюгу. (смотрят фрагмент из мультфильма «Снежная королева». Педагог по ИЗО комментирует изображение на экране). Посмотрите каким способом изображен ветер. Это словно закрученные спирали, они то сужаются, то расширяются по всему экрану.
Музыкальный руководитель: композитор Марк Минков создал произведение к фильму «Тайна Снежной королевы», в котором изобразил холодный ветер, вьюгу, а затем волшебный танец сверкающих снежинок. Попробуйте с помощью фантазии передать движении, характер музыки (дети берут белые, серебряные ленточки, создают по музыку собственные композиции).
Педагог по ИЗО : а теперь предлагаю вам нарисовать свою картину зимы, а потом мы посмотрим, какое настроение получилось передать вам своими картинами. (дети проходят к столам, мольбертам и преступают к рисованию. Звучит музыка, затем рассматриваются работы).
Музыкальный руководитель: пока подсыхают ваши картины. Давайте споем романс «Зимний вечер» М. Яковлева на стихи А. Пушкина. А теперь возьмем ваши рисунки, вложим их в большой конверт и отправим жителям острова «Чунга-Чанга».
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, композиторы, художники о своем настроении, навеянном красотой зимы. Вот как чудесно перекликаются произведения поэзии, музыки и живописи.
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи на современном этапе развития дошкольного образования»
М.М.Мартусевич, педагог дополнительного образования, ВКК
Т.И.Ноздрина, музыкальный руководитель, ВКК.
«Подлинный учитель самый лучший, самый верный друг родителей»
(А. Дистервег)
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия ДОУ с родителями, с целью создания единого образовательного пространства семьи и детского сада. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Основными условиями эффективного сотрудничества и создания благоприятных отношений родителей и педагогов являются: заинтересованность обеих сторон в достижении конкретных целей, открытость и взаимное доверие, взаимопомощь, совместные усилия в решении воспитательных и образовательных задач. Ведь известно, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Одним из необходимых и естественных условий семейного воспитания является любовь родителей к детям. Конечно, все родители, как правило любят своих детей. Но родительская любовь только в том случае помогает воспитывать, если она не слепая, а разумная, сочетающая уважение с требовательностью. Цели семейного воспитания прежде всего предусматривают укрепление здоровья ребенка, развитие умственных способностей, выработку взглядов и убеждений, воспитание любви к Родине. Признание приоритета семейного воспитания требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Имея свои особые функции, они однако не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними - необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное учреждение в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Педагогам будет намного легче строить свой образовательный процесс и процесс взаимодействия с семьей, если их цели будут едины, а отношения доверительными. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель такого взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:
-единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
-взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
-укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
-диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
-использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: педагогические беседы с родителями, консультации, выступления на собраниях, наглядные формы педагогической пропаганды. В нашем ДОУ мы используем следующие формы работы:
-совместные досуги, праздники, вечера отдыха;
-участие родителей в выставках;
-организация дней открытых дверей;
-выпуск газет;
-участие в педагогических советах;
-интервьюрование.
При организации взаимодействия МБДОУ №5 с семьей, основной акцент мы ставим на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача нашего дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования. Такой подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса.
В заключении хочется подчеркнуть, что самым важным является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. Взаимодействие с родителями – современное обязательное требование к работе педагога. И родителям и педагогам очень важно понять, что участие родителей в мероприятиях МБДОУ №5 стимулирует их собственного ребёнка к самовыражению. Это и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого и ребёнка. Только при таком подходе образовательное учреждение становится единым пространством жизнедеятельности детей и взрослых.
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по художественному творчеству в ДОУ»
Педагог дополнительного образования Мартусевич М.М. МБДОУ №5
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности.
Полностью принимая и разделяя такие целевые ориентации системы образования, нужно иметь в виду, что патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.
Для приобщения детей к истокам русской культуры, нужно выбирать следующие приоритеты:
- Необходимо в своей работе использовать все виды фольклора (сказки, песенки, загадки, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления русского человека о добре, правде, храбрости, таким образом дети приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям. На занятиях по художественному творчеству дети передают характеры персонажей русских народных сказок (например такие образы: зайчишка- храбришка и зайчишка-трусишка, лисичка- кумушка). Дети старшего дошкольного возраста создают иллюстрации к любимым русским народным сказкам.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции (например, изготовление рисунков и сувениров к праздникам «Масленица», «Рождество», «Пасха»). В них фокусируются накопленные наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, различными сторонами общественной жизни человека.
Часто это совместная работа детей и их родителей, затем в группах устраиваются выставки поделок, определяются победители. - Очень важно познакомить детей с народными ремеслами России. Они пленяют душу гармонией и ритмом, способны увлечь ребят национальным декоративно-прикладным искусством. На занятиях по художественному творчеству я большое значение уделяю ознакомлению детей с разными видами народных ремесел ( лепке и росписи дымковской игрушки, отработке элементов хохломской росписи , узоров Гжели и т.д.)
Таким образом, дети приобщаются ко всем видам национального искусства. Знание истории Родины, ее культуры помогает ребенку в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры, к изучению истории родного края, истории России связано с определенными трудностями. Следует иметь в виду специфические особенности развития психо-эмоциональной сферы воспитанников. Еще в недостаточной мере развитая речь приводит к затруднениям в осознании литературных произведений, своих и чужих эмоциональных состояний, поэтому детям дошкольного возраста легче выразить себя в декоративном материале, что нередко облегчает и ускоряет словесное выражение. Кроме того, у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому им легче усвоить что-то, изобразив это наглядно.
Исходя из этих особенностей развития своих воспитанников, основными принципами патриотического воспитания на занятиях по художественному творчеству я считаю следующее (поступательное движение от меньшего к большему):
1. Для детей старшей группы блок тематических занятий – «Мой дом, моя семья».
Цель: ознакомление и приобщение к изучению своих корней, истоков.
Предполагаемые темы занятий: «Я и мое имя», «Мой дом», «История вещей». Занятия направлены на то, чтобы показать детям как от условий жизни видоизменялись предметы быта (жилище, мебель, посуда, одежда).
2. Для детей подготовительной к школе группы:
«Мой город – прошлое, настоящее, будущее».
Цель: ознакомление воспитанников с достопримечательностями нашего города, обратить внимание детей на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохраняя исторические традиции.
Предполагаемая тема: «Каменная летопись города». Серия занятий направлена на то, чтобы показать детям, что архитектура подобна огромной каменной книге, которая помогает узнать как жили люди в разные времена. Большое значение имеют экскурсии, они надолго остаются в памяти воспитанников, позволяют им воплотить увиденное на занятиях. Так, на занятиях по художественному творчеству, руками детей, была создана серия рисунков «Памятные места Орловщины». Мои воспитанники стали участниками и призерами II Всероссийского конкурса детских творческих работ «Моя малая родина», проводившейся с 15 марта по 15 апреля 2014 года. Работы детей получили достойную оценку на данной выставке.
В заключении хочу сказать, что прикосновение к «живым» документам истории вызывает у воспитанников сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к своим историческим корням. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, нужно ощутить духовную жизнь своего народа, знать историю и культуру своей страны.
Здоровье-сберегающие технологии
Трудно поспорить с утверждением, что в основе всестороннего развития и успехов человека лежит здоровье. Есть у человека здоровье, он жизнерадостный, плодотворно работает, у него хватает сил на саморазвитие, на личную жизнь, карьерный рост. Именно для успешного будущего наших детей следует заложить в них основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни.
По мнению ряда медиков и психологов около 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Следовательно, 90 % детей за 7 лет жизни потеряли здоровье либо имеют отклонения в своем развитии. Поэтому педагог в своей работе должен ориентироваться не только на усвоение детьми каких - то знаний и умений, наиглавнейшей задачей педагога является воспитание у детей потребности быть здоровыми, научить их умению владеть собой и своим телом, применять полученные знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Существует специальная программа - валеология ( «валео» - быть здоровым, «логос» - наука). Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы, делать зарядку, есть здоровую пищу, надо, чтобы с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Немаловажным фактором в знакомстве с понятием «здоровье» являются методы и приемы взаимодействия с детьми. Рекомендуется использовать приемы, которые действуют на органы чувств: словесные, наглядные, практические. Словесные методы - беседы, чтение, пояснение и т. д. Практические - тренинги, физкульт - минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения. Они необходимы для развития навыков ребенка. Особое место в работе с детьми младшего школьного возраста занимают игры, так как это та среда, в которой дети развиваются в комфортных условиях и именно игры способствуют росту положительных эмоций детей.
Как утверждал Н. И.Пирогов, ему видится, что будущее в медицине принадлежит мерам предохранительным, составляющим основу гигиены. В переводе с греческого слово «гигиена» означает «целебный, приносящий здоровье». Ее смысл заключается в соблюдении научно обоснованных требований, которые благоприятствуют нормальному функционированию человеческого организма.
Гигиена в структуре самосбережения здоровья выступает в трех направлениях: гигиена труда, гигиена общения, личная гигиена
Гигиена труда.
Труд всегда связан с напряжением сил человека. Усталость- естественная реакция нашего организма, направленная на предотвращение разрушения его здоровья. Важно не испытывать постоянного переутомления. Для этого на занятиях предусмотрены оздоровительные физкульт-минутки.
Гигиена общения.
Это соблюдение моральных норм и правил хорошего тона, терпимость к недостаткам характеров людей. Далеко не всегда соблюдаются простые правила общения: доброжелательная настроенность на людей, понимание их поступков, сдерживание своих эмоций.
На занятиях с детьми можно проводить различные упражнения на снятие нервного и психического напряжения.
Личная гигиена.
Она проявляется в неукоснительном соблюдении ряда мер по уходу за своим телом и душой. На занятиях проводятся беседы о необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Здоровье-сберегающие технологии, применяемые на занятиях с детьми младшего
школьного возраста:
Физкульт-минутки.
Проводятся в течении 5- 10 мин. в момент появления у детей признаков утомления.
Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4 раз.
Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, поэтому произносятся несложные стихотворные тексты в ритме движений.
Например: Потрудились- отдохнем,
(ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнем.
( потягивания)
Руки в стороны, вперед
( руки поднимаются)
Влево, вправо поворот.
( наклоны влево- вправо)
Когда воспитанники освоятся, можно дать им возможность самим проводить эти минутки.
Пусть входят в роль педагога, можно предоставить каждому желающему испытать свои силы.
Гимнастика для пальчиков рук.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвига-
тельный анализатор. « Рука является вышедшим наружу головным мозгом» - сказал Кант.
Наибольшее воздействие от мышц руки на развитие коры головного мозга происходит
только в детском возрасте, поэтому так важно развивать мелкую моторику рук.
Условия проведения пальчиковой гимнастики: проводится 6-8 мин, включает в себя 6-8
упражнений.
Например: Апельсин.
Мы делили апельсин.
( пальцы согнуты, словно в руке мяч)
Много нас, а он один.
( ладонь сжата в кулак, прямым остается большой палец руки)
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра
( начиная с большого пальца, дети раскрывают кулак,
на каждую фразу по пальцу)
А для волка – кожура,
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!
(дети сжимают и разжимают ладонь на каждое слово
последних двух фраз)
Гимнастика для глаз.
Проводится во время работы, требующей напряжения зрения ( например, при работе с би
сером). Существует очень много методик гимнастики для глаз, например:
1. Описать глазами круг, затем квадрат.
2. Рисование носом. Раскрашивание. Закрыть глаза и представить большой белый эк
ран. Закрашивать его любым цветом, в конце - самым любимым.
3. « Полет бабочки». Поморгать глазами часто и быстро.
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с це
лью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении.
Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения.Для управления этими
процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы,что способствует профилак
тике заболеваний органов кровообращения, нервной системы.облегчает дыхание.
Проводятся данные упражнения 5-10 мин.
Например: Мельница. Выполняются махи руками сначала в одну, затем в другую сторону.
Деревянная и тряпичная кукла. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы
ног, корпуса, делают поворот тела, сохраняя неподвижными шею, руки и плечи.
Тряпичная кукла – тело обмякшее, при повороте руки взлетают и обвиваются вокруг кор
пуса. Данные движения помогают осознать напряженное и ненапряженное состояние
мышц тела.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Осанка – превратившаяся в стойкую привычку манера держать свое тело. Формирование
осанки – длительный процесс. Надо заботиться о правильном положении тела с детского
возраста. Например, потягивания, Руки зацепить в замок, поднять вверх, отвести назад.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Балерина. Сидя на стуле, упереться пальцами ног в пол . Делать маленькие шажки, как ба
лерина на пуантах.
Упражнения дыхательной гимнастики.
Упражнения применяются для восстановления и совершенствования навыков дыхания.
Кроме того, укрепляются диафрагма, межреберные мышцы. Активное дыхание имеет
особое значение для организма ребенка. Дыхательные упражнения делятся на статические
и динамические. Например: сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-
м». Одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Это снимает стрессовую ситуацию, стимулирует дея-
тельность головного мозга, гортанно-глоточного аппарата.
В заключение хочу привести слова народной мудрости: « не от еды дитя хорошо растет, а
от радости». Радостные дети всегда здоровы. Радость от физических движений- основа
здорового образа жизни. Радость- это хорошая жизнь.
Формирование детского восприятия в процессе изобразительной деятельности
педагог дополнительного образования
Мартусевич Мария Михайловна,
МБДОУ « детский сад №5 комб. вида» г. Орла
Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
Уже на втором году жизни во время игр-занятий полезно знакомить детей с формой предметов. Малышу предлагаются образцы - круг, квадрат, прямоугольник, он подбирает ( путем накладывания на образец) плоские фигуры.
Различению размеров малыши учатся, строя башенки из кубиков различной величины, в играх с пирамидками.
Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться в цвете предметов, полезно предлагать ему выбрать из двух разных по цвету предметов тот, который соответствует образцу.
На третьем году жизни зрительный выбор по образцу (идет ли речь о форме, величине и цвете предмета) производится малышом достаточно точно.
Когда ребенок выполняет какое-то доступное, хорошо освоенное действие, то форму, величину предметов, их цвет, расположение в пространстве он определяет хорошо. Но в других случаях восприятие оказывается неточным, расплывчатым. Например, начиная рисовать, ребенок вовсе не замечает, каков цвет изображаемых им предметов. Он пользуется карандашами, цвет которых ему просто по душе. На третьем году жизни, некоторые предметы, хорошо знакомые, становятся постоянными образцам - представлениями о них, закрепившиеся в памяти. Определяя предметы треугольной формы, он скажет: « как крыша», про круглые предметы - «как мячик». О красном он говорит: «как вишенка», о зеленом – « как травка», о желтом – «как солнышко».
В нашем детском саду работает городская экспериментальная площадка под руководством С. Ю. Бубновой по теме « Интеграция образовательных областей в театрализованной деятельности дошкольников». Я участвую в экспериментальном объединении «Музыкальная палитра» (интеграция областей «Художественное творчество», «Музыка», «Театрализованная деятельность».
Накопить представления о предметах и их свойствах можно только в действиях с этими предметами. Представления возникнут только в том случае, если ребенок не раз действовал с этими предметами, если ему приходилось при этом воспринимать их зрительно.
Для того, чтобы обогатить ребенка представлениями о свойствах предметов, я на своих занятиях постоянно употребляю слова, обозначающие свойства предметов.
Закон развития слухового восприятия аналогичен закону развития восприятия зрительного: свойства звуков малыш начинает выделять в той мере, к какой это необходимо ему для действия с ними.
К концу второго года жизни дети воспринимают все звуки родного языка. Но для развития слухового восприятия большую роль играет различение звуков по высоте. Нужно придумывать для ребенка интересные, привлекательные задания, в которые входили бы восприятия разных по высоте звуков. Например, попросить ребенка продемонстрировать как лает большая собака и как маленькая.
Для развития слухового восприятия детям полезно слушать музыку : песенки, музыкальные инсценировки сказок. К началу дошкольного детства предметная деятельность теряет самостоятельное значение, включаясь в выполнение других видов деятельности, главным образом, игровой и продуктивной. Хотя ведущим видом деятельности, определяющим основные сдвиги в психическом развитии ребенка, считается игра, для развития его восприятия большее значение имеют, судя по нашим материалам, продуктивные деятельности и, прежде всего, аппликация, рисование, лепка и конструирование. Именно в контексте этих видов деятельности восприятие ребенка полностью «очеловечивается», достигает того уровня, на котором индивидуальный опыт ребенка сливается с общечеловеческим опытом, фиксированным в системах сенсорных эталонов. Продуктивные деятельности способствуют выделению нормативных свойств самим характером используемых материалов (формы и цвета кубиков, элементов мозаики, цвета карандашей, красок и др.) и создают условия для их систематизации. Огромное значение при этом имеет специальное обучение, знакомящее детей с разновидностями и систематизацией свойств предметов. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней.
В научной литературе существует множество определений восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.[1]
Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.[2]
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями.[3]
Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.[4]
Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:
Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико - синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.[5]
Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом ( за счет погружения).
Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней.
В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта – результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ
– значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий .[6]
Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или целостное отображение предмета.
Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы.
Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико- синтетической работы, при которой выделяются одни (существенные) признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта).
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т.е. он может вызывать у нас различные чувства.
Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.[7]
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Восприятие обладает следующими свойствами:
Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. М. И. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.
Целостность восприятия заключается в том, что, в отличие от ощущения, восприятие дает целостный образ предмета. Компоненты ощущений настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-то мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
Константность – это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на наши органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия выражается прежде всего в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Активность (избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или определенную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.
1.2. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор.
Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
В работах А. А. Венгер, Н. А. Труновой рассмотрен механизм формирования восприятия дошкольников через перцептич dyst действия. Перцептивные действия, рождающиеся в предметной деятельности и заимствующие у нее многообразие подходов к предмету, обеспечивают высокий уровень константности восприятия. Благодаря применению нового варианта методики изучения константности формы у детей-дошкольников Р.И. Говоровой были получены данные показывающие, что наиболее высокой степенью константности отличается восприятие трехлетних детей, а к старшему дошкольному возрасту наблюдается ее постепенное снижение, которое мы относим за счет постепенного овладения «чтением» и (до известной степени) построением перспективных изображений.
К началу дошкольного детства предметная деятельность теряет самостоятельное значение, включаясь в выполнение других видов деятельности, главным образом, игровой и продуктивной. Хотя ведущим видом деятельности, определяющим основные сдвиги в психическом развитии ребенка, считается игра, для развития его восприятия большее значение имеют, судя по нашим материалам, продуктивные деятельности и, прежде всего, аппликация, рисование, лепка и конструирование. Именно в контексте этих видов деятельности восприятие ребенка полностью «очеловечивается», достигает того уровня, на котором индивидуальный опыт ребенка сливается с общечеловеческим опытом, фиксированным в системах сенсорных эталонов. Продуктивные деятельности способствуют выделению нормативных свойств самим характером используемых материалов (формы и цвета кубиков, элементов мозаики, цвета карандашей, красок и др.) и создают условия для их систематизации. Огромное значение при этом имеет специальное обучение, знакомящее детей с разновидностями и систематизацией свойств.
В исследованиях А. А. Венгер и Н.М. Труновой, четко обнаружился постепенный переход детей от использования только самых «грубых» подразделений свойств к овладению их общепринятой систематизацией.
Систематизация эталонов коренным образом изменяет их характер, отрывая от связи с конкретными предметами. Дети начинают свободно использовать при овладении внешними ориентировочными действиями различного рода промежуточные средства (мерки, фишки и др.), представляющие в абстрактном виде свойства обследуемых предметов (данные исследования Т.В. Лаврентьевой). Снимается резкое различие между уровнем восприятия знакомого и малознакомого материала.
Продуктивная деятельность есть деятельность, моделирующая свойства предметов, и перцептивные действия, формирующиеся в ее контексте, также приобретают моделирующий характер в прямом смысле слова: построение образа предмета производится путем создания его модели из «материала» эталонов (наши данные, данные В. П. Сохиной). Освоение детьми определенного порядка в осуществлении отдельных перцептивных действий при создании эталонных моделей ведет к образованию симультанных перцептивных систем (А.А. Венгер). С другой стороны, становится возможным образование «сукцессивных» перцептивных систем, посредством которых выявляются сложные пространственные и временные отношения (В.В. Холмовская, Т.В. Лаврентьева). Системные перцептивные действия, формирующиеся в контексте продуктивной деятельности, обеспечивают построение расчлененных образов восприятия, отображающих отдельные свойства предметов в их объективных взаимоотношениях. В связи с этим происходит преодоление синкретизма детского восприятия, отмечаемое зарубежными авторами как важнейший сдвиг, наблюдаемый, примерно, на шестом году жизни (Т. Жонкер).
С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, в контексте которых осуществляется перцептивное развитие, но также изменение удельного веса практических и познавательных задач. Выделение познавательных задач внутри характерных для ребенка видов деятельности дает возможность, затем ставить их в виде особых игровых и учебных заданий. Применяясь в новых условиях, перцептивные действия, сформировавшиеся в конкретных видах деятельности, теряют свой «утилитарный» характер и по-новому объединяются между собой, подчиняясь логике развивающейся познавательной деятельности в целом.
Хотя совершенствование восприятия детерминировано извне, между ступенями перцептивного развития имеется связь, позволяющая говорить об этом развитии как о процессе, отличающемся от усвоения отдельных перцептивных действий. На каждом возрастном этапе формирование перцептивных действий определенного типа обусловлено характером деятельности ребенка. Но сама возможность овладения новыми видами деятельности (или новыми типами действий) в значительной мере зависит от достигнутого ребенком уровня перцептивного развития. Этот уровень, неадекватный по отношению к вновь усваиваемым типам действий, должен быть, однако, достаточным для того, чтобы ориентировать их первоначальное выполнение путем проб.
Такая — косвенная — связь ступеней совершенствования восприятия через деятельность дополняется прямой связью, которая заключается в том, что формирование новых типов средств осуществления перцептивных действий происходит при помощи старых, уже сформировавшихся средств. Предметные предэталоны первоначально возникают в результате, обследования объектов предметных действий при помощи сенсомоторных предэталонов, что же касается абстрактных общепринятых эталонов, то их усвоение происходит в результате преобразования и включения в новые связи предэталонов предметного типа.
Переход ребенка с одной ступени перцептивного развития на другую не связан жестко с возрастом и зависит от многих причин. Однако можно ориентировочно указать, в какие возрастные периоды в обычных условиях воспитания, существующих в наших яслях и детских садах, происходят основные сдвиги в перцептивном развитии. Формирование перцептивных действий с применением сенсомоторных средств начинается со второй половины первого года жизни. На третьем году жизни ребенок начинает овладевать перцептивными действиями с применением предметных предэталонов. Усвоение систем общепринятых эталонов и формирование сложных (системных) перцептивных действий, падает, в основном, на возраст от пяти лет и старше.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.
Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. Дети лишь могут обозначать словами, какое место по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький, самый маленький и т. п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами.
В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.
Гораздо сложнее ребенку дается восприятие времени. Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени. Ребенок может запомнить условные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, позавчера и т. п.), но не всегда умеет употреблять их верно, так как эти обозначения имеют условный и относительный характер.
Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.
В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. По мнению выдающегося психоаналитика, детского психолога и психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать.
Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность. Например, в оценочных суждениях детей о взрослых выделяются указания на их внешний вид ("Она всегда нарядная, красивая, светлая"), проявленное к ним отношение ("Она меня кружит, обнимает"), информированность, умения взрослого ("Когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже"), нравственные качества ("Она ласковая, веселая"). Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам они становятся более полными, развернутыми, адекватными. По мере взросления дети все чаще воспринимают не столько внешние, сколько внутренние личностные качества других людей.
Положение ребенка в группе сверстников проявляется и в восприятии детьми друг друга. В специальных исследованиях было выявлено, что чем выше положение ребенка в группе, тем выше его оценивают его сверстники, и наоборот. По данным Р.А. Максимовой, с большей степенью объективности (79-90%) дети оценивают сверстников, занимающих лидирующее и среднее положение в межличностных отношениях. Менее адекватно оцениваются дети низким социометрическим статусом (степень объективности здесь составляет лишь 40-50%).
Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и характер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность.
Способность увидеть и оценить личностные качества окружающих помогает ребенку воспринять и героев художественных произведений. Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной стороны рисунка, Т.А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции, отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно труднее (особенно для младших дошкольников) воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия:
1. не понимается ни эмоция, выраженная в картине, ни ее сюжет;
2. правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается;
3. осознается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоциональное содержание.
Немаловажное значение имеет и то, какое эмоциональное состояние воспринимают дети: эмоцию радости и гнева, выраженную в мимике персонажей на картине, дошкольники улавливают легче, нежели выражение грусти и печали.[8]
Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства деятельностью детей, их общением, восприятием ими художественных произведений взрослый (родитель, воспитатель) обращает внимание на разные стороны поведения дошкольника, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них “точки зрения на людей”, “эталоны”, с которыми они должны “сверять” свое поведение и которыми они должны “мерить” поведение своих товарищей. Очень значимо в этом процессе поведение и внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной микросреде.
1.3. Изобразительная деятельность как фактор развития восприятия дошкольников
Детское изобразительное творчество также базируется на восприятии. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.[9]
Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумением видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.
Известный советский психолог Б. М. Теплов отмечает особый характер восприятия, связанных с последующим изображением: «В изобразительном искусстве задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
Поэтому художественное воспитание всегда связано с воспитанием способности наблюдать.[10]
Развитие восприятия, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.
Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей воспитательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях, при восприятии радио- и телепередач. Эти восприятия
могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал их на занятиях лепкой, рисованием и т. п. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности. Роль полученных таким образом представлений особенно велика в старших группах, незначительно увеличивается количество занятий по замыслу детей и расширяется тематика их работ.
Расширение тематики детских работ связано с решением и второй задачи по развитию восприятий — уточнением представлений о предметах. У детей 5—6 лет повышается критическое отношение к своей работе, их не удовлетворяет отсутствие сходства с изображаемым предметом, что обычно бывает обусловлено неясностью представлений. Способность изображать предметы требует детального их изучения, которое возможно при проведении целенаправленных наблюдений до занятия или в процессе его. Таким образом, проведение наблюдений с целью развития изобразительной деятельности может быть организовано в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой конкретной задачей — познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения.
Для творчества детей, как и для любой творческой деятельности, огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Ребенок должен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т. д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие — второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога — научить ребенка видеть, т. е. воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств.
Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание в советской педагогике понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.
Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура — умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности.
Развитие этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны воспитателя. Известный психолог А. В. Запорожец пишет: «Хотя у ребенка имеются известные органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех или других анализаторных систем, однако, для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе».[11]
Развитие восприятия ребенка на занятиях по изобразительной деятельности складывается из нескольких составляющих.
- Восприятие цвета и формы.
Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста. В при изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).
- Восприятие целого и части.
Спорным в детской психологии является вопрос о том, на что опирается ребенок в своем восприятии предмета: на его целостное отражение или на узнавание отдельных частей.
Синкретичность восприятия предметов отнюдь не является чертой, свойственной маленьким детям вообще, как это утверждают Э. Клапаред, К. Бюлер, Ж. Пиаже. Она выступает и у более старших детей, когда они воспринимают незнакомые предметы или их изображения (модели машин, схемы, чертежи). Подобные ошибки особенно часто повторяются при восприятии маленьким ребенком плохо, нечетко изображенных предметов. Тогда любая часть предмета, что-то напоминающая ребенку, становится для него опорной. Не случайно явления синкретизма наиболее часто встречаются при использовании в работе с детьми различных стилизованных изображений, когда художник, нарушив четкость реальной формы предмета, прибегает к утрировке, к некоторым условностям изображения, затрудняющим узнавание даже известных детям предметов.
В продуктивности восприятия ребенком предмета огромное значение имеет действие, которым пользуется ребенок при восприятии.
Так в процессе восприятия, ребенок приобретает свой личный опыт, усваивая одновременно опыт общественный. Развитие восприятия характеризуется, таким образом, не только изменением его точности, объема, осмысленности, но и перестройкой самого способа восприятия. Этот процесс чувственного познания становится все более совершенным.
- Восприятие картинки.
Детям-дошкольникам трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая в себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки издавна использовалась для определения общего умственного развития ребенка. Так, А. Бинэ ввел это задание в составленную им измерительную «скалу ума». При этом он, а затем В. Штерн установили, что существуют три уровня (стадии) восприятия ребенком картинки. Первая – стадия перечисления (или, по Штерну, предметная), характерная для детей от 2 до 5 лет; вторая – стадия описания (или действия), которая длится от 6 до 9-10 лет; третья – стадия истолкования (или отношений), характерная для детей после 9-10 лет.
Намеченные А. Бинэ и В. Штерном стадии позволили раскрыть эволюцию процесса восприятия ребенком сложного объекта – картины и увидеть, что дети в процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия, т.е. узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, к выявлению сначала их функциональных связей (что человек и делает), а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин, связей, обстоятельств, целей.
На самом высшем уровне дети истолковывают картинку, привнося свой опыт, свои суждения в то, что изображено. Они раскрывают внутренние связи между предметами путем осмысления всей изображенной на картинке ситуации.
Исследования (Г.Т. Овсепян, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Яковличева, А.А. Люблинская, Т.А. Кондратович) показали, что особенности описания ребенком картинки зависят, прежде всего, от ее содержания, знакомого или мало знакомого ребенку, от структуры картины, динамичности или статичности сюжета.
Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.
Известным отечественным детским психологом В. С. Мухиной проанализировано развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте. Ею показано, как у ребенка постепенно развивается умение правильно соотносить рисунок и реальность, видеть именно то, что на нем изображено, совершенствуется интерпретация рисунка, понимание его содержания.
Так, для младших дошкольников рисованная картинка скорее является повторением действительности, чем изображением. Когда ребенку показывают изображение стоящего спиной человека и спрашивают, где у него лицо, ребенок переворачивает картинку, рассчитывая обнаружить лицо на обратной стороне листа. Со временем дети убеждаются, что с нарисованными объектами нельзя действовать как с настоящими. Расположение предметов на картинке, их соотношение дошкольники усваивают так же постепенно. Особенно сложно для ребенка восприятие перспективы. Так, удаленная елочка оценивается как маленькая, предметы, расположенные на заднем плане и заслоненные другими, - как поломанные. Только к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и то это основывается на знании правил, усвоенных от взрослых. Удаленный предмет кажется ребенку маленьким, но он догадывается, что на самом деле он большой. Так формируется константность восприятия - свойство, которое предполагает, что мы воспринимаем объекты достаточно стабильными и сохраняющими свои размеры, форму, цвет и другие свойства, несмотря на изменение условий восприятия (расстояния, освещения и т. д.).
Восприятие рисунка сопряжено с развитием способности к его интерпретации. Дети с интересом пытаются осмыслить, что на рисунках изображено. Так развивается еще одно свойство восприятия - осмысленность. Если сюжет достаточно понятен и близок ребенку, он может подробно о нем рассказать, если же недоступен - он просто перечисляет отдельные фигуры, предметы. При этом проявляются такие свойства восприятия, как избирательность и апперцепция. Избирательность - свойство восприятия выделять и воспринимать только часть каких-либо объектов из окружения, превращая все остальное в этот момент в невоспринимаемый фон. Апперцепция - это зависимость восприятия от личностных особенностей и интересов человека. При интерпретации сюжетных изображений каждый ребенок выделяет, замечает что-то свое.
Сам процесс обследования включает несколько этапов. В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов:
восприятие предмета в целом (воспитатель в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета);
обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем — мелкие, определяется их форма);
определение строения предмета — соотношение крупных и мелких частей;
выделение цвета;
рассматривание вновь всего предмета в целом.[12]
Конечно, такое деление процесса восприятия на этапы условно и не всегда все они присутствуют в восприятии. Это зависит и от опыта детей, и от стоящих перед ними задач. При повторном изображении такого детального обследования не требуется, проводится только зрительный анализ изображаемого предмета или возможно только словесное описание, а затем дети изображают по представлению, без натуры.
Для воспитания способности вычленять и находить обобщенные формы в предметах одного вида важно пользоваться сравнением. Сопоставление одного предмета с другими помогает выделению общих признаков. Например, у всех деревьев направление ствола вертикальное, ветви расположены под углом к нему; у большинства животных туловище овальной формы.
Как же должно проходить восприятие формы предмета? Оно познается как зрительно, так и с помощью осязания. Надо учить ребенка глазом или движением руки последовательно охватывать одну часть за другой, обрисовывая контур. В младших группах обязательно включать движение руки, которое поможет детям и при рисовании. У старших детей движения более координированы и подчинены контролю зрения, для них вполне доступно зрительное восприятие контура, они могут проследить основную линию контура. Дети четырех лет не могут этого сделать, их внимание переходит от одной детали к другой, что затрудняет правильное изображение предмета.
Легче всего выделяется такой признак формы, как округлость. Воспринимается она осязанием, что положительно сказывается на создании округлых форм в лепке. В рисовании или аппликации восприятие рукой всей массы круглой формы предмета менее эффективно, чем обведение округлости по контуру.
Движения, производимые при восприятии предмета с гранями, носят другой характер. Здесь они имеют остановки, перерывы на углах, после чего изменяется направление движения. Такое обследование формы, начиная с одночастных несложных предметов, можно проводить с детьми первой младшей группы. Для более старших ребят надо чаще включать зрительное обследование.
Это положение вполне объясняется данными психологии о различной роли зрения и осязания на разных этапах возрастного развития ребенка. Если для младшего дошкольника большое значение в познании формы имеет осязание, то у старшего дошкольника ведущим является зрительное восприятие, а рука служит вспомогательным органом.
Восприятие величины доступно в простых формах уже младшему дошкольнику. Он легко определяет понятия «большой» или «маленький» там, где эта разница значительна. В рисунке величина изображается им в большей части случайно. Произвольная передача величинных соотношений доступна детям старшего возраста (5—6 лет) благодаря развитому зрительному контролю. Восприятие величины, включающее вопрос о пропорциональных соотношениях, также требует и зрительного, и осязательного способов обследования. Причем показатели зрения, осязания должны проверяться в сравнении зрительным путем и действенным — прикладыванием одной части к другой.
Вопрос о пропорциональности частей в предмете связан с восприятием строения, конструкции предмета. Важно научить вычленять из целого части, их соотношения между собой (и пропорциональные, и по положению в пространстве).
Восприятие пространственных отношений с целью дальнейшего их изображения — наиболее сложная задача для освоения детьми. Целенаправленное восприятие пространства проводится с детьми старшей и подготовительной групп, причем легче ими осваивается, если процесс восприятия проходит одновременно с рисованием. Интересный опыт такой работы описан в исследовании Л. А. Раевой.
Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относится к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке, аппликации одним из главных выразительных средств. И когда дети хорошо обследуют все другие свойства предмета, надо обратить их внимание и на цвет. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться. Исследования по сенсорному воспитанию показали, что уже в 5 лет дети способны запомнить и выделить при восприятии все цвета спектра, а в 6—7 лет они могут понять, как высветлить насыщенный тон до получения разнообразных оттенков.
Та ким образом, дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития восприятия, поэтому необходимо целенаправленно развивать восприятие дошкольников через все виды деятельности. В изобразительной деятельности дошкольник учится передавать свое восприятия окружающей действительности через рисунок. Чтобы научиться этому, ему необходимо научиться правильно воспринимать и передавать цвета, формы, размеры предметов, их расположение в пространстве; вычленять части предметов и объединять их в целое. Поэтому изобразительная деятельность имеет очень важное значение для развития восприятия дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме
.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Непосредственная образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста «Курочка Ряба»
Интегрированное занятие младший дошкольный возраст.Цель данного занятия - повысить интерес детей к физрультурным занятием за счёт введения увлекательных игровых упрожнений....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Музыка хорошего настроения"
Конспект музыкального занятия для детей 6-7 лет "Музыка хорошего настроения"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Город мастеров"
Цель данного мероприятия продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром современных профессий. Воспитывать уважение к людям разных профессий, любовь к труду; вызвать желание уч...