Рабочая программа 2014-2015
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_aea_2014-15.docx | 124.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА № 281»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВЕРХОЯНСКАЯ Д.14
«Согласовано» «Утверждаю» Руководитель структурного подразделения Директор
Верхоянская д.14 ГБОУ «Школа281»
Образцова Г.В._______________ Вологина Е.С.___________
Рабочая программа
Образовательно-коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях логопункта
на 2014-2015 уч. год
Разработала учитель-логопед:
Абдрахимова Елена Алексеевна
Москва 2014г.
Оглавление:
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
1) Актуальность программы.
2)Перечень нормативно-правовых документов.
3) Цели и задачи рабочей программы.
4)Характеристика состава детей, набранных на логопункт.
5)Специфика программы.
6) Режим, формы проведения работы.
7) Основные направления и содержание деятельности учителя-логопеда.
8) Срок реализации программы.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
1) Описание форм и методов реализации программы
2) Перспективный план мероприятий
- Консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ
- Консультативно-методическая работа с родителями
- Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности
- Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета
3. МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
1) Прогнозирование ожидаемого результата по итогам усвоения программы.
2) Механизмы оценки эффективности проведенной работы (с позиции «ребенок-родитель-педагог»).
3) Формы отслеживания результатов: обследование ребенка, анкетирование родителей и педагогов.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1) Материально-техническая база.
2) Учебно-методическое обеспечение.
3) Работа с родителями как важное условие проведения работы по программе.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
6. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Пояснительная записка:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
Перечень нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " (принятым Государственной Думой 21. 12. 2012 г., одобренным Советом Федерации 26. 12. 2012 г.);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 (зарегистрированным в Минюсте РФ 18 января 2012 г. регистрационный N 22946);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Приказ Правительства Москвы Департамент образования города Москвы. « Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» от 11.08.2005
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26);
- Устав ГБОУ СОШ №281
Цель- Преодоление фонетического, фонематического и фонетико-фонематического недоразвития путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой, просодической сторон речи и фонематического недоразвития.
С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда ДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
– обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников;
– своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, обусловленных недостатками в их речевом развитии;
– обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
– обеспечение интеграции коррекционной помощи ребенку с нарушениями речи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
– обеспечение взаимодействия в коррекционных мероприятиях между педагогами дошкольного отделения и школы
– разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников.
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по преодолению речевых нарушений;
– повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Характеристика состава детей, набранных на логопункт.
В соответствии с Приказом Департамент образования города Москвы от 11.08.2005 « Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования»
На логопункт ДОУ зачисляется не менее 25 детей с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте от 4 года 6 месяцев до 7 лет.
На 2014-15 уч.год на логопункт были набраны 25 детей
Виды речевых нарушений | |||||||
ФФНР, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. | ФНР, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. | ФФНР, обусловленное артикуляционно-фонетической дислалией. | ФНР, обусловленное артикуляционно-фонетической дислалией. | ||||
5-6 лет | 6-7 лет | 5-6лет | 6-7 лет | 5-6 лет | 6-7лет | 5-6 лет | 6-7лет |
3 | 2 | 2 | 2 | 6 | 10 |
Ближайшая очередь на логопункт: Дети 2009 г.р (5-6 лет)
ФФНР, обусловленное артикуляционно-фонетической дислалией: 4 чел.
ФФНР, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: 3 чел.
Специфика программы
Дошкольное отделение Верхоянская д.14 работает по программе: Данная программа является коррекционно- развивающей т.к. предусматривает коррекцию звукопроизношения и развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) а также практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Коррекционно-развивающая специфика данной программы учитывает ряд особенностей работы логопеда в условиях логопедического пункта, когда одновременно на логопедическом пункте занимаются разновозрастные дети с различными диагнозами, в большинстве случаев, требующих индивидуального подхода. Согласно нормативам «Санитарно-гигиенических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений СанПин 2.4.1. 1249-03», а также исходя из многолетнего опыта работы функционирования логопедических пунктов, для реализации поставленных задач данная программа предусматривает индивидуальные занятия. Индивидуальная логопедическая работа проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Режим, формы проведения работы
Режим работы логопункта:
Понедельник 8.20-12.40
Вторник 8.20-12.40
Среда 8.20-12.40
Четверг 15.00-19.00
Пятница 8.20-12.40
Часы работы | Понедельник Вторник Среда Пятница | Часы работы | Четверг |
8.20-8.40 | 1 индивидуальное занятие | 15.00-15.20 | 1 индивидуальное занятие |
9.00-9.20 | 2 индивидуальное занятие | 15.25-15.45 | 2 индивидуальное занятие |
9.25-9.45 | 3 индивидуальное занятие | 15.50-16.10 | 3 индивидуальное занятие |
9.50-10.10 | 4 индивидуальное занятие | 16.15-16.35 | 4 индивидуальное занятие |
10.15-10.35 | 5 индивидуальное занятие | 16.40-17.10 | 5 индивидуальное занятие |
10.40-11.00 | 6 индивидуальное занятие | 17.15-17.35 | 6 индивидуальное занятие |
11.05-11.25 | 7 индивидуальное занятие | 17.40-19.00 | Консультации для родителей с ребенком |
11.30-11.50 | 8 индивидуальное занятие | ||
11.55-12.15 | 9 индивидуальное занятие | ||
12.20-12.40 | 10 индивидуальное занятие |
Основные направления и содержание деятельности учителя- логопеда.
На протяжении учебного года учитель-логопед оформляет следующие виды документации:
-речевую карту на каждого ребёнка (приложение №3);
-перспективный план на каждого ребенка (приложение №6);
- журнал календарного учета индивидуальной работы;
-годовой перспективный план работы (приложение № 2);
- индивидуальные тетради-папки для домашних заданий (приложение №11);
- журнал консультаций для родителей (приложение № 12);
- журнал регистрации детей на логопункте (приложение № 4);
-журнал учета посещаемости занятий (приложение № 7);
- журнал первичного обследования воспитанников детского сада (прил. №
- листок взаимодействия с воспитателями (приложение № 10);
- итоговый годовой отчет о результатах коррекционного обучения (прил. №
Направления и функции работы учителя-логопеда:
- диагностическая (проведение мероприятий по диагностике речевого развития ребенка, определение перспективных путей развития и их решения);
- коррекционная (проведение намеченных мероприятий по решению логопедических проблем воспитанников.);
- консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, проведение индивидуальных занятий с родителями и детьми);
- координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребенка, ведение отчетной документации);
- методическая (разработка методического обеспечения функционирования логопункта, консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов ДОУ).
Срок реализации программы.
Фонетическое недоразвитие | Фонетико-фонематическое недоразвитие | ||
дислалия | дизартрия | дислалия | дизартрия |
2 занят. в неделю 6 мес (24 недели) | 3 занят. в неделю 6 мес (24 недели) | 2 занят. в неделю 9 мес (33 нед) | 3 занят. в неделю 9 мес (33 нед) |
26 | 72 | 66 | 99 |
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов произношения. Срок коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ для детей с ФН и ФФН от 3-6 мес. до 1 года, для детей с ФФНР, обусловленными дизартрией, от 1 года до 2 лет.
Рабочая программа составлена на основе новых педагогических технологий и предполагает комплексный подход в формировании речи и интеллекта у дошкольников.
Основной формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми.
Календарный учет индивидуальных занятий осуществляется ежедневно: В журнале: «Календарный учет индивидуальной работы» где описывается содержание, методы и приемы коррекционной работы по каждому структурному компоненту занятия: артикуляционные упражнения, способы постановки звука и этапы автоматизации, названия дидактических игр и т.д. На каждого ребенка в начале учебного года разрабатывается индивидуальный маршрут (перспективный план) В течении года индивидуальный маршрут по срокам может корректироваться. Такой подход в планировании позволяет варьировать сроки каждого из этапов коррекционной работы в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
Планирование работы учителя-логопеда.
№ | Цель этапа | Задачи | |
1. | Подготовительный этап | Сформировать положительное отношение к логопедическим занятиям. Подготовить речевой аппарат к постановке звуков. | -Формирование интереса к логопедическим занятиям -Развитие силы выдоха - формирование артикуляторных умений и навыков - формирование умения опознавать и различать фонемы - развитие внимания, памяти, мышления -развитие мелкой моторики рук. |
2. | Этап первичных произносительных умений | Сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале. | - постановка звука, формирование навыков правильного их использования в речи - формирование умения отбирать звуки не смешивая их между собой ( дифференциация звуков) -обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка - развитие внимания, памяти, мышления -развитие мелкой моторики рук. |
3. | Этап коммуникативных умений и навыков | Сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения | - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью во всех ситуациях общения. - развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков -- развитие внимания, памяти, мышления -развитие мелкой моторики рук. |
Содержание занятий ( Пример листа из журнала: « Календарный учет индивидуальных занятий»)
№ | Тема | Артикуляционная гимнастика | Дыхательные упражнения | Лексикон | Грамматическая компетенция | Фонетико-фонологическая компетенция | Текстовая деятельность | Психологическая база речи | Пальчиковая гимнастика | Примечания |
1 | Подготовить речедвигательные и речеслуховые анализаторы к правильному восприятию и произношению звука С | Комплекс №1 | «Чей одуванчик дальше улетит» | + «Поймай звук С» Подари Звукознайке картинки со звуком С | Узнавание заштрихованных предметов | Пальчиковая гимнастика упражнение: 1-4 ( В.В. Коноваленко) | ||||
2 | Подготовить речедвигательные и речеслуховые анализаторы к правильному восприятию и произношению звука С | Комплекс №1 | «Насос « | «Эхо» Учить выделять первый звук в слове | Воспроизведение на слух звукового ряда из 4-х слов | Пальчиковая гимнастика упражнение: 1-4 ( В.В. Коноваленко) | ||||
8 | Постановка звука С По подражанию | Комплекс №1 | « Кораблики» ( Игры для Тигры) | Активизация словаря прилагательных на материале темы «Фрукты» | Закрепить умение согласовывать прил с сущ. Во мн.ч. | Игра «4-й лишний на материале темы: «Фрукты» | Пальчиковая гимнастика упражнение: 4-8 ( В.В. Коноваленко) |
№ | Подготовительный этап | Этап первичных произносительных умений | Этап коммуникативных умений и навыков |
Постановка и автоматизация звуков | Постановка звуков проводится в последовательности определенной естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме: свистящие звуки, шипящие звуки, сонорные звуки. Или в зависимости от их индивидуальных возможностей ребенка. Способы постановки звука: -постановка звука по подражанию; - механический способ; - смешанный способ | Этапы автоматизации звуков: - отработка изолированного звука; «Лесенка» Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук. «Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук. Использование звукоподражаний. - произношение звука в прямых слогах ; - произношение звука в обратных слогах; «Часы» ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах. «Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает звук, слог, слово. «Волшебные камешки»- произносим звук, слог, слово. и выкладываем камешки. «Ёжики» по методике Архиповой. «Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит звук, слог, слово. «Рыбак» Ребенок ловит рыбку и произносит звук, слог, слово. «Прищепки» Прищипнуть прищепку и произнести звук, слог, слово. | На этапе введения звука в спонтанную речь у ребенка вырабатывается контроль за собственной речью. Для этого используются следующие приемы: - пересказ рассказа, сказки с произносительным выделением автоматизированного звука; - составление рассказа по картинке, по серии картин; - составление рассказа на заданную тему; - составление рассказа по предложенному плану; - придумать начало или конец рассказа. |
Артикуляционная гимнастика | Цель артикуляционной гимнастики в игровой форме сформировать установку на логопедические занятия, расположить к себе ребёнка, выработать положительный эмоциональный настрой, адаптировать к обстановке кабинета и выработать доверительные отношения между ребёнком и логопедом. Формировать произвольную формы деятельности и умение выполнять инструкции педагога. Коррекционные задачи артикуляционной гимнастики: 1.) устранение патологических артикуляционных укладов, сложившихся в результате компенсаторных процессов (при формах дизартрии). 2.) формирование определённых нормативных артикуляционных укладов В работе нужно учитывать следующие принципы: - принцип наглядности; - принцип опоры на сохранные элементы движений; - принцип определения зоны ближайшего развития; - принцип организации от простого к сложному: для детей с дизартрией, проводится артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой, которая выражается в утрированном, чётком выполнении всех заданий с максимальной амплитудой движений. (Архипова Е.Ф.,2008). Комплекс упражнений подбирается для каждого случая индивидуально. В работу включается использование различных компонентов игровой деятельности – «Сказка для язычка»; «Бегемотик»- модель речевого аппарата; Метод Биоэнергопластики Р.Г. Бушляковой это нестандартное выполнение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу. | ||
Дыхательные упражнения | Все дыхательные упражнения направлены на выработку длительной, направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка. Выполняется каждое упражнение по 5 раз. Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по своему назначению подразделяются на упражнения, вырабатывающие: а) холодную воздушную струю, направленную вниз; б) теплую воздушную струю, направленную вверх. Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким мягким языком - «лопаткой», лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук ф-ф-ф... 1. «Подуем на пушинки .По сигналу с силой дуть пушинки. 2. «Задуем свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу. 3. «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе. 4. «Загоним мяч в ворота». Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, по строенные на столе из двух предметов (кубиков и т.п.). Расстояние между «штангами» логопед постепенно уменьшает. 5. «Послушный ветерок» М.А. Леонова. По мере овладения ребенком данными упражнениями язык убирается за нижние зубы, а затем упражнения отрабатываются с растянутыми в улыбку неплотно сомкнутыми губами. Выработка направленной вверх теплой воздушной струи 1. «Фокус». На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх. 2. «Погреем ладошки». Ребенок свободно, не напрягаясь, держит перед собой руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «чашечки» во рту у верхних | ||
Фонетико-фонологическая компетенция | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук. | Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. | Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков |
Текстовая деятельность |
|
|
|
Лексикон | Активизация словарного запаса (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки) детей по изучаемым в детском саду лексическим темам: «Животные», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Одежда», «Транспорт», «Профессии», «Времена года» - Активизировать употребление в речи слов-антонимов. | ||
Грамматическая компетенция |
| ||
Пальчиковая гимнастика | Пальчиковая гимнастика Приложение№ Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
Самомассаж ( см приложение№ ) - один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений. Самомассаж по Су-джок. Бусы Рисование на песке Завинчивание крышек Застегивание, расстегивание и шнуровка и проговаривание звуков, слогов, слов, предложений. Бассейн для рук из крупы. Прищепки. Прищепляем прищепки и произносим звуки, слоги, слова, предложения. | ||
Психологическая база речи | Слуховое восприятие развить способность различать неречевые шумы, восстанавливать ситуацию по типичным звукам. (Игры типа «Что звучит» •развивать звуковысотный слух, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их («Кто позвал»?, «Мишка, проснись»...). •научить определять направление звука ( «Жмурки с колокольчиком»...). Зрительное восприятие •научить быстро, т.е. в доли секунды, опознавать окружающие предметы и предметные картинки; •научить узнавать условные и символические изображения предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга); •научить зрительно, а не руками, подбирать части к целому( выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством вырезок, чем нужно); •формировать зрительно-конструктивную деятельность ( собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей). Память Зрительная кратковременная память (Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий. ( Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов», «Поручения», «Последовательные поручения» Метод распространения предложения (Например: Росли яблоки. В саду росли яблоки. В саду росли спелые яблоки. За забором в саду росли спелые яблоки.) Внимание «Зачеркни на листочке все домики» (на картинке домики, шары, елочки), «Что забыл нарисовать художник?», «Найди свою дорожку», «Сделай как я», «Делай то, что видишь», « Делай то, что слышишь», «Перечисли, зачем стоит»... Мышление обобщение—способ группировки предметов по определенным признакам (формирование обобщающих понятий, игры «Живой - не живой», «Вершки-корешки», «Разложи картинки», «Что мы едим?», « Четвертый лишний»...) •сравнение—сопоставление предметов (сначала «Чем непохожи?», а потом «Чем похожи?») •умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака. •умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме («Какой пчеле какое ведерко?»). Ориентировка в пространстве «Угадай, где что находится», «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате». |
Перспективный план мероприятий на 2014 /2015 учебный год
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
Консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ | Отчет: «Результаты обследования речи» | Практическое занятие: «Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза» | Открытое занятие «Формирование звукового анализа и синтеза» | Консультация: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» | Круглый стол «Обсуждение итогов первого полугодия» с воспитателям | Практическое занятие по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков | Консультация: «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи у дошкольников» | Отчет о результатах коррекционной работы | |
Консультативно-методическая работа с родителями | Сбор анамнеза. Участие в родительских собраниях: «Об организации работы логопункта» | Консультация: «Речевые нарушения и причины их возникновения» | Практикум: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» (видиозапись) | Практикум: по формированию звукового анализа. «Роль домашних заданий для успешной коррекции речевых нарушений» | Консультация: «Как научить ребенка читать» | Консультация: «Профилактика дизграфии у детей дошкольного возраста» | Консультация: «Готовность ребенка к школе» |
| Консультация Итоги работы |
Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности | Тема по самообразованию: здоровьесберегающие технологии в работе логопеда логопункта. | ||||||||
Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета | Оформление логопедическо - го кабинета, доработать Рабочую программу | Оформление логопедических уголков в раздевалках групп. | Систематизация материала по обучению грамоте. | Пополнение дидактического материала по развитию лексико-грамматического строя речи | Обновить материал по автоматизации звуков в игровой форме. | Пополнение материала по формированию фонематического анализа и синтеза | Пополнение дидактического материала по развитию связной речи | Оформление стенда в холле ДОУ | Оформление отчетной документа- ции. Подготовка документа- ции к следующему уч. году |
МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Эффективность коррекционно-развивающего процесса осуществляется посредством мониторинговых исследований. Мониторинг проводится в целях:
- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ, ФГОС дошкольного образования;
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг реализуется по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- взаимодействие учителя-логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса;
- нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса;
- повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда.
К методам мониторинга качества деятельности учителя-логопеда ДОУ относятся:
- игровые тестовые задания;
- проведение контрольно-оценочных занятий;
- собеседование с педагогами, родителями и детьми;
- анкетирование;
- анализ документации.
Мониторинг логопедической работы с детьми отслеживается через диагностические исследования два раза в год (2-я половина сентября, мая). В январе проводится экспресс-диагностика результатов коррекционной работы за первое полугодие с внесением последующих корректив в содержание индивидуальных маршрутов. Результаты мониторинга находят отражение в:
- в речевых картах детей;
- в «Экране звукопроизношения, детей посещающих логопункт» ;
- в «Перспективном плане индивидуальной коррекционной работы;
В апреле проводится обследование детей среднего и младшего возраста, результаты которого заносятся в «Журнал первичного обследования воспитанников ДОУ»
Результаты годового мониторинга коррекционной работы отражаются в ежегодном итоговом отчете.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации Рабочей программы в логопедическом кабинете создана предметно-развивающая среда: логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, дидактическим материалом и наглядными пособиями.
Материально-техническое оборудование:
- настенное зеркало для логопедических занятий;
- зеркала для индивидуальной работы;
- настенная лампа дневного света;
- логопедические зонды, шпатели, средства дезинфекции;
- шкафы для пособий;
- столы для занятий с детьми;
- стулья детские;
- письменный стол и стул для работы учителя-логопеда;
- стулья для посетителей (родителей);
- компьютер;
- принтер;
- Доска
- Фланелиграф
- Часы настенные
- Ковер
Учебно-методическое обеспечение:
Включает в себя теоретический, дидактический и наглядный материал для реализации всех сторон коррекционно-развивающего процесса рабочей программы:
I.Развитие моторики речевого аппарата:
1.Комплексы артикуляционной гимнастики:
- комплекс артикуляционных упражнений на постановку свистящих звуков: №1
- комплекс артикуляционных упражнений на постановку шипящих звуков№2
- комплекс артикуляционных упражнений на постановку звуков №3
- комплекс артикуляционных упражнений на постановку звуков №4
2. Метод Бушляковой Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
3. Игрушка-модель речевого аппарата: «Бегемот»
4. Презентации на компьютере: «Артикуляционная гимнастика»
5 Картотека сказок «О веселом язычке»
II.Развитие мелкой моторики:
- Система упражнений пальчиковой гимнастики автор Коноваленко.
- Комплексы пальчиковой гимнастики в стихах.
- Кинезиологические упражнения.
- Ипликаторы Кузнецова, Ляпко.
- Коврики «Травка».
- Шарики «Суджок».
- Д/и «Пришепки»
- Цветные камешки
- Мозайка двух видов
- Мячики с шипами
- Д/и «Бусы»
- Бассейн для рук с гречневой крупой.
III.Развитие речевого дыхания:
- Серия игр «Послушный ветерок» (Леонова)
- «Волшебная мельница».
- Д/и «Футбол».
- «Волшебные перышки»
IV. Постановка звуков:
1. Артикуляционные профили в картинках и в компьютерном пособии «Игры для Тигры»
2. Логопедические зонды.
V. Автоматизация звуков:
- Методическое пособие «Логопедический альбом» Звуки: С,З,Ш,Ж,Л,Р.
- Д/и : «Водичка из крана»
- Д/и: «Альпенист»
- Д/и: «Улитка»
- Д/и: «Грузовик»
- Д/и: «Самолет»
- Д/и: «Змея»
- Картотека коррекционно-развивающих игр на автоматизацию звуков: «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ш», «Ж», «Л», «Р».
- На автоматизацию звуков «Р», «РЬ» Д.И. «Муравейник».
- Серия сл
- Словарь в картинках: «Говорим правильно» (на все группы звуков).
- Серия фонетических рассказов в картинках (на все группы звуков).
VI. Дифференциация звуков:
- Система поэтапной дифференциации смешиваемых групп звуков.
- Система фонетических рассказов в картинках (на все группы звуков).
- Д/и « Рыбалка».
VII. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия:
- Опорные сигналы на раличение: глухих-звонких, твердых-мягких, парных согласных.
- Д/и «Звуковички».
- Раздаточный материал по грамоте.
- Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
IX. Развитие высших психических функций:
Диагностический блок:
- Внимание (устойчивость, объем, распределение, переключение).
- Восприятие (целостность, дифференцированность).
- Мышление (наглядно-действенное, образно-логическое).
- Память (кратковременная, долговременная, зрительная, смысловая, произвольная).
- Произвольность поведения (умение соблюдать правила, действовать по образцу, саморегуляция и контроль).
- Воображение (вербальное, невербальное).
Коррекционно-развивающий блок:
- Коррекционные и развивающие упражнения на развитие внимания.
- Коррекционные и развивающие упражнения на развитие восприятия.
- Коррекционные и развивающие упражнения на развитие различных видов мышления.
- Коррекционные и развивающие упражнения на развитие различных видов памяти.
- Коррекционные и развивающие упражнения для развития произвольной сферы.
- Коррекционные и развивающие упражнения для развития воображения.
- Программа развития интеллекта дошкольников посредством групповых игр.
Развитие ВПФ проводится систематически на всех этапах работы над звуками
Список использованной литературы:
Перечень нормативно-правовых документов
1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " (принятым Государственной Думой 21. 12. 2012 г., одобренным Советом Федерации 26. 12. 2012 г.);
2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 (зарегистрированным в Минюсте РФ 18 января 2012 г. регистрационный N 22946);
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
4.Приказ Правительства Москвы Департамент образования города Москвы. « Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» от 11.08.2005
5.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26);
Библиографический список:
- Ю.В. Иванова «Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы». М.; Издательство Гном, 2011.
- Журнал «Логопед. Научно-методический журнал» , М.; ТЦ Сфера.
- Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков Р-Л Л.Я. Гадасина
- Логопедия в детском саду 5-6 лет Л.И Смирнова
- Логопедия в детском саду Л.И Смирнова
- Говорим правильно 1 период ст.гр. О.С Гомзяк
- Говорим правильно 2 период подг..гр. О.С Гомзяк
- Говорим правильно 2 период ст.гр. О.С Гомзяк
- Говорим правильно 3 период ст.гр. О.С Гомзяк
- Говорим правильно 1 период подг..гр. О.С Гомзяк
- Говорим правильно 3 период подг..гр. О.С Гомзяк
- Тематическое планирование в логопедической группе для детей с ОНР Л.М. Граб
- Вводим звуки в речь Ч,Щ Перегудова Т.С.
- Вводим звуки в речь Ш,Ж Перегудова Т.С.
- Вводим звуки в речь Р,РЬ Перегудова Т.С.
- Вводим звуки в речь Л,ЛЬ Перегудова Т.С.
- Вводим звуки в речь С,З,Ц Перегудова Т.С.
- Говори правильно Ш,Ж О.Е. Громова
- Говори правильноС,З,Ц О.Е. Громова
- 100 скороговорок для развития речи С.А. Шанина
- Звуки Ж,Ш,Ч,Щ Е.Н. Спивак
- Звуки СЬ,ЗЬ,С,З,Ц Е.Н. Спивак
- Звуки Л,ЛЬ,Р,РЬ Е.Н. Спивак
- Логопедия Упражнения для развития речи Н.А. Лопухина
- Логопедические скороговорки и считалки Т.А.Куликовская
- Уроки логопеда Н.С. Жукова
- Логопедическое пособие для детей А.И. Богомолова
- Коррекция фонетических нарушений у детей подготовительный этап Т.А. Ткаченко
- Развитие фонематического восприятия
- Ст.возр. Миронова Н.М.
- Я учусь говорить и читать
- 1 часть Цуканова О.П.
- Говорим правильно
- 1ч. Гомзяк О.С.
- Говорим правильно
- 2ч. Гомзяк О.С.
- Говорим правильно
- 3ч. Гомзяк О.С.
- Я учусь говорить и читать
- 1 часть (альбом) Цуканова О.П
- Я учусь говорить и читать
- 2 часть (альбом) Цуканова О.П
- Я учусь говорить и читать
- 3 часть (альбом) Цуканова О.П
- Логопедический букварь Е.Косинова
- Я учусь говорить и читать
- 3 часть Цуканова О.П.
- Я учусь говорить и читать
- 2 часть Цуканова О.П.
- Соотнеси картинки и слова
- Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте Т.А. Ткаченко
- Звуковые кроссворды в картинках Т.В. Туманова
- Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников Е.В. Колесникова
- Как звучат слова
- Ознакомление дошкольника со звучащим словом Г.А. Тумакова
- Волшебный мир звуков Е.А.Пожиленко
- Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте Г.А. Тумакова
- Азбука М.М. Безруких
- Уроки логопеда
- Е.Косинова
- Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста О.А. Безрукова
- Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста В.В. Коноваленко
- Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста ( иллюстрации) О.А. Безрукова
- Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста О.А. Безрукова
- Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. О.Е. Грибова
- Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. О.Е. Грибова
- Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона 2 О.Е. Грибова
- Альбом индивидуального обследования дошкольника Т.А. Ткаченко
- 33 лексические темы А.В. Никитина
- Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР 1ч. Теремкова
- Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР 2ч. Теремкова
- Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР 3ч. Теремкова
- Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР 4ч. Теремкова
- Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР Р.И. Лалаева
- Азбука действий. Кто что делает?
- Развитие речи детей 6-7 лет О.С. Ушакова
- Картинный словарь русского языка И.М. Гилевич
- Логопедия Н.С. Жукова
- Игры и игровые упражнения для развития речи Г.С. Швайко
- Ударение (наглядно-дидактическое пособие) Мозаика-синтез
- Словообразования(наглядно-дидактическое пособие) Мозаика-синтез
- Множественное число(наглядно-дидактическое пособие) Мозаика-синтез
- Один- много(наглядно-дидактическое пособие) Мозаика-синтез
- Говори правильно(наглядно-дидактическое пособие) Мозаика-синтез
- Грамматика русской речи 1ч. О.А. Безрукова
- Грамматика русской речи 2ч. О.А. Безрукова
- Логопедические игры и задания Г.А. Быстрова
- Речевые игры с детьми В.И. Селиверстов
- Логопедия Н.С. Жукова
- Чей чья чьё Дидактическая игра
- Согласование числительных с существительными Дидактическая игра
- Предлоги(наглядно-дидактическое пособие) О.С. Яцель
- Играем подбираем(наглядно-дидактическое пособие) Дидактическая игра
- По дороге к азбуке Р.Н. Бунеев
- Мяч и речь Т.А. Воробьева
- Языкознайка В.И. Мирясова
- Развитие словарного запаса у детей Парамонова Л.Г.
- Лото малышам Дидактическая игра
- Формирование речи у дошкольников Л.И. Ефименкова
- Насекомые ,рыбы Н.С.Русланова
- Цветы Н.С.Русланова
- Птицы Н.С.Русланова
- Животные Н.С.Русланова
- Город, транспорт Н.С.Русланова
- Посуда, продукты питания Н.С.Русланова
- Дом, квартира, мебель Н.С.Русланова
- Профессии. инструменты Н.С.Русланова
- Овощи, фрукты Н.С.Русланова
- Игрушки Н.С.Русланова
- Одежда, обувь, головные уборы Н.С.Русланова
- Рабочая тетрадь по развитию речи С.А. Васильева
- Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет С.В. Бойкова
- Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР 1
- Мир растений Н.Е. Арбекова
- Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР 2
- Мир животных Н.Е. Арбекова
- Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР 3
- Мир человека Н.Е. Арбекова
- Беседы по картинке
- Времена года Н.Н. Гусарова
- Развитие речи детей 5-6 лет О.С. Ушакова
- Развитие речи детей 6-7 лет О.С. Ушакова
- Теремок (наглядно-дидактическое пособие)
- В деревне (наглядно-дидактическое пособие)
- Как много вам хочу сказать Т.Ю. Бардышева
- Говорим правильно
- Картинный материал подг. гр. О.С. Гомзяк
- Говорим правильно
- Картинный материал ст. гр. О.С. Гомзяк
- Говорим правильно
- конспекты занятий ст. гр. О.С. Гомзяк
- Говорим правильно
- конспекты занятий подг. гр. О.С. Гомзяк
- Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков Н.В. Нищеева
- Думай-говори Л.Н. Зуева
- Схемы для составления описательных рассказов
- Расскажи стихи руками
- Слово, предложение, рассказ
- Расскажите детям о садовых ягодах Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о птицах Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о насекомых Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о музыкальных инструментах Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о хлебе Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям об овощах Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о фруктах Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о морских обитателях Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о космосе Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о животных жарких стран Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о домашних животных Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о деревьях Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о грибах Карточки для занятий в детском саду и дома
- Расскажите детям о достопримечательностях Москвы Карточки для занятий в детском саду и дома
- День победы Мир в картинках
- Автомобильный транспорт Мир в картинках
- Животные средней полосы Мир в картинках
- Авиация Мир в картинках
- Водный транспорт Мир в картинках
- Цветы Мир в картинках
- Посуда Мир в картинках
- Птицы домашние Мир в картинках
- Времена года
- Насекомые Лото - парочки
Интернет-ресурсы:
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
- Логопедический портал LogoPortal.ru.
- Логобург logoburg.com.
Приложение 1
Заявление родителя (законного представителя)
о зачислении ребёнка в логопункт
Директору ГБОУ СОШ№281
Вологиной Е.С.
__________________________
ф.и.о. родителя (законного представителя)
Заявление
С целью оказания коррекционной помощи в устранении нарушения речи
прошу зачислить моего ребенка ________________________________________
ф.и. ребенка
в логопедический пункт ДО с «____» _____ 201___ г. ___________________________________ ______________
Ф.И.О. родителя (законного представителя) подпись
«___»_____ 201___г.
Приложение 2
СОГЛАШЕНИЕ
между дошкольным отделением ГБОУ СОШ№281
и родителем (законным представителем) ребенка
«________» ___________201__г. г. Москва
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа №281 , именуемое в дальнейшем ГБОУ СОШ№281 в лице директора Вологиной Елены Станиславовны, действующего на основании Устава с одной стороны и родителем (законным представителем)
именуемый в дальнейшем «Родитель», с другой стороны, руководствуясь Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
ГБОУ СОШ№281 обязуется:
Зачислить ребенка_________________________________________
(Ф.И.О.)
воспитанника (цы) группы « _______________» ДО ______________________ ____ ______________
( дата рождения)
на основании заявления родителя (законного представителя) в логопедический пункт (далее логопункт)
1. Предмет соглашения
1.1. Стороны принимают на себя обязательства по реализации коррекционно-развивающей программы в объеме, предусмотренном Положением о логопункте.
2. Обязанности логопункта
Специалисты логопедического пункта обязаны:
2.1. Обеспечить условия для проведения коррекционно-развивающих логопедических занятий.
2.2. Проводить коррекционно-развивающие занятия.
2.3. Проводить логопедические консультации по вопросам коррекции звукопроизношения и речевого развития детей по запросам родителей. Информировать их о ходе коррекционно-развивающих занятий.
2.4. Рекомендовать родителям методические пособия для занятий с детьми в домашних условиях.
3. Права логопункта
Логопункт оставляет за собой право на расторжение соглашения в следующих случаях:
— отсутствие ребенка в ДО сроком более двух месяцев (без уважительной причины);
— невыполнение заданий логопеда к трем занятиям подряд без объяснения причины в письменной или устной форме;
В качестве предварительной меры ребенок переводится на консультативное обслуживание, когда занятия проводятся 1-2 раза в месяц в присутствии родителей. В случае отказа родителей от консультативного обслуживания ребенок исключается из логопедического пункта без дополнительного предупреждения.
4. Обязанности родителя (законного представителя)
4.1. Обеспечить поддержку коррекционно-развивающих занятий (индивидуальные пособия для логопедических занятий).
4.2. Выполнять все задания логопеда, записанные в тетради. Ставить свою подпись под каждым домашним заданием.
4.3. Информировать логопеда о причине невыполнения домашнего задания в письменной или устной форме.
5. Ответственность сторон
5.1. Стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств.
6. Особые условия соглашения
6.1. Настоящее соглашение вступает в действие с момента его подписания и может быть изменено, дополнено по соглашению сторон.
6.2. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах и действительно с « » 201 года.
6.3. Один экземпляр храниться в дошкольном отделении ГБОУ СОШ№281, другой экземпляр у «Родителя».
Стороны, подписавшие настоящее соглашение
ГБОУ СОШ№281 Родитель: (законный представитель)
г. Москва, прож. по адресу: _______________________,
Директор тел. __________________________________
___________Вологина Е.С.
Экземпляр договора получил: _______________/ ____________________________
Приложение 3
Утверждаю:
Директор ГБОУ СОШ№281
_________Вологина Е.С.
«____» ______201 ____ г.
Журнал регистрации детей на логопедический пункт ДО
201 ___- 201___ уч. год.
№п/ п | Фамилия имя ребёнка | Дата рождения | Группа | Дата зачисления | Логопедическое заключение при зачислении | Дата отчисления | Логопедическое заключение при выпуске | Примечание Указать куда: в школу или дошкольную группу |
Учитель-логопед ____________ Ф. И. О.
Приложение 4
Форма № 2
Утверждено Департаментом
образования г. Москвы
«27» июля 2010 г.
Образовательное учреждение ГБОУ СОШ №281ДО
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «___» __________201__г.
Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Возраст ___________________
Родители (законные представители) _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире Общие представления об окружающем мире соответствуют / не соответствуют возрастной норме ; обедненные представления об окружающем мире ; представления об окружающем мире не сформированы. ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона соответствует / не соответствует возрастной норме
Объем словаря «объем словаря ограничен / резко ограничен, очень мало «периферийных» слов даже из наиболее распространенных, прагматически ценных для этого возраста тематических групп; словарь преимущественно состоит из слов, обозначающих предметы, наблюдается дефицит глагольного словаря, практически отсутствуют слова обозначающие признаки и качества предметов. Словарь представлен небольшим количеством слов обиходно-бытавой тематики»
«объем словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации»_________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Системная организация словаря (ассоциативные связи)
«системная организация словаря находится на самом начальном этапе формирования; наблюдаются слабые ассоциативные связи, преобладают случайные, немотивированные ассоциации; организация словаря отличается бессистемностью, отсутствием мотивированных адекватных ассоциаций»
«системная организация словаря находится на уровне установления первичных тематически/ ситуативно обусловленных связей, наблюдаются выраженные (незначительные)трудности установления родовидовых ,антонимических и пр. отношений между словами, входящими в индивидуальный словарный запас; в лексиконе много слов, значение которых усвоено только на номинативном уровне»
«системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей; в лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
«соответствует возрастной норме; ниже/ значительно ниже возрастной нормы»____________________________
___________________________________________________________________________________________________
Словоизменительные навыки и умения находятся на самой начальной стадии формирования; наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка, в речи присутствует большое количество морфемных (формообразовательных) аграмматизмов; усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка»
«словоизменительные навыки находятся на стадии формирования характерной для речи детей более младшего возраста; наблюдаются трудности усвоения нерегулярных словоизменительных моделей»
«словоизменительные навыки сформированы на уровне, соответствующем данной возрастной группе, в речи наблюдается незначительное количество словоизменительных ошибок ( в основном при непродуктивном словоизменении)»
«словоизменительные навыки сформированы»___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Словообразовательная деятельность
«словообразовательная деятельность на сформирована ; морфологическое членение слова не доступно; наблюдаются выраженные трудности категоризации семантически значимых морфем; в речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок»
«словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования; усвоены продуктивные словообразовательные модели; в речи допускаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным нерегулярным моделям»
«словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию, в речи наблюдается незначительные трудности в усвоения нерегулярных словообразовательных моделей»
« словообразовательная деятельность сформирована»____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Синтаксические навыки и умения
«синтаксические навыки и умения сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространенные предложения,, понимания смысла синтаксических конструкций более сложной структуры затруднено; предикативная часть многих самых элементарных конструкций отсутствует»
«синтаксические навыки и умения сформированы на уровне, соответствующем более младшей возрастной группе( ниже возрастного эталона) наблюдаются выраженные трудности построения распространенных в языке синтаксических конструкций ( пропуск предлогов, информативно значимых частей) , ошибки согласования и управления, недоступно понимание логико-грамматических конструкций»
«синтаксические навыки в целом сформированы, при построении регулярных синтаксических конструкций соблюдается соответствие формы и содержания, в речи допускаются отдельные недочеты при построении сложносочиненных предложений с причинно-следственной или временной связью, вариативные возможности построения конструкций различного вида на очень низком уровне»
«синтаксические навыки и умения сформированы, в речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций, вариативность их применения, ребенок демонстрирует трансформационные возможности при оперировании синтаксическим материалом»___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста
«идентифицирует / не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста»
«понимает только основную информацию текста»
«доступно понимание как основной, так и дополнительной информации каждой смысловой части текста»
«доступно понимание скрытого смысла»______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Продуцирование текста
«может/не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации»
«рассказ соответствует / не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта / раскрыта частично / не раскрыта»
«соблюдает / не соблюдает временную, логическую последовательность событий»
« нарушена / не нарушена связность и логичность изложения»
«адекватно / не адекватно формулирует основное содержание сюжета»
«свободно владеет языковыми средствами и адекватно их использует при построении связанного текста»
____________________________________________________________________________________
Репродуцирование текста
«может / на может воспроизвести текст, воспринятый на слух»
« пересказ соответствует / не соответствует оригиналу: сюжетная линия не нарушена / нарушена
«при пересказе сохраняет / не сохраняет лексику оригинала»
«демонстрирует вариативность используемых лексических средств при сохранении сюжетной линии текста»
___________________________________________________________________________________________________
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции
Уровень сформированости фонетико-фонологическои компетенции соответствует/ не соответствует возрастной норме»_______________________________________________________________________________
Состояние фонематического слуха
«фонематический слух сформирован/ не сформирован»
«наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных ( например з-с,ш-ж) нарушено различение твердых и мягких согласных; аффрикат и входящих в их состав звуков ( ц-с, ч-ть)»_____________________________________
____________________________________________________________________________________
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза
«навыки фонологического(звукового) анализа и синтеза находятся на самой начальной стадии формирования; ребенку доступен анализ звукового ряда, состоящего из трех гласных звуков, анализ обратного слога( гл+согл)
«навыки фонологического(звукового) анализа и синтеза находятся в активной стадии формирования; ребенку доступен анализ слов типа_______________________________________________________________________»
Слоговая структура слова
«слоговая структура слова не нарушена / нарушена (пропуски / перестановки / замены звуков / слогов)»
_________________________________________________________________________________
Звукопроизношение не нарушено / нарушено ( тип нарушения)»
| с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | н | н’ | м | м’ | j | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| т | т’ | д | д’ | к | к’ | г | г’ | х | х’ | в | в’ | ф | ф’ | а | о | у | ы | э | и |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата нарушено / не нарушено
Зубочелюстные аномалии: нарушения прикуса (прогнатия / прогения; глубокий/открытый / перекрестный прикус)
Неправильное положение зубов и изменение их формы(адения,диастема,сверкомплектные зубы, зубы измененной формы (шиповидные , бочковидные, клиновидные и кроглоссия)
Анамалии уздечек верхней и нижней губы и языка________________________________________________________
Пороки развития челюстно-лицевой области и системные анамалии мягких тканей и костей лица:
Расщелины губы, твердого и мягкого неба, альвиолярного отростка неба, деформации челюсти, несмыкаемые губы_________________________________________________________________________________________________
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата нарушены/ не нарушены»
-Речедвигательные расстройства ( неврологический синдром в артикуляционной моторике) спастический парез/ гиперкинезы/атаксия;
- нарушения функций лицевой мускулатуры:тонус мышц лица (спастичность, гипотония, дистония),гипомимия, сглаженность носогубной складки, асимметрия лица,гиперкинезы лица,синкенезии(содружественные движения в артикуляционном аппарате)тонус мышц губ(спастичность, гипотония, дистония), ограничение подвижности губ.
-нарушения функций мускулатуры языка:тонус мышц языка (спастичность, гипотония, дистония) девиация языка(отклонения языка в сторону),гиперкинезы языка, тремор языка.- нарушения функций мускулатуры мягкого неба:малоподвижное мягкое небо, провисание небной занавески,отклонение увуля от средней линии,повышенный или пониженный небный и /или глоточный рефлекс
-вегетативные расстройства: гиперсаливация(постоянная или усиливающаяся при определенных условиях), покраснение/ побледнение кожных покровов
-нарушения акта приема пищи: отсутствие или затруднения жевания твердой пищи, поперхивание, захлебывание при глотании.
3.3. Речевое дыхание и голосообразование нарушено / не нарушено
«речевое дыхание свободное, голос хорошо модулированный, сильный, звонкий»
-нарушения ритма речевого дыхания: затрудненное, поверхностное, неритмичное; нарушение дифференциации носового вдоха и ротового выдоха: ротовой выдох укорочен, вдох не глубокий
-нарушения голосообразования ( афония, дисфония):нарушения высоты ( очень низкий или очень высокий(писклявый голос), силы( очень тихий / излишне громкий), тембр ( охриплость, «дребезжащий», «скрипучий»)
4. Просодическое оформление речи нарушено / не нарушено
«речь интонационно выразительна / невыразительна: слабая выраженность голосовых модуляций / голос немодулированный / монотонный / слабо модулированный»
«темп речи нормальный / патологически ускоренный / замедленный»
«ритм речи не нарушен / нарушен: речь растянутая ,скандированная»
«нарушение темпоритмической организации речи: заикание, запинки»
«допускает / не допускает ошибки в постановке ударения»
«правильное / на правильное интонационное членение / объединение речи ( паузирование, повышение / понижение голоса)»
«понимание / не понимание постановки логического ударения, способность репродукции интонационных конструкций различного типа»
____________________________________________________________________________________
5. Двигательное развитие «сформированы /сформированы недостаточно / не сформированы»
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы _____________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) _____________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память
«объем вербальной памяти, достаточный для осуществления полноценной коммуникации»
«объем вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации: наблюдаются: незначительные / выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации»
____________________________________________________________________________________
6.2. Речевое внимание
«сформировано / не сформировано»
«наблюдаются трудности концентрации и / или распределения внимания при работе с вербальным материалом»
____________________________________________________________________________________
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект)
« соответствует / не соответствует возрасту; нарушено / не нарушено»
«наблюдаются трудности установления адекватных связей между предметами и явлениями окружающего мира»
«решение мыслительных задач осуществляется только на уровне практических действий (наглядно-действенное мышление)»
«мышление наглядно- образное, носит целевой, организованный характер»
«мышление наглядно- образное, присутствуют элементы абстрактно-логического / словестно-логического мышления»
____________________________________________________________________________________
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития _____________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок __________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.3. Особенности речевого поведения ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях __________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________
____________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Логопед _____________________________________
Приложение 5
Журнал первичного обследования речевого развития воспитанников ДО
Дата обследования, группа
№ | Ф.И. ребенка | Состояние речи | Логопедическое заключение | |||||
Звукопроизношение | Фонематическое восприятие | Словарный запас | Грамматический строй | Слоговая структура речи | Связная речь |
Учитель-логопед _____________ Ф.И.О.
Приложение 6
Отчет
об эффективности работы учителя-логопеда
на логопедическом пункте ДО за 201__– 201__ учебный год.
Дата набора. | Количество поступивших детей: поступивших в течение учебного года.* | Распределение по речевым диагнозам. | Выпущено детей в течение учебного года. | Коли- чество детей, выбывших по раз- личным причинам. | Количество детей, оставшихся на второй год обучения. | |||||
ОНР | ФФНР | ФНР | С хорош. речью. | Со значит. улуч шени- ями. | Без улуч- шений (причина). | |||||
Дислалия (простая, сложная) | Стертая форма дизартрии | Дислалия (простая, сложная) |
*Примечание: Учитываются дети, поступившие в течение учебного года.
Рекомендовано: 1) в общеобразовательную школу -__________________________
2) продолжить занятия с учителем-логопедом школы__________________
3) в речевую школу -______________________________________
4) в массовую группу ДО - _________________________________
5) в группу компенсирующей направленности -_______________
6) продолжить занятия на логопункте-_______________________
Зам. директора по УВР ____________ Образцова Г.В.
Учитель – логопед ____________Ф.И.О.
Приложение №7
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2014-2015 год
Рабочая программа составленна на новый учебный год....
рабочая программа 2014-2015
ФГОС и ФКГОС...
рабочая программа 2014-2015
ФГОС и ФКГОС...
Рабочая программа 2014-2015
Рабочая программа для учащихся 5-11 классов, 7-11 по УМК М.з.Биболетовой, 5 класс Spotlight Ваулина Ю.Е; Надеюсь мои материал будет полезен мои коллегам...
Рабочая программа 2014-2015
Рабочая программа для учащихся 5-11 классов, 7-11 по УМК М.з.Биболетовой, 5 класс Spotlight Ваулина Ю.Е; Надеюсь мои материал будет полезен мои коллегам...
Рабочая программа 2014-2015 уч года по биологии 5 класс ФГОС Классен С.С .
Раб пр 2014-2015 по биологии 5 класс ФГОС Классен С.С ....
Рабочие программы 2014-2015 учебный год
Рабочая программа рассчитана на предпрофильную подготовку, 5 часов в неделю.По УМК Мордкович, Николаев...