Рабочая программа 2014-2015 уч года по биологии 5 класс ФГОС Классен С.С .
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Раб пр 2014-2015 по биологии 5 класс ФГОС Классен С.С .

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Согласовано»                    «Согласовано»                              «Утверждаю»

 Руководитель МО            Заместитель руководит. по УВР      Директор МАОУ «СОШ № 97»

________/С.С. Классен    /   _________/ Н.В. Ковалёва/           ____________/М.А. Кутыркина/                            

Протокол № ____ от          «____»____________2014г.           Приказ № ______ от

«___» _________ 2014г.                                                             «___» _________ 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Классен Светланы Станиславовны

по биологии 5  класс (ФГОС)

  к учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков.

Биология. Введение в биологию

   

                                                                                   Рассмотрено на заседании

                                                                                   педагогического совета

                                                                                   протокол №_______

                                                                                   от «        »___________ 2014г

                     

2014-2015 учебный год.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования,  концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования Универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего 35 часов. 

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. Дрофа, 2012 г.

Изучение курса «Биология» в 5 классе направлена  на  достижение следующих целей:

Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека.

Основными задачами реализации курса являются

  • Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира
  • Формирование модели безопасносного поведения в условиях повседневной жизни.

Тип программы: концентрическая, базового уровня.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Рабочая программа включает 4 раздела:

  1. Живой организм: строение и изучение
  2. Многообразие живых организмов
  3. Среда обитания живых организмов
  4. Человек на Земле

Программа курса обеспечивает целостное изучение  курса за счет реализации трех следующих принципов:

1)предметных

2)метопредметных

3)личностных

Результаты обучения приведены в графах Предметные результаты уровень владения целостной компетентностью и Универсальные учебные действия, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные  творческие задания.

Проводят дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные  с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения  ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н. И. Биология 5класс: рабочая тетрадь к учебнику Биология, с тестовыми заданиями ЕГЭ Вертикаль2012. В рабочую тетрадь включены вопросы и задания, которые позволяют  диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений  или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Для осуществления контроля с целью проверки усвоения знаний в программе предусмотрены тестирования к каждому разделу.

 Большое значение для  достижения планируемых результатов имеет организация  проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Для успешного решения задач важны экскурсии, обеспечивающие  непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метопредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Введение в биологию» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания  проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся  должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация  обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
  • формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Нормативно-правовая база

Рабочая программа «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе документов:

Нормативные федеральные документы:

1.     Закон об образовании Российской Федерации ст.28. от 10 июля 1992г. №3266-1, ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ);

2.     Калинова Г.С. ФГОС основного общего образования и содержание обучения биологии /Биология в школе,5, 2012, с29-37.

3.     Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования.  Биология 5-9 класс. Концентрический курс. Дрофа, 2012 г

4.     Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора/Биология в школе  4,2012, с 26-30.

5.     Федеральный государственный стандарт основного общего образования   

 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов» от 06 октября 2009 года № 373, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от17 декабря 2010 г № 1897

6.     Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред.   В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).


Локальные акты образовательного учреждения:

1.     Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения;

2.     Положение о рабочей программе учебного курса;

3.     Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса.

3. Содержательная часть.

2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6.  Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1.   Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5.  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1.   Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2.   Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).                                      

 3.  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5.  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

6.  Вычитывать все уровни текстовой информации.

7.   Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1.   Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

 

 Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс (35 час, 1 час в неделю)

Содержание  учебного предмета.

(35 часов, 1час в неделю).

Тема 1.Живой организм: строение и изучение(8часов)

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К. Линней, Ч. Дарвин В.В. Вернадский.

Лабораторные работы.

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
  • Изучение химического состава семян
  • Описание и сравнение признаков различных  веществ.
  • Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.        

    Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
  • Плакат: Науки о природе.

Тема 2.Многообразие живых организмов(14часов)

Как развивалась жизнь на земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека

     Демонстрации:

  • Гербарии растений, муляжи грибов.
  • Компьютер
  • Микроскоп, лупы
  • Плакаты

Тема3.Среда обитания живых организмов(5 часов).

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах

  Демонстрации:

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
  • Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
  • Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.

Темы 4. « Человек на Земле»(6часов)

Как человек появился на Земле. Как  человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.

Демонстрации

  • Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

 Практическая  работы

  1. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Примечание: Резервное время  используется на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.

Учебно-тематическое планирование  по Биологии

Классы   5 .

Учитель _ Классен Светлана Станиславовна                        

Количество часов  всего   34   , в неделю     1   .

Плановых тестирований    7  ,лаборторных работ _5__, Самостоятельных работ   5 . Экскурсия 1.  Практическая работа  1.    

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. Дрофа, 2012 г.

Учебник:  Н.И.Сонин, А.А.Плешаков.  Биология. Введение в биологию. 5 класс.    

4.  Учебный план курса  и виды деятельности учащихся «Биология. Введение в биологию»

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности обучающихся

Живой организм:

строение и изучение (8 час)

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический со став тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук

Многообразие живых организмов (14 час)

Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и  жизни  человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Среда обитания живых организмов ( 6 час)

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах.

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих видов. Называют природные зоны земли, характеризуют их основные закономерности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред

Человек на Земле.(5 час)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие  виды растений и животных. Выясняют , какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения , направленных на сохранение здоровья

Резервное время

2 час

Итого

34 часа

4.1. Календарно - тематическое планирование по курсу.

№ урока

Содержание темы

Кол-во часов

Дата

УУД

Наглядные пособия и технические средства

Домашнее задание и повторение

 

1

Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов

Что такое живой организм?

 

 1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

-с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

-учиться добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать с помощью учителя  выводы;

- сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;

- приводить примеры явлений природы;

Коммуникативные УУД:

-учиться доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-учиться вступать в беседу на уроке и в жизни.

Регулятивные УУД:

пределять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

-с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

-учиться добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

- самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние;

- измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра;

- сравнивать погоду и климат;

- характеризовать круговорот воды в природе;

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать с помощью учителя  выводы.

Метапредметные УУД.

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

-самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Компьютерная презентация

«Что такое живой организм»

Схема Основные признаки живого.

Записи в тетради, рассмотреть весь учебник, с. 3-11, вопросы.

Р.т. с 6-7.

Сообщение «Существуют ли различия между растениями и животными?»

2

Наука о живой природе

1

Презентация Естественные науки

Стр12-16, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы.

Р.т. с 8-9.

3

Методы изучения природы

Лаб.р.1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

 1

Оборудование для исследований,

Тестирование.

с. 17-22, вопросы.

Р.т. с 10-14.

Пронаблюдать, поставить свой опыт и провести свои измерения.

4

Увеличительные приборы Лаб.р.2:Знакомство с оборудованием для научного микроскопирования.

 1

Лупа, световой микроскоп

с. 23-26, вопросы.

Р.т. с 14-16. Составить  проблемные вопросы по теме.

5

Живые клетки

 1

Презентация

 «Живые клетки»

Главные части клетки: наружная мембрана, цитоплазма и ядро.

Биологический диктант.

с. 27-32, вопросы.

Р.т. с 16-20.

Изготовите клетку из подручного материала, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания.

6

Химический состав клетки Лаб.р.3 «Изучение химического состава семян»

 1

Презентация

 Химический состав клетки

Органические вещества: жиры, белки, углеводы, н.к, неорганические вещества- вода и соли

с. 33-38, вопросы.

Р.т. с 20-21.

Подумайте как еще можно определить нахождение белков, жиров, углеводов в нашей пище?

7

Вещества и явления в окружающем мире.

Лаб.р 4» Описание и

сравнение признаков различных  в-в.

 1

Железо, карандаш, поваренная соль, сосулька.

Тестирование.

с. 39-46, вопросы.

Р.т. с 22-24.

8

Великие естествоиспытатели 

Лаб.р 5»Великие естествоиспытатели

К.Линней, Ч.Дарвин

В.В. Вернадский

 1

Портреты К.Линней, Ч. Дарвин, В.Вернадский.

с. 47-49, вопросы.

Р.т. с 24-25.

Защита реферата о Ч.Дарвине

 

1 (9)

Тема 2.  Многообразие живых организмов – 14 часов

Как развивалась жизнь на Земле

 

 1

Презентация

 Как развивалась жизнь на Земле

с. 52-56, вопросы.

Р.т. с 28-31

Презентация

Царства бактерии, гриб, растения и животные

с. 57-59, вопросы.

Р.т. с 31-33.

Составить вопросы по теме, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания

2 (10)

Разнообразие живого

 1

3 (11)

Бактерии

 1

Микроскопические организмы, обитание, размножение.

Тестирование.

с. 60-63, вопросы.

Р.т. с 33-36

Изготовить «бактерию», приготовить сообщение на3-5мин .

4 (12)

Грибы

 1

Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Биологический диктант

с. 64-67, вопросы.

Р.т. с 36-39. Сообщение Грибы в моей жизни, приготовить презентацию о грибах.

5

(13)

Водоросли

 1

Гербарий

с. 68-72, вопросы.

Р.т. с 40-42.

Сообщения про водоросли их применения в нашем быту.

6 (14)

Мхи

 1

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Личностные УУД:

-с помощью учителя  определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Предметные УУД .

-существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

-основные признаки представителей царств живой природы;

-определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

-устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

-различать изученные объекты в природе, на таблицах;

-устанавливать черты приспособленности организмов  к среде обитания;

-объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Гербарий мох, кукушкин лен и сфагнум.

с. 73-75, вопросы.

Р.т. с 43-45.

7 (15)

Папоротники 

 1

Гербарий папоротники.

 Тестирование.

с. 76-78, вопросы.

Р.т. с 45-47.

Приготовить сообщение о значении папоротников в жизни человека.

8 (16)

Голосеменные растения

 1

Гербарий

голосеменные растения.

Письменная работа3-5мин.

с. 79-82, вопросы.

Р.т. с 47-50.

Обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания.

9

(17)

Покрытосеменные (цветковые) растения

 1

Гербарий

Покрытосеменные (цветковые) растения

с. 83-87, вопросы.

Р.т. с 50-53

10

(18)

Значение растений в природе и жизни человека

 1

Гербарий

Культурные, дикорастущие, лекарственые

с. 88-90, вопросы.

Р.т. с 54-58.

Приготовить презентацию о значение растений в  природе и жизни

Человека.

11 (19)

Животные простейшие

 

 1

Презентация амеба, тинфузория, малярийный плазмодий.

Биологический диктант.

с. 91-93, вопросы.

Р.т. с 54-60

Изготовить простейшее, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания.

12 (20)

Беспозвоночные:

 1

Презентация

Беспозвоночные.

Тестирование.

с. 94-96, вопросы.

Р.т. с 60-62

Приготовить презентацию.

13

(21)

Позвоночные

 1

Регулятивные УУД:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Презентация

Позвоночные

с. 97-99, вопросы.

Р.т. с 63-67

14

(22)

Значение животных в природе и жизни человека

 1

Схема

Значение животных в природе и жизни человека

Тестирование.

с. 100-102, вопросы.

Р.т. с 67-69.

Обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания.

 

Тема 3.Среда обитания живых организмов – 5 часов

Три среды обитания

 

 1

Презентация

 Три среды обитания

с. 104-108, вопросы.

Р.т. с 72-75

1

(23)

2 (24)

Жизнь на разных материках

1

Схема

Среда-строение животных и растений

с. 109-114, вопросы.

Р.т. с 72-75.

Приготовить сообщение об интересных животных Северной и Южной Америки.

3 (25)

Природные Зоны Земли.

 1

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Презентация

 Природные Зоны Земли.

с. 115-120, вопросы.

Р.т. с 76-79

4  (26)

Жизнь в морях и океанах

 1

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Предметные УУД:

-предков человека, их характерные черты, образ жизни;

-основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

-правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

-простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;

-объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

-объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; -соблюдать правила поведения в природе;

Презентация

Жизнь в морях и океанах

с. 121-124, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы.

Р.т. с 79-84

Составить презентацию

5 (27)

Обобщение по теме

«Среда обитания живых организмов»

1

Презентации проектов учащихся.

Компьютерное тестирование

Повторить с. 104-124, вопросы.

Р.т. с 79-84

1 (28)

Тема 4. Человек на Земле. 6 часов

Как человек появился на Земле:

 1

Презентация

 Как человек появился на Земле:

с. 128-134, вопросы.

Р.т. с 72-75

Нарисовать Дриопитека, австралопитека, неандерталеца, кроманьонеца

 

2

(29)

Как человек изменил Землю

 

 1

Презентация

Три «Подарка »самому себе

с. 135-139, вопросы.

Р.т. с 89-94

3  

(30)

Жизнь под угрозой

 1

Презентации учащихся «Жизнь под угрозой»

с. 140-145, вопросы.

Р.т. с 94-97

4 (31)

Не станет ли Земля пустыней?

 1

Презентация учащихся «Не станет ли Земля» пустыней?

с.143-145,

Сообщение Воздействие человека на живую природу

5  

(32)

Здоровье человека и безопасность жизни

Практическая работа 1. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

 1

-различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

-вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные УУД:

-уметь работать в соответствии с поставленной задачей;

-составлять простой и сложный план текста;

-участвовать в совместной деятельности;

-работать с текстом параграфа и его компонентами;

-узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

  Личностные УУД:

-формирование ответственного отношения к обучению;

-формирование познавательных интересов и мотивов к обучению:

-формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;

-осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

Формирование основ экологической культуры.

Презентация «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

Тестирование

с. 146-153,

обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы.

Р.т. с 98-101

6 (33)

Обобщающий урок по теме «Человек на земле»

 1

Защита проектов «Человек на земле»

Письменная работа

Повторить с. 128-157, вопросы.

1

( 34)

 Резервное время.

Экскурсия. «Весенние явления в природе» Обсуждение заданий на лето.  Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

 1

Окружающая среда.

Повторить материал учебника

4.2.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Тема

Учебно-методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Живой организм: строение и изучение

 

Учебник:   Сонин Н.И. Плешаков А.А.Биология. Введение в биологию. 5 классДрофа, 2012 г

Автор программы Н.И.Сонин,И.Б.Захаров

Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы. Концентрический курс.,М,Дрофа, 2012 г

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) –http://fcior.edu.ru. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) –http://school-collection.edu.ru. Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.

 

Таблицы по биологии растений, животных, человека;

Лупы, микроскопы, микропрепараты;

Посуда: стаканы, пробирки, фильтры

Многообразие живых организмов

Таблицы по биологии растений, животных, человека;

Гербарии, коллекции, муляжи, фотографии животных и растений

CD –диски

Среды обитания живых организмов

Географические карты, атласы, глобус,

Гербарии, коллекции, муляжи, фотографии животных и растений

CD –диски

Человек на Земле

Красная книга Саратовской области

Гербарий и фото ядовитых растений.

Вата, бинты, шина, йод, нашатырный спирт.

5. Планируемые результаты  изучения предмета «Биология. Введение в биологию».

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

·        Основные признаки живой природы;

·        Устройство светового микроскопа;

·        Основные органоиды клетки;

·        Основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки;

·        Ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;

Учащиеся должны уметь:

·        Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

·        Характеризовать методы биологических исследований;

·        Работать с лупой и световым микроскопом;

·        Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

·        Объяснять роль органических и неорганических веществ в клетке;

·        Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

·        Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

·        Ставить учебную задачу под руководством учителя;

·        Систематизировать и обобщать разные виды информации;

·        Составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2.Многообразие живых организмов.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

·        Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

·        Основные признаки представителей царств живой природы;

Учащиеся должны уметь;

·        Определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

·        Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

·        Различать изученные объекты в природе, на таблицах;

·        Устанавливать черты приспособленности организмов  к среде обитания;

·        Объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты.

Учащиеся должны уметь;

·        Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

·        Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

·        Самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Раздел 3. Среды обитания живых организмов.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать;

·        Основные среды обитания живых организмов;

·        Природные зоны нашей планеты, их обитателей;

Учащиеся должны уметь:

·        Сравнивать различные среды обитания;

·        Характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

·        Сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

·        Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;

·        Приводить примеры обитателей морей и океанов;

·        Наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

·        Находить и использовать причинно-следственные связи;

·        Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

·        Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

 

Раздел 4.Человек на Земле.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

·        Предков человека, их характерные черты, образ жизни;

·        Основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

·        Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

·        Простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;

Учащиеся должны уметь:

·        Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

·        Объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

·        Соблюдать правила поведения в природе;

·        Различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

·        Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

·        Работать в соответствии с поставленной задачей;

·        Составлять простой и сложный план текста;

·        Участвовать в совместной деятельности;

·        Работать с текстом параграфа и его компонентами;

·        Узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

  Личностные результаты обучения.

·        Формирование ответственного отношения к обучению;

·        Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению:

·        Формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;

·        Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

Формирование основ экологической культуры.

Результаты учебного предмета изучения.

Освоение курса «Введение в биологию» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  •  осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,

      сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам.

   Изучение курса «Введение в биологию» играет значительную роль в       достижении метопредметных результатов, таких как:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  •  систематизировать и обобщать разумные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.
  •  проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  •  строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  •  выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  •  составлять простой и сложный план текста;
  •  участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  •  узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;
  • устройство светового микроскопа;
  • основные органоиды клетки;
  •  основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

  •  объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  •  характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

                        Учащиеся должны знать:

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
  • основные признаки представителей царств живой природы.

                        Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

                   

                                      Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.

                                           Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

6. Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

 6.1. Оценка личностных результатов

   Простейшим индикатором личностных результатов служит расположение измеряемых показателей в предложенном списке (ранговое меню): допустим, измерению подлежат интересы уч-ся к различным видам деятельности в свободное время. Уч-ся предлагаются три одинаковых списка  занятий, в каждом определенное число наименований.

В первой ситуации (широкий диапазон выбора) они имеют право без ограничений указать разные виды занятий;

Во второй ситуации (средний диапазон выбора) они имеют право оставить определенное количество видов занятий;

Третий случай (узкий диапазон) им можно выбрать три вида занятий.

Индикатор сильной ориентации – выбор занятий в трех ситуациях

Индикатор средней ориентации – выбор в 1 и 2 случаях

Индикатор слабой ориентации – выбор только в одном из списков.

С помощью данной методики можно выявлять :

·        Мотивацию к обучению

·        Определять ценностные установки.

Также можно использовать:

-  наблюдение

-работу с документальными источникам

- анкетные опросы и интервью (ж. ХИМИЯ В ШКОЛЕ, 6 ,2012,ФГОС  как инструмент модернизации системы образования. М.М.Шалашова, профессор МИОО)
Личностные результаты возможно определить через листы наблюдений или портфолио обучающегося 
Оценка личностных  результатов учащихся  … класса 

Измерители

Ф.И. учащихся

Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины

 

 

 

 

Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает и изучает историю России.

 

 

 

 

Определяет  личностный смысл учения, выбирает   дальнейший образовательный маршрут.

 

 

 

 

Регулирует своё поведение в соответствии с моральными
 нормами и этическими требованиями

 

 

 

 

Ответственно относится к своему здоровью, к окружающей
 среде,  стремится к сохранению живой природы.

 

 

 

 

Проявляет эстетическое чувство на основе
 знакомства с художественной  культурой.

 

 

 

 

Ориентируется в понимании причин   успешности  /Неуспешности  в учёбе.

 

 

 

 


Личностные результаты не влияют на итоговую отметку учащихся, они показывают степень развития учащихся.

6.2. Оценка метапредметных результатов.

Для оценивания  уровня развития  ключевых компетентностей (метапредметные результаты) обучающихся используются карты оценки сформированности  ключевых компетентностей:

§        на материале решения учебных задач;

§        на материале решения исследовательских и проектных задач;

§        портфолио.

Оценивание проводится на основе описаний (дескрипторов) уровней сформированности отдельных компонентов

Уровни выделяются как этапы/уровни присвоения культурных средств (способов действий):

w       1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);

w       2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;

w       3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Карта оценки метапредметных результатов учащихся 5 класса (1 раз в год)

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Самостоятельно формулирует задание

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выбирает для выполнения определенное задание

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Оценивает результаты собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ориентируется в учебниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Составляет сложный план текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Владеет диалоговой формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.3. Оценка предметных результатов

Предметные результаты оцениваются по:

§        владению предметными понятиями и способами действия,

§        умению применять знания в новых условиях,

§        по системности знаний.

Критерии оценивания предметных результатов - по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

оценки: «хорошо» и «нормально» ( решение с недочётами)

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний

Оценки: «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами)

Максимальный уровень  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.-(НЕобязательный)

Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности

могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале

Уровни успешности

5-балльная шкала

100% - я шкала

Не достигнут необходимый уровень 
Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» (или 0) 
ниже нормы,
неудовлетворительно

0-49%

Необходимый (базовый) уровень
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3»  - норма, зачёт, удовлетворительно.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-79%

«4» - хорошо.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

80 – 99%

Повышенный (программный) уровень 
Решение нестандартной задачи, где потребовалось 
либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, 
либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4» близко к отлично.
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

80-99% или 
50-70% п.у.

«5»- отлично.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

100%
Или
70-100% п.у.

Максимальный (необязательный)уровень 
Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались 
либо самостоятельно добытые новые знания, 
либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5» 
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала: 50-69%

«5 и 5» превосходно.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью сам-но)

Отдельная шкала: 
70-100%

Критерии  оценивания разных видов работ

Устный ответ:

Оценка «5» Ответ полный, возможна одна несущественная ошибка

Оценка «4» Ответ полный, допущено не более двух несущественных ошибок

Оценка «3»  Ответ содержит не менее половины требуемого, допускаются  одна или две несущественные  ошибки

Оценка «2» Ответ содержит меньше половины требуемого, содержит несколько существенных ошибок

Лабораторная работа

Оценка «5»  Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлялся по плану, с учетом Т.Б., поддерживалась чистота рабочего места, бережное отношение к моделям.

Оценка «4» Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы,

эксперимент проведен  не полностью, допущены несущественные ошибки в  работе с веществами и оборудованием

Оценка «3» Работа выполнена не менее, чем наполовину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в форме работы, но исправлены по требованию учителя

Оценка «2»  Допущены две или больше существенных ошибок, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя

Контрольная работа

Оценка «5» Работа выполнена полностью, возможна одна несущественная ошибка                                                        

Оценка «4» Работа выполнена полностью, допущено не больше двух несущественных ошибок

Оценка «3» Работа выполнена не менее , чем наполовину, допущена одна или две несущественные ошибки

Оценка «2» Работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок

В течение учебного года педагог заполняет таблицу индивидуальных предметных результатов учащихся, которая вставляется в портфолио учащегося.
Таблица  предметных результатов учащихся  

Ф.И.О.

Текущая аттестация

Итоговая аттестация

 

устный опрос

контрольная работа

биологический диктант

тесты

контрольная работа

тесты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематика проектов для учащихся 5 класса.

  1. Создание модели аппликации «Строение клетки».
  2. Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов.
  3. Значение водорослей в природе и жизни человека.
  4. Как образовался каменный уголь.
  5. Растения Красной книги, которые обитают в нашей местности.
  6. Моё любимое животное.
  7. Животные Красной книги, которые обитают в нашей местности.
  8. Экологические проблемы нашего края.
  9. Животные, спасённые человеком.
  10. Составление режима дня в соответствии с принципами здорового образа жизни.

Тематика исследовательских работ для учащихся  5 класса

  1. Фенологические наблюдения в природных лесах.
  2. Фенологические наблюдения в искусственных лесопосадках.
  3. Фенологические  наблюдения  в  степных сообществах.
  4. Заболевания, вызываемые бактериями.
  5. Водоросли, живущие в необычных условиях.
  6. Как человек использует хвойные растений?
  7. Значение простейших в природе и жизни человека.

Критерии оценивания

Рекомендации по выставлению отметок на уроке  биологии за устный ответ

Отметка 5 («пять»)  выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала: в основном правильно изложено понятия  и  использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности изложения и стиле ответа; небольшие неточности при обобщениях и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»):  Учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; на даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки  в определении понятий, при использовании терминологии; затруднения в изложении ответа.

Отметка 1 («единица»):  ответ не дан.

Критерии выставления отметок

Основной для определения уровня предметных результатов являются критерии оценивания

- полнота, их обобщенность и системность:

- полнота и правильность - это правильный, полный ответ;

- правильный, не полный или неточный ответ;

- неправильный ответ;

-нет ответа,

При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

-грубые ошибки;

-однотипные ошибки;

-негрубые ошибки;

-недочеты;

Шкала отметок

В школах применяется 5-балльная шкала отметок (фактически работает четырехбалльная):

«5» - отлично;

«4» - хорошо;

«3» - удовлетворительно;

«2» - неудовлетворительно.

Отметку «5»  ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем освоенного материала составляет 90-100 % содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логическое последовательное сообщение на определенную тему; ученик демонстрирует умение применять определения, правила в конкретных случаях, обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры.)

Отметку «4»   ученик получает, если  его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки или три  недочета и объем освоенного материала составляет 70-90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ.)

Отметку «3» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибки и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет изучаемым материалом в объеме 50-70% содержания ( правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно ).

Отметку «2» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем усвоения материала учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Виды отметок

Текущие отметки выставляются учителем ежеурочно в соответствии  с поставленными на урок целями деятельности учащихся.

Тематическая отметка (рейтинговая, балльная оценка)  выставляется учителем после изучения большой темы или раздела. У учителя есть право выбора формы проведения тематического контроля. Например, если учитель выбирает уровневую контрольную работу и включает  6 заданий, то:

- первые 3 задания (1/2 от объема) – это задания репродуктивного уровня, соответствующие Государственному образовательному стандарту. При правильном выполнении этих заданий ставится «3».

- 2 задания (1-3 от объема) – это задания конструктивного уровня, превышающие Госстандарт (применение знаний в нестандартной ситуации). При правильном выполнении заданий репродуктивного уровня и конструктивного уровня ставится отметка «4».

- 1 задание (1/6 от объема) – это задание творческого уровня, превышающее Госстандарт (применение знаний в новой ситуации). При правильном выполнении заданий репродуктивного, конструктивного и творческого уровней ставится отметка «5».

В случае  использования рейтинговой отметки задание репродуктивного уровня оценивается в 1 балл каждое, второго конструктивного уровня - в 2 балла, творческого уровня – в 3 балла .Итого за работу ученик набирает 10 баллов, которые переводятся в отметки: 9-10 баллов - «5», 6-8 баллов – «4», 3-5 баллов – «3», 0-2 балла – «2».

Если учитель выбирает в качестве тематического контроля тестирование и включает  в него 30 вопросов, то:

- 15 (1/2 от объема) задний должны быть заданиями репродуктивного уровня, каждое из которых оценивается в 1 балл (15 баллов);

- 10 заданий (1/3 от объема) – это задания конструктивного уровня, каждое из которых оценивается в 2 балла;

- 5 заданий (1/6 от объема) – это задания творческого уровня, каждое из которых оценивается в 3 балла (15 баллов).

Всего ученик набирает 50 баллов, которые переводятся в отметки:

- 45-50 баллов – «5»;

-30-44 балла – «4»;

-15-29 баллов – «3»;

-менее 15 баллов – «2»

Рейтинговая отметка используется при проведении тематического и периодического контроля освоения изученного материала учащимися, и при этом она выполняет  информативно-диагностическую функцию. Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок, отметок за 1,2 полугодия.

Учитель биологии может освободить ученика от сдачи экзамена или дифференцированного зачета и выставить ему «автоматом» пятерку в том случае, если учащийся имеет отличные отметки по биологии или является победителем районного, городского, этапов олимпиады, научных соревнований, конкурсов.

Оценивание проектной работы по биологии

Общие требования к проектной работе по биологии.

Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

  • введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
  • место и время выполнения работы;
  • краткое описание используемых методик с ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
  • систематизированные, обработанные результаты исследований;
  • выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
  • практическое использование результатов проекта;
  • социальная значимость проекта;
  • приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

Критерии оценки проектов по биологии:

  • четкость поставленной цели и задач;
  • тематическая актуальность и объем использованной литературы;
  • обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
  • полнота раскрытия выбранной темы проекта;
  • обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
  • уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
  • анализ полученных данных;
  • наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
  • качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

  • обоснованность структуры доклада;
  • вычленение главного;
  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
  • использование наглядно-иллюстративного материала;
  • компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
  • уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Общие требования к оформлению проекта по биологии:

  • При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.
  • Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми.

  1. Список литературы:

Рабочая программа по биологии разработана к УМК:

  • Примерные  программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).

Учебно-методический комплект:

  • Учебник Сонин Н.И.,  Плешаков А.А. «Введение в биологию» 5 класс. Учебник для общеобразоват. уч. заведений.-  М.: Дрофа, 2012 г, построенный по концентрическому типу.

Методическое пособие для ученика:

  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И Введение в биологию. Рабочая тетрадь. 5 кл.                       
  3. Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.
  4. Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Введение в биологию. 5 класс. – М.: АСТ, Вертикаль, 212.
  5. Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
  6. Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
  7. Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

Инструмент по отслеживанию результатов   работы.

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
  2. Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
  3. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  5. Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы  по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  6. Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  7. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.
  8. Сивоглазов В.И. и др. – Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в биологию». 5 класс» – М.: Дрофа, 2012.
  9. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И.  «Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001.

              Учебно-методические пособия для учителя

  1. Захаров В.Б. и др. – Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения», 5 класс – М.: Дрофа, 2006.
  2. Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Введение в биологию»5кл.. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2003.
  4. Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.                            
  5. Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.
  6. Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
  7. Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
  8. Сергеева Б.Ф. и др.  – Рабочая тетрадь  по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  9. Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
  10. Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002

  1. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  2. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  3. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
  5. Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.

     

Электронные издания:

  1. Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
  2. Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
  3. Современные чудеса света («Новый диск»)
  4. Хочу все знать: Земля и Вселенная
  5. Хочу все знать: Растительный мир
  6. Чудеса света («ИДДК»)
  7. Экология
  8. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
  9. Электронное приложение к учебнику» Введение в биологию» 5 класс. Линия УМК (Сфера жизни)

Список электронных ресурсов.

1.http://fcior.edu.ru.- коллекция электронных образовательных ресурсов нового поколения.

2. http://school-collection.edu.ru- документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики.

3.http://www.zoomax,ru – зоология

4. http://www.priroda.ru- природа, национальный портал

5. http://obi.img.ras.ru –база знаний по биологии человека

 Список рекомендуемой литературы  для учащихся:

1. Акимушкин И. Мир животных. М., Мысль, 1998.

2.     Большая Серия Знаний. Том 12. Планета Земля. Том 14. Биология. Современная педагогика. Мир книги. М., 2004.

3.     Большая энциклопедия природы от А до Я. Том 1 – 12. М., Мир книги, 2003.                                          

4. Живой мир. Энциклопедия. М., Росмэн, 1995

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные . М., АСТ.,1997

 6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. М., АСТ.,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по башкирскому языку для 1 класса (ФГОС)

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 5 классов ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5классов. ...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы ФГОС + тематическое 5 класс

Программа составлена с учетом последних изменений ФГОС по русскому языку по учебнику Разумовской...