Конспекты логопедических занятий
план-конспект по теме
Конспект логопедических занятий по автоматизации и дифференциации звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_ch-t_v_slovah_predlozheniyah.docx | 24.38 КБ |
differentsiatsiya_zvukov_s-ts_1.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков ч и т' в словах и предложениях
Цель: Дифференцировать звуки ч и т' в словах и предложениях.
Задачи:
2. Уточнение акустических признаков звуков ч и т'
3. Уточнение артикуляции – положения губ, языка и зубов при произношении изучаемых звуков.
4. Развитие внимания и логического мышления.
5. Обогащение словаря словами со звуками ч и т'
6. Коррекция психофизических функций.
7. Развитие слухо - речевой памяти и фонетического восприятия
8.Выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
9. Воспитание интереса к занятиям.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, профиль звуков, карточки, предметные картинки.
Ход занятия
1. Орг. момент
Озвучьте животных, которые я назову по очереди.
Где – то собаки рычали
Р – р – р
В сарае коровы мычали
Му – му – му
В комнате мухи жужжали
Ж – ж – ж
А потом тишину поймали
Помолчали, сели и работать начали.
2. Сообщение темы занятия.
Послушайте загадки. В отгадках есть звуки, которые мы сегодня будем изучать.
Поверти волшебный круг, заговорит далёкий друг. (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)
С каких звуков начинаются отгадки?
Сегодня мы будем различать в произношении звуки ч и т'
3. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять упражнения:
- лопаточка
- чашечка
- маляр
- качели
4. Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.
На доске профили произнесения звуков:
При произношении звука ч – губы выдвинуты вперед и округлены, кончик языка касается нёба (за бугорки). Язык принимает форму чашечки. Спинка языка поднята.
При произношении звука т' - кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается к бугоркам за верхними зубами.
На доске схема анализа звука по акустическим признакам.
1. Согласный или гласный
2. Глухой и звонкий
3. Твердый или мягкий
Дайте характеристику звукам
Сделаем вывод:
Оба эти звука согласные, мягкие и глухие.
При произношении звука ч – губы выдвинуты вперед и округлены, кончик языка касается нёба (за бугорки). Язык принимает форму чашечки. Спинка языка поднята.
При произношении звука т' - кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается к бугоркам за верхними зубами.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»
Послушайте слова. Если услышите Ч, поднимите руку. Если звук ТЬ, хлопните в ладоши:
котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.
Физминутка
6.Дифференциация звуков в словах и предложения
- Проговаривание чистоговорок
Ач-ач-ач, купим Танечке (калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)
Ич-ич-ич, мы кладем (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет (пить) - Работа по карточкам (см. Приложение)
- Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы
Буквы разные писа …ь
Тонким перышком в тетрадь.
У… ат в школе …..
Вы … итать и умножа …ь
Малышей не обижа …ь
У… ат в школе …..
Как называется эта эта песенка? («Учат в школе»)
- Распредели картинки по домикам – домики ч и т'
чашка, телега, печка, туча, бочка, зонтик, котёнок, чемодан, паутина, кирпичи.
- Доскажи словечко (см. Приложение)
8. Итог занятия.
- Вспомни слова со звуками ч и т'.
- Что общего в этих звуках? (Оба согласные, глухие, мягкие)
Карточки по теме: Звуки и буквы Ч-Ть
Задание 1.
Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Спишите его. Подчеркните вставленные буквы.
Буквы разные писа …ь
Тонким перышком в тетрадь.
У… ат в школе …..
Вы … итать и умножа …ь
Малышей не обижа …ь
У… ат в школе …..
Задание 2.
«Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч. Запиши пары слов.
Ветер – ветерочек, катер - …., утёнок - …, метёлка - …, утюг - …, тюльпан - …, теремок - …, телефон - …, костюм - …, пятёрка - …, тележка - … .
Карточки по теме: Звуки и буквы Ч-Ть
Задание 1.
Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Спишите его. Подчеркните вставленные буквы.
Буквы разные писа …ь
Тонким перышком в тетрадь.
У… ат в школе …..
Вы … итать и умножа …ь
Малышей не обижа …ь
У… ат в школе …..
Задание 2.
«Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч. Запиши пары слов.
Ветер – ветерочек, катер - …., утёнок - …, метёлка - …, утюг - …, тюльпан - …, теремок - …, телефон - …, костюм - …, пятёрка - …, тележка - … .
Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»
Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:
Со стола упала ЧАШКА...
Свисают руки, словно ПЛЕТИ...
Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!
Учим Тузика не ЧАВКАТЬ
И на деточек не ТЯВКАТЬ!
У коровы — ТЁЛОЧКА,
Рыженькая ЧЁЛОЧКА!
Нашему ЛЕНТЯЮ
Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!
На брусок НА ТЁСАНЫЙ
Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!
Я в комнаты МЕТЁНЫЕ
Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!
Объясняет ГекУ ЧУК
Как использовать УТЮГ!
Сайд садится на ЧУРБАН,
Сайд снимает свой ТЮРБАН.
Пора признаться ЧЕСТНО:
В каморке нашей ТЕСНО!
У трубача давным-давно
От веток в комнате темно...
Темно, конечно, но ТРУБАЧ
Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!
— Что тебя, братишка, МУЧИТ?
— Да меня в машине МУТИТ!
Мама будет тесто МЯТЬ —
Дети будут в МЯЧ играть!
Мама тортик будет ПЕЧЬ —
Дети песни будут ПЕТЬ!
Стали звать Каштанку ТЁТКА...
Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!
Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,
За водой иду на РЕЧКУ!
Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!
Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!
У девчонок и мальчишек
Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!
Тёме хочется ИМЕТЬ
Богатырский щит И МЕЧ!
Тетерев с тетёрочкой
Тёрли сыр на тёрочке!
Читатели, читайте!
Мечтатели, мечтайте!
Учителя, учите!
А молчуны — молчите!
Горка —КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...
Тёмочка педали КРУТИт...
КРУЧЕ горки не встречалось!
В чистом поле легче мчалось!
Симпатичный я бычок?
Почешите мне бочок!
Помоги мне, паучок,
Доплести воротничок!
Да за тяжесть не сочти —
Это пустячок почти!
У чистюли-тёти
Чистота в почёте!
Телеграмму на почте прочтите!
Не прочтёте — меня огорчите!
Вы, начальник, не скучайте
Без чернил и без печати!
Плыл тюленчик по теченью
Выразить своё почтенье
Тёлочке, телёночку,
Уточке, утёночку!
Вытирайте, птенчики,
Клюв о полотенчики!
Почистите ботиночки
Для Тёмочки и Тимочки!
Как старательны чижи!
Чертят, чертят чертежи!
Ночной порой в чулане
Темно, как в чемодане!
Свечою посветите,
Светильнички включите!
Дети, тише, не кричите!
Телефончики, молчите!
Не чирикать! Не чихать!
Будет Петечка читать!
На речке утку и утяток
Учитель повстречал когда-то
Кричала уточка:
— Учитель!
Моих утят читать учите!
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки и буквы [С]-[Ц]
Цель: учить различать звуки [с] — [ц] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательная: дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях. Коррекционно-развивающая: развитие навыка звуко-буквенного анализа на словах со звуками [С]-[Ц], расширение словаря по теме «Птицы», развитие мелкой и общей моторики, внимания.
Воспитательная: формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям. Оборудование: картинки птиц, красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, картинка Карлсона.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Ень, ень, ень, ень — скажем всем мы добрый день . Вы, вы, вы, вы — будем все мы вежливы. Те, де, де .те — и услышим «здравствуйте». Ас, ос, ас, ос — я не буду вешать нос.
- Пальчиковая гимнастика.
Пальцы ловкими хотят
Быть у всех наших ребят.
Пальцам мы сейчас поможем
Упражнения предложим.
По ладошке кулачками
Нужно нам похлопать с вами.
И погладить,как игрушки,
Наших пальчиков подушки.
Как чудесно мы играли
И в игре тренировали.
Наши пальчики, ладошки,
Ну,и кулачки немножко.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня к нам с вами прилетел в гости …. Догадайтесь,кто? Толстяк живет на крыше. Летает он всех выше. ( Это Карлсон ).
4. Конверт № 1. Игра в рифму.
- Давайте откроем конверт и посмотрим ,что в нем. Оказывается, Карлсон предлагает нам поиграть в рифму. Играем? - Догадайтесь, о ком это стихотворение и договори словечко. А. Прилетела на окошко, Сала клюнула немножко. Замечательная птица Желтогрудая ……. (синица ) .
Б. Все блестящее хватает. И в гнезде своем скрывает. Шумна , болтлива ,белобока Суетливая ……..(сорока ).
В. На шесте дворец. Во дворце певец. А зовут его …..(скворец). - Назовите одним словом слова-отгадки. (Птицы ). - Какой одинаковый звук услышали во всех словах? - Верно. Это звук [С]. - Что так работает? С-С-С-С …. Верно, насос. - Какой это звук? (Согласный). (Почему?). - Где находится в словах звук [С]? (В начале слова). - Придумайте еще слова с этим звуком . - Где еще в словах услышали [С]? (В середине и в конце).
5. Работа по развитию навыка звуко — буквенного анализа. - Назовите гласные в слове С К В О Р Е Ц . - Назовите согласные в этом слове. - Определите количество слогов в нем(2). Почему? - Выложите кружками схему слова. - Поставьте ударение. - Как назвать детенышей скворца? (Скворчата). - Назови скворца ласково. (Скворушка). - Как называют домик для скворца? (Скворечник). - Скворец, скворчата, скворечник – это слова-родственники. - Одинаково ли звучит звук [С] в словах синица, скворец, сорока? - (Нет, в слове синица [С] звучит мягко). - Значит, какой он бывает? (мягкий и твердый)
6. Конверт № 2. - Давайте определим по картинкам, какой звук в словах, твердый или мягкий. - Каким он еще может быть, послушайте, звонким или глухим? - Расскажите, каким же бывает звук [С]?
7. Знакомство со звуком [Ц]. - Как называют детенышей птиц? (Птенцы). - Из чего вылупились птенцы? (Из яиц). - Чем питаются птицы? (Гусеницами). - Послушай слова и назови одинаковый звук во всех словах. (Птенцы, яйца, гусеницы). Придумай еще слова с [Ц]. - Где слышали звук [Ц]? (В начале слова, в середине и в конце).
- Произнеси звук [Ц] и расскажи о нем. (Согласный, твердый и глухой).
- Какие 2 звука слушаем на уроке? ([С] и [Ц]).
- Что одинакового между ними? (Оба согласные, глухие). - Какая разница между этими звуками? ([С] твердый и мягкий,[Ц] всегда твердый).
8. Физминутка. - Карлики – великаны.
9. Конверт № 3. - Определяем какой звук в слове [С] или [Ц]. - Сделаем подарок Карлсону: соберем для него картинки только со звуком [С].
10. Игра в мяч. - Карлсон пригласил в гости Волшебника, который поможет вам получить новые слова. Цел – сел , лица –лиса, цвет -свет, цвести – свести .
11. Конверт № 4. Игра «Слоги заблудились» - Верни слоги на место и назови слова, которые получились. (СИ , ГУ –гуси. ЛЯ, ЦАП – цапля, ГИРЬ, СНЕ – снегирь, ИСТ, А – аист). Назови ,какой звук ты слышишь [С] или [Ц].
12. Конверт № 5. Закончи предложение. Выбери слово, которое подходит. Из леса выбежала ……… . (ЛИСА или ЛИЦА)? - Сколько слов в предложении? В каком слове есть звук, который пришел к нам в гости? [С].
13. Итог занятия.
- Какие звуки слушали сегодня?
- Чем эти звуки похожи?
- Какая разница между ними?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"
Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...