Индивидуализация процесса обучения детей с гиперактивностью
статья на тему

Воробьева Наталия Игоревна

Индивидуализация процесса обучения детей с гиперактивностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ 

НА ТЕМУ:

«Индивидуализация процесса обучения детей с гиперактивностью»

Выполнила:  Воробьева Н.И.,

учитель математики ГБОУ школы №609

Санкт- Петербург

2017

Индивидуализация процесса обучения детей с гиперактивностью

        

           Современный педагог часто сталкивается с проблемой обучения детей с особыми образовательными потребностями.  В настоящее же время наблюдается тенденция к повышению качества обучения и воспитания учащихся, в связи с чем индивидуализация образования детей с особыми образовательными потребностями приобретает особую актуальность.

Данная категория учащихся является одной из самых сложных и неустойчивых в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать, поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и умения, которые в последствие будут развиты и приумножены.   

         В XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «непоседой Филлип». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться  синдромом  дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По данным, полученным в ходе различных исследований,  частота СДВГ как формы хронических нарушений поведения в детском возрасте, среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0 до 9,5%.  Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагнозом часто страдают от школьной дезадаптации, в настоящее время остро встает вопрос о специфике обучения таких детей.

               Тяжелая социально - экономическая ситуация: распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства - это та почва, на которой растут дети с отклонениями в поведении.

        Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время  достаточно  массовый характер. У детей на фоне дефицита  способности к устойчивой концентрации  произвольного внимания наблюдается излишняя моторная активность, неудержимое и неуемное  стремление к деятельности в сочетании с быстрым  переключением от одного ее вида к другому, вовлечением в сферу собственной активности окружающих людей, многоречивостью. Такой ребенок не знает ни минуты покоя, а  их энергичный напор оказывается крайне изнурительным для окружающих. У обучающихся с такими  проблемами  отмечаются трудности при концентрации, поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации. 

                 Что представляют собой  гиперактивные дети?

           Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден. Избыточная  моторная активность бывает  бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки, ситуации. Гиперактивный ребенок характеризуется рядом качеств: импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный.
У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния
.
       
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. Высокая частота симптомов  заболевания у мальчиков обусловлена влиянием наследственных факторов, а также  более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиями во время беременности и родов.

            Синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется:

- гиперактивностью  детей, которая характеризуется тем, что они чрезмерно подвижны, бегают, крутятся и т.п.;

-импульсивность у детей с  СДВГ выражается  в том, что ребенок часто действует не подумав, с трудом дожидается своей очереди на занятиях и в играх, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы;

-нарушением  внимания, которое проявляется в слабости концентрации, неспособностью сохранить  внимание более нескольких минут, отвлекаемостью.

               Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание  родителям и педагогам, являются:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неспособность сидеть на одном месте некоторое время;
  • затруднение выслушивания взрослого;
  • неуравновешенность;
  • заниженная самооценка;
  • вспыльчивость;
  • головная боль;
  • нервный тик;
  • возникновение разнообразных фобий (страхов);
  • энурез.

      Возникновение симптомов заболевания можно отнести к началу посещения детского сада, а первое ухудшение - к началу обучения в школе.  Однако тяжелую форму можно распознать уже в раннем возрасте,  так как центральная нервная  система ребенка неспособна справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях  увеличения психических и физических нагрузок.
     В более старшем возрасте такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык. Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность
. Гиперактивные дети  с большим трудом выполняют  неоднократно повторяющиеся задания, так как они им кажутся скучными, трудными, не приносящими удовлетворения    и  не подкрепляемые поощрениями.

    Американский психолог В. Оклендер  характеризовал гиперактивных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль…. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

        Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может даже  превышать показатели возрастной нормы. Однако, вследствие характерной симптоматики, гиперактивности дети испытывают трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности.

         С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований вызывают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже впервые месяцы обучения.         С поступлением ребенка в школу требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Основная проблема состоит в том, что  ребенку  с СДВГ  не удается  соблюдать общепринятые правила.

                   Потребности гиперактивного ребенка при обучении.

            Специалисты отмечают у гиперактивных детей высокую степень вероятности отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе, меньшую вероятность благополучного окончания школы, чем у их сверстников без СДВГ. Главной проблемой детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью  может стать снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень академических достижений. Поданным Н. Н. Заваденко(1999), многие дети с СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков письма и счета. 66%обследуемых детей с данным синдромом обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61% - признаки дискалькулии.

              При обучении детей с СДВГ возникают  большие трудности, как при организации самого процесса обучения, так и в усвоении учебного материала.  Школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п., а  увеличивающееся количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности, приводит к проблемам  организации процесса обучения  уже всего учебного коллектива. Поэтому  необходимы эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением. 

        К сожалению, уже сама система обучения, принятая у нас в школе, может быть психотравмирующей для гиперактивного ребенка. Что сразу же приводит к противоречию между возможностями гиперактивного ребенка, особенно на первых этапах обучения, и требованиями со стороны учителя. Во - первых, высокая потребность гиперактивного ребенка в движении и малая подвижность на уроке. Однообразные действия, отсутствие смены форм деятельности на уроке  приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ёрзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами - одним словом, заниматься «своими делами». Такое поведение ребенка не возникает «специально», это следствие утомления ребенка и как результат снижение функции контроля. Можно сколько угодно обращаться к ребенку, взывая к сосредоточенности, внимательности, тишине, можно наказывать, это вряд ли будет эффективным, он устал и не может в полной мере контролировать свои поступки. Замечания, угрозы наказания не только не улучшают его повеления, а порой даже становятся источниками новых конфликтов, способствуют формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это.

Естественно, что такое поведение ребёнка мешает учителю вести урок, обращает на себя внимания одноклассников, нарушает дисциплину в классе. Ребенок становится «неудобным» для педагога и детей. Бывает так, что учитель перестает обращать внимание на такого ребёнка, отсаживает его подальше от детей, на последнюю парту, решая при этом проблему максимальной изоляции, дистанцирования ребёнка, как помехи для окружающих.

Можно выделить ряд проблем, с которыми встречаются педагоги при работе с детьми с СДВГ.

  1. Импульсивность поведения ребенка и нормативность отношений на уроке.

        Умение «правильно отвечать» на вопрос учителя - важный компонент успешного обучения. Процесс ответа устроен нормативно. Существует правило, как «правильно» отвечать: учитель должен задать вопрос, а ребенок - внимательно выслушать. Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает. Удержать на чем-либо внимание, сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Они очень предприимчивы: готовы начать все - но ничего не заканчивают.         То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое и более интересное. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется из рук вон плохо, отнимая массу времени.

  1. Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем.

        Предъявление учебного материала - это чаще всего педагогический монолог, активно эксплуатирующий аудиальные системы и исполнительское поведение ребенка, тогда как гиперактивным детям нужны и другие опоры - визуальная, тактильная, двигательная. Ограниченный диапазон средств в предъявлении материала приводит к маленькому диапазону ребенка и не способствует обнаружению его собственного потенциала, что так важно для гиперактивных детей. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности в собственных силах, с одной стороны, а с другой стороны, не выявленный потенциал ребенка, в свою очередь, делает его неуспешным в глазах педагога и других детей.

  1. Игровой опыт ребенка и отсутствие игрового пространства в школе.

        Игровое пространство имеет важное значение для гиперактивных детей. Оно способствует снятию статичного напряжения, переключению на принципиально другие виды деятельности, позволяет «выпустить пар» приемлемыми способами, скорректировать механизмы эмоционального реагирования; восстановить работоспособность, а также улучшить отношения внутри классного коллектива. Поскольку чаще в школе пространство для игры не определено, то гиперактивный ребенок строит его там, где считает возможным, что не всегда уместно.

  1. Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребенка и фиксированная  система оценивания знаний, умений, навыков.

        Гиперактивных детей отличает объективное нарушение регуляторных систем организма, как следствие трудность распределения собственного энергопотенциала, эмоциональная нестабильность. В связи с этим быстрая утомляемость и истощаемость организма (по сравнению со здоровыми сверстниками), проявляющаяся в снижении контроля, повышении подвижности, импульсивности, рассеянности. При неустойчивости внимания дети начинают допускать большое количество разнообразных, часто не системных ошибок в выполнении заданий, не успевают уложиться в отведенное время, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя. Гиперактивные дети показывают не стабильные результаты в выполнении самостоятельных заданий по предметам (то пять, то два), во многом результат на уроке зависит от того, каким по счету был урок или как был организован.  Единообразие в системе оценивания выполненной работы приводит к отказу выполнять любое задание учителя.

        Не все дети, относящиеся к этой группе, действительно демонстрируют гиперактивное поведение. Бывает и совсем наоборот: дети ведут себя спокойно и производят впечатление, скорее, апатичных. Хотя они и не обращают на себя внимания своей гиперактивностью, но у них есть все остальные симптомы: нарушения концентрации внимания, асоциальное поведение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных, плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Эта другая форма чаще встречается у девочек, но ее реже относят к формам отклонений, нуждающихся в лечении. 

                   
Особенности работы с гиперактивными детьми.

     Специфика обучения учащихся с СДВГ заключается в реализации таких принципов, как комплексность, системность, поэтапность, и в необходимости осуществления индивидуализации.

        Работа с детьми данной категории должна  проводиться комплексно. На первый план здесь выступает скоординированность  всех участников процесса  сопровождения, выработка единого подхода, одинаковое  понимание сути проблемы. Необходимо объединение  и правильное сочетание различных подходов (медицинского, психолого- педагогического, родительского). Условиями успешного сопровождения ребенка с СДВГ  являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. Взрослые  должны  быть готовыми к длительной работе, а не к быстрому результату.

           Необходимым условием  коррекции гиперактивности служит изменение окружения ребенка с целью создания благоприятных условий для отставания в развитии психических функций.

        Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно. Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников.

         Основополагающим принципом в работе с детьми с СДВГ является принцип поэтапности . Который предполагает, что, учитывая  индивидуальные физиологические особенности  ребенка, желательно сначала выделить время на установление контакта, затем осуществлять индивидуальную работу по развитию произвольности действий (умение слушать инструкцию, подчиняться правилам); отработку (поочередную) дефицитарных функций, развитие умения рефлексии и лишь после этого переходить к групповой работе в классе (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С, 2002; Лютова Е. К., 2000; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000).

        Основные направления в работе с гиперактивными детьми, предлагаемые психологом Мониной Г.Б.:

  1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы. Проведение занятий учениками старших классов в младших  классах (старшие дети «работают» инструкторами, помощниками).
  2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
  • смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка; 
  • реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя;
  • требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы); 
  • понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; 
  • выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие); 
  • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными; 
    избегание категорических запретов. 

Индивидуализация обучения - важнейший фактор, влияющий на формирование учебных навыков (Занков Л. В., Зверев М. В., 1973; Кирсанов А. А., 1963; Монина Г. Б., 2004), и предполагает сознательные усилия педагога, направленные на отбор и адаптацию методик обучения, на структурирование учебного процесса в соответствии с потребностями каждого ребенка. Это  система мероприятий, сознательно используемых учителем в ходе педагогического процесса.

Традиционно индивидуализация процесса обучения предполагает не только принятие и понимание каждого отдельного ребенка, но и систему мероприятий, которые учитель сознательно внедряет в ходе педагогического процесса. По мнению И. С. Якиманской (1966), образовательная программа должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. Безусловно, педагог стремится, учитывая особенности ребенка с СДВГ, создать самые благоприятные условия для его обучения. Однако это далеко не всегда приводит к глубокой личностной включенности ученика, поскольку инициатива исходит от учителя. Кроме того, в условиях классно-урочной системы усилия учителя могут оказаться неэффективными. Тогда становятся необходимыми усилия учителя, направленные на создание условий для "самоиндивидуализации" ученика, на выявление каждым учеником собственного стиля учебной деятельности и на переход к саморегуляции (Якиманская И. С, 1999, с. 39).

Истинная индивидуализация.

    Нет ни одной методики обучения, которая была бы одинаково эффективна для всех детей в классе, а значит, и учить их надо по-разному, исходя из учета актуального уровня ребенка, социокультурных условий, психофизиологических особенностей, стиля преподавания и др.  Еще 10-15 лет назад под индивидуализацией обучения понимали подбор педагогом способов, приемов и темпа обучения, степени трудности заданий в зависимости от индивидуальных различий школьников, уровня развития их способностей (Марон А. Е., Кужанова Н. И., 2002).

   В работах А. А. Кирсанова (1963, 1980), Е. С. Рабунского (1970,1975) индивидуализация трактуется как приспособление процесса обучения к индивидуально-личностным и познавательным возможностям обучаемого. Однако процессы индивидуализации и социализации являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностного развития, определенный уровень которого порождает самоуправление личности, сознательно организующей собственную деятельность (Фельдштейн Д. И., 1995). В связи с этим, говоря об индивидуализации, так важно делать акцент на возможности ребенка самому принимать решения и отвечать за результаты своей учебы (Марон А. Е., Кужанова Н.И., 2002).

Подлинная индивидуализация - это предоставление каждому ребенку широкого поля деятельности как на уроке, так и на коррекционных занятиях, для нахождения возможностей успешного освоения учебного материала. Именно поэтому взрослому, обучающему ребенка или подростка с СДВГ, необходимо ориентироваться на учебные возможности каждого ученика, создавать условия самореализации, самостоятельности каждого ученика, помогать ученику раскрывать и максимально использовать опыт, который уже имеется у каждого, а не заставлять действовать по образу и подобию родителей или даже учителя. Учащимся надо предоставлять возможность выполнять учебные задания разными способами, чтобы они среди них выбрали оптимальный для себя, но при этом обязательно оказывать им помощь в отсеивании явно нерациональных. Эта помощь особенно важна в работе с детьми и подростками с СДВГ, часто испытывающими трудности при самостоятельном выполнении учебных заданий.  Сначала с помощью взрослого (психолога, учителя, родителей), а затем самостоятельно ребенок научается выявлять эффективные способы деятельности и закрепляет те из них, которые приемлемы лично для него.

В литературе выделяется два  типа индивидуализации:

- I тип: психолог, учитель - обучающий всех и индивидуализирующий процесс обучения;

- II тип: психолог, учитель - создающий условия для самообучения - самоиндивидуализации ученика.

 Осуществление индивидуализации способствует более полной личностной включенности обучающегося в процесс обучения, в связи, с чем повышается уровень его познавательной мотивации, мотивации достижения успеха, самореализации.  Однако как показывает практика, на первых этапах взаимодействия с учащимися, не готовыми к принятию ответственности за собственную учебу, в процессе коррекционной работы психолога или работы учителя на уроке (или взаимодействия родителей и ребенка при выполнении домашних заданий) целесообразно осуществление  I типа индивидуализации, предполагающей осуществление контроля со стороны взрослого над деятельностью школьников. Для  детей, имеющих СДВГ, обучающихся в коррекционных школах особо важной представляется практическая направленность изучения, что предполагает комментарии взрослого о важности освоения данного материала в дальнейшем обучении (или в профессиональной деятельности). А для отдельных детей необходима совместная работа по созданию стройного алгоритма действий в тех или иных ситуациях, возникающих в процессе обучения.

 Кроме работы психолога на коррекционных занятиях, работы учителя на уроке по реализации принципов индивидуализации, обучения самих учеников эффективным способам усвоения материала достаточно часто встает вопрос о том, чтобы передать родителям ребенка частичные функции. При невозможности реализации данного варианта помимо классно-урочной работы должна проводиться дополнительная индивидуальная работа с ребенком по особой индивидуальной программе, осуществляемая совместно педагогом и психологом. Основная стратегия обучения школьников с СДВГ заключается в том, что взрослый (психолог, учитель, родитель), предлагая учащимся общее задание, дает установку каждому ученику попытаться определить, какую пользу приносит ему применение того или иного конкретного приема выполнения задания, то есть на поиск каждым учеником той существенной для него информации, которая важна именно ему.

     Основная задача индивидуализации II типа - формирование у учащихся собственной позиции и ответственного отношения к процессу обучения, выявление собственных способов действия, связанных с успешным выполнением учебных заданий.

Кроме того, необходимое условие эффективности обучения детей и подростков с СДВГ - обязательность дальнейшего формирования тех структур, которые оказались не в полной мере сформированными на предыдущих этапах освоения учебной программы.

Причем обучение окажется продуктивным, если будет направлено  на предвосхищение возможности ошибок. Как правило, данные задачи решает в ходе учебной деятельности учитель, зачастую прибегая к многочисленным занятиям после уроков. Иногда для улучшения успеваемости родители обращаются за помощью к репетиторам, которые занимаются с ребенком тоже в послеурочное время. Некоторые родители пытаются сами справиться с трудностями обучения ребенка, просиживая с ними долгие вечерние часы, ликвидируя пробелы в знаниях. Однако практика показала, что подобный подход редко приносит пользу, поскольку ребенок переутомляется. Поэтому желательно не перегружать ребенка дополнительными занятиями, а прибегнуть к помощи психолога, который в процессе систематических занятий, построенных в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьника, поможет ощутить ему собственную успешность, повысить учебную мотивацию.

Формирование мотивации достижения успеха  - одно из главных условий эффективности работы на всех этапах ее прохождения (Маркова А. К., 1990).

 Центральным направлением в работе с детьми и подростками с СДВГ является создание условий для осмысления каждым учеником используемых им способов успешного выполнения учебных действий, своего стиля усвоения учебного материала и для перехода учащихся к самоконтролю, к саморегуляции, к самоуправлению собственной деятельностью (все остальные направления вплетены в эту деятельность). 

Повышение учебной мотивации.

  Наиболее значимым условием эффективности обучения является включение обучающихся в собственную деятельность, определяющую их стиль, мотивационная обусловленность обучения.
        Смена разных видов деятельности на уроках, проведение творческих работ, подбор дидактического материала с учетом особенностей ребенка (дети с СДВГ часто любят что-либо делать своими руками, а не только слушать и смотреть на пособия), введение элементов игры — все это способствует максимальному учету индивидуальных и возрастных особенностей учащихся даже в условиях классноурочной системы и, безусловно, будет помогать повышению учебной мотивации. Творческая деятельность всегда индивидуальна, и введение творческих заданий на уроках направлено на то, чтобы каждый ученик открыл для себя свои скрытые возможности. 

       Одним приемом, способствующим формированию мотивационной обусловленности обучения, является предоставление детям с СДВГ выбора формы домашнего задания.

Ученикам среднего и старшего возраста с удовольствием  принимают участие в создании пособий (карточек, плакатов и др.) для более младших школьников. Выполняя данное задание  можно  показать конкретную практическую направленность их учебной деятельности, повысить их значимость в собственных глазах (и то и другое чрезвычайно важно для детей и подростков с СДВГ).

          В настоящее время повышается эффективность использования ЭОР. Особенность компьютерного обучения — пошаговость, оперативная обратная связь, что способствует поэтапному формированию учебных умений и навыков. Работа с компьютером включает ребенка в новую сферу действий, где он является и
исполнителем, и корректором. Это ставит его в новую позицию по отношению к себе, к обучению, заставляя мобилизовать свои возможности. 
Однако перед педагогом встает несколько вопросов: как использовать компьютерное обучение при работе с детьми с СДВГ, нужно ли это увлекающимся и легко отвлекающимся ученикам? Прежде всего, компьютерные технологии позволяют осуществлять полимодальный подход к обучению (развитие зрительных, слуховых, кинестетических анализаторов и др.), что очень важно в работе с данной категорией детей. Однако, использование ЭОР должно использоваться строго в соответствии с требованиями и в качестве поощрения.

Развитие познавательной сферы

 Развитии познавательной сферы ребенка, непосредственно значимой для освоения учебного материала (объем восприятия, характеристики внимания, памяти, мышления). Иногда трудности в обучении школьников с СДВГ связаны с такой проблемой, не решенной в начальной школе, как недостаточное формирование единства акустического, артикуляционного, оптического и кинетического образов слова. В этом случае учитель включает в урок такие задания, которые направлены на развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия (например, составление детьми загадок, когда обязательным условием является использование нескольких каналов восприятия информации, одновременное проговаривание вслух и написание словарных слов, предложений и т. д.).

Переход к саморегуляции деятельности и самоконтролю.

 Ученики постепенно переходят к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю: самостоятельному анализу учебного материала, процесса произвольного выполнения учебных заданий и самоанализу допущенных ошибок. В процессе обучения происходит постепенная передача функций учителя ученику, нарастание уровня самостоятельности ребенка. Так, сначала деятельность учащихся осуществляется под руководством взрослого, главной задачей которого является «настроить» ребенка на дальнейшую работу. Игровые упражнения, многоуровневые задания для разных категорий детей, самостоятельный выбор вида деятельности учащимися, помощь взрослого в осознании им успеха — все это способствует формированию положительного отношения детей к занятиям на уроках (основы мотивационной обусловленности обучения). Многократное повторение успешных действий ребенка формирует у него потребность в более обобщенных эмоциональных оценках (успех «дела», а не только отдельной операции). Таким образом, постепенно завершается этап успешного выполнения первоначально заданных учителем действий и их перевод на рельсы самостоятельного регулирования, подкрепляемого успехом. Ребенок двигается к самостоятельной деятельности, к самостоятельному решению задачи — писать грамотно, решает примеры и задачи без ошибок. Происходит нарастание внутреннего самоконтроля.

Снижение уровня негативных эмоциональных проявлений относительно процесса обучения, уровня школьной тревожности. 

     Одна из важных задач педагога — снижение уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся относительно процесса обучения, снижение уровня школьной тревожности как фактора, влияющего на общую успешность и на процесс освоения грамотным письмом (фронтальная и индивидуальная работа учителя). Создание условий для снижения уровня негативного эмоционального отношения учащихся к процессу обучения, снижения уровня школьной тревожности — один из факторов, влияющих на общую успешность и на процесс освоения грамотного письма.

Таким образом, при работе с гиперактивными  детьми следует пользоваться следующими рекомендациями:

  1.  Не следует  заставлять гиперактивного ребенка  заниматься больше, чем он может.
  2. Во время  занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
  3. Быть экспрессивным, театральным: необычность в поведении педагога может помочь  ребенку сконцентрировать  внимание.
  4. Не требовать  от ребенка большей аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Способствовать формированию  чувства успеха.
  5. Ребенка с СДВГ лучше посадить рядом с педагогом: время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание.
  6. Гиперактивным детям сложно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. С таким ребенком необходимо совместно выработать  конкретные правила поведения и работы.
  7. Инструкции, которые предлагаются ребенку должны  быть очень конкретными и  содержать не более 10 слов.
  8. Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять.
  9. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка.
  10.  Старайтесь быть рядом с ребенком, когда он выполняет какое-либо задание.

          Желательно, чтобы учителя принимали во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания.                 Гиперактивным детям нравятся воспитатели, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, которые строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому.

        Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.

        Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок. Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться.

        Конечно же, педагоги обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям.        Школьный урок продолжается 40--45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2--3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

        Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

        В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие - повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

        Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты».

        Гиперактивного ребенка необходимо  учить  соблюдать определенные правила и следовать инструкциям. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако, следует объяснить ребенку, что если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку.

        Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15- 20 минут. Один из вариантов поощрения - выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды.

        Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале. Или другое: в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие - повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Программа коррекционной работы в образовательном учреждении

при работе с гиперактивными детьми.

  1. Создание положительной мотивации, ситуаций успеха.

Положительную мотивацию необходимо создавать, организовывая игровую деятельность ребенка. Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами. А при достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает обещанное вознаграждение.

  1. Обучение ребенка релаксации.

 Задача этого направления коррекции- научить гиперактивного ребенка расслабляться,  понимать  структуру собственного тела. Дети с СДВГ не могут  выбрать один раздражитель и сфокусировать на нем свое внимание. У него идет постоянная борьба за несколько раздражителей, а это в сою очередь, приводит к частому «перескакиванию» с одного вида деятельности на другой, к крайней невнимательности.

  1. Коррекция негативных форм поведения, в том числе и немотивированной агрессии.
  2. Развитие дефицитарных функций.
  3. Развитие навыков межличностного взаимодействия.
  4. Работа с родителями  гиперактивного ребенка.

Работа с родителями гиперактивного ребенка.

        В оказании помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями. Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей.  

        Учитель должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывает на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей».

        Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и требует от них больших усилий и огромного терпения.

Заключение

          К сожалению, до сих пор остается много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений СДВГ. Тем не менее, у всех специалистов, работающих с детьми данной категории, существуют общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром, наблюдать за ребенком на протяжении многих лет, адаптировать его к современному обществу и дать ему хорошее подходящее образование. Приведенные  методы работы с детьми с СДВГ не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, необходимость помещения в специальные поведения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.

        Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация процесса обучения

Содержит материал об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в процессе обучения, о необходимости учёта психологических особенностей в реализации индивидуального воспитания, об учёте возрастных особе...

Индивидуализация процесса обучения на уроках математики

1.     Принцип индивидуализации – основной принцип построения урока.2.     Выбор каждым учеником уровня изучения предмета: базовый или профильный.3....

Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.

Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, ос...

Индивидуализация процесса обучения - потребность времени.

В приложении к научно-практическому журналу "Педагогическая нива" № 5/2013, СПб.: Стратегия будущего, 2013, - 73 с. напечатана статья учителя ГБОУ лицея № 572 Невского района Санкт-Петербурга  Пе...

Индивидуализация процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся в ходе реализации модульного обучения

Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическо...

Статья " Сайт учебной дисциплины (английский язык) как средство индивидуализации процесса обучения."

Сайт учебной дисциплины как средство индивидуализации процесса обучения.В последние годы в российском образовательном пространстве стоит вопрос об индивидуализации обучения и об обучении с помощью диф...