Индивидуализация процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся в ходе реализации модульного обучения
статья по русскому языку

Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методическое руководство для учащихся и систему контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    В современном обществе в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции учителя. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.  Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от учителя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании и общении. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного образования.

 Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

 Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих и воспитательных систем, проектированием образовательных процессов. Педагогическую технологию отличают конкретность и четкость целей и задач и наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.

   Как правило, педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач обучения и развития личности ученика, т.е. обеспечивает управляемость образовательного процесса.

Одной из инновационных составляющих СПТ является теория модульного обучения. 

Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методическое руководство для учащихся и систему контроля.

Основные элементы модульного обучения:

-четкая структуризация содержания обучения;

-законченность и относительная самостоятельность блоков содержания;

-наличие визуально представленного методического руководства для каждого учащегося;

-индивидуальная скорость работы с учебным материалом;

-контроль усвоения каждой порции учебного материала каждым учащимся.

Реализация

Основными средствами реализации модульного обучения являются модульная программа и учебные модули. Модульная программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения. Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

Модульная программа состоит из отдельных модулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из необходимого количества учебных элементов: интегрированную дидактическую цель модуля, резюме или обобщение материала модуля, задания для выходного контроля.

Содержание, оформление, объем учебного модуля определяется его видом и видом модульной программы, частью которой он является. Чем меньше объем модуля, тем эффективнее положительное подкрепление, выше гибкость модульной программы в целом, более управляема учебная деятельность, меньше возможностей для развития мышления и творческих способностей.

Достоинства:

- реализуются идеи развивающего обучения, когда объем изучаемого дидактического контента дифференцируется посредством варьирования темпов его изучения;

- предполагает организацию обучения в разных формах (индивидуальной, групповой, дистанционной, в парах (тройках, четверках и т.д.) постоянного и сменного состава);

- обучение при помощи электронных образовательных ресурсов;

-  интенсивный характер обучения, оптимизация процесса и достижение максимального результата при минимальной затрате сил, времени и средств.

- снижение зависимости качества обучения от уровня квалификации педагога;

- создание комфортных условий работы для учителя и учащихся;

- учет индивидуальных возможностей учащихся.

Ограничения:

- недостаточно сформированные у учащихся навыки самостоятельной работы.

- требуется длительное время для разработки модульных программ и материалов;

- вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях;

- требуется адаптация к новой системе

 Таким образом, модульное обучение можно рассматривать как эффективный метод, так как оно предельно индивидуализировано и основано на самоорганизации: ребёнок не просто учится новому, но и тренирует навыки самообразования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....

Стендовый доклад"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения (профиль «швейное дело») с использованием ИКТ"

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения компьютерных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления ...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе реализации личностного принципа обучения географии

Каждый ребенок неповторим и уникален. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сд...

Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм обучения на уроках МХК в 11 классе

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.Главная задача россий...

Сборник методических материалов "Активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе реализации учебной и проектной деятельности"

В сборнике методических материалов представлен опыт учителя физики высшей категории Мкртычян Елены Георгиевны (МАОУ лицей № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира Краснодарского края) по творческому исполь...

Сборник методических материалов "Активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе реализации учебной и проектной деятельности"

В сборнике методических материалов представлен опыт учителя физики высшей категории Мкртычян Елены Георгиевны (МАОУ лицей № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира Краснодарского края) по творческому исполь...