формирование и строение речи
учебно-методический материал на тему

Прошина Елена Борисовна

формирование и строение речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_i_stroenie_rechi.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Строение и функции периферического отдела речевого аппарата

Периферический отдел речевого аппарата

Функции

Строение

Дыхательный

Физиологическое и речевое дыхание. Обеспечить силу звучания голоса.

Носовая и ротовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, межрёберные мышцы и диафрагма.

Голосовой

Образование голоса- фонация. Обеспечивает высоту и тембр голоса.

Гортань и голосовые связки.

Артикуляционный

Непосредственное произнесение звуков речи –артикуляция.

Язык, губы, твёрдое и мягкое небо, глотка, носовая и ротовая полость, нижняя челюсть, зубочелюстная система.

Структура процесса восприятия речи

( по Л.С. Цветковой)

Уровни речевосприятия

Операции речевосприятия

Сенсомоторный уровень

Прием и обработка звуков на основе акустико-артик.признаков звуков; операция дифференциации звуков ;

операция установления фонемного состава и выделения пауз; операция восприятия и анализа ритмико-слоговой структуры высказывания.

Лингвистический уровень

Языковой, фонемный анализ ; дифференциация и выбор значения слова ; перешифровка логико-грамматической организации речи в значение; анализ звукового высказывания.

Психологический уровень

Раскрытие смысла, мотива речи говорящего. Операция восприятия и анализа интонационно-мелодической организации высказывания ; операция восприятия и анализа мимико-жестового сопровождения высказывания ;

Последовательность операций механизма составления слов из элементов.

Последовательность операций механизма составления слов из элементов:

2

Отбор значимых частей слова, выражающих его смысловое содержание

3

Отбор устойчивых фонемных комплексов, соответствующих смысловому содержанию слова

1

Определение смыслового содержания элементов высказывания

Последовательность операций механизма составления фраз из слов.

2

Составление лексико-грамматической схемы высказывания

1

Составление общей смысловой схемы высказывания

3

Отбор языковых единиц , необходимых для выражения мысли

4

Определение смысловых акцентов высказывания

Операции речепорождения

1этап – исходным моментом высказывания является речевая мотивация ;

2 этап – на этом этапе порождения речевого высказывания, обобщение смысловой схемы высказывания ;

3 этап – ключевой этап-внутреннее программирование, составление смысловой схемы будущего высказывания;

4 этап – лексико-грамматическое развертывание высказывания ;

5 этап – отбор языковых средств, необходимых для выражения мысли.

Функции центрального отдела речевого аппарата

Центральный отдел речевого аппарата

Функции

Корковый центр Вернике

Анализ звучащей речи – определение акустических особенностей звуков, их различение, анализ количества и порядка звуков в слове.

Корковый центр Брока

Моторная организация речи. Двигательные речевые программы – определяется возможность, характер, последовательность движений органов речи ;создаются серии нервных импульсов, поступающих к речевым мышцам ;программируется возможность плавного перехода от одного движения к другому.

Переднелобные и теменно-затылочные отделы коры головного мозга

Выбор языковых единиц и  их комбинирование в процессе высказывания.

Подкорковые ядра

Врождённые предречевые рефлексы : смех, плач, стон, всхлипывания.

Лимбико-ретикулярный комплекс

Регуляция эмоций. мотиваций, активизация адаптивных реакций и внимания ребёнка.

Экстрапирамидная система

Регуляция и перераспределение тонуса речевых мышц, создают фоновый мышечный тонус.

Подкорково-мозжечковые ядра

Участвуют в реализации таких просодических компонентов, как темп, плавность, интенсивность и высота голоса, эмоциональная выразительность речи.

Мозжечок

Координация и синхронизация движений органов артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, регуляция их мышечного тонуса.

Ретикулярная формация

Принимает импульсы от внутренних органов и извне, обрабатывает, передаёт импульсы в кору ; участвует в приёме речевой информации, первое звено в механизме импрессивной речи.

Ядра и проводящие пути черепно-мозговых нервов ствола головного мозга

Иннервация речевого аппарата.

Основные маркеры речевого развития ребенка в различные возрастные периоды

Возрастной период

Речевые маркеры

Доречевой

развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Преддошкольный

С развитием речи объектом мысли ребенка становится не только конкретное восприятие, характерное для сенсомоторного этапа развития, но возникает возможность оперировать представлениями. Это является основой для развития важнейшей особенности психической деятельности — способности к сопоставлению и противопоставлению воспринимаемых объектов, что определяет возможность формирования первых понятий.

Младший дошкольный

В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И так далее. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

Средний дошкольный

К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 3-4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он — папа, она — мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняе двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).

Младший школьный

Первая форма речи, возникающая у ребенка,— диалог; это громкая внешняя речь. Затем развивается другая форма — та, которой сопровождаются действия; она тоже громкая, но служит не для общения, а является скорее «речью для себя», «эгоцентрической». Объем этой формы речи в три года достигает наибольшей величины (75% всей речи), от трех до шести лет постепенно убывает, а после семи лет она практически исчезает. Эгоцентрическая речь тоже имеет социальный характер. Это видно из экспериментов, когда ребенка, речь которого находилась на стадии эгоцентризма, помешали в группу не понимавших его детей (глухонемых или иноязычных), так что какое бы то ни было речевое общение исключалось. Оказалось, что в этой ситуации у наблюдаемого ребенка возникал регресс — эгоцентрическая речь практически исчезала (ребенок переставал говорить и сам с собой).

Средний школьный

В продуктивных видах речевой деятельности впервые появляется дифференциация способов воздействия на партнеров общения, в письменных и устных текстах совершенствуются, хотя и остаются достаточно низкими по сравнению с другими возрастными группами, показатели связности, логичности, каузальности, предикативной структуры высказывания

Старший школьный

овладению самообразования, переходу к творческой исследовательской деятельности, обогащению понятийного аппарата, овладению сложными интеллектуальными операциями, стремлению к систематизации полученных знаний, причинному объяснению явлений, аргументированности и доказательности суждений 

Состояние различных речевых компонентов в разные речевые периоды жизни ребенка.

Возрастные периоды

Строение языковых и речевых компонентов

звукопроизношение

Фонетические процессы

Лексический строй речи

Грамматический строй речи

словарь

0-2 месяца

Появление гуления звуки похожие на протяженные гласные

Ребенок начинает реагировать на звуки со стороны окружающих, реагирует наинтонацию

2-6 месяцев

Появление лепета, звуки начинают быть похожими на сочетания звуков

Поворачивает голову в сторону звуков, реагирует на интонацию взрослого и ребенка

6-12 месяцев

Начинает агукать. Произношение сочетаний звуков.

Может прослушивать мелодию и улыбаться, реагирует на различные виды интонации.

Начинает понимать некоторые значении слов и реагировать на них. Так ку-ку ( спрятались) и т.д.

слова типа ку-ку, па-па, ба-ба

1-1,5 года

Прозносит гласные звуки а,у,о. солгасные т,д,к,г,п,б

Начинает формироваться темпо-ритмическая организация речи ребенка

Понимает слова,находясь в контексте той или иной ситуации

Предложения из аморфных слов. Обычно двусоставные

Увеличивается запас узнаваемых слов и предметов. Если в 12 месяцев у ребенка было 6-10 слов, то полтора года их уже 20-30.

1,5- 2 года

Хорошо произносит гласные и некоторые согласные п,б,м,н, к двумах годам уже появляются твердые согласные. Ц,ч.

Выполняет указания старших, реагирует абсолютно на всё, что к нему обращено.

Понимает все слова относительно той ситуации, в которой тот находится.

Навыки употребления форм ед.и мн.ч существит., времени и лица глаголов.

Слова носят обобщено-смысловой характер. Уже к концу 2 лет у ребенка в арсенале 300 слов.

2- 3 года

Гласные все сформированы, согласные легкие по артикуляции должны находится в норме, происходит формирование позиции соноров, свистящих,  шипящих

Все фонематические процессы сформированы

Лексика также находится в норме

Строит предложения, использует достаточно длинные фразы в своей речи. Происходит согласование в роде и числе сущ+прил.. сущ+глагол

Достаточно высокий словарный запас более 1000 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков письменной речи у учащихся С(К)ОУ VIII вида

Материал позволяет оценить степень овладения элементарными навыками письменной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Формирование диалогической формы речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в беседе

Данный материал может быть полезен воспитетелям речевых групп и учителям- логопедам ДОУ. В нем раскрывается структура беседы, как  основного метода речевого развития диалогической речи у дошкольн...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

Игры для формирования грамматического строения речи детей в начальной школе.

Грамматика - это дисциплина , которая изучает строй языка и его законы. Благодаря ей речь становится сформированной и понятной для всех окружающих. К.Д. Ушинский считал, что грамма...