формирование и строение речи
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Строение и функции периферического отдела речевого аппарата
Периферический отдел речевого аппарата | Функции | Строение |
Дыхательный | Физиологическое и речевое дыхание. Обеспечить силу звучания голоса. | Носовая и ротовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, межрёберные мышцы и диафрагма. |
Голосовой | Образование голоса- фонация. Обеспечивает высоту и тембр голоса. | Гортань и голосовые связки. |
Артикуляционный | Непосредственное произнесение звуков речи –артикуляция. | Язык, губы, твёрдое и мягкое небо, глотка, носовая и ротовая полость, нижняя челюсть, зубочелюстная система. |
Структура процесса восприятия речи
( по Л.С. Цветковой)
Уровни речевосприятия | Операции речевосприятия |
Сенсомоторный уровень | Прием и обработка звуков на основе акустико-артик.признаков звуков; операция дифференциации звуков ; операция установления фонемного состава и выделения пауз; операция восприятия и анализа ритмико-слоговой структуры высказывания. |
Лингвистический уровень | Языковой, фонемный анализ ; дифференциация и выбор значения слова ; перешифровка логико-грамматической организации речи в значение; анализ звукового высказывания. |
Психологический уровень | Раскрытие смысла, мотива речи говорящего. Операция восприятия и анализа интонационно-мелодической организации высказывания ; операция восприятия и анализа мимико-жестового сопровождения высказывания ; |
Последовательность операций механизма составления слов из элементов.
Последовательность операций механизма составления слов из элементов: | |
2 | Отбор значимых частей слова, выражающих его смысловое содержание |
3 | Отбор устойчивых фонемных комплексов, соответствующих смысловому содержанию слова |
1 | Определение смыслового содержания элементов высказывания |
Последовательность операций механизма составления фраз из слов. | |
2 | Составление лексико-грамматической схемы высказывания |
1 | Составление общей смысловой схемы высказывания |
3 | Отбор языковых единиц , необходимых для выражения мысли |
4 | Определение смысловых акцентов высказывания |
Операции речепорождения
1этап – исходным моментом высказывания является речевая мотивация ;
2 этап – на этом этапе порождения речевого высказывания, обобщение смысловой схемы высказывания ;
3 этап – ключевой этап-внутреннее программирование, составление смысловой схемы будущего высказывания;
4 этап – лексико-грамматическое развертывание высказывания ;
5 этап – отбор языковых средств, необходимых для выражения мысли.
Функции центрального отдела речевого аппарата
Центральный отдел речевого аппарата | Функции |
Корковый центр Вернике | Анализ звучащей речи – определение акустических особенностей звуков, их различение, анализ количества и порядка звуков в слове. |
Корковый центр Брока | Моторная организация речи. Двигательные речевые программы – определяется возможность, характер, последовательность движений органов речи ;создаются серии нервных импульсов, поступающих к речевым мышцам ;программируется возможность плавного перехода от одного движения к другому. |
Переднелобные и теменно-затылочные отделы коры головного мозга | Выбор языковых единиц и их комбинирование в процессе высказывания. |
Подкорковые ядра | Врождённые предречевые рефлексы : смех, плач, стон, всхлипывания. |
Лимбико-ретикулярный комплекс | Регуляция эмоций. мотиваций, активизация адаптивных реакций и внимания ребёнка. |
Экстрапирамидная система | Регуляция и перераспределение тонуса речевых мышц, создают фоновый мышечный тонус. |
Подкорково-мозжечковые ядра | Участвуют в реализации таких просодических компонентов, как темп, плавность, интенсивность и высота голоса, эмоциональная выразительность речи. |
Мозжечок | Координация и синхронизация движений органов артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, регуляция их мышечного тонуса. |
Ретикулярная формация | Принимает импульсы от внутренних органов и извне, обрабатывает, передаёт импульсы в кору ; участвует в приёме речевой информации, первое звено в механизме импрессивной речи. |
Ядра и проводящие пути черепно-мозговых нервов ствола головного мозга | Иннервация речевого аппарата. |
Основные маркеры речевого развития ребенка в различные возрастные периоды
Возрастной период | Речевые маркеры |
Доречевой | развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими. |
Преддошкольный | С развитием речи объектом мысли ребенка становится не только конкретное восприятие, характерное для сенсомоторного этапа развития, но возникает возможность оперировать представлениями. Это является основой для развития важнейшей особенности психической деятельности — способности к сопоставлению и противопоставлению воспринимаемых объектов, что определяет возможность формирования первых понятий. |
Младший дошкольный | В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И так далее. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых. |
Средний дошкольный | К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 3-4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он — папа, она — мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняе двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар). |
Младший школьный | Первая форма речи, возникающая у ребенка,— диалог; это громкая внешняя речь. Затем развивается другая форма — та, которой сопровождаются действия; она тоже громкая, но служит не для общения, а является скорее «речью для себя», «эгоцентрической». Объем этой формы речи в три года достигает наибольшей величины (75% всей речи), от трех до шести лет постепенно убывает, а после семи лет она практически исчезает. Эгоцентрическая речь тоже имеет социальный характер. Это видно из экспериментов, когда ребенка, речь которого находилась на стадии эгоцентризма, помешали в группу не понимавших его детей (глухонемых или иноязычных), так что какое бы то ни было речевое общение исключалось. Оказалось, что в этой ситуации у наблюдаемого ребенка возникал регресс — эгоцентрическая речь практически исчезала (ребенок переставал говорить и сам с собой). |
Средний школьный | В продуктивных видах речевой деятельности впервые появляется дифференциация способов воздействия на партнеров общения, в письменных и устных текстах совершенствуются, хотя и остаются достаточно низкими по сравнению с другими возрастными группами, показатели связности, логичности, каузальности, предикативной структуры высказывания |
Старший школьный | овладению самообразования, переходу к творческой исследовательской деятельности, обогащению понятийного аппарата, овладению сложными интеллектуальными операциями, стремлению к систематизации полученных знаний, причинному объяснению явлений, аргументированности и доказательности суждений |
Состояние различных речевых компонентов в разные речевые периоды жизни ребенка.
Возрастные периоды | Строение языковых и речевых компонентов | ||||
звукопроизношение | Фонетические процессы | Лексический строй речи | Грамматический строй речи | словарь | |
0-2 месяца | Появление гуления звуки похожие на протяженные гласные | Ребенок начинает реагировать на звуки со стороны окружающих, реагирует наинтонацию | |||
2-6 месяцев | Появление лепета, звуки начинают быть похожими на сочетания звуков | Поворачивает голову в сторону звуков, реагирует на интонацию взрослого и ребенка | |||
6-12 месяцев | Начинает агукать. Произношение сочетаний звуков. | Может прослушивать мелодию и улыбаться, реагирует на различные виды интонации. | Начинает понимать некоторые значении слов и реагировать на них. Так ку-ку ( спрятались) и т.д. | слова типа ку-ку, па-па, ба-ба | |
1-1,5 года | Прозносит гласные звуки а,у,о. солгасные т,д,к,г,п,б | Начинает формироваться темпо-ритмическая организация речи ребенка | Понимает слова,находясь в контексте той или иной ситуации | Предложения из аморфных слов. Обычно двусоставные | Увеличивается запас узнаваемых слов и предметов. Если в 12 месяцев у ребенка было 6-10 слов, то полтора года их уже 20-30. |
1,5- 2 года | Хорошо произносит гласные и некоторые согласные п,б,м,н, к двумах годам уже появляются твердые согласные. Ц,ч. | Выполняет указания старших, реагирует абсолютно на всё, что к нему обращено. | Понимает все слова относительно той ситуации, в которой тот находится. | Навыки употребления форм ед.и мн.ч существит., времени и лица глаголов. | Слова носят обобщено-смысловой характер. Уже к концу 2 лет у ребенка в арсенале 300 слов. |
2- 3 года | Гласные все сформированы, согласные легкие по артикуляции должны находится в норме, происходит формирование позиции соноров, свистящих, шипящих | Все фонематические процессы сформированы | Лексика также находится в норме | Строит предложения, использует достаточно длинные фразы в своей речи. Происходит согласование в роде и числе сущ+прил.. сущ+глагол | Достаточно высокий словарный запас более 1000 слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков письменной речи у учащихся С(К)ОУ VIII вида
Материал позволяет оценить степень овладения элементарными навыками письменной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Формирование диалогической формы речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в беседе
Данный материал может быть полезен воспитетелям речевых групп и учителям- логопедам ДОУ. В нем раскрывается структура беседы, как основного метода речевого развития диалогической речи у дошкольн...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...
Игры для формирования грамматического строения речи детей в начальной школе.
Грамматика - это дисциплина , которая изучает строй языка и его законы. Благодаря ей речь становится сформированной и понятной для всех окружающих. К.Д. Ушинский считал, что грамма...