Индивидуальная адаптированная рабочая программа психолого -педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 5 класса, с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_adaptirovannaya_rabochaya_programma_na_uchenika_5_klassa_s_rda.docx | 54.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты–Мансийского автономного округа–Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрено» на заседании методического совета КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Протокол №___ от «___»______2017г. Руководитель методического совета ____________Степанова О.Ю. | «Согласовано» Зам.директора по УВР КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ___________Кабицкая В.В. «____»___________2017 г. | «Утверждено» Директор КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _____________ Энзель М.П. приказ № ____ от «____»______2017г. |
Индивидуальная адаптированная рабочая программа
Психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ
на 2017-2018 учебный год
адресность: ученик 5 « » класса
индивидуальное обучение
уровень: базовый
Дедковская Наталья Сергеевна
педагог- психолог
первой квалификационной категории
Члены экспертной группы:
1._____________________/_________________
2.____________________/__________________
3._____________________/_________________
4._____________________/_________________
г.Урай
2017г.
Психологическая характеристика школьника
Рекомендации ГПМПК: формирование средств коммуникаций, алгоритма учебно-познавательной деятельности, развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной и вербальной основе.
Педагог – психолог Дедковская Н.С. ____________
Структура рабочей программы педагогов - психологов и учителей дефектологов.
- Пояснительная записка
- Нормативные документы
- Цели, задачи программы
- Принципы коррекционной работы
- Формы организации коррекционного процесса (приемы, методы, подходы коррекционного процесса)
- Содержание программы
- Основные направления и этапы (диагностический, основной коррекционного обучения, этап итоговой диагностики)
- Планируемые результаты психологического воздействия
- Формы контроля и оценивания (диагностический этап)
- Организационный раздел
- Примерное тематическое планирование коррекционной работы
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
- Календарно-тематическое планирование
1. Пояснительная записка
Программа имеет нормативно-правовую основу разработки индивидуальной адаптированной коррекционно-развивающей программы педагога-психолога для ученика с особыми образовательными потребностями:
-Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.
-Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 г. № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» и др.
-Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;
-от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 8мая 2014 года №5-нп «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или медицинских организациях»;
-письмами Минобрнауки России от 10 декабря 2012 года №07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;
-Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года №273
-Приказ Департамента образования и молодежной политики от 3 июля 2016 года №121 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории ХМАО-Югры для обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов, получающих образование на дому и в медицинских организациях»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";
-Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
-Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
-«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).
-Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ»;
-Годовым календарным графиком КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ» на 2017-2018 учебный год.
-Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
Исходная теоретическая и методологическая основа.
Исходной теоретической и методологической основой программы является классификация О.С. Никольской. Где она выделяет основу РДА: специфично сформированную систему аффективной организации поведения и сознания, лежащей в основе аффективно-эмоциональной сферы.
Данная программа психолого – педагогической работы строится на основе трудов: Г. Доман 1970; В.М. Башина, 1980,1999; Е.Каган,1981; К.С.Лебединская 1988, О.С. Никольская 2002 г. Основная задача коррекционной работы – это ввести аутичного ребенка в социум.
Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
При составлении программы и проведении развивающей и коррекционной работы следует учитывать феноменологические особенности, своеобразие структуры формирования базовых составляющих психической деятельности подростка и учитывать следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
- динамика физического развития (анамнез);
- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, её объективность);
- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
- особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;
- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);
- познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
- умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств; способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
- внушаемость; наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям; наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки; отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
- особенности поведения в школе и дома.
Цели программы по психокоррекции:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- развитие познавательных навыков;
-смягчение, характерного для аутичных детей, сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы по психокоррекции:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
- обучение его простым навыкам контакта;
- обучение ребенка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
- развитие моторных функций, особенно развитие мелкой моторики;
- развитие когнитивных и познавательных процессов.
Принципы коррекционной работы:
Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с расстройствами аутистического спектра необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы. К основополагающими принципами можно отнести следующие:
- соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с РДА, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с РДА выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) несовершеннолетнего с РДА в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы).
Коррекционная психолого-педагогическая работа направлена на развитие всех сторон личности: эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной.
Формы организации психологической коррекции:
Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Работа осуществляется в индивидуальной форме 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Длительность индивидуальных занятий 25 минут, согласно нормам СанПиН.
Кол-во часов | |
За год | 34 часа |
В неделю | 1 час |
1 четверть | 8 часов |
2 четверть | 7 часов |
3 четверть | 11часов |
4 четверть | 8 часов |
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Методические требования к занятиям по психокоррекции обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;
- объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;
- речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
- не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения целесообразно переходить на шепотную речь;
- занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;
- после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка - аутиста требует обязательного поощрения.
На дальнейших этапах психологической коррекции психолог усложняет деятельность ребенка, переходя к более сложным играм и упражнениям, направленным на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и произвольного поведения.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Принцип «спирали»;
4. Наращивание темпа выполнения заданий;
5. Смена разных видов деятельности.
Для достижения наибольшего результата на коррекционно-психологических занятиях используются следующие методы:
- методы повышения познавательной активности (анализ, сравнение, моделирование, вопросы, повторения, решение логических задач, экспериментирование);
- методы присоединения и отзеркаливания для развития коммуникативной сферы;
-методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным материалом, создание ситуации творческого поиска, развитие готовности восприятия материала);
- методы повышения эмоциональной активности (элементы новизны, драматизация, воображение ситуаций, придумывание стихотворений, загадок);
- методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игровых форм деятельности, постановка системы перспектив: ближней, средней и дальней);
- методы развития творчества, творческих качеств (мотивирование деятельности детей, проблемные задачи и ситуации, прогнозирование, предположения, догадка, творческие задания, дискуссии, создание креативного поля)
Для создания комфортного психо-эмоционального режима коррекционно-психологические занятия проводятся с использованием следующих технологий:
-Здоровьесберегающих технологий:
*сказкотерапия;
*дыхательная гимнастика;
*развитие тонкой моторики рук, общей моторики;
*самомассаж;
*кинезиологические упражнения;
*релаксация.
-Технологии моделирования и проигрывания сказок.
-Информационно-коммуникативная технология.
-Сенсорно-интегративной терапии.
-Арт-терапии (через стихотворения, сказки, рассказ, рисунок).
2. Содержание программы:
Содержание работы условно делится на несколько этапов. Коррекционно-психологическая работа ведется в трех основных направлениях: на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Педагог-психолог вправе выбирать или менять направления коррекционного обучения, с учетом программного материала по оптимизации нервно-психического состояния и развитию когнитивной сферы.
Диагностический этап.
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
- проведение комплексной социально – психолого - педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с РАС;
- определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной сфер и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с РАС;
Результаты обследования фиксируются в протоколе обследования. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Основной этап коррекционного обучения.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой и познавательной сфер;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
- установление эмоционального контакта, развитие представлений об окружающих людях, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации.
Главный принцип коррекционной работы – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия психолога, учащегося, и других специалистов службы сопровождения для решения коррекционных и развивающих задач.
Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Важно учитывать не только то, что ученик знает и может выполнить в момент исследования, но и его возможности в обучении – «зону ближайшего развития».
Итоговый этап (обследование). На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная диагностика и результаты заносятся в протокол обследования.
Консультативная работа.
Обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка;
- консультационную поддержку и помощь, направленную на содействие свободному и осознанному выбору обучающегося с РАС профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса:
• информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение всем участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями обучения и сопровождения учащихся с РАС.
Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами аутистического спектра программы коррекционной работы:
Личностные результаты освоения АООП ООО обучающихся с РАС, включают: индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение им социокультурного опыта.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать динамику:
1) Развитие у ребенка стремления к контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятия происходящего. Понимание ребенком, того, что свои переживания можно разделить с другим человеком, получение разнообразного опыта разделенных переживаний. Появление возможности спонтанно обратиться, задать вопрос и воспринять ответ не только в узком русле собственного стереотипного интереса. Приобретение положительного опыта коммуникации, развитие ее адекватных форм, накопление представлений о других людях;
2) понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
3) формирования и развития мотивов учебной деятельности;
4) потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;
5) развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
6) способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
7) принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;
9) овладения социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах деятельности).
Метапредметные результаты освоения АООП ООО, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи.
Эффективность программы по психокоррекции.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Формы контроля и оценивания (диагностический этап).
Форма оценивания знаний учащихся: безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, промежуточная и итоговая диагностика.
3. Организационный раздел.
Примерное тематическое планирование коррекционной работы
№ | Основное направление коррекционной работы | Всего часов |
1 | Первичная и итоговая диагностика | 7 |
2 | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | 2 |
3 | Коррекция нарушений в развитии эмоционально – волевой и личностной сфер. | 8 |
4 | Формирование произвольной регуляции и действий самоконтроля | 3 |
5 | Формирование средств коммуникации. Выработка стереотипов поведения и формирование социально – адекватного поведения | 3 |
6. | Развитие основных мыслительных операций, аналитико-синтетической деятельности на наглядной и вербальной основе | 6 |
7 | Развитие различных видов мышления | 2 |
8 | Формирование произвольной регуляции и действий самоконтроля | 3 |
9 | Итого | 34 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Литература:
- Васютин А.М. Психотехники нового поколения.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 560 с.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.-М.,2007.
- Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн.1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзер; пер.с англ.Б.Зуева, А.Чечиной, И.Дергачевой и др. – Екатеринбург:Рама Паблишинг, 2014.-224 с.
- Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн.2 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзер; пер.с англ.Б.Зуева, А.Чечиной, И.Дергачевой и др. – Екатеринбург:Рама Паблишинг, 2014.-288 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психология развития человека. – М: Смысл, 2004.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка // Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Психология развития ребёнка. – М.: Смысл, 2004.
- Глен Доман Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. Перевод Калинина С.Л. 2007 г, Рига Латвия, - 329 с.
- Данилова Е., Федотов М. Как дать ребёнку энциклопедические знания – С.-Пб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
- Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. —М., 2004.
- Доман Г. , Доман Д., Эйзен С. Как развить интеллект ребёнка /Пер. с англ.– М.: АСТ, 2000.
- Елена Баенская Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) – М.: Теревинф, 2014.- 112с.
- Если ребёнок не такой, как другие… Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И. Волковой. М., 1997.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: психология ребенка. – СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». – 2000.- 336с.
- Игумнов С.А. «Психотерапия детей и подростков».- Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ,2005.- 288с.
- Использование компьютера в развитии и социализации детей с особенностями развития – М.: Наш Солнечный мир, 2013. – 48 с.
- Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. - Волгоград 2010.
- Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям. – М.: АКАДЕМИЯ, 2006.
- Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008.- 928 с.
- Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008.- 848 с.
- Мамайчук, И. И.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб., 2001.
- С. Морозова Аутизм : коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах.-М., ВЛАДОС 2007.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития.- СПб.: Питер, 2008.- 192с.
- У.В.Ульенкова Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии.-М.,2007.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
- Чуприков А.П. Расстройства спектра аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь/ А.П. Чуприков, А.М. Хворова.- Изд.2-е,дополн.- Львов: Мс.2013. – 272 с.
- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/Г.А. Широкова, Е,Г, Жадько. – Изд.5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 314с.
Компьютерно – информационное оснащение:
1.Мультимидийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике коррекционно – развивающей работы.
2. Программы компьютерной обработки блоков психологических тестов.
Технические средства обучения:
1. Оборудование рабочего места педагога – психолога.
2. Персональный компьютер с выходом в интернет с контентфильтрацией.
3. Принтер.
4. Песочница и набор для песочной терапии.
5. Наглядный материал.
6. Канцелярские товары.
Оборудование класса:
1. Шкаф для хранения дидактических материалов.
2. Мягкие модули и оборудование для сенсорной комнаты.
3. Световой стол для рисования песком.
4. Стенд для развития мелкой моторики.
Календарно – тематическое планирование
№ | Основные направления коррекционной работы | Кол-во часов | Дата |
I четверть- 8ч | |||
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | 4 | ||
1. | Изучение личности ребенка с помощью психологической диагностики. Диагностика психо-эмоционального состояния, уровня тревожности. | 1 | |
2. | Изучение личности ребенка с помощью психологической диагностики. Диагностика мыслительной деятельности. | 1 | |
3. | Изучение личности ребенка с помощью психологической диагностики. Диагностика мыслительной деятельности, восприятия. | 1 | |
4. | Изучение личности ребенка с помощью психологической диагностики. Диагностика внимания, мнестической деятельности. | 1 | |
Коррекция | 27 | ||
5. | Развитие личностно-мотивационной сферы, самоконтроля. | 1 | |
6. | Формирование средств коммуникаций, алгоритма учебно-познавательной деятельности. | 1 | |
7. | Коррекция эмоционального фона с использованием элементов песочной терапии, арт-терапии. Саморегуляции. | 1 | |
8. | Формирование целенаправленного поведения, алгоритма учебно-познавательной деятельности. | 1 | |
II четверть – 7 ч | |||
9. | Совершенствование навыков планирования, организации и контроля своей деятельности | 1 | |
10. | Совершенствование графомоторных навыков. Развитие самоконтроля | 1 | |
11. | Развитие логического мышления, любознательности, способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности. | 1 | |
12. | Развитие личностно-мотивационной сферы (развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах). | 1 | |
13. | Коррекция эмоционального фона с использованием элементов песочной терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии. Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной основе | 1 | |
14. | Расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, мышления, формирование приемов учебной деятельности. Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе | 1 | |
15. | Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; | 1 | |
III четверть - 11 ч | |||
16. | Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. Развитие самоконтроля. | 1 | |
17. | Коррекция эмоционального фона с использованием элементов сказкотерапии, песочной терапии, арт-терапии. Развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной основе. | 1 | |
18. | Формирование социального адекватного поведения. | 1 | |
19. | Коррекция эмоционального фона с использованием элементов песочной терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии. Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе | 1 | |
20. | Обучение навыкам самостоятельной деятельности | 1 | |
21. | Обучение умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях | 1 | |
23. | Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе. Коррекция эмоционального фона с использованием элементов символдрамы, арт-терапии «Луг». | 1 | |
24. | Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе. Коррекция эмоционального фона с использованием элементов символдрамы «Река». | 1 | |
25. | Развитие произвольной регуляции и самоконтроля; развитие аналитико-синтетической деятельности на вербальной основе. Коррекция эмоционального фона с использованием элементов символдрамы «Гора». | 1 | |
26. | Коррекция эмоционального фона с использованием элементов символдраммы, арт-терапии. | 1 | |
27. | Обучение умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях. Развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной и вербальной основе. | 1 | |
4 четверть - 8 ч | |||
28. | Формирование социально – адекватного поведения. Развитие аналитико-синтетической деятельности на наглядной основе. | 1 | |
29. | Развитие личностно-мотивационной сферы (развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах) | 1 | |
30. | Коррекция эмоционального фона с использованием элементов сказкотерапии, песочной терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии. | 1 | |
31. | Развитие любознательности, произвольной памяти и внимания, способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности. | 1 | |
Итоговая диагностика | 3 | ||
32. | Итоговая диагностика. Диагностика психо-эмоционального состояния, уровня тревожности. | 1 | |
33. | Итоговая диагностика. Диагностика психо-эмоционального состояния, когнитивных процессов. | 1 | |
34. | Итоговая диагностика. Диагностика мыслительной деятельности, восприятия, внимания, мнестической деятельности. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении
Программапсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении...
Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации обучающихся 10-х классов"
Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Большую по...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения профориентации обучающихся 8-11 классов «Мой профессиональный выбор»
Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей. Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5-х классов «Я-пятиклассник»
Начало учебы в 5 классе – особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т....
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...