Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР 1 класс
рабочая программа на тему

Блинова Ирина Павловна

Данная программа составлена с учетом имеющихся пробелов у детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста. Включает в себя разделы:

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, а именно формирование навыков правильного аудирования.  Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).

2. Формирование навыков словоизменения. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.

анализ слога по звукам;

 анализ слова по звукам;

преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;

преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);

преобразование слов путем наращения согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zpr_1_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста

Составитель:   учитель-логопед,

первой квалификационной категории

 Блинова Ирина Павловна


Пояснительная записка

Речь является основной формой передачи мысли средствами языка, а также способом коммуникации. От ее развития зависит уровень реализации личности ребенка.

За последние годы значительно возросло количество детей, с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это общее недоразвитие речи, которая довольно часто выявляется у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. И значительно влияет на неполноценное усвоение школьной программы. Поэтому вопрос о сопровождающей логопедической помощи детям, сталкивающимся с этой проблемой, является самым актуальным на сегодняшний день.

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов.  В речи детей наблюдается еще большее количество ошибок на согласование, управление.

Цель: Создание системы сопровождающей помощи детям, с общим недоразвитием речи, младшего школьного возраста, в усвоении школьной программы.

Условия реализации программы:

Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе результатов тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой.

Выпуск обучающихся осуществляется после курса коррекционно-логопедической работы после устранения нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся индивидуально Продолжительность занятия составляет 40 минут.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители, согласно договору оказания коррекционно-логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа

Данная программа составлена с учетом имеющихся пробелов у детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста. Включает в себя разделы:

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, а именно формирование навыков правильного аудирования.  Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).

2. Формирование навыков словоизменения. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.

анализ слога по звукам;

 анализ слова по звукам;

преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;

преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);

преобразование слов путем наращения согласных.

2.1. Темы логопедической работы

Кол-во занятий

Лексическая тема

Краткое Содержание

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения.

2

Слово

Работа над понятием предложения с выводом.

Разъяснение смысла слова.

Игра «определи слово».

Слова, обозначающие предметы.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

3

Слова, обозначающие предмет

Работа со словами, обозначающими предметы.

Игра «Поймай живые, неживые слова на слух».

Графическое изображение слов, предметов.

Самостоятельное выполнение задания: Занимательное чтение стр.4

3

Слова, обозначающие действие предмета

Игра «Закончи фразу».

Повторение графического изображения слова, обозначающего предмет и вопросы КТО? ЧТО?.

Наглядная демонстрация слов-действий.

Работа со словами-действиями.

Графическое изображение слов-действий.

Игра «Поймай слово-действие и задай ему вопрос»

3

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

Что узнали нового на прошлых занятиях?

«Задай вопросы кто? Что делает? К картинкам»

«Назови предмет по его действию»

«Скажи, кто как передвигается»

«Скажи, кто как подает голос»

«Поймай слова-предметы»

«Выбери слова-действия»

3

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

«Назови слово-предмет», «Назови слово-действие»

«Подними карточку с графическим изображением слова действия или  предмета»

«Раздели графически слова»

«задай вопрос к слову в простом предложении»

«Послушай, выбери слова-предметы»

3

Слова, обозначающие признак предмета

«Отгадай загадку, поставь вопросы к отгадкам и словам в загадках, что обозначает каждое слово».

Работа над словом, обозначающими признак предмета.

Задание:

  1. Поставь вопросы к словам: зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное.
  2. Придумай слово, обозначающее признак предмета, задай ему вопрос
  3. Подумай, что обозначают слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?

Графическое изображение слов-признаков.

3

Слова, обозначающие признак предмета

Задания:

  1. Придумать и назвать слово, которое обозначало бы признак предмета и отвечало на вопрос: какая? какие? какое?
  2. К словам предметам: ландыш, березка, настроение подобрать подходящие по смыслу слова-признаки
  3. Рассмотреть предмет, дать его описание в следующей последовательности: форма, цвет, вкус, на ощупь
  4. «Раздели слова на группы»
  5. «Подбери к словам предметам, два признака из которых 1-цвет, 2-материал из которого сделан предмет»
  6. Послушай стихотворение В.Берестова, назови слова признаки, говорящие о характере человека

3

Слова

Работа со словами, обозначающими предметы и действия:

  1. Назвать действия, которые могут производить эти предметы САМОЛЕТ летит, перевозит, гудит…
  2. Назвать профессии людей по их действиям строгает, пилит; варит, жарит…
  3. «Кто больше подберет слов-предметов к словам-действиям» растет(трава, ребенок, репа, цветок…)

Работа со словами-предметами и словами-признаками:

  1. Назвать предмет по признакам. Ответить на вопрос? Прыгучая, пушистая, рыжая..-Какая белочка?
  2. «Подбери к предмету слово-признак»ВЕТЕР- холодный, быстрый, теплый, ласковый…
  3. Слуховой диктант «Распредели слова на три колонки, обозначь их графический рисунок»1-слова-предметы; 2-слова-действия; 3-слова-признаки.
  4. Самостоятельное выполнение задания: Занимательное чтение стр.5

Данный раздел начинается с работы над простым нераспространенным предложением. Дети научаться «чувствовать» синтаксическую основу предложения (подлежащие, сказуемое). Необходимо использование графических схем для формирования абстрактно-зрительных представлений о слове, как единице предложения.

3

Речь. Предложение

  1. Беседа о том, что такое речь
  2. Работа с предложением с выводом: Предложение образуется тогда, когда слова живут в согласии.
  3. «Составь предложение из двух слов к картинке, задай вопрос к каждому слову»
  4. Графическое обозначение предложения
  5. Самостоятельное выполнение: составь предложение и нарисуй схему в тетради

4

Интонационность предложения

  1. «Составь предложение к картинке «предмет и его действие»»
  2. Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения

Вывод: Чтобы понять смысл любого рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения.

Задание:

  1. Покажи карточку точки, если считаешь предложение законченным
  2. Запиши предложение с помощью схем (Занимательное чтение стр.6 №1)


Список используемой литературы

Азова О.И. Занимательное чтение

Баскакина И.В. Логопедические игры

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

Зобнинская А.С. Игры для мальчиков и девочек №5

Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений.

Морозова Е.В.Занимательная фонетика

Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки

Серия логопедические тетради

Соболева О. Новый букварь

Узорова О. Букварь

Щербакова Е.К. Сонорные звуки, дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха  II года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год...