Практикум «Моделирование урока с точки зрения здоровье сбережения»
методическая разработка на тему

Фахрединова Людмила Федоровна

Данная методическая разработка помогает 

1.     Познакомить педагогов с методами, приемами здоровьесбережения на уроке.

2.     Научить технике построения уроков с позиции здоровье сбережения .

3.     Мотивация педагогов школы на создание и поддержание здоровьесберегающей образовательной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx105.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПРАКТИКУМ 

    «Моделирование урока с точки зрения здоровье сбережения»

Слайд №1  Цель: 

  1. Познакомить педагогов с методами, приемами здоровьесбережения на уроке.
  2. Научить технике построения уроков с позиции здоровье сбережения .
  3. Мотивация педагогов школы на создание и поддержание здоровьесберегающей образовательной среды

Слайд №2  Задачи:

1. Определение условий формирования  здоровьесберегающего  пространства  урока .

2.Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

Слайд №3  «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»

       Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру видиофильмов и игре на компьютере. О росте юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить.        О нездоровье населения страны, особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях.        По последним данным здоровье детей ухудшается за период обучения в 4-5 раз. Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни мы ставим во главу своей работы.

Слайд №4  Приоритетными задачами  системы образования следует считать :

  • сбережение и укрепление здоровья учащихся,
  • формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни,
  • выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. 


       
Слайд №5 (вопрос присутствующим)  Что значит   организация  здоровьесберегающего  процесса обучения ?  

    Организация  здоровьесберегающего  процесса обучения понимается нами как  построение   здоровьесберегающей  образовательной среды на основе использования здоровьесберегающих форм, методов и технологий в практике обучения и воспитания в соответствии с возрастными психофизическими и индивидуальными возможностями школьников.

Слайд №6(вопрос присутствующим)   Каким должен быть здоровьесберегающий урок? 

1. воспитывать

2. стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми

3. учить их ощущать радость от каждого прожитого дня

4.показывать им, что жизнь - это прекрасно

5. вызывать у них позитивную самооценку

Давайте вспомним характеристику здоровьесберегающего урока.

Слайд №7   Характеристики здоровьесберегающего урока

  •  Выполнение рекомендаций СанПиНа:
  • • требования к освещенности кабинета,
  • • требования к мебели,
  • • температурный режим помещения,
  • • проветривание помещения,
  • • уровень шума,
  • • место и длительность применения ТСО и др.                    

Слайд №8.          Требования

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  •  построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  •  соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота),   на перемене  проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, при необходимости – проветрить помещение. 

Слайд №9   Для построения здоровьесберегающего урока   надо знать этапы эффективности усвоения знаний в течение урока

  • 5 – 25 минута – 80%
  • 25 – 35 минута – 60 – 40%
  • 35 – 40 минута – 10%

Слайд №10.   Уровень гигиенической рациональности урока

1.Плотность урока  - не менее 60% и не более 75%
2. Число видов учебной деятельности - 4-7
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности - не более 10 минут
4. Частота чередования видов учебной деятельности. Смена не позднее, чем через 7-10 минут
5. Наличие эмоциональных разрядок – 1-2

6. Наличие оздоровительных моментов-1-2

Слайд №11.   Виды учебной деятельности

  • чтение,
  •  письмо,
  •  слушание,
  •  рассказ,
  •  рассматривание пособий,
  •  ответы на вопросы,
  •  самостоятельная работа.

Слайд №12.   Рекомендации

  • считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, нерациональным – 1-2;
  • смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Слайд №13.  «Создание условий есть основа воспитания»,-говорил Выгодский.
Слайд №14.  Санитарно-гигиенические условия:

  • Чистота классной доски
  • Знание и учет физических и психологических особенностей каждого ученика (зрение, слух, особенности восприятия, внимание и т.д.)
  • Место и длительность применения ТСО
  • Подготовка дидактических материалов и их соответствие требованиям к наглядным пособиям

Слайд №15.   В ходе проведения урока:

  • Создавайте атмосферу психологического комфорта на уроке, успешности учащихся в учебной деятельности
  • Следите за внешней мотивацией учащихся, способствуя поддержанию работоспособности

Слайд №16.   Наличие эмоциональных разрядок

  • поговорка,
  • высказывание,
  •  веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка

Слайд №17  Положительные эмоции

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
  •  Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных

Слайд №18. Цель эмоциональных разрядок

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек

Слайд №19 Оздоровительные моменты на уроке 

  • необходимы для снятия умственного напряжения, утомления,
  • в течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

Слайд №20. Цель оздоровительных  моментов

  • отдых центральной нервной системы;
  • профилактика утомления;
  • профилактика нарушений осанки;
  • профилактика ухудшения зрения. 

Слайд №21. Оздоровительные и общеукрепляющие   упражнения на уроке

  • Потягивание;
  • Коррекция осанки за партой, стоя, на переменах
  • Развитие, укрепление корсетных мышц;
  • Пальчиковая гимнастика
  • Минимассаж ушных раковин и кистей рук и т.п;
  • Упражнения для ног
  • Упражнения для стоп
  • Динамические позы на уроке
  • Гимнастика для мозга

Слайд №22. Физкультминутки.

На растягивание отделов позвоночника.

  • Наклоны вперед, назад, в сторону.
  • Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.
  • Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.

Слайд №23. Рекомендации по организации оздоровительных моментов

  • комплексы упражнений должны меняться раз в неделю;
  • проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Слайд №24. Как вы понимаете « здоровьесберегающие технологии»?

  • Это качественная характеристика педагогической технологии, пока-зывающая, насколько грамотно и качественно решается задача сохранения и укрепления здоровья учеников и учителя

Слайд №25. Виды здоровьесберегающих технологий

Адаптивные

  1. Работа в группах, парах, модульное обучение, семинары-практикумы

Тестовые

  1. Диагностические тесты, тематические тесты, контрольные тесты

Игровые

  1. Дидактические игры, обучающие игры, интерактивные  игры (сюжетно-ролевые)

Слайд №26. Отличительные особенности здоровьесберегающих образова-тельных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности
  • элементы индивидуализации обучения
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  • интерес к учебе, желание идти в школу
  • наличие физкультминуток
  • наличие гигиенического контроля

Слайд №27.   Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.

                                      Жан Жак Руссо

ЗАДАНИЕ: Смоделируйте любой урок с позиций здоровьесбережения.

( Работа в группах и защита конспекта урока)

        Решение :

  • Каждому учителю обеспечить соблюдение современных требований к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики.
  • Классным руководителям, учителю физкультуры 2 раза в год проводить мониторинг состояния здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ УРОКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА

Контрольная работа, выполненная на курсах повышения квалификации. КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ...

Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"

Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить,  систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...

Урок физической культуры с точки зрения здоровье сбережения

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников, уровень роста и развития органов и систем организма....

Методический анализ урока с точки зрения ФГОС

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсал...

Анализ урока с точки зрения эффективности целеполагания

Для современной психологии обучения всегда актуальна проблема организации совместной деятельности учителя и ученика. На этапе формирования учебной деятельности ее эффективность во многом определяется ...

Урок с точки зрения его влияния на здоровье учащихся

Информация к заседанию школьного МО....

Практикум «Моделирование урока с точки зрения здоровье сбережения»

Практикум позволет1. Познакомить педагогов с методами, приемами здоровьесбережения на уроке.2. Научить технике построения уроков с позиции здоровье сбережения .3. Мотивация педагогов школы на создание...