УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПО ТЕМЕ «РОСПИСЬ ПАСХАЛЬНОГО СУВЕНИРА»
план-конспект урока на тему

Кондратюк Татьяна Георгиевна

Цель урока:

ü познакомить с методом изготовления пасхального сувенира с использованием символики украинской писанки.

Задачи урока:

Образовательные:

ü научить росписи пасхальных яиц с использованием символики украинской писанки;

ü обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев.

 

Коррекционные:

ü научить практическому применению знаний, полученных на уроке;

ü углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи;

ü развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища;

ü развивать самовыражение посредством художественных символов.

Воспитательные:

ü воспитывать чувство прекрасного;

ü воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Задачи урока: создать условия для развития:

1. Предметных компетенций посредством знакомства с методом изготовления пасхального сувенира с использованием символики украинской писанки..

2. Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. Ключевых компетенций:

ü - информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

ü - коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы с учителем;

ü - социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

ü - личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Тип урока: повторение и применение изученного материала

Оборудование: для учащихся: работа с предыдущего урока, заготовка формы для росписи (пустая яичная скорлупа, деревянная или гипсовая заготовка, карандаш, гуашь, кисти №2,3, банки с водой.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: информационно - коммуникационные  технологии обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Калининской

УРОК

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В 3 КЛАССЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ПО ТЕМЕ «РОСПИСЬ ПАСХАЛЬНОГО СУВЕНИРА»

                                                  

Подготовила учитель  надомного обучения:

ГКОУ школы-интерната ст-цы Калининской

Кондратюк Татьяна Георгиевна

2015 год

Конспект урока в 3 классе  по занимательному труду

по теме «Роспись пасхального сувенира»»

Цель урока:

  • познакомить с методом изготовления пасхального сувенира с использованием символики украинской писанки.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить росписи пасхальных яиц с использованием символики украинской писанки;
  • обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных умельцев.

Коррекционные:

  • научить практическому применению знаний, полученных на уроке;
  • углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи;
  • развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища;
  • развивать самовыражение посредством художественных символов.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство прекрасного;
  • воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
    Задачи урока: создать условия для развития:

1. Предметных компетенций посредством знакомства с методом изготовления пасхального сувенира с использованием символики украинской писанки..

2. Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. Ключевых компетенций:

  • - информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
  • - коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы с учителем;
  • - социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
  • - личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Тип урока: повторение и применение изученного материала

Оборудование: для учащихся: работа с предыдущего урока, заготовка формы для росписи (пустая яичная скорлупа, деревянная или гипсовая заготовка, карандаш, гуашь, кисти №2,3, банки с водой.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: информационно - коммуникационные  технологии обучения.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия рабочего материала. Объявление темы урока.

 

2. Подготовка к первичному восприятию. Из истории крашения яиц на Руси.

У многих народов яйцо – это сотворение мира, начало мира. Вот и славяне его так же видели. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная.

Мы будем сегодня знакомиться с росписью живых яиц – то есть снесенных птицей. Расписывали и гусиные, и утиные, и куриные яйца, сейчас модно дарить и страусиные.

 Нужно заметить, что еще до христианства роспись яиц бытовала у славян. А с его приходом, традиции слились, и сегодня обряды с яйцами связаны именно с Пасхой.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскрешении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красным.

 3. Изучение теоретического материала

Сейчас мы красим на Пасху яйца в самые разные цвета и называются они…

- Крашенки!

- На сегодняшний день бытует четыре основных вида росписи яиц. Крашенку мы уже увидели.

Крашенка – всем известное яичко, которое варится и окрашивается в разные цвета. Делается это к Пасхе. Крашенки после чего они считались святым подарком. Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторге учеников Христа, внезапно узнавших о Воскрешении Бога.

С крашенкой связано не мало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой весь год будет. На праздник Красная Горка парни и девицы крашенки с горы скатывают.

Краски надлежало брать у радуги, а она прятала их в цветах, травах, кореньях, коре, листьях деревьев... У хорошей хозяйки в доме всегда было припасено много всякого зелья, которое служило и лекарством, и оберегом от напасти, и краской для пасхальных яиц. Из коры, снятой с побегов молодой яблони, не садовой, а дикой, той, что выросла из зернышка, посеянного самим Творцом, получалась чудесная желтая краска, которая так и называлась в народе"яблонькой". Всевозможные оттенки желтого цвета добывали также из молочая, горицвета, зверобоя, луковой шелухи, молодых побегов тополя, цветков бузины, купавок, шафрана... Зеленая краска получалась из зелени ржи, коры крушины, шелухи черных семечек подсолнуха, листьев березы, а также из сочетания красок желтого и синего цветов. Синюю, лиловую, голубую, фиолетовую можно было приготовить из сушеных ягод бузины или черники, из всего первого весеннего голубоцветья. Густые отвары коры дуба или яблони, листьев грецкого ореха или конского каштана, луковой шелухи были превосходной коричневой краской. Черную делали из молодых листьев черноклена, корня крапивы, коры ольхи.

  Крапанка

Это еще один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети в стародавние времена. Видимо так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Нужно учитывать, что раньше яички раскрашивались сырыми, и поэтому с ними нужно быть бережными. Иначе быть ему разбитым.

 Малёванка

Это более сложный вид. В этой технике используется тоже воск и специальные кистки. Или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети (что тоже часто бывало) рисовали на яичке все, что захочется. Думаю, к этому виду можно отнести и современные способы сделать пасхальное яйцо красивым (с помощью тканей, лепестков, кружев и т.п.)

– А какой материал, кроме красок, используется в вашей семье для росписи яиц?

     Дряпанка– это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть еще и так называемая “прорезная роспись” — это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие.

И Писанка  самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение.

   Писанки – это обереги. Во времена, когда существовало язычество, считалось, то, от чего должна освободиться душа, выходит и покидает человека, а то, чего не хватало, получает путь в его жизнь. В дохристианское время они имели огромное значение, в Красном Углу всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, ими оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов и целительских, и бытовых. Но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берется писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Или яйцо выпадет, или краска не ляжет, или много клякс будет. Что же это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу…  

Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а простым украшением яйца. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный.

4. Знакомство с орнаментами писанки. Метод нанесения краски при помощи воска

   Но писанки не просто раскрашивали… Искусство писанки доступно каждому. Если вы хотите им овладеть, запаситесь необходимыми материалами. Куриные яйца – не проблема, они всегда есть в доме. А еще понадобятся: пищевые красители для крашения пасхальных яиц, пчелиный воск, хозяйственная парафиновая свеча (неокрашенная и без запаха), спички, мягкий простой карандаш, салфетки и кистка – инструмент для нанесения горячего воска на скорлупу яйца. Разведите красители горячей водой, добавте уксус – краска готова.

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур.

Сетка, образованная пересечением кругов и овалов, называется разводом. Развод – основа орнамента писанки – позволяет легко и просто нанести на сферическую поверхность яйца самый сложный узор.

Существует достаточно много символов для росписи…

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

Сосна — символ здоровья.

Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Голубь — символ души.

Сеточка — символ судьбы.

Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.

Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.

Дубок — символ силы.

Точечки — символ плодородия.

Сливы — символ любви.

Хмель — символ плодородия.

Любая ягодка — символ плодородия; матери.

Цветочки — символ девичества.

Вот вам и писанки!

5. Самостоятельная работа учащихся

Сегодням попробуем самостоятельно расписать скорлупу, нанести несложный орнамент, такой, как мы пробовали нарисовать на бумаге на прошлом уроке. Работы на столах, на доске – примеры орнаментов, я буду работать вместе с тобой.

– Но прежде -вспомни, какими цветами пользуются мастера? (белый, жёлтый, красный, чёрный)

6. Подведение итогов. Анализ работы, выставление оценки.

На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина – 8, а ширина – 5 м.

Эта “писанка” весом около 2270 кг сделана из обломков самолетов, поворачивается по ветру, и видна за многие километры. Обхватить этот шедевр можно лишь вдвадцатером, а разбить – разве что тяжелой артиллерией. Однако же, самым замечательным в нем, по-видимому, является то, что при его изготовлении не пострадал ни один цыпленок.

Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей Писанки есть в Коломые, Украина. Музею писанки более 30 лет, а здание-яйцо моложе (постройка 2000 года).

Музей построен строго по логике: три этажа, верх расписан звездами и главной звездой – Солнцем, нижняя часть – как бы утроба, живот, там внутри стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца.

Вот что это за чудо-писанка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением информационно-коммуникационных технологий по теме «Exploring the world» для 7-х классов.

Цель урока: совершенствование коммуникативных навыков и умений, формирование умений по предмету ИТК применительно к получению дополнительной информации по теме урока....

Урок изобразительного искусства по теме: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАСХАЛЬНОЙ ОТКРЫТКИ»

Пасха - светлый весенний праздник. На уроке ребята узнали немного об истории его появления и изготовили чудесные открытки....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ - ОСНОВА ЭКОНОМИКИ»

Цель урока:ü познакомить с природными богатствами и трудом людей, как с основой экономики.Задачи урока:Образовательные:ü дать понятия: природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физиче...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧАСТЯХ РЕЧИ»

 Цель урока:ü формирование общего представления о частях речи.Задачи урока:Образовательные:ü формировать общие представления о частях речи;ü формировать умения соотносить слова-названия (п...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «СЛУЧАИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ»

Цель урока:ü повторение и закрепление   изученных приёмов сложения и вычитания, развитие умения решать задачи изученных видов.Задачи урока:Образовательные:ü закреплять приёмы сложения и вычи...

«Мастер – класс» по изобразительному искусству по теме: «Роспись по камню. Панно «Аквариум»

В данном мастер-классе предстовлено панно "Аквариум", изготовленное на основе росписи по камню и оформлено в раму из разных материалов (ракушки, декоратиные камни)....

Мастер – класс по конструированию современного урока с применением информационных коммуникационных технологий

Цели: познакомить учителей с технологией использования ИКТ. Задачи: Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ИКТ, а так же возможные варианты применения на уроке.Показать прак...