Рабочая программа по предмету "Элементарная компьютерная грамотность"
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Элементарная компьютерная грамотность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_ekg.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Элементарная компьютерная грамотность», для 7 «Г» класса (для обучающихся с тяжёлой умеренной умственной отсталостью) разработана на основе:
-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательной программы школы;
Авторской программы: Матвеева Н. В., Цветкова М. С. «Информатика. Программа для начальной школы», 2–4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015», в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Изучение компьютерной грамотности в специальной (коррекционной) образовательной школе направлено на достижение следующих результатов:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год рассчитана на 34 часа. Количество часов по учебному плану ГБОУ школы № 439 совпадает с базисным учебным планом.
Место предмета в базисном учебном плане.
Учебный план
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||||||||
II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | |||
Развитие речи | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Альтернативное чтение | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 | |
Графика и письмо | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | |
Математические представления | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | |
Музыка и движение | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | |
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 11 | |
Социально-бытовая ориентировка | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 21 | |
Ручной труд | 3 | 2 | 3 | 6 | 8 | 10 | 10 | 10 | 52 | |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | |
Элементарная компьютерная грамотность | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 3 | 3 | ||||||||
Итого: | 23 | 23 | 23 | 26 | 28 | 30 | 31 | 31 | 215 | |
Предельно допустимая учебная нагрузка | 23 | 23 | 23 | 26 | 28 | 30 | 31 | 31 | 215 |
Цель изучения предмета:
- «общекультурная» цель – ознакомление учащихся с компьютерами и формирование мировоззрения ребёнка;
- «технологическая» цель - приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;
- коррекционная цель – коррекция высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения), совершенствование эмоционально-волевой сферы;
- «общепедагогическая» цель – обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.
Задачи предмета:
- усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
- приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;
- использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев, развитие познавательного интереса.
Коррекционные задачи:
-Повышение ловкости рук, пространственной ориентации, координации;
-Развитие эмоциональных и эстетических качеств детей;
-Выработка установок на выполнение трудовых действий с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Специфика контингента:
В группе обучается 5 человек. Все дети с тяжёлой умственной отсталостью. Возраст: 2002 г.р. Всем учащимся группы свойственны несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Слабое развитие мышц рук, глазомера, пространственной ориентации, недостаточность координации движений - характерны для данных детей.
Сформированность умений и навыков отражена в диагностике по предмету «Элементарная компьютерная грамотность». Учитывая степень участия педагога в освоении учащимися различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы (параметры оценивания в диагностических картах) необходим дифференцированный разно уровневый подход (выделены 2 уровня: У1 – базовый уровень; У2 - упрощённый).
Планируемые результаты освоения учебного курса (7 класс):
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- определять простейшие компоненты компьютера (системный блок, клавиатура, монитор, мышка), моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- запускать программы из меню «Пуск»;
- уметь работать с обучающими программами: «Раскрашиваем на компьютере», «Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Формы организации учебного процесса:
- - урок-занятие;
- - практическое занятие;
- - игра;
Методы и приёмы обучения:
- - Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности - методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр;
- - словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами).
- - наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- - практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
- - метод проектов.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- - наблюдение;
- - упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- - игры-имитации, жестово-образные игры;
- - рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 7 класса.
Обучающиеся должны знать, понимать:
Обучающиеся должны знать, понимать:
- Правила техники безопасности при работе за компьютером
- Применение, роль и возможности компьютера
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять основные операции в графическом редакторе
- овладевать приемами владения «мышью», «клавиатурой»
- мыслить логически
- «вырезать», «стирать» произвольные части изображений
- Применять знания и умения на практике
- Владеть текстовым редактором на элементарном уровне
- создавать простейшие рисунки в графическом редакторе с помощью мыши и графического планшета;
- осуществлять вход-выход в игровых программах
- создавать изображения в среде графического редактора Paint c использованием различных фигур и инструментов, использовать такие функции как: поворот, наклон, выделение, копирование;
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).
Содержание программы
(всего 32 часа, 1 час в неделю)
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов |
1 | Введение. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе (2 ч.). | 2 |
2 | Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер (3ч.) | 3 |
3 | Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) (4ч). | 4 |
4 | Знакомство с программой «Калькулятор» (2ч). | 2 |
5 | «Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) (3ч). | 3 |
6 | Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах (2ч). | 2 |
7 | Рисование при помощи редактора Paint (8ч.). | 8 |
8 | Знакомство с текстовыми редакторами. Набор простейшего текста (4 ч). | 4 |
9 | Обобщение и повторение (4ч.). | 4 |
Всего: | 32 |
- Введение. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе (2 ч.). Правила поведения в компьютерном классе. ТБ в компьютерном классе.
- Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер (3ч.) Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер.
- Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) (4ч). Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы). Приемы работы на клавиатуре
- Знакомство с программой «Калькулятор» (2ч). Знакомство с программой «Калькулятор»
- «Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) (3ч). «Мышка» (назначение, устройство, приемы работы). Приемы работы «мышкой».
- Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах (2ч). Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах
- Рисование при помощи редактора Paint (8ч.). Рисование при помощи редактора Paint. Карандаш и кисточка. Выбор цвета. Пульверизатор. Заливка. Свободный рисунок
- Знакомство с текстовыми редакторами. Набор простейшего текста (4 ч). Знакомство с текстовыми редакторами. Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером. Набор простейшего текста
- Обобщение и повторение (4ч.). Обобщение и повторение.
Условия реализации программы:
Учебно-методический комплекс:
- Учебник «Информатика», 3 класс.
- Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс .
- Методическое пособие для учителя, 3 класс.
Предметно-развивающая образовательная среда:
- Операционная система WindowsXP.
- Пакет офисных приложений MicrosoftOffice 2007.
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс (http://school-collection.edu.ru/)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19) - Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса:
Перечень учебно-методических средств обучения:
- Компьютер
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации (акустические колонки, наушники
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства создания графической информации (графический планшет).
Программные средства:
- Операционная система.
- Клавиатурный тренажер.
- Офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы
- Жидкокристалический телевизор
Используемые средства программного обеспечения:
- «Веселая школа. Учим буквы»
- «Готовимся к школе. Развиваем интеллект»
- «Волшебные краски. Забавные животные»
- «Рисуем и играем» (обучающие раскраски»)
- «Информатика для детей. 1-4 классы»
- «Мои первые уроки» (серия: образовательная коллекция)
- «Веселые моторы (для детей 3-5 лет)
Календарно -тематическое планирование по предмету «Элементарная компьютерная грамотность»
7-г класс (VIII вид, 2 вариант)
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Первое полугодие 1 четверть (8 часов) | ||||
Введение. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе (2 ч.). | ||||
1 | 06.09 | Правила поведения в компьютерном классе | 1 | Повторение правил безопасности при работе за компьютером. |
2 | 13.09 | ТБ в компьютерном классе | 1 | Повторение правил безопасности при работе за компьютером. |
Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер (3ч.) | ||||
3 | 20.09 | Что такое компьютер | 1 | Понимать, что такое компьютер |
4 | 27.09 | Из каких частей состоит компьютер | 1 | Знать из каких частей состоит компьютер |
5 | 04.10 | Из каких частей состоит компьютер | 1 | Знать из каких частей состоит компьютер |
Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) (2ч). | ||||
6 | 11.10 | Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) | 1 | Знать, что такое клавиатура, для чего она необходима |
7 | 18.10 | Приемы работы на клавиатуре | 1 | Умение пользоваться клавиатурой. Печатание слов и цифр. |
8 | 25.10 | Обобщение и повторение | 1 | |
Первое полугодие 2 четверть (7часов) | ||||
Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) (2ч). | ||||
1 | 15.11 | Приемы работы на клавиатуре | 1 | Умение пользоваться клавиатурой. Печатание слов и цифр. |
2 | 22.11 | Правила поведения в компьютерном классе. Приемы работы на клавиатуре | 1 | Умение пользоваться клавиатурой. Печатание слов и цифр. |
Знакомство с программой «Калькулятор» (2ч). | ||||
3 | 29.11 | Знакомство с программой «Калькулятор» | 1 | Знакомство с программой «Калькулятор» |
4 | 06.12 | Знакомство с программой «Калькулятор» | 1 | Работа с программой «Калькулятор» |
«Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) (2). | ||||
5 | 13.12 | «Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) | 1 | Работа с манипулятором «мышь». Умение правильно держать. Умение пользоваться кнопками «мыши» |
6 | 20.12 | Приемы работы «мышкой» | 1 | Умение правильно держать. Умение пользоваться кнопками «мыши» |
27.12 | Обобщение и повторение | 1 | ||
Второе полугодие 3 четверть (10 часов) | ||||
«Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) (1ч). | ||||
1 | 17.01 | Приемы работы «мышкой» | 1 | Умение правильно держать. Умение пользоваться кнопками «мыши» |
Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах (2ч). | ||||
2 | 24.01 | Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах | 1 | Навыки владения «мышью», развитие реакции, внимания, изучение и узнавание цифр. Развитие логического мыщления и наблюдательности |
3 | 31.01 | Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах | 1 | Навыки владения «мышью», развитие реакции, внимания, изучение и узнавание цифр. Развитие логического мыщления и наблюдательности |
Рисование при помощи редактора Paint (6ч.). | ||||
4 | 07.02 | Рисование при помощи редактора Paint | 1 | Элементарные приемы работы с программой Paint |
5 | 14.02 | Карандаш и кисточка | 1 | Работать в компьютерной среде: использование инструмента «карандаш» и «кисточка» |
6 | 21.02 | Выбор цвета | 1 | Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом |
7 | 28.02 | Выбор цвета | 1 | Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках рисунка |
8 | 07.03 | Пульверизатор | 1 | Раскрашивать фигурки фиксированным цветом с помощью пульверизатора |
8 | 14.03 | Заливка | 1 | Раскрашивать фигурки фиксированным цветом |
21.03 | Обобщение и повторение | 1 | ||
Второе полугодие 4 четверть (7 часов) | ||||
Рисование при помощи редактора Paint (2ч.). | ||||
1 | 04.04 | Свободный рисунок | 1 | Уметь рисовать в графическом редакторе с использованием инструментов «карандаш», «кисточка», «пульверизатор», «заливка» |
2 | 11.04 | Правила поведения в компьютерном классе. Свободный рисунок | 1 | Уметь рисовать в графическом редакторе с использованием инструментов «карандаш», «кисточка», «пульверизатор», «заливка» |
Знакомство с текстовыми редакторами. Набор простейшего текста (4ч) | ||||
3 | 18.04 | Знакомство с текстовыми редакторами. Клавиатурный тренажер | 1 | Знакомство с текстовым редактором Блокнот, «Word». |
4 | 25.04 | Работа с клавиатурным тренажером | 1 | Отработка умений работать на клавиатуре |
6 | 02.05 | Работа с клавиатурным тренажером | 1 | Отработка умений работать на клавиатуре |
7 | 16.05 | Набор простейшего текста | 1 | Умение набирать слова и цифры |
8 | 23.05 | Обобщение и повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Основы компьютерной грамотности»
Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет: значител...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 1-й год обучения.
Программа факультатива составлена на основе программмы "Информатика. 5 класс" Л. Л. Босовой.Программа рассчитана на учащихся с нарушением интеллекта, не владеющих компьютерными навыками.Апробируется в...
Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 2-й год обучения.
Продолжение работы по обучению компьютерной грамотности учащихся с нарушением интеллекта.Программа 2-го года обучения факультатив "Основы компьютерной грамотности" составлена на основе программы "Инфо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...
Рабочая программа курса "Основы компьютерной грамотности" 8 класс VIII вид
Современное общество нельзя представить без компьютера. Умение пользоваться компьютером облегчит их учёбу. Специальные коррекционные занятия, по знакомству с работой на компьютере, направлены на...
Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"
Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности" составлена с учётом особенностей детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)...