Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 2-й год обучения.
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Продолжение работы по обучению компьютерной грамотности учащихся с нарушением интеллекта.
Программа 2-го года обучения факультатив "Основы компьютерной грамотности" составлена на основе программы "Информатика. 6 класс" Л. Л. Босовой. Рассчитана на учащихся, владеющих начальными навыками рботы на компьютере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okg_po__bosovoy_2y_god.doc | 76 КБ |
okg_pourochnoe_2_god.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образование
______________________________________________________________________________________________________
наименование образовательного учреждения
Обсуждено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель решением педсовета
протокол № __ от______ директора протокол №___ то _______
руководитель МО __________ 2011 председатель педсовета
_______ ___________ _______ _________ __ _________ _____________
подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу и т.д.) Факультатив «Основы компьютерной грамотности»
класс 5-10 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
количество часов 34 (1 ч. в неделю)
уровень обучения: второй год обучения
учитель Ильясова Татьяна Геннадьевна
Программа разработана на основе программы «Программа по информатике и ИКТ для V-VII классов средней общеобразовательной школы» Л. Л. Босов. - М., БИНОМ Лаборатория знаний 2007 г.
Эксперты:
_______________________________________ ____________ ________________
место работы эксперта подпись ф.и.о.
_______________________________________ ____________ ________________
место работы эксперта подпись ф.и.о.
_______________________________________ ____________ ________________
место работы эксперта подпись ф.и.о.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Основы компьютерной грамотности»
второй год обучения
Составитель: Ильясова Т. Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы компьютерной грамотности» является факультативным курсом, введённым в учебный план специальной коррекционной школы VIII вида, 5-10 класс, 1 час в неделю.
Цель: формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой.
Задачи:
- Знакомство с возможностями компьютера.
- Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.
- Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.
Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих начальные навыки обращения с компьютером (посещавших факультативные занятия первый год обучения), в дальнейшем планируется углубление знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Рабочая программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 6 класс Л. Л. Босовой.
№ п/п | разделы | Количество часов | |
Авторская (примерная программа) | Рабочая программа | ||
1 | Компьютер и информация Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные.. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения инфомации. Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1. Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word. Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. Практическая работа №4. Нумерованные списки. Практическая работа №5. Маркированные списки. | 11 ч. | 16 ч. |
Человек и информация Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия.. Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. Компьютерный практикум Практическая работа №6. Создаем таблицы. Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице. Практическая работа №8. Строим диаграммы. Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint. Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе. Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word. | 13 ч. | 16 ч. | |
Элементы алгоритмизации. Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования. Исполнитель Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня. Компьютерный практикум Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему. Практическая работа №13. Power point. «Часы» Практическая работа №14. Power point. «Времена года». Практическая работа №15. Power point. «Скакалочка» Практическая работа №16 Работаем с файлами и папками. Часть 2. Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу. Практическая работа №18. Знакомимся со средой программирования Qbasic. Практическая работа №19. Исполнитель DRAW. Практическая работа №20. . Исполнитель LINE. Практическая работа №21. Г Исполнитель CIRCLE. | 9 ч. | 2 ч. | |
Итого: | 33 (+2) час. | 34 час. |
Изменения в программе Л.Л.Босовой связаны с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) и с организацией занятий (факультатив проводится 1 раз в неделю, после уроков). Все изменения направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков.
Компьютер и информация
Время изучения темы продлено с 11 до 16 часов, т.к. на усвоение новых знаний, умений и навыков учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида требуется более длительное время. Темы для дополнительного изучения не изучаются.
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. (8 ч.)
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Тексты в памяти компьютера. (6 ч.)
Единицы измерения инфомации. (2 ч.)
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер. (4 ч.)
Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1. (2 ч.)
Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word. (2 ч.)
Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. (4 ч.)
Практическая работа №4. Нумерованные списки. (2 ч.)
Практическая работа №5. Маркированные списки. (2 ч.)
Начиная со 2 занятия, на каждом проводится практическая работа на клавиатурном тренажёре (индивидуальные задания).
Человек и информация. Часы, отведённые на изучение блока, увеличены с 13 до 16 часов, для максимально возможного усвоения практических навыков работы с текстовым процессором и графическим редактором.
Информация и знания. (4 ч.)
Чувственное познание окружающего мира. (4 ч.)
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. (8 ч.)
Компьютерный практикум
Практическая работа №6. Создаем таблицы. (3 ч.)
Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице. (3 ч.)
Практическая работа №8. Строим диаграммы. (3 ч.)
Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint. (2 ч.)
Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе. (1 ч.)
Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word. (4 ч.)
Элементы алгоритмизации. Блок сокращен с 9 до 2 часов. Изменения вызваны обилием сложного теоретического материала.
Что такое алгоритм. (1 ч.)
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. (1 ч.)
Компьютерный практикум
Практическая работа №12. Power point. «Времена года».
Практическая работа №13. Создаем слайд-шоу.
На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.
Содержание программы инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. В практической деятельности обращается внимание учащихся, знакомых с операционной системой Windows на сходство и различие с системой Mac OS X.
Необходимость введения данного курса в программу обучения обусловлена всеобщей компьютеризацией, интеграционными процессами между гуманитарной и научно-технической сферами, тенденциями инклюзивного образования. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. Прогнозируется использование компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ | ||
Компьютер и информация Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. (8 ч.) Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Тексты в памяти компьютера. (6 ч.) Единицы измерения инфомации. (2 ч.) Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. (4 ч.) Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1. (2 ч.) Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word. (2 ч.) Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. (4 ч.) Практическая работа №4. Нумерованные списки. (2 ч.) Практическая работа №5. Маркированные списки. (2 ч.) | 16 ч. | |
Человек и информация. Информация и знания. (4 ч.) Чувственное познание окружающего мира. (4 ч.) Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. (8 ч.) Компьютерный практикум Практическая работа №6. Создаем таблицы. (3 ч.) Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице. (3 ч.) Практическая работа №8. Строим диаграммы. (3 ч.) Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint. (2 ч.) Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе. (1 ч.) Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word. (4 ч.) | 16 ч. | |
Элементы алгоритмизации. Что такое алгоритм. (1 ч.) Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. (1 ч.) Компьютерный практикум Практическая работа №12. Power point. «Времена года». Практическая работа №13. Создаем слайд-шоу. | 2 ч. | |
Итого | 34 ч. |
Учащиеся должны знать:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
- определять информационную ценность сообщения;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- узнавать термин «двоичная система счисления»;
- иметь представление об алгоритмах;
- иметь представления об этических нормахр аботы с информационными объектами.
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению (иконке);
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейшего графического редактора для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.
Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида имеют ряд особенностей, учтенных составителем программы, учителем-дефектологом:
Особенности контингента | Способы преодоления |
Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов | Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных методик коррекционной педагогики |
Слабое восприятие теоретической базы | Опора на практические задания |
Практическая деятельность должна приводить к заметным результатам | Оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии |
Ограниченные представления окружающем мире | Формирование представлений, расширение кругозора |
Низкая культура поведения | Индивидуальная работа, повышение культуры |
Отсутствие чувства самосохранения | Особое внимание к вопросам техники безопасности |
Малообеспеченные семьи, не имеющие компьютера | Предоставление возможности обучения в условиях школы |
Слабо развитая мелкая моторика | Использование клавиатурных тренажеров |
Сложная структура дефекта (нарушения интеллекта, сопровождающиеся нарушениями в системе анализаторов, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сфере) | Использование специальных возмжностей компьютера. Индивидуальный подход к учащимся. |
УМК
- Босова Л. «Информатика». Учебник для 5 класса. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008 г.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 159 с.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
- Паутова А. Информатика. Часть 1. Рабочая тетрадь 2 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1997г.
- Валединский В. Информатика. Разберёмся с компьютером. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
- Камбурова Л. Информатика. Часть 2. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
- Валединский В. Информатика. Основные понятия. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
- Валединский В. Информатика. Алгоритмы. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
Предварительный просмотр:
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | оборудование | Практическая работа | Примечание | |
план | факт | ||||||
Компьютер и информация | 16 ч. | ||||||
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. | 1 | Компьютер iMac | П/р 1. Клавиатурный тренажер. | ||||
Файлы и папки. Текстовые файлы. | 1 | Компьютер iMac | П/р 2. Клавиатурный тренажер. | ||||
Файлы и папки. Файлы изображения. | 1 | Компьютер iMac | П/р 3. Клавиатурный тренажер. | ||||
Файлы и папки. Файлы презентаций. | 1 | Компьютер iMac | П/р 4. Клавиатурный тренажер. | ||||
Файлы и папки. Аудиофайлы и видеофайлы. | 1 | Компьютер iMac | П/р 5. Работаем с файлами и папками. | ||||
Файлы и папки. Создание папки. | 1 | Компьютер iMac | П/р 6. Работаем с файлами и папками. | ||||
Файлы и папки. Выбор файлов для объединения в папку. | 1 | Компьютер iMac | П/р 7. Клавиатурный тренажер. | ||||
Файлы и папки. Конфиденциальность информации в личной папке. | 1 | Компьютер iMac | П/р 8 Знакомимся с текстовым процессором Word. | ||||
Как информация представляется в компьютере. | 1 | Компьютер iMac | П/р 9. Знакомимся с текстовым процессором Word. | ||||
Цифровые данные. | 1 | Компьютер iMac | П/р 10. Редактируем и форматируем текст . | ||||
Двоичное кодирование числовой информации. | 1 | Компьютер iMac | П/р 11. Редактируем и форматируем текст. | ||||
Двоичное кодирование числовой информации. Примеры двоичного кодирования букв. | 1 | Компьютер iMac | П/р 12. Редактируем и форматируем текст. | ||||
Двоичное кодирование числовой информации. Примеры двоичного кодирования цифр. | 1 | Компьютер iMac | П/р 13. Создаем надписи. | ||||
Тексты в памяти компьютера. | 1 | Компьютер iMac | П/р 14. Нумерованные списки. | ||||
Единицы измерения инфомации. Биты и байты. | 1 | Компьютер iMac | П/р 15. Нумерованные списки. | ||||
Единицы измерения инфомации. Гигабайты и Мегабайты. | 1 | Компьютер iMac | П/р 16 Маркированные списки. | ||||
Человек и информация | 16 ч | ||||||
Информация и знания. | 1 | Компьютер iMac | П/р17. Создаем таблицы. | ||||
Способы получения информации. | 1 | Компьютер iMac | П/р18. Создаем таблицы. | ||||
Способы обработки информации. | 1 | Компьютер iMac | П/р19. Создаем таблицы. | ||||
Способы хранения информации. | 1 | Компьютер iMac | П/р20. размещаем текст в таблице. | ||||
Чувственное познание окружающего мира. | 1 | Компьютер iMac | П/р 21. Размещаем графику в таблице. | ||||
Органы чувств человека и их компьютерные аналогии. Зрение. | 1 | Компьютер iMac | П/р 22. Размещаем текст и графику в таблице. | ||||
Органы чувств человека и их компьютерные аналогии. Слух. | 1 | Компьютер iMac | П/р 23. Строим диаграммы. | ||||
Органы чувств человека и их компьютерные аналогии. Особые возможности компьютера. | 1 | Компьютер iMac | П/р 24 Строим диаграммы. | ||||
Мышление и его формы. | 1 | Компьютер iMac | П/р 25. Строим диаграммы. | ||||
Понятие как форма мышления. | 1 | Компьютер iMac | П/р 26 . Изучаем графический редактор Paint. | ||||
Как образуются понятия. | 1 | Компьютер iMac | П/р 27. Изучаем графический редактор Paint. | ||||
Содержание и объём понятия. | 1 | Компьютер iMac | П/р 28. Планируем работу в графическом редакторе. | ||||
Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. | 1 | Компьютер iMac | П/р 29. Рисуем в редакторе Word. | ||||
Классификация. | 1 | Компьютер iMac | П/р 30. Рисуем в редакторе Word. | ||||
Суждение как форма мышления. | 1 | Компьютер iMac | П/р 31. Рисуем в редакторе Word. | ||||
Умозаключение как форма мышления | 1 | Компьютер iMac | П/р 32. Рисуем в редакторе Word. | ||||
Элементы алгоритмизации | 2 ч. | ||||||
Что такое алгоритм? | 1 | Компьютер iMac | П/р 33. Power point. «Времена года». | ||||
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. | 1 | Компьютер iMac | П/р 34. Создаем слайд-шоу. | ||||
Итого: | 34 ч. | 34 |
Контрольные работы - нет
Лабораторные работы - нет
Практические работы 34.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________ _________
подпись зам. директора ф.и.о.
« ____»______________ 2011 г
Календарно-тематическое планирование
на _______________ учебный год
По предмету (курсу и т.д.) _______________________________________________
Количество часов: всего ____________________ в неделю ___________________
Класс _________________________________________________________________
Уровень _______________________________________________________________
Учитель _______________________________________________________________
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя _______________________________________________________________________
ф.и.о.
утвержденной решением педагогического совета № ________ от _________ 2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 1-й год обучения.
Программа факультатива составлена на основе программмы "Информатика. 5 класс" Л. Л. Босовой.Программа рассчитана на учащихся с нарушением интеллекта, не владеющих компьютерными навыками.Апробируется в...
Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 3-й год обучения.
Адаптированная для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида программа Л. Л. Босовой "Информатика" 8 класс....
Познавательная программа для старшеклассников коррекционной школы VIII вида. Тема: «Георгий Победоносец».
Ознакомить детей с жизнью христианского святого великомученика Георгия Победоносца и с традициями почитания этого святого....
Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...
Развитие двигательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках трудового обучения
Доклад по теме самообразования...
Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.
Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...