Программа кружка «Основы компьютерной грамотности»
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

 

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет:

  • значительного расширения тематики изучаемого материала по сравнению с общеобразовательной школой.
  • углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе;
  • развития общего образования детей;
  • умение решать задачи с помощью компьютерных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Селтинская средняя общеобразовательная школа.


ПРОГРАММА

Основы компьютерной грамотности ”

                                   Автор: Александрова Любовь Анатольевна,         

Учитель математики, информатики

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет:

  1. значительного расширения тематики изучаемого материала по сравнению с общеобразовательной школой.
  2. углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе;
  3. развития общего образования детей;
  4. умение решать задачи с помощью компьютерных программ.

Реализация программы позволяет подготовить уверенного пользователя ПК, дает детям возможность познакомиться с профессиями, использующими компьютерные технологии, научиться, на высоком уровне, совмещать работу на компьютере с теми требованиями, которые предъявляются по школьной программе, и обеспечивает социальную адаптацию слушателей, не имеющих возможности освоить современные компьютерные технологии в рамках образовательного процесса в школе.

Кружок «Основы компьютерной грамотности» предполагает ознакомление учащихся с возможностями  использования персональных компьютеров  для решения практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПК используется как рабочий инструмент.

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами и возможностями ПК по решению прикладных задач с использованием ПК для анализа  и решений ситуаций в рамках образовательного процесса в школе.

В рамках кружка предполагается освоение и развитие пользовательских навыков работы с ПК, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих труд в различных прикладных, практических сферах деятельности человека, не связанных с серьезным применением математики.

Программа ориентирована на существующие в настоящее время типы универсальных пользовательских программ — текстовые и графические редакторы, электронные таблицы.

В процессе изучения курса слушатели знакомятся с компьютерными телекоммуникациями; освоением  типичного прикладного программного обеспечения и аппаратных средств ПК для реализации современных информационных технологий; компьютерным набором и редактированием текста, деловой перепиской, работой с графическим редактором, использованием ПК для анализа ситуаций в школе, в сфере производства, бухгалтерскими операциями на ПК, компьютерным делопроизводством.

Курс ориентирован на детей в возрасте 10-12 лет. При отсутствии соответствующей подготовки, к изучению курса привлекаются учащиеся более старшего возраста. Нормативный срок освоения данной программы- 1 год.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У ОБУЧАЕМЫХ

Слушатели должны знать:

  1. основные средства получения информации;
  2.  элементарные понятия об управлении;
  3.  устройство и состав ПК;
  4. средства ввода-вывода информации на ПК;
  5.  понятие о текстовой и графической информации;
  6. операционную систему Windows-2000;
  7.  принципы организации и порядок настройки операционной системы Windows-2000;
  8.  программное обеспечение для Windows-2000
  9.  основы работы с текстовым редактором Word 7.0, графическим редактором Paint;
  10.  принципы организации взаимодействия между программами-приложениями в Windows-2000;
  11. принципы организации работы в электронных таблицах Excel;
  12. понятие баз данных;
  13. принципы работы с мультимедийными программами
  14. основные приемы работы с файловым менеджером
  15. принципы работы графических программ, методы использования различных расширений графических объектов.

Слушатели должны уметь:

  1. обращаться с клавиатурой ПК;
  2. воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора;
  3. изменять форму представления информации на экране монитора;
  4. получать всю необходимую информацию о конфигурации компьютера и состоянии системы;
  5. создавать файлы и каталоги;
  6. производить основные операции с файловыми структурами;
  7. производить обработку текстовой информации с помощью простейшего текстового редактора;
  8. выполнять основные операции с файловыми структурами в ОС Windows-2000(программа “проводник”);
  9. работать с основными программами-приложениями для ОС Windows-2000;
  10. создавать, редактировать и распечатывать текстовую информацию с помощью текстового редактора Word 7.0.
  11. создавать графическое изображение с помощью графического редактора Paint;
  12. производить вычисления с помощью электронных таблиц Excel;
  13. организовывать документы с использованием электронных таблиц Excel и электронных баз данных ;
  14. Работать с архивами.
  15. работать с Internet Explorer;
  16. открывать и сохранять Web-страницы:
  17. работать с поисковыми системами,
  18. уметь адаптировать  стандартные программы ОС для работы в рамках образовательного процесса в школе.

ПРОГРАММА

Номер занятия

Тема.

Понятие информации. ПК как средство сбора, обработки и хранения информации.(    ч)

  1. Понятие информации. Единицы информации
  2. Значение информации для развития общества и человека
  3. ПК как средство сбора, обработки и хранения информации.

Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий. (    ч)

  1. техника безопасности при работе на ПК.
  2. этапы развития ПК
  3. совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

Основные сведения о составлении программ, алгоритм .(    ч)

  1. понятие алгоритма
  2. алгоритмизация и программирование
  3. составление простейших алгоритмов для работы элементарных программ.
  4. Решение задач

Состав ПК и принципы работы основных его устройств(  ч)

  1. устройства, из которых состоит ПК
  2. основные элементы, входящие в состав данных устройств.

Основные сведения о персональных компьютерах (ПК) и операционных системах. Основы работы
в операционной системе Windows 2000 (  ч)

  1. Операционные системы.
  2. в чем заключается принципиальное отличие данной ОС от других систем.
  3. какое преимущество данной ОС от других систем
  1. Начало и завершение работы с операционной системой Windows 2000.
  2. Работа с клавиатурой, основные функциональные клавиши.
  3. Основные функции левой и правой кнопок «мыши»
  4. Проблемы с прерыванием работы ПК,  примеры их устранения

Работа в операционной системе Windows 2000. Организация хранения информации.(      ч)

  1. Рабочий стол и его структура.
  2. Работа с меню и окнами.
  3. «Мой компьютер», «Проводник».
  4. Открытие папок и файлов.
  5. Создание папок.
  6. Переименование папок и файлов.
  7. Перемещение и копирование папок и файлов.
  8. Удаление и восстановление файлов.

Работа со стандартными программами ОС(    ч)

  1. программа стандартного текстового редактора Word Pad, Pаint, Imaging, блокнот, калькулятор.

Справочная система Windows 2000. Простейшая профилактика ПК.  Работа в локальной сети..(     ч)

  1. Использование справочной системы.
  2. Поиск информации на ПК
  3. Борьба с компьютерными вирусами и профилактика «заражения» ПК.
  4. Особенности настройки системы Windows 2000.

Основные навыки работы с документами
в текстовом редакторе MS Word 2000.(ч)

  1. Элементы окна программы. Использование Помощника.
  2. Элементы окна документа. Режимы просмотра документа. Перемещение по документу. Выбор объекта перехода.
  3. Правила ввода текста. Непечатаемые знаки. Свободный ввод. Режим замены. Поиск и замена контекста.
    Автозамена.
  4. Проверка орфографии и исправление опечаток. Тезаурус. Языки.
  5. Создание и первое сохранение документа. Использование шаблонов и мастеров.
  6. Поиск и открытие документа. Сохранение изменений. Сохранение документов под другим именем, в другой папке или в другом формате. Сохранение документа в виде Web-страницы. Создание (при сохранении) папки.

Настройка параметров страницы. Операции
с текстом. Применение стандартных средств форматирования.(ч)

  1. Настройка параметров страницы. Выравнивание текста по вертикали.
  2. Операции с текстовыми фрагментами: выделение, удаление, копирование, вставка, специальная вставка, изменение оформления. Использование буфера Office. Отмена, возврат и повтор команд. Создание гиперссылок.
  3. Форматирование текста: выбор шрифта, начертания, применение эффектов, настройка интервала и т.д.
  4. Оформление абзацев: выравнивание, отступы, интервалы.
  5. Добавление границ и заливки.
  6. Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков.
  7. Использование табуляции: выравнивание в колонках, заполнение.

Профессиональное оформление документа.(     ч)

  1. Копирование форматов по образцу.
  2. Стилевое форматирование документа: создание новых стилей и их применение. Быстрое переоформление документа путем редактирования стилей.
  3. Вставка разрывов. Оформление текста с помощью колонок. Подготовка разделов с различным оформлением.
  4. Подготовка колонтитулов. Вставка даты и времени. Вставка символов. Нумерация страниц, выбор формата номеров.

Работа с таблицами и объектами.(        ч)

  1. Создание таблицы. Добавление и удаление строк и столбцов. Изменение ширины столбцов и высоты строк. Объединение ячеек.
  2. Оформление таблицы: форматирование текстовых фрагментов, абзацев, добавление границ и заливки. Поворот текста в ячейках. Автоформат.
  3. Преобразование текста в таблицу и таблицы в текст.
  4. Сортировка текста.
  5. Использование панели инструментов Рисование: вставка надписей и автофигур, объектов WordArt и ClipArt.
  6. Внедрение объектов.

Основные навыки работы с документами
в табличном редакторе Excel .(      ч)

  1. работа с ячейками
  2. создание таблиц
  3. вставка формул для автоматических вычислений.
  4. связь между ячейками
  5. связь между «листами» в одной «книге»
  6. работа с диаграммами в данном редакторе
  7. решение математических задач
  8. работа с базами данных

Печать документа.
Выполнение практических примеров.(        ч)

  1. Предварительный просмотр и печать документа.
  2. Задание режима печати, параметров устройства, количества копий.

Архивация. (ч)

  1. Понятие об архивации данных, принципы архивации данных.
  2. Восстановление архивных файлов

Программы WinRAR,, WinZip (       ч)

  1. особенности работы с каждой из программ

Мультимедийные программы.(           ч)

  1. Программа прослушивания звуковых файлов WinАmp
  2. Программа для просмотра видео : «Универсальный проигрыватель», Windows media player

Компьютерные сети. Навыки работы в компьютерных сетях.(     ч)

  1. Организация совместного доступа к устройствам и папкам.

Глобальные компьютерные сети (Интернет).

(      ч)

  1. Глобальные компьютерные сети .
  2. Доступ в Интернет. Адресация в Интернет.
  3. Понятие гипертекстового документа. Примеры популярных серверов WWW. Зарубежные и российские ресурсы WWW.

Работа с электронной почтой (     ч)

-что такое адрес электронной почты

-установка программ для работы с электронной почтой

-создание и отправка сообщения.

-получение сообщения.

-ответ на письмо и его пересылка.

-использование адресной книги.

Основы защиты информации. Методы защиты информации. Безопасность при работе в сетях и на ПК (ч)

-цензура содержимого.

- -важные вопросы безопасности.

-средства безопасности браузера, настройка параметров безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев Общая информатика, учебное пособие. АСТ Пресс, М.2001 г.
  2. Л.И. Домнина, В.В. Вдовин. Подготовка пользователей персональных компьютеров IBM PC (Пособие для педагогов дополнительного образования и преподавателей информатики). Под редакцией М.Ю. Монахова. “Владимирская школа”, Владимир, 1996.
  3. Г. Евсеев, С. Симонович. Работа в Windows,АСТ Пресс,2000г.
  4. Ш. Кроуфорд. Профессиональная работа в Windows,Питер,1999г.
  5. Д.Ю. Гудзенко, Р.Ш. Загиддулин, О.В. Спиридонов, А.В.Белов. Базовая компьютерная подготовка. Курс лекций в МВТУ им. Баумана.
  6. Работа в Интернет.CD-ROM.Петрософт,2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная образовательная программа курса "Основы компьютерной грамотности".

Основная задача - оказание методической помощи учителям информатики.Данная тема актуальна, так как почти практически полностью отсутствуют программы по информатике для детей с ограниченными возможност...

ПРОГРАММА Факультатива «Основы компьютерной грамотности» для 5-8 классов коррекционных школ

Цель программы - повысить личную самооценку детей с ограниченными возможностями здоровья через изучение информационных технологий.Задачи усвоить правила работы и поведения при общении с комп...

Рабочая программа курса "Основы компьютерной грамотности" 8 класс VIII вид

Современное общество нельзя представить без компьютера. Умение пользоваться компьютером облегчит их учёбу.  Специальные коррекционные занятия, по знакомству с работой на компьютере, направлены на...

рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамоты" для дошкольных групп

Настоящая программа составлена на основе программы дошкольной подготовки по информатике для детей 5-6 лет А. В. Горячева, Н. В. Ключ и программы курса «Развивающая информатика» Е. Н. Челак...

Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"

Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности" составлена с учётом особенностей детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)...

Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"

Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...

Рабочая программа кружк "Основы финансовой грамотности" 10-11 класс

Программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-11 класса для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономи...