Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 1-й год обучения.
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Программа факультатива составлена на основе программмы "Информатика. 5 класс" Л. Л. Босовой.
Программа рассчитана на учащихся с нарушением интеллекта, не владеющих компьютерными навыками.
Апробируется второй год, результаты обучения положительные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okg_po__bosovoy_1y_god.doc | 61 КБ |
okg_pourochnoe_1_god.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образование
______________________________________________________________________________________________________
наименование образовательного учреждения
Обсуждено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель решением педсовета
протокол № __ от______ директора протокол №___ то _______
руководитель МО __________ 2011 председатель педсовета
_______ ___________ _______ _________ __ _________ _____________
подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу и т.д.) Факультатив «Основы компьютерной грамотности»
класс 5-10 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
количество часов 34 (1 ч. в неделю)
уровень обучения: первый год обучения
учитель Ильясова Татьяна Геннадьевна
Программа разработана на основе программы «Программа по информатике и ИКТ для V-VII классов средней общеобразовательной школы» Л. Л. Босов. - М., БИНОМ Лаборатория знаний 2007 г.
Эксперты:
_______________________________________ ____________ ________________
место работы эксперта подпись ф.и.о.
_______________________________________ ____________ ________________
место работы эксперта подпись ф.и.о.
_______________________________________ ____________ ________________
место работы эксперта подпись ф.и.о.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Основы компьютерной грамотности»
первый год обучения
Составитель: Ильясова Т. Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы компьютерной грамотности» является факультативным курсом, введённым в учебный план специальной коррекционной школы VIII вида, 5-10 класс, 1 час в неделю.
Цель: формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой.
Задачи:
- Знакомство с возможностями компьютера.
- Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.
- Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.
Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих навыков обращения с компьютером (первый год обучения), в дальнейшем планируется углубление знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Рабочая программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 5 класс Л. Л. Босовой.
№ п/п | разделы | Количество часов | |
Авторская (примерная программа) | Рабочая программа | ||
Компьютер для начинающих Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер[1]. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. Компьютерный практикум Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой. Практическая работа №2. Осваиваем мышь. Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы. Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню. Клавиатурный тренажер. | 8 ч. | 15 ч. | |
Информация вокруг нас Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. Координатный тренажер. Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. | 15 ч. | 4 ч. | |
Информационные технологии Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений. Компьютерный практикум Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. Практическая работа №6. Вводим текст. Практическая работа №7. Редактируем текст. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста. Практическая работа №9. Форматируем текст. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами. Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему. | 10 ч. | 15 ч. | |
Итого: | 33 (+2) час. | 34 час. |
Изменения в программе Л.Л.Босовой связаны с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) и с организацией занятий (факультатив проводится 1 раз в неделю, после уроков). Все изменения направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков.
Компьютер для начинающих. Время изучения темы продлено с 8 до 15 часов, т.к. на усвоение новых знаний, умений и навыков учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида требуется более длительное время. Темы для дополнительного изучения не изучаются.
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. - 1ч.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. – 12 ч.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. – 3 ч.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.
Практическая работа №2. Осваиваем мышь.
Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.
Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню.
Клавиатурный тренажер.
Начиная со 2 занятия, на каждом проводится практическая работа на клавиатурном тренажёре (индивидуальные задания).
Информация вокруг нас. Часы, отведённые на изучение блока, сокращены с 15 до 4 часов, т.к. содержание занятий представляет собой информационный, а не практический материал, что является недоступным для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Информационные технологии. Блок изменён с 10 на 15 часов. Изменения связаны с увеличением доли практических занятий.
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. - 10 ч.
Компьютерная графика. Графические редакторы. – 5 ч.
Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум
Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Практическая работа №6. Вводим текст.
Практическая работа №7. Редактируем текст.
Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.
Практическая работа №9. Форматируем текст.
Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.
Практическая работа №11. Начинаем рисовать.
Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.
Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.
Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему.
На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.
Содержание программы инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. В практической деятельности обращается внимание учащихся, знакомых с операционной системой Windows на сходство и различие с системой Mac OS X.
Необходимость введения данного курса в программу обучения обусловлена всеобщей компьютеризацией, интеграционными процессами между гуманитарной и научно-технической сферами, тенденциями инклюзивного образования. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. Прогнозируется использование компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ | ||
Компьютер для начинающих. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. - 1ч. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. – 12 ч. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. – 3 ч. Практическая работа «Клавиатурный тренажер» (15ч.) | 15 ч. | |
Информация вокруг нас. Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. – 1 ч. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. - 1 ч. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. – 1 ч. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. – 1 ч. Практическая работа «Набор заданного текста» (4 ч.) | 4 ч. | |
Информационные технологии. Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. - 10 ч. Компьютерная графика. Графические редакторы. – 5 ч. Практическая работа «Форматирование текста» (5 ч.) Практическая работа «Форматирование таблиц» (5 ч.) Практическая работа «Создание графических объектов» (5 ч.) | 15 ч. | |
Итого | 34 ч. |
Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида имеют ряд особенностей, учтенных составителем программы, учителем-дефектологом:
Особенности контингента | Способы преодоления |
Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов | Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных методик коррекционной педагогики |
Слабое восприятие теоретической базы | Опора на практические задания |
Практическая деятельность должна приводить к заметным результатам | Оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии |
Ограниченные представления окружающем мире | Формирование представлений, расширение кругозора |
Низкая культура поведения | Индивидуальная работа, повышение культуры |
Отсутствие чувства самосохранения | Особое внимание к вопросам техники безопасности |
Малообеспеченные семьи, не имеющие компьютера | Предоставление возможности обучения в условиях школы |
Слабо развитая мелкая моторика | Использование клавиатурных тренажеров |
Сложная структура дефекта (нарушения интеллекта, сопровождающиеся нарушениями в системе анализаторов, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сфере) | Использование специальных возмжностей компьютера. Индивидуальный подход к учащимся. |
Учащиеся должны знать:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер ;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.
УМК
- Босова Л. «Информатика». Учебник для 5 класса. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008 г.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 159 с.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
- Паутова А. Информатика. Часть 1. Рабочая тетрадь 2 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1997г.
- Валединский В. Информатика. Разберёмся с компьютером. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
- Камбурова Л. Информатика. Часть 2. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
- Валединский В. Информатика. Основные понятия. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
- Валединский В. Информатика. Алгоритмы. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
Предварительный просмотр:
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | оборудование | Практическая работа | Примечание | |
план | факт | ||||||
Компьютер для начинающих | 15 ч. | ||||||
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Компьютер iMac | П/р 1. Включение и выключение компьютера. | ||||
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. | 1 | Компьютер iMac | П/р 2. Действия с мышью. | ||||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура | 1 | Компьютер iMac | П/р 3. Клавиатурный тренажер. | ||||
Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатура – пробел. | 1 | Компьютер iMac | П/р 4. Клавиатурный тренажер. | ||||
Группы клавиш. Функциональные клавиши. | 1 | Компьютер iMac | П/р 5. Клавиатурный тренажер. | ||||
Группы клавиш. Символьные цифровые клавиши. | 1 | Компьютер iMac | П/р 6. Клавиатурный тренажер. | ||||
Группы клавиш. Символьные алфавитные клавиши среднего ряда. | 1 | Компьютер iMac | П/р 7. Клавиатурный тренажер. | ||||
Группы клавиш. Символьные алфавитные клавиши верхнего ряда. | 1 | Компьютер iMac | П/р 8. Клавиатурный тренажер. | ||||
Группы клавиш. Символьные алфавитные клавиши нижнего ряда. | 1 | Компьютер iMac | П/р 9. Клавиатурный тренажер. | ||||
Клавиши управления курсором. | 1 | Компьютер iMac | П/р 10. Клавиатурный тренажер. | ||||
Специальные клавиши. Enter, Esc. | 1 | Компьютер iMac | П/р 11. Клавиатурный тренажер. | ||||
Специальные клавиши. BackSpace, Delet. | 1 | Компьютер iMac | П/р 12. Клавиатурный тренажер. | ||||
Специальные клавиши. Shift, Ctrl, Alt. | 1 | Компьютер iMac | П/р 13. Клавиатурный тренажер. | ||||
Специальные клавиши. Caps Lock. | 1 | Компьютер iMac | П/р 14. Клавиатурный тренажер. | ||||
Комбинации клавиш. Alt(L)+Shift. | 1 | Компьютер iMac | П/р 15. Клавиатурный тренажер. | ||||
Информация вокруг нас | 4 ч | ||||||
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. | 1 | Компьютер iMac | П/р16. Набор заданного текста. | ||||
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. | 1 | Компьютер iMac | П/р17. Набор заданного текста. | ||||
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. | 1 | Компьютер iMac | П/р18. Набор заданного текста. | ||||
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. | 1 | Компьютер iMac | П/р19. Набор заданного текста. | ||||
Информационные технологии | 15 ч. | ||||||
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. | 1 | Компьютер iMac | П/р 20. Форматирование текста. | ||||
Этапы подготовки документа на компьютере. Выделение Ж, К, Ч. (Жирный, курсив, подчёркнутый). | 1 | Компьютер iMac | П/р 21. Форматирование текста. | ||||
Этапы подготовки документа на компьютере. Изменение размера шрифта. Выравнивание текста. | 1 | Компьютер iMac | П/р 22. Форматирование текста. | ||||
Этапы подготовки документа на компьютере. Изменение цвета шрифта и выделение цветом. | 1 | Компьютер iMac | П/р 23. Форматирование текста. | ||||
Этапы подготовки документа на компьютере. Маркеры и нумерация. | 1 | Компьютер iMac | П/р 24. Форматирование текста. | ||||
Знакомство с таблицей в текстовом документе. Понятия «Столбец» и «Строка». | 1 | Компьютер iMac | П/р 25. Форматирование таблицы. | ||||
Изменение размеров столбцов и строк. | |||||||
Изменение количества столбцов и строк (добавление, удаление, разбивка, соединение). | 1 | Компьютер iMac | П/р 27. Форматирование таблицы. | ||||
Выделение цветом отдельных ячеек и надписей. | 1 | Компьютер iMac | П/р 28. Форматирование таблицы. | ||||
Вставка таблицы в текстовый документ. | 1 | П/р 29. Форматирование таблицы, создание комбинированного документа.. | |||||
Компьютерная графика. Знакомство с автофигурами. | 1 | П/р 30. Создание графических объектов. | |||||
Компьютерная графика. Изменение цвета автофигур. | 1 | П/р 31. Создание графических объектов. | |||||
Компьютерная графика. Изменение размера и положения автофигур. | 1 | П/р 32. Создание графических объектов. | |||||
Компьютерная графика. Знакомство с Галереей текстовых эффектов. | 1 | П/р 33. Создание графических объектов. | |||||
Итоговое занятие. Создание комбинированного документа (текст, таблица, графический объект). | 1 | П/р 34. Создание комбинированного документа. | |||||
Итого: | 34 ч. | 34 |
Контрольные работы - нет
Лабораторные работы - нет
Практические работы 34.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________ _________
подпись зам. директора ф.и.о.
« ____»______________ 2011 г
Календарно-тематическое планирование
на _______________ учебный год
По предмету (курсу и т.д.) _______________________________________________
Количество часов: всего ____________________ в неделю ___________________
Класс _________________________________________________________________
Уровень _______________________________________________________________
Учитель _______________________________________________________________
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя _______________________________________________________________________
ф.и.о.
утвержденной решением педагогического совета № ________ от _________ 2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 2-й год обучения.
Продолжение работы по обучению компьютерной грамотности учащихся с нарушением интеллекта.Программа 2-го года обучения факультатив "Основы компьютерной грамотности" составлена на основе программы "Инфо...
Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 3-й год обучения.
Адаптированная для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида программа Л. Л. Босовой "Информатика" 8 класс....
Познавательная программа для старшеклассников коррекционной школы VIII вида. Тема: «Георгий Победоносец».
Ознакомить детей с жизнью христианского святого великомученика Георгия Победоносца и с традициями почитания этого святого....
Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...
Развитие двигательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках трудового обучения
Доклад по теме самообразования...
Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.
Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...