Конспект логопедического занятия в третьем классе для детей с ОВЗ с общим недоразвитием речи.
план-конспект на тему

Кровцова Галина Викторовна

Логопедическое занятие для детей с ОВЗ по теме: "Дифференциация звуков Ч-Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.otkr_._logop.zanya_.ch-sh_3_kl._sonr.docx190.15 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект  логопедического занятия в третьем классе для детей с ОВЗ   с общим недоразвитием речи.

  Составил: учитель-логопед Кровцова Галина Викторовна

  МБОУ СОШ №2

 г. Ханты-Мансийск, 2015 г.

Тема: «Дифференциация Ч-Ш»

Лексическая тема: «Животные»

Цель: уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие, добиваться   чёткой дифференциации в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. закрепить знания о звуках [ч,],[ш];
  2. дифференцировать шипящие согласные в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  3. закреплять артикуляцию звуков;
  4.  соотносить звуки  с  буквами.

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать фонематическое восприятие и умение выделять из потока речи часто повторяющие звуки [ч,],[ш];
  2. развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
  3. развивать связную речь;
  4. развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать самоконтроль и самооценку;
  2. воспитывать желание активно работать на  занятии.

Оборудование: слайдовая презентация к уроку; картинки животных (лошадь, кошка, мышка, овечка, волчица); музыкальное сопровождение: «Дождь», «Соловей», С. Пучинин «Марш Снеговиков». Этап работы (алгоритм работы). Схемы-таблицы (сравнительная характеристика и артикуляция звуков); конверт с письмом (деформированный текст «Кошка»).

Для детей: цветные карандаши (красный, желтый, синий, зелёный); лист самооценки; раздаточный материал (карточки с заданиями), раздаточный  материал (карточки с заданиями и с  самооценкой); следы –карточки (слова с пропущенными буквами: пу…истая,  мы…онок,  …ёрная,  ко…ечка,  кроше…ный ,  ло…адка); фломастеры: чёрный, красный.

                                                           

                                                                  Ход  занятия

1.Организационный момент.

Логопед. За рабочее  место  присядет тот, кто ответит на вопрос.

  • Какое время года?
  • Какое  сегодня  число?
  • Какой  месяц?
  • Какой день недели?
  • Какая погода на улице?

Релаксационная минутка.

Логопед.  Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,

                  Не фонарь, а ярко светит,

                  И не пекарь, а печёт?   (Солнце.) 

Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. (Расслабление.) Слайд  

Подул  холодный  ветер,  пошёл  дождь,  вам  стало  холодно. (Напряжение.) Слайд  

И  снова  засверкало  солнышко,  вы  согрелись.  (Расслабление.) Слайд    

Работа с правилом речи.

Логопед.  Итак, мы настроились на работу. Давайте   все вместе  прочитаем  правило речи,  которого будем придерживаться на занятии.    Слайд  

Говорим

красиво, внятно, чтобы было всем понятно

2. Артикуляционная  разминка.

Логопед. А сейчас давайте вспомним  о Весёлом Язычке. Жил был Весёлый Язычок. Однажды проснувшись в хорошем настроении (выполнение упражнения «Лягушка»), он решил выйти на прогулку, чтобы погреться  под лучами весеннего солнца. (Упражнение «Лопаточка») После прогулки  непоседа Язычок  вернулся в домик. Он очень любил пить чай с вареньем и печеньем. (Упражнение «Чашечка», «Вкусное варенье») Его любимое печенье имеет форму грибка. (Упражнение «Грибок») Весёлый Язычок  напился чаю и решил  всех развеселить, поиграть на гармошке. (Выполнение упражнения «Гармошка») Слайд

Молодцы!

3.Введение в тему.

Логопед. Послушайте  стихотворение и догадайтесь,   какие  звуки  мы будем сравнивать на занятии?

              Черепашка, не скучая,

              Час сидит за чашкой чая.

              Черепашка всех смешит,

               Потому  что не спешит.

              А куда спешить тому,

              Кто всегда в своём дому.       Слайд   

Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Дети. Звуки [ч,]-[ш] и буквы Ч и Ш. Слайд  

Логопед. Как вы думаете,  чем мы будем  заниматься на занятии?

Алгоритм  работы.     

Дети. Мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах, словах, словосочетаниях  и  предложениях.  Правильно их использовать в устной и письменной речи.

 (алгоритм работы вывешивается на доску).     Слайд

4. Сравнительная  характеристика  звуков [ч,]-[ш].

Логопед. Давайте  дадим характеристику данным  звукам (с опорой  по таблице) и посмотрим, чем они похожи  и чем отличаются.     Слайд

Дети. Звук ,]-  согласный, так как  преграда – язык.  Глухой и всегда мягкий. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки».  Воздушная струя тёплая, быстрая, толчкообразная. Звук произносится быстро.

Звук [ш]-  согласный, так как  преграда – язык.  Глухой и всегда твёрдый. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки».  Воздушная струя длительная,  тёплая, направлена  вперёд.  Слайд   

Логопед. И так какой можно сделать вывод?

Дети. Сходство:  одинаковое положение губ, язык форме «чашечки», тёплая воздушная струя. Шипящие и  глухие.

Различие: по-разному выходит воздушная струя. При звуке ,]-  быстрая, толчкообразная.  Звук произносится быстро. Всегда мягкий. При звуке [ш]- воздушная струя  длительная. Всегда твёрдый.

Таблица: Артикуляция  звуков

звуки

,]

[ш]

губы

язык

воздушная струя

5.Дифференциация звуков [ч,]-[ш] и букв.

Сейчас проведём  игру «Разведчик»

Цель: развитие фонематического восприятия,  умение соотносить  данный звук с буквой и  наоборот.

Инструкция. Нужно подобрать к схеме картинку и соединить схему слова с картинкой.

( Можно данную  работу  выполнить  на интерактивной доске.)  Слайд

  

__Ш__Ч_         ___Ш___       ___Ч___        ___Ш___        ___Ч___

                                 

E:\КАРТИНКИ\loshadi_6_1600.jpg        E:\КАРТИНКИ\овца.jpg         E:\КАРТИНКИ\29062.jpg                    C:\Users\Екатерина\Pictures\галина 70001.tif       E:\КАРТИНКИ\Домовая-мышь..jpg

                               

Проверка.  Слайд

Самооценка. С помощью кружочка- самооценки оцените, как вы выполнили  задание. Если вы справились с заданием правильно, то закрасьте кружок зелёным цветом. Если была допущена одна ошибка, то жёлтым цветом. При допуске более двух ошибок закрасьте кружок красным цветом.

6. Дифференциация звуков [ч,]-[ш] в слогах.

Логопед.

Инструкция. Чтение слогов слева направо и справа налево.

чу-шу         уч-уш

ши-ча         уч-ач

шо-ши       иш-ош

Логопед. Молодцы. Продолжаем читать слоги.

Инструкция. Сели прямо. Сделали  глубокий  вдох, на выдохе произносим слоги, выделяя ударением   слоги -ча-ши-:

чу-шу-чи-ши

ше-шо-ча-ша

че-ши-ша-чу

ча-чу-ши-шу  Слайд 

7.Дифференциация звуков [ч,]-[ш] в словах.

Игра  «Собери  слово»

Логопед. Однажды черепашка  так,  играла, что слова рассыпались. Давайте поможем  собрать  слова.

бач –со-ка        шад-ло-ка                   веч-о-ка

шеч-ка-ко        ро-ко-вуш-ка              чо-нок-вол

Проверка. 

Логопед. Какие слова  вы собрали? Каким словом можем объединить слова? Какое слово лишнее? Слайд   

Дети. Собачка, кошечка, лошадка, коровушка, овечка, волчонок. Животные. Лишнее слово- волчонок.

Логопед. Почему?    

 Дети.  Волчонок- дикое животное.  

Логопед. Молодцы! А сейчас  поиграем в игру «Добавь слог»

Цель:  закрепить правописание  слогов:- ча-, -чу-, -ши-.

Инструкция.  Записать слова  в два столбика по наличию Ч или Ш. Вставить пропущенный слог:  ча, чу,  ши. 

Слова: мы…,  …сы,  …лок,  камы…,    …йка,  шала…,  …йник.

Подчеркните   слоги: ча,чу, ши.  (Цветные карандаши: синий, зеленый)

Дети. Записывают слова в два столбика по наличию Ч или Ш и вставить пропущенный слог:  ча, чу,  ши. 

Проверка.

Оценивание работы.  Кружок- самооценка.

Физминутка (Под музыку: С. Пучинин «Марш Снеговиков». Следы- карточки, на одной стороне написаны слова, в которых пропущены буквы.)

Логопед. Давайте пойдём искать черепашку.

          Мы шли, шли

          Следы  нашли.

          Наклонились, подняли и дальше пошли.

          На счёт раз - согнуться, разогнуться

          На счёт два - подтянуться

          На счёт три – в ладоши  три хлопка, головою три кивка

          На счёт  четыре- руки шире.

          На счёт  пять, шесть- тихо сесть. (Дети вместе с логопедом проговаривают и выполняют задания.) Слайд   

Логопед. Посмотрите на следы, что там необычного.

Дети. На следах написаны слова и в них пропущены буквы.  (Слова написаны на карточках в форме  следов.)

Логопед.  Можем мы их прочитать. Прочитайте  слова,  вставляя пропущенные буквы. (Фломастер.)

Дети. Читают  слова,  вставляя пропущенные буквы.

Слова: пу…истая,  мы…онок,  …ёрная,  ко…ечка,  кроше…ный ,  ло…адка.

Логопед.  Хорошо.

Логопед.  А сейчас  нужно попробовать составить из данных слов  словосочетания.

8.Дифференциация звуков [ч,]-[ш] в словосочетаниях.

Логопед. Думай, смекай, нужную пару слов собирай.

пушистая                  кошечка

крошечный              лошадка

чёрная                      мышонок            Слайд   

Дети.  Составляют  словосочетания.

Оценивание работы. Лист - самооценки 

Логопед. Молодцы!

9.Дифференциация звуков [ч,]-[ш] в предложениях.

Логопед. К данным словосочетаниям подберите слова по смыслу, чтобы получилось предложение.

а) …     …          пушистую   кошечку.                    

б)…     …          чёрную      лошадку.                      

в)…    …    …   крошечный  мышонок.  

Слова:     из,     норки,  выскочил;  Миша,  любит ; подарили,   Даше; мальчик,  причёсывает;   девочка,  играет,  с .     Слайд   

Дети. Составляют    и записывают предложения.

Проверка. Слайд   

Даше   подарили   пушистую   кошечку.    

Миша  любит  чёрную      лошадку.  

Из  норки  выскочил   крошечный  мышонок.

Мальчик  причёсывает  чёрную  лошадку.

Девочка  играет  с  пушистой  кошечкой.

Оценивание работы.     (Кружок - самооценка)                           

Логопед. Черепашка  прислала нам письмо. Она  составила предложения со звуками ,]-[ш]. Прочитайте  то,  что  написала  черепашка  и проверьте, есть ошибки  или  нет?

Упражнение «Исправьте  ошибки»  Работа выполняется в группах. Дети делятся на две группы.

Кочка.

Это кочка Мачка. Она в шулане поймала мычку.  Мичка  её молошком  напоил. Сидит Мачка  на подучешке и песенки мурлышет. А её котёношек  сам с  собой  играет.          Слайд   

Дети. Исправляют ошибки с помощью красного фломастера.

Проверка.  Чтение текста. Слайд   

Кошка.

Это кошка Машка. Она в чулане поймала мышку.  Мишка  её молочком  напоил. Сидит Машка  на подушечке и песенки мурлычет. А её котёночек  сам с  собой  играет.

Взаимопроверка.  

10.Итог работы.

Логопед. Какие  звуки мы сравнивали и учились различать?

Дети. Мы учились  различать звуки ,]-[ш].  Слайд   

Логопед. Наше занятие подошло к  концу. Давайте подведём итоги и посчитаем, сколько у вас получилось  зелёных  кружков?  Жёлтых  и  красных  кружков?

Дети. Подводят  итоги  самооценки.

11. Рефлексия.

На занятии работали  активно,  были внимательными и очень старались.  Вы справились с заданиями.

Приложение.

Раздаточный  материал для каждого ученика. Можно распечатать на одном листе все задания.

1.Игра «Разведчик»

Инструкция. Соедини схемы слов с картинками.

__Ш__Ч_         ___Ш___       ___Ч___        ___Ш___        ___Ч___

E:\КАРТИНКИ\loshadi_6_1600.jpg         E:\КАРТИНКИ\овца.jpg      E:\КАРТИНКИ\29062.jpg     C:\Users\Екатерина\Pictures\галина 70001.tif     E:\КАРТИНКИ\Домовая-мышь..jpg

Оценка задания.

2.Игра «Добавь слог»

Инструкция.  Вставить пропущенные слоги: ча, чу, ши. Записать слова в два столбика по наличию Ч или Ш.

Слова:  мы…,   …сы,  …лок,   камы…,  …йка,   шала…,    ….йник.

Образец:  шалаши         чайник

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни  слоги:  ча,  чу,  ши.

Оценка задания.

3.Думай, смекай, нужную пару слов составляй.

Инструкция.  Составь словосочетания.

пушистая          _______________________        

крошечный       ________________________    

чёрная               ________________________  

Слова:  кошечка,  лошадка, мышонок.

Оценка задания.

4.Составь  предложения.

Инструкция. Подбери слова по смыслу для каждого предложения.

а)           …                   …                               пушистую   кошечку.                    

б)       …                           …                      чёрную      лошадку.                      

в)            …          …               …                     крошечный  мышонок.  

Слова:        норки,  из ,  выскочил;  Миша,  любит ; подарили,   Даше; мальчик,  причёсывает;   девочка,  играет,  с .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка задания.

E:\КАРТИНКИ\черепаха.jpg 

Кочка.

Это  кочка  Мачка. Она  в  шулане  поймала мычку.   Мичка   её  молошком   напоил. Сидит  Мачка   на  подучешке  и  песенки мурлышет.  А  её  котёношек   сам  с   собой  играет.

Взаимопроверка.

Приложение.

пу…истая

мы…онок

…ёрная

ко…ечка

кроше…ный

ло…адка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия".

Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия". Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое ...

Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недораз­витием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...