Конспект логопедического занятия в третьем классе для детей с ОВЗ с общим недоразвитием речи.
план-конспект на тему
Логопедическое занятие для детей с ОВЗ по теме: "Дифференциация звуков Ч-Ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.otkr_._logop.zanya_.ch-sh_3_kl._sonr.docx | 190.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в третьем классе для детей с ОВЗ с общим недоразвитием речи.
Составил: учитель-логопед Кровцова Галина Викторовна
МБОУ СОШ №2
г. Ханты-Мансийск, 2015 г.
Тема: «Дифференциация Ч-Ш»
Лексическая тема: «Животные»
Цель: уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие, добиваться чёткой дифференциации в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания о звуках [ч,],[ш];
- дифференцировать шипящие согласные в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- закреплять артикуляцию звуков;
- соотносить звуки с буквами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и умение выделять из потока речи часто повторяющие звуки [ч,],[ш];
- развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
- развивать связную речь;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль и самооценку;
- воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование: слайдовая презентация к уроку; картинки животных (лошадь, кошка, мышка, овечка, волчица); музыкальное сопровождение: «Дождь», «Соловей», С. Пучинин «Марш Снеговиков». Этап работы (алгоритм работы). Схемы-таблицы (сравнительная характеристика и артикуляция звуков); конверт с письмом (деформированный текст «Кошка»).
Для детей: цветные карандаши (красный, желтый, синий, зелёный); лист самооценки; раздаточный материал (карточки с заданиями), раздаточный материал (карточки с заданиями и с самооценкой); следы –карточки (слова с пропущенными буквами: пу…истая, мы…онок, …ёрная, ко…ечка, кроше…ный , ло…адка); фломастеры: чёрный, красный.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед. За рабочее место присядет тот, кто ответит на вопрос.
- Какое время года?
- Какое сегодня число?
- Какой месяц?
- Какой день недели?
- Какая погода на улице?
Релаксационная минутка.
Логопед. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце.)
Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. (Расслабление.) Слайд
Подул холодный ветер, пошёл дождь, вам стало холодно. (Напряжение.) Слайд
И снова засверкало солнышко, вы согрелись. (Расслабление.) Слайд
Работа с правилом речи.
Логопед. Итак, мы настроились на работу. Давайте все вместе прочитаем правило речи, которого будем придерживаться на занятии. Слайд
Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно |
2. Артикуляционная разминка.
Логопед. А сейчас давайте вспомним о Весёлом Язычке. Жил был Весёлый Язычок. Однажды проснувшись в хорошем настроении (выполнение упражнения «Лягушка»), он решил выйти на прогулку, чтобы погреться под лучами весеннего солнца. (Упражнение «Лопаточка») После прогулки непоседа Язычок вернулся в домик. Он очень любил пить чай с вареньем и печеньем. (Упражнение «Чашечка», «Вкусное варенье») Его любимое печенье имеет форму грибка. (Упражнение «Грибок») Весёлый Язычок напился чаю и решил всех развеселить, поиграть на гармошке. (Выполнение упражнения «Гармошка») Слайд
Молодцы!
3.Введение в тему.
Логопед. Послушайте стихотворение и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?
Черепашка, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Черепашка всех смешит,
Потому что не спешит.
А куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому. Слайд
Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?
Дети. Звуки [ч,]-[ш] и буквы Ч и Ш. Слайд
Логопед. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии?
Алгоритм работы.
Дети. Мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Правильно их использовать в устной и письменной речи.
(алгоритм работы вывешивается на доску). Слайд
4. Сравнительная характеристика звуков [ч,]-[ш].
Логопед. Давайте дадим характеристику данным звукам (с опорой по таблице) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. Слайд
Дети. Звук [ч,]- согласный, так как преграда – язык. Глухой и всегда мягкий. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя тёплая, быстрая, толчкообразная. Звук произносится быстро.
Звук [ш]- согласный, так как преграда – язык. Глухой и всегда твёрдый. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Слайд
Логопед. И так какой можно сделать вывод?
Дети. Сходство: одинаковое положение губ, язык форме «чашечки», тёплая воздушная струя. Шипящие и глухие.
Различие: по-разному выходит воздушная струя. При звуке [ч,]- быстрая, толчкообразная. Звук произносится быстро. Всегда мягкий. При звуке [ш]- воздушная струя длительная. Всегда твёрдый.
Таблица: Артикуляция звуков
звуки | [ч,] | [ш] |
губы | ||
язык | ||
воздушная струя |
5.Дифференциация звуков [ч,]-[ш] и букв.
Сейчас проведём игру «Разведчик»
Цель: развитие фонематического восприятия, умение соотносить данный звук с буквой и наоборот.
Инструкция. Нужно подобрать к схеме картинку и соединить схему слова с картинкой.
( Можно данную работу выполнить на интерактивной доске.) Слайд
__Ш__Ч_ ___Ш___ ___Ч___ ___Ш___ ___Ч___
Проверка. Слайд
Самооценка. С помощью кружочка- самооценки оцените, как вы выполнили задание. Если вы справились с заданием правильно, то закрасьте кружок зелёным цветом. Если была допущена одна ошибка, то жёлтым цветом. При допуске более двух ошибок закрасьте кружок красным цветом.
6. Дифференциация звуков [ч,]-[ш] в слогах.
Логопед.
Инструкция. Чтение слогов слева направо и справа налево.
чу-шу уч-уш
ши-ча уч-ач
шо-ши иш-ош
Логопед. Молодцы. Продолжаем читать слоги.
Инструкция. Сели прямо. Сделали глубокий вдох, на выдохе произносим слоги, выделяя ударением слоги -ча-ши-:
чу-шу-чи-ши
ше-шо-ча-ша
че-ши-ша-чу
ча-чу-ши-шу Слайд
7.Дифференциация звуков [ч,]-[ш] в словах.
Игра «Собери слово»
Логопед. Однажды черепашка так, играла, что слова рассыпались. Давайте поможем собрать слова.
бач –со-ка шад-ло-ка веч-о-ка
шеч-ка-ко ро-ко-вуш-ка чо-нок-вол
Проверка.
Логопед. Какие слова вы собрали? Каким словом можем объединить слова? Какое слово лишнее? Слайд
Дети. Собачка, кошечка, лошадка, коровушка, овечка, волчонок. Животные. Лишнее слово- волчонок.
Логопед. Почему?
Дети. Волчонок- дикое животное.
Логопед. Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Добавь слог»
Цель: закрепить правописание слогов:- ча-, -чу-, -ши-.
Инструкция. Записать слова в два столбика по наличию Ч или Ш. Вставить пропущенный слог: ча, чу, ши.
Слова: мы…, …сы, …лок, камы…, …йка, шала…, …йник.
Подчеркните слоги: ча,чу, ши. (Цветные карандаши: синий, зеленый)
Дети. Записывают слова в два столбика по наличию Ч или Ш и вставить пропущенный слог: ча, чу, ши.
Проверка.
Оценивание работы. Кружок- самооценка.
Физминутка (Под музыку: С. Пучинин «Марш Снеговиков». Следы- карточки, на одной стороне написаны слова, в которых пропущены буквы.)
Логопед. Давайте пойдём искать черепашку.
Мы шли, шли
Следы нашли.
Наклонились, подняли и дальше пошли.
На счёт раз - согнуться, разогнуться
На счёт два - подтянуться
На счёт три – в ладоши три хлопка, головою три кивка
На счёт четыре- руки шире.
На счёт пять, шесть- тихо сесть. (Дети вместе с логопедом проговаривают и выполняют задания.) Слайд
Логопед. Посмотрите на следы, что там необычного.
Дети. На следах написаны слова и в них пропущены буквы. (Слова написаны на карточках в форме следов.)
Логопед. Можем мы их прочитать. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы. (Фломастер.)
Дети. Читают слова, вставляя пропущенные буквы.
Слова: пу…истая, мы…онок, …ёрная, ко…ечка, кроше…ный , ло…адка.
Логопед. Хорошо.
Логопед. А сейчас нужно попробовать составить из данных слов словосочетания.
8.Дифференциация звуков [ч,]-[ш] в словосочетаниях.
Логопед. Думай, смекай, нужную пару слов собирай.
пушистая кошечка
крошечный лошадка
чёрная мышонок Слайд
Дети. Составляют словосочетания.
Оценивание работы. Лист - самооценки
Логопед. Молодцы!
9.Дифференциация звуков [ч,]-[ш] в предложениях.
Логопед. К данным словосочетаниям подберите слова по смыслу, чтобы получилось предложение.
а) … … пушистую кошечку.
б)… … чёрную лошадку.
в)… … … крошечный мышонок.
Слова: из, норки, выскочил; Миша, любит ; подарили, Даше; мальчик, причёсывает; девочка, играет, с . Слайд
Дети. Составляют и записывают предложения.
Проверка. Слайд
Даше подарили пушистую кошечку.
Миша любит чёрную лошадку.
Из норки выскочил крошечный мышонок.
Мальчик причёсывает чёрную лошадку.
Девочка играет с пушистой кошечкой.
Оценивание работы. (Кружок - самооценка)
Логопед. Черепашка прислала нам письмо. Она составила предложения со звуками [ч,]-[ш]. Прочитайте то, что написала черепашка и проверьте, есть ошибки или нет?
Упражнение «Исправьте ошибки» Работа выполняется в группах. Дети делятся на две группы.
Кочка.
Это кочка Мачка. Она в шулане поймала мычку. Мичка её молошком напоил. Сидит Мачка на подучешке и песенки мурлышет. А её котёношек сам с собой играет. Слайд
Дети. Исправляют ошибки с помощью красного фломастера.
Проверка. Чтение текста. Слайд
Кошка.
Это кошка Машка. Она в чулане поймала мышку. Мишка её молочком напоил. Сидит Машка на подушечке и песенки мурлычет. А её котёночек сам с собой играет.
Взаимопроверка.
10.Итог работы.
Логопед. Какие звуки мы сравнивали и учились различать?
Дети. Мы учились различать звуки [ч,]-[ш]. Слайд
Логопед. Наше занятие подошло к концу. Давайте подведём итоги и посчитаем, сколько у вас получилось зелёных кружков? Жёлтых и красных кружков?
Дети. Подводят итоги самооценки.
11. Рефлексия.
На занятии работали активно, были внимательными и очень старались. Вы справились с заданиями.
Приложение.
Раздаточный материал для каждого ученика. Можно распечатать на одном листе все задания.
1.Игра «Разведчик»
Инструкция. Соедини схемы слов с картинками.
__Ш__Ч_ ___Ш___ ___Ч___ ___Ш___ ___Ч___
Оценка задания.
2.Игра «Добавь слог»
Инструкция. Вставить пропущенные слоги: ча, чу, ши. Записать слова в два столбика по наличию Ч или Ш.
Слова: мы…, …сы, …лок, камы…, …йка, шала…, ….йник.
Образец: шалаши чайник
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни слоги: ча, чу, ши.
Оценка задания.
3.Думай, смекай, нужную пару слов составляй.
Инструкция. Составь словосочетания.
пушистая _______________________
крошечный ________________________
чёрная ________________________
Слова: кошечка, лошадка, мышонок.
Оценка задания.
4.Составь предложения.
Инструкция. Подбери слова по смыслу для каждого предложения.
а) … … пушистую кошечку.
б) … … чёрную лошадку.
в) … … … крошечный мышонок.
Слова: норки, из , выскочил; Миша, любит ; подарили, Даше; мальчик, причёсывает; девочка, играет, с .
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка задания.
Кочка.
Это кочка Мачка. Она в шулане поймала мычку. Мичка её молошком напоил. Сидит Мачка на подучешке и песенки мурлышет. А её котёношек сам с собой играет.
Взаимопроверка.
Приложение.
пу…истая
мы…онок
…ёрная
ко…ечка
кроше…ный
ло…адка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия".
Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия". Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое ...
Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Игра- занятие "Что?Где?Когда?" для детей подготовительной группы, с общим недоразвитием речи.
Итоговое занятие- игра....
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (по Глухову В.П.)...
Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.
Обогащение словаря детей на тему “Посуда”....
Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Тема: «Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста при автоматизации звука Р в слогах и сло...