Групповое логопедическое занятие с детьми 2 класса с ОНР.
план-конспект на тему
Закрепление навыков дифференциации звуков и букв З-С в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt.logop_.zanyatie_2d.docx | 86.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповое логопедическое занятие с детьми 2 класса с ОНР
Тема: «Дифференциация З-С»
Лексическая тема: «Зима»
Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв З-С в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания о звуках [З – З, ] ,[С– С, ];
- дифференцировать парные согласные в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- закреплять артикуляцию звуков;
- соотносить звуки и буквы с символами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и умение выделять из потока речи часто повторяющие звуки [З – З, ] ,[С– С, ];
- развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
- развивать связную речь;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль и самооценку;
- воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование: музыкальное сопровождение «Времена года» Чайковский; слайдовая презентация к уроку; раздаточные карточки с заданиями; лист самооценки. Муляж снежного кома. Этапы работы (алгоритм работы). Цветные карандаши. Загадки.
Схемы: характеристика и артикуляция звуков.
Слова: снег, снега, мороз, снеговик, снегурочка.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед. Подойдите к своему рабочему месту. Присядет тот, кто ответит на вопрос.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какое время года?
- Какая погода на улице?
Релаксационная минутка.
Логопед. Отгадайте мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце.)
Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. (Расслабление).
Подул холодный ветер, пошёл снег, вам стало холодно. (Напряжение).
И снова засверкало солнышко, вы согрелись. (Расслабление). Слайд
Логопед. Чем вы любите заниматься?
Дети. Играть. (Спортом.)
Логопед. Какие главные спортивные игры скоро будут проходить в нашей стране и где?
Дети. Главные спортивные игры страны - зимние Олимпийские игры будут проходить в городе Сочи.
Логопед. Почему зимние?
Дети. Потому что они будут проходить в феврале, а это зимний месяц.
Логопед. Будут представлены зимние спортивные виды: хоккей, фигурное катание, лыжи и т. д. Кто знает Олимпийские талисманы?
Дети. Медведь, панда, заяц. Слайд
Логопед. Молодцы! Перед Олимпийскими играми предлагаю провести логопедическую тренировку. Талисманами нашей логопедической тренировки будут заяц и снежинка.
На тренировке будем придерживаться правила.
Работа с правилом речи
Приготовим наши язычки к работе.
Хором прочитайте вместе со мной правило речи.
ГОВОРИМ КРАСИВО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО |
Слайд
Логопед. В начале логопедической тренировки, нам нужно выполнить артикуляционную разминку.
- Артикуляционная разминка.
- Упражнение «Улыбка»
- Упражнение «Заборчик»
- Упражнение «Лопатка»
- Упражнение «Горка»
- Упражнение «Ветерок дует с горки» Слайд
Логопед. – Жил был Весёлый Язычок. Он, как и вы любил играть, резвиться и трудиться. Однажды зимой он проснулся в хорошем настроении, открыл одни двери (улыбка), другие двери ( показали зубки) и вышел на улицу. Много снега на земле, за забором во дворе (показали зубки). Он кружится и валит, и лениться не велит. Я лопаткой настоящей («лопатка») уберу весь снег хрустящий. Горку здесь построю я, прокатились, чтоб друзья (выполнить упражнение «горка»). С горки дует ветерок, и несёт он холодок (ветерок).
Молодцы!
- Введение в тему.
Логопед. Заяц подготовил для вас стихотворение. Послушайте.
Знает зайка сотню сказок,
Сто загадок, сто затей.
Созывает всех зимой
Он в свой домик под сосной.
Логопед. Какие звуки в стихотворении встречаются чаще других?
Дети. Звуки [з- с].
Логопед. Как вы думаете, над какими звуками мы будем работать? Чем мы будем заниматься на нашей логопедической тренировке? Определить последовательность работы.
Алгоритм работы.
Дети. Мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах, в словах в предложениях и правильно использовать их в устной и письменной речи.
( Тема «З-С» и алгоритм работы вывешивается на доску.) Слайд
- Сравнительная характеристика звуков [З- З, ] [С-С,]
Логопед. Давайте правильно произнесём звуки [З], [З,]- какие они гласные или согласные?
Дети. Звуки [З], [З,]- согласные, так как есть преграда язык и нижние зубы.
Логопед. Какой звук [З]- звонкий или глухой?
Дети. Звонкий.
Логопед. Как мы это определяем, прикладываем ладошку к горлышку, так как горлышко «дрожит», значит звонкий; губы растянуты в улыбке; зубы сближены, кончик языка упирается в передние нижние зубы; звук [З]- твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета; звук [З,]- мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета.
Кто даст полную характеристику звука[С]?
Дети. Звук [С] -согласные, так как есть преграда язык и нижние зубы; глухой, так как горлышко «спит»; губы растянуты в улыбке; зубы сближены, кончик языка упирается в передние нижние зубы; звук [С] – твёрдый, обозначаем фишкой синего цвет; звук[С,]- мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета.
Логопед. Выполняется схема – характеристика звуков и показывается схема артикуляции. Слайд
Слышите, какие звуки доносятся [З-З-З, С-С-С]. Свистят. Как мы называем такие звуки?
Дети. Свистящие.
Логопед. Слышать, мы эти звуки слышим, а почему не видим?
Дети. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем.
Вывод: Итак, мы выяснили, что по артикуляции звуки одинаковые, но отличаются работой голосовых связок. Как называются такие звуки? ( Парные.)
Коллективная проверка. Слайд
Самооценка. С помощью снежинки-самооценки оцените, как вы выполнили разминку. Если вы справились с заданием правильно, то закрасьте кружок зелёным цветом. Если была допущена одна ошибка, то жёлтым цветом. При допуске более двух ошибок закрасьте кружок красным цветом. (Снежинка- самооценка.)
- Дифференциация звуков [З- З,], [С-С,] и букв.
Логопед. Сейчас проверим у кого хороший слух.
Игра «У кого хороший слух»
Цель: развитие фонематического слуха, умение слышать звук в слове.
Логопед произносит слова (СНЕГ, ЗАМОК, СНЕГОВИК, ЗИМА, САНКИ).
Инструкция: зашифруйте слова, обозначая первые звуки буквами.
Помните, что звук [З]- звонкий; звук [С] - глухой.
Работа выполняется на интерактивной доске.
Слайд
С помощью сигнальных карт дети определяют звук в словах: зима, санки.
Проверка.
- Дифференциация звуков [З- З, ], [С-С,] в слогах.
Чтение слогов.
Логопед. Зайчик предлагает выполнить следующее задание.
Инструкция: Сели прямо, спинки выпрямили, голову приподняли, улыбнулись, правая рука на животе. Вдохнули, на выдохе произносим слоги. Выделите ударением слоги –зи-си-:
за-зя-зы-зи
се-со-си-сю
зю-зи –за-зу
си-са-сы-ся Слайд
- Дифференциация звуков [З- З,], [С-С,] в словах.
Игра «Снежки» Наш помощник предлагает поиграть в снежки.
Инструкция: нужно слепить два снежка вместе, чтобы прочитать слово.
Са ма Зо зар Ли
я ша за Си На
Работа с интерактивной доской.
Проверка.
Логопед. Какие слова у вас получились. Обратить внимание с какой буквы написаны слова.
Дети. С заглавной буквы, потому что это имена людей.
Логопед. Прочитайте имена, в которых есть звук [З- З, ], затем [С-С,].
Дети. Читают слова.
Логопед. А, может быть среди Олимпийских чемпионов, прозвучат эти имена. Слайд
Оценивание работы.
Физминутка. Наша тренировка затянулась, предлагаю отдохнуть.
Гимнастика для глаз. «Снежинка» Слайд
*Игра «Строим зимнюю крепость»
Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.
Инструкция: Зайчик приготовил для вас загадки и вопросы. Нам нужно отгадать загадки и ответить на вопросы. (Звучат загадки и вопросы.) Слова нужно разделить на слоги. Определить место слога в слове.
- Белая скатерть весь мир накрыла. (Снег.)
2)Что за нелепый человек 3) Какой это мастер
Пробрался в 21 век На стёкла нанёс
Морковный нос, И листья, и травы и заросли роз.
В руке метла (Мороз.)
Боится солнца и тепла. (Снеговик.) 4) Назовите внучку Деда Мороза.
(Снегурочка.)
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ведь это…(снегири).
Логопед. Какое слово лишнее?
Дети. Мороз.
Логопед. Какой согласный звук слышится в конце слова мороз? Просигнальте.
Дети. Показывают карточку с буквой, которая обозначает данный звук. Звук [С].
Логопед. Нужно ли проверять его обозначение на письме?
Дети. Да.
Логопед. Как проверим? Произнесите слово мороз во множественном числе.
Дети. Морозы.
Логопед. Почему слово морозы лишнее? Нахождение однокоренных слов. Выделение общей части слова снег. Слайд.
Проверка.
Оценивание работы.
- Дифференциация звуков [З- З, ], [С-С,] в словосочетаниях и предложениях.
Цель: Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа на уровне словосочетания.
Логопед. Зайчик предлагает обойти крепость под девизом:
думай, смекай, нужную пару слов составляй.
Работа выполняется индивидуально на карточках.
Инструкция: Вставить пропущенные буквы «З – С» в слова.
Подобрать к словам левого столбика слова из правого столбика.
…имний моро…
…нежная ле…
вы…окая …има
…ильный со…на
Взаимопроверка.
Логопед. Вторая часть вашего задания.
К данным словосочетаниям подберите слова по смыслу, чтобы получилось предложение?
1) … сильные морозы. В тихо
2) … зимнем лесу … . Были
3) … высокой сосне … … . Наступила
4) … снежная зима. На, заснула, сова
Проверка. Слайд
Были сильные морозы.
В зимнем лесу тихо.
На высокой сосне заснула сова.
Наступила снежная зима.
Оценивание работы.
Логопед. Давайте вместе попробуем устно составить небольшой текст.
Наступила снежная зима. Были сильные морозы.
На высокой сосне заснула сова. В зимнем лесу тихо.
Логопед. Придумайте название текста.
Дети. Зима.
Проверка.
- Итог занятия.
Логопед. Какие звуки мы сравнивали и учились различать?
Дети. Мы учились различать звуки [З- З,] ,[С-С,].
Логопед. Как называются эти звуки?
Дети. Эти звуки парные.
Логопед. Наша логопедическая тренировка подошла к концу. Давайте подведём итоги логопедической тренировки и посчитаем, сколько у вас получилось зелёных кружков? Желтых и красных кружков?
Дети. Подводят итоги самооценки.
Логопед. ! Какие задания были трудными?
- Рефлексия.
Сегодня вы работали активно, были внимательными, старались и справились с заданиями на логопедической тренировке, где помощниками были заяц и снежинка- самооценка.
Приложение (раздаточный материал)
Инструкция: Вставить пропущенные буквы «З – С» в слова.
Подобрать к словам левого столбика слова из правого столбика.
…имний моро…
…нежная ле…
Инструкция: Вставить пропущенные буквы «З – С» в слова.
Подобрать к словам левого столбика слова из правого столбика.
вы…окая …има
…ильный со…на
Инструкция. К данному словосочетанию подбери слова по смыслу,
чтобы получилось предложение?
… сильные морозы. В тихо
… зимнем лесу … . Были
Инструкция. К данному словосочетанию подбери слова по смыслу,
чтобы получилось предложение?
… высокой сосне … … . Наступила
… снежная зима. На, заснула, сова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
Групповое логопедическое занятие с 1 классом "Звук и буква А. Игрушки".
Цель: Закрепление графического образа буквы А.Задачи: Коррекционно-образовательные:развитие звукового анализа слов;расширять и активизировать активный словарь по теме «Игрушки»;закрепление н...
Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...
конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.
Конспект логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...
Конспект группового логопедического занятия с детьми 6 лет «Осенняя ярмарка».
Форма организации занятия: двигательно-игровая деятельность.Когда ребенок, выполняя определенные задания, двигается, он «подзаряжает» мозг энергией. Во время любого вида коррекционной рабо...
Конспект группового логопедического занятия с детьми с ФФНР подготовительной группы "Звуки [м], [м’]. Буква М."
Звуки [м], [м’]. Буква М....
"Дифференциация звуков С-З" Групповое логопедическое занятие с детьми ОВЗ
Конспект группового логопедического занятия для детей с ОВЗ, имеющие системное недоразвитие речи будет полезен учителям дефектологам и логопедам коррекционных классов. Нарушение фонематического слуха ...