Рабочая программа кружка изобразительного творчества "Радуга"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников)
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
Успенская школа – интернат
Согласовано Утверждено
на методическом Директор МКС (К) ОУ VIII вида
совете школы Успенская школа - интернат
« »________ 2014 г. ________________О.В. Коротких
Приказ № от 2014 г.
Программа кружка изобразительного творчества
«Радуга»
Срок реализации: 3 года
программа рассчитана
на обучающихся 5 –7 класса
Составитель программы:
Хохрина Нина Васильевна,
воспитатель,
Стаж работы: 2 года
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования кружка изобразительного творчества «Радуга» составлена руководителем кружка Хохриной Н.В. в соответствии с особенностями её функционирования на базе МКС (К) ОУ VIII вида Успенской школы-интерната, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа кружка разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению известного исследователя в области педагогики, психологии Л.С. Выготского именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно - двигальные функции руки и глазомер, что немало важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения».
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Таким образом, эстетическое воспитание школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством всестороннего развития, средством формирования его духовного мира.
Актуальность программы кружка изобразительного творчества «Радуга» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Отличительные особенности данной программы заключается в том, что обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала.
Цель программы:
Развитие личности обучающегося средствами изобразительного искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
- Сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
- Использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
- Развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
- Развивать все познавательные процессы (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Наряду с этими задачами на занятиях кружка «Радуга» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
- наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
- пространственных представлений и ориентации;
- речи и обогащение словаря;
- коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
- коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Методы обучения | Приемы обучения | Формы обучения | Формы работы на занятии |
- словесные - Информационно - рецептивные -репродуктивные - эвристический - исследовательские | - беседа - рассматривание - образец - показ - прием повтора | -учебное занятие - выставки | - коллективная - индивидуальная - групповая |
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Данная программа рассчитана на учащихся коррекционной школы – интерната VIII вида 5 – 7 класса, на 2014-2017 учебные года (36 часов в год), на 8-12 человек списочного состава. Реализуя данную программу, необходимо добиться полноценного формирования личности ребёнка с ОВЗ средствами изобразительного творчества. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
№ | Виды работы изобразительного искусства | Количество часов по годам обучения | ||
1 год (5 класс) | 2 год (6 класс) | 3 год (7 класс) | ||
1 | Рисование с натуры | 11 | 11 | 20 |
2 | Декоративное рисование | 9 | 7 | 2 |
3 | Рисование на темы | 6 | 6 | 3 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 3 | 4 | 7 |
5 | Региональный компонент | 3 | 4 | - |
6 | Организационные работы, подведение итогов | 2 | 2 | 2 |
Итого | 34 | 34 | 34 |
Рисование с натуры
Содержанием занятий кружка «Радуга» с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех обучающихся. Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются им на рабочие места, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Это может быть детский строительный конструктор (кубики, брусочки и др. фигуры).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование
Содержанием занятий декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.
Параллельно с практической работой на занятиях декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий обучающие получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.
Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы
Содержанием занятий рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5-7 классах рисование на темы должно тесно связываться с занятиями рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на занятиях рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед занятиями тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой обучающихся проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить детям определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты.
С целью обогащения зрительных представлений обучающихся можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки, диафильмы.
Беседы об изобразительном искусстве
В 5-7 классах для проведения бесед выделяются специальные занятия. На одном занятии рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание руководитель должен уделять выработке у обучающихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у обучающихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Этому руководитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские художников, в места народных художественных промыслов.
Региональный компонент
- Виды изобразительного искусства в Кировской области.
- Игрушки народов Вятки.
- Художники Кировской области.
- Красота народного костюма коренных жителей Вятки.
- Рисование с натуры весенних цветов Кировской области.
- Рисование с натуры овощей и фруктов, выращиваемых на полях Кировской области.
- Русский быт в прошлом веке. Знакомство с посудой коренных жителей Вятки.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи 1 года обучения:
Образовательные:
- Совершенствовать умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей);
- Совершенствовать умения сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, устанавливать последовательности выполнения рисунка, передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов;
- Совершенствовать умения составления узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;
- Совершенствовать умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения)
- Формировать общие понятия о художественных средствах,
- Обучать детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства;
Развивающие:
- Развивать у обучающихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше);
- Развивать у обучающихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства;
- Развивать чувства формы и цвета.
Воспитательные:
- Воспитывать умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Обучающиеся 1 года обучения должны знать:
- Название и назначения инструментов изобразительного творчества;
- Виды работ на занятиях изобразительного искусства;
- Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь)
- Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)
- Правила безопасности труда.
Обучающиеся 1 года обучения должны уметь:
- Передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
- Определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- Ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- Пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- Рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Рисование с натуры | 11 | 1 | 10 |
2 | Декоративное рисование | 9 | 1 | 8 |
3 | Рисование на тему | 6 | 1 | 5 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 3 | 3 | - |
5 | Региональный компонент | 3 | 3 | - |
6 | Организационные работы, подведение итогов | 2 | 2 | - |
Итого | 34 | 11 | 23 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Содержание тем | Всего часов | Теория | Практи ка | Формы проведения занятия | |||
Организационная работа. Введение. Инструктаж. Выбор старосты | 1 | 1 | ||||||
1. | Декоративное рисование | |||||||
1.1 | «Декоративное рисование, как один из видов работы изобразительного искусства» | 1 | 1 | Презентация | ||||
1.2 | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов «Веточки - листочки» | 1 | 1 | |||||
1.3 | Рисование геометрического орнамента в круге «Лепестки» | 1 | 1 | |||||
1.4 | Рисование симметричного узора по образцу | 1 | 1 | |||||
1.5 | Самостоятельное составление узора в круге с применением осевых линий | 1 | 1 | |||||
1.6 | Рисование новогоднего пригласительного билета «Новогоднее чудо» | 1 | 1 | |||||
1.7 | Рисование новогодних карнавальных очков | 1 | 1 | |||||
1.8 | Рисование плаката «8 марта» | 2 | 2 | |||||
2. | Рисование с натуры | |||||||
2.1 | «Рисование с натуры, как один из видов работы изобразительного искусства» | 1 | 1 | Презентация | ||||
2.2 | Рисование простого натюрморта «Фруктовый» | 2 | 2 | |||||
2.3 | Рисование дорожных знаков треугольной формы «Крутой спуск» | 1 | 1 | |||||
2.4 | Рисование фигуры человека «Мальчик» | 2 | 2 | |||||
2.5 | Рисование цветочного горшка с растением «Цветы классной комнаты» | 2 | 2 | |||||
2.6 | «Дымковская игрушка» | 2 | 2 | |||||
2.7 | Рисование весенних цветов «Тюльпан» | 1 | 1 | |||||
3. | Беседа об изобразительном искусстве | |||||||
3.1 | «Беседа, как один из видов работы изобразительного искусства» | 1 | 1 | Презентация | ||||
3.2 | «Народное декоративно – прикладное искусство» | 1 | 1 | |||||
3.3 | «Картины художников о школе, товарищах, семье» | 1 | 1 | |||||
4 | Рисование на тему | |||||||
4.1 | «Рисование на тему, как один из видов работы изобразительного искусства» | 1 | 1 | Презентация | ||||
4.2 | «Лес зимой» | 1 | 1 | |||||
4.3 | «Зимние развлечения» | 2 | 2 | |||||
4.4 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения С. Есенина «Береза» | 2 | 2 | |||||
5 | Региональный компонент | |||||||
5.1 | Беседа «Виды изобразительного искусства в Кировской области» | 1 | 1 | |||||
5.2 | Беседа о художниках Кировской области | 1 | 1 | |||||
5.3 | Беседа «Красота народного костюма жителей Вятки» | 1 | 1 | |||||
Подведение итогов, итоговая выставка лучших работ | 1 | 1 | Выставка | |||||
Итого | 34 | 11 | 23 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Содержание тем | Количество часов |
1 | Организационная работа. Введение. Инструктаж. Выбор старосты | 1 |
2 | Презентация «Декоративное рисование, как один из видов работы изобразительного искусства» | 1 |
3 | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов «Веточки - листочки» | 1 |
4 | Рисование геометрического орнамента в круге «Лепестки» | 1 |
5 | Рисование симметричного узора по образцу | 1 |
6 | Самостоятельное составление узора в круге с применением осевых линий | 1 |
7 | Рисование новогоднего пригласительного билета «Новогоднее чудо» | 1 |
8 | Рисование новогодних карнавальных очков | 1 |
9 | Выбор и карандашный набросок плаката «8 марта» | 1 |
10 | Рисование в цвете плаката «8 марта» | 1 |
11 | Презентация «Рисование с натуры, как один из видов работы изобразительного искусства» | 1 |
12 | Рисование натюрморта «Фруктовый», наброски карандашом | 1 |
13 | Рисование натюрморта «Фруктовый», рисование в цвете | 1 |
14 | Рисование дорожных знаков треугольной формы «Крутой спуск» | 1 |
15 | Рисование фигуры человека «Мальчик», соотношение линий и пропорций человеческого тела | 1 |
16 | Рисование фигуры человека «Мальчик», продолжение рисования в карандаше | 1 |
17 | Рисование цветочного горшка с растением «Цветы классной комнаты», выбор цветка, наброски в карандаше | 1 |
18 | Продолжение рисования цветочного горшка с растением «Цветы классной комнаты», работа в цвете | 1 |
19 | «Дымковская игрушка», работа в карандаше | 1 |
20 | «Дымковская игрушка», работа в цвете | 1 |
21 | Рисование весенних цветов «Тюльпан» | 1 |
22 | Презентация «Беседа, как один из видов работы изобразительного искусства» | 1 |
23 | Беседа «Народное декоративно – прикладное искусство» | 1 |
24 | Беседа «Картины художников о школе, товарищах, семье» | 1 |
25 | Презентация «Рисование на тему, как один из видов работы изобразительного искусства» | 1 |
26 | Рисование на тему «Лес зимой» | 1 |
27 | Рисование на тему «Зимние развлечения», наброски в карандаше | 1 |
28 | Рисование на тему «Зимние развлечения», работа в цвете | 1 |
29 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения С. Есенина «Береза», наброски в карандаше | 1 |
30 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения С. Есенина «Береза», работа в цвете | 1 |
31 | Беседа «Виды изобразительного искусства в Кировской области» | 1 |
32 | Беседа о художниках Кировской области | 1 |
33 | Беседа «Красота народного костюма жителей Вятки» | 1 |
34 | Подведение итогов, итоговая выставка лучших работ | 1 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи 2 года обучения:
Образовательные:
- Закреплять умения и навыки, полученные ранее;
- Совершенствовать процессов анализа, синтеза, сравнения;
- Обучать детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму, пропорции, связь частей между собой, цвет;
- Учить пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- Учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой;
- Совершенствовать умения и навыки пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
- Совершенствовать умение работать акварельными и гуашевыми красками;
- Вырабатывать умение высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он воспользовался;
- Формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства;
- Продолжение знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов;
- Развивать умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу;
- Развивать художественный вкус и умения стилизовать природные формы;
- Развивать и совершенствовать у обучающихся способности отражать свои наблюдения в рисунке;
- Развивать умение отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения;
- Развивать творческое воображение;
- Развивать у обучающихся активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство товарищества при выполнении коллективной работы;
Обучающиеся 2 года обучения должны знать:
- Названия рассмотренных на занятиях произведений изобразительного искусства;
- Эмоциональное состояние изображенных на картине лиц
- Правила безопасности труда
Обучающиеся 2 года обучения должны уметь:
- Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- Уметь подбирать гармоническое сочетание цветов в декоративном рисовании;
- Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
- Найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на занятиях произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Всего | Теория | Практика | ||
1 | Рисование с натуры | 11 | - | 11 | ||
2 | Декоративное рисование | 7 | 1 | 6 | ||
3 | Рисование на тему | 6 | - | 6 | ||
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 4 | 4 | |||
5 | Региональный компонент | 4 | 1 | 3 | ||
6 | Организационные работы, подведение итогов | 2 | 2 | - | ||
Итого | 34 | 8 | 26 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Содержание тем | Всего часов | Теория | Практи ка | Формы проведения занятия | |||
Организационная работа. Введение. Инструктаж. Выбор старосты | 1 | 1 | ||||||
1. | Декоративное рисование | |||||||
1.1 | Беседа «Декоративно – прикладное искусство» | 1 | 1 | |||||
1.2 | Самостоятельное составление симметричного узора | 2 | 2 | |||||
1.3 | Рисование новогодней открытки «С новым годом» | 1 | 1 | |||||
1.4 | Рисование плаката «8 марта» | 2 | 2 | |||||
1.5 | Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка по выбору | 1 | 1 | |||||
2. | Рисование с натуры | |||||||
2.1 | Рисование несложного натюрморта «Фрукты в корзинке» | 2 | 2 | |||||
2.2 | Рисование несложного натюрморта «Овощи» | 2 | 2 | |||||
2.3 | Рисование игрушки по выбору учеников | 2 | 2 | |||||
2.4 | Рисование предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения «Эмалированная кастрюля и кружка» | 2 | 2 | |||||
2.5 | Рисование объемного предмета сложной формы «Подсвечник со свечой» | 2 | 2 | |||||
2.6 | Рисование предмета шаровидной формы «Глобус» | 1 | 1 | |||||
3. | Беседа об изобразительном искусстве | |||||||
3.1 | «Живопись» | 1 | 1 | |||||
3.2 | «Скульптура как вид изобразительного искусства» | 1 | 1 | |||||
3.3 | «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» | 1 | 1 | |||||
3.4 | «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» | 1 | 1 | |||||
4 | Рисование на тему | |||||||
4.1 | «Что мы видели на стройке» | 2 | 2 | |||||
4.2 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане» | 2 | 2 | |||||
4.3 | «Птицы – наши друзья» | 2 | 2 | |||||
5 | Региональный компонент | |||||||
5.1 | «Русский быт в прошлом веке. Знакомство с посудой коренных жителей Вятки» | 1 | 1 | Презентация | ||||
5.2 | Рисование с натуры овощей и фруктов, выращиваемых на полях Кировской области» | 1 | 1 | |||||
5.3 | Рисование с натуры цветов Кировской области «Нарцисс» | 2 | 2 | |||||
Подведение итогов, итоговая выставка лучших работ | 1 | 1 | Выставка | |||||
Итого | 34 | 8 | 26 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Содержание тем | Количес-тво часов | Дата проведения |
1 | Организационная работа. Введение. Инструктаж. Выбор старосты | 1 | 03.09.15 |
2 | Беседа «Декоративно – прикладное искусство» | 1 | 10.09.15 |
3 | Самостоятельное составление симметричного узора, придумывание узора, наброски | 1 | 17.09.15 |
4 | Самостоятельного составления симметричного узора, продолжение рисования | 1 | 24.09.15 |
5 | Рисование несложного натюрморта «Фрукты в корзинке», наброски в карандаше | 1 | 01.10.15 |
6 | Рисование несложного натюрморта «Фрукты в корзинке», работа в цвете | 1 | 08.10.15 |
7 | Рисование несложного натюрморта «Овощи», наброски в карандаше | 1 | 15.10.15 |
8 | Рисование несложного натюрморта «Овощи», работа в цвете | 1 | 22.10.15 |
9 | Беседа «Живопись» | 1 | 29.10.15 |
10 | Рисование игрушки с натуры по выбору учеников | 1 | 12.10.15 |
11 | Продолжение рисования игрушки с натуры по выбору учеников | 1 | 19.10.15 |
12 | «Русский быт в прошлом веке. Знакомство с посудой коренных жителей Вятки» | 1 | 26.10.15 |
13 | Беседа «Скульптура как вид изобразительного искусства» | 1 | 03.11.15 |
14 | Рисование новогодней открытки «С новым годом» | 1 | 10.11.15 |
15 | Рисование на тему «Что мы видели на стройке», придумывание сюжета, наброски в карандаше | 1 | 17.11.15 |
16 | Рисование на тему «Что мы видели на стройке», работа в цвете | 1 | 24.11.15 |
17 | Беседа «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» | 1 | 14.01.16 |
18 | Рисование предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения «Эмалированная кастрюля и кружка» | 1 | 21.01.16 |
19 | Рисование предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения «Эмалированная кастрюля и кружка» в цвете | 1 | 21.01.16 |
20 | Рисование объемного предмета сложной формы с натуры «Подсвечник со свечой» | 1 | 28.01.16 |
21 | Продолжение рисования объемного предмета сложной формы с натуры «Подсвечник со свечой» | 1 | 04.02.16 |
22 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», наброски в карандаше | 1 | 11.02.16 |
23 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», работа в цвете | 1 | 18.02.16 |
24 | Рисование плаката «8 марта», выбор сюжета, наброски в карандаше | 1 | 25.02.16 |
25 | Рисование плаката «8 марта», работа в цвете | 1 | 03.03.16 |
26 | Рисование с натуры овощей и фруктов, выращиваемых на полях Кировской области» | 1 | 10.03.16 |
27 | Рисование на тему «Птицы – наши друзья», придумывание сюжета, наброски в карандаше | 1 | 17.03.16 |
28 | Рисование на тему «Птицы – наши друзья», работа в цвете | 1 | 31.03.16 |
29 | Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка по выбору | 1 | 14.04.16 |
30 | Рисование предмета шаровидной формы с натуры «Глобус» | 1 | 21.04.16 |
31 | Беседа «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» | 1 | 28.04.16 |
32 | Рисование с натуры цветов Кировской области «Нарцисс», наброски в карандаше | 1 | 05.05.16 |
33 | Рисование с натуры цветов Кировской области «Нарцисс», работа в цвете | 1 | 12.05.16 |
34 | Подведение итогов, итоговая выставка лучших работ | 1 | 19.05.16 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи третьего года обучения:
Образовательные:
- Обучать детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка;
- Формировать основы изобразительной грамоты, умение пользоваться вспомогательными линиями;
- Совершенствовать навыки правильной передачи в рисунке объемных предметов;
- Совершенствовать навыки передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов;
- Совершенствовать навыки составления узоров в различных геометрических формах;
- Вырабатывать приемы работы акварельными и гуашевыми красками;
- Формировать умение размещать предметы в открытом пространстве;
- Закреплять понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план;
- Формировать понятия о видах и жанрах изобразительного искусства;
- Формировать представления об основных средствах выразительности живописи;
- Закрепления знаний об отличительных особенностях произведений декоративно – прикладного искусства.
Развивающие:
- Продолжать развивать у обучающихся способности самостоятельно анализировать объект изображения;
- Развивать у обучающихся способности к творческому воображению, умению передавать в рисунке связное содержание, использованию приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг другу;
- Развивать и совершенствовать целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства и эмоционально – эстетического отношения к ним;
Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся трудолюбие, чувство ответственности и коллективизма.
Обучающиеся 3 года обучения должны знать:
- Виды работ на уроках изобразительно искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему, беседа об изобразительном искусстве);
- Отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно – прикладное творчество);
- Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве;
- Отличительные особенности декоративно – прикладного творчества;
- Названия крупнейших музеев страны;
- Правила безопасности труда.
Обучающиеся 3 года обучения должны уметь:
- Предавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции;
- Изображать предметы объемных форм;
- Проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
- Использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему;
- Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Всего | Теория | Практика | ||
1 | Рисование с натуры | 20 | 20 | |||
2 | Декоративное рисование | 2 | 2 | |||
3 | Рисование на тему | 3 | 3 | |||
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 7 | 7 | |||
6 | Организационные работы, подведение итогов | 2 | 2 | |||
Итого | 34 | 9 | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Содержание тем | Всего часов | Теория | Практи ка | Формы проведения занятия | |||
Организационная работа. Введение. Инструктаж. Выбор старосты | 1 | 1 | ||||||
1. | Рисование с натуры | |||||||
1.1 | Рисование объемного предмета прямоугольной формы «Радиоприемник» | 1 | 1 | |||||
1.2 | Рисование двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения «Банка с водой и бокал» | 2 | 2 | |||||
1.3 | Рисование предмета, имеющего форму усеченного конуса «Цветочный горшок» | 1 | 1 | |||||
1.4 | Рисование предмета комбинированной формы «Подсвечник со свечой» | 1 | 1 | |||||
1.5 | Рисование объемных предметов – посуды «Чайный сервиз» | 2 | 2 | |||||
1.6 | Рисование предмета комбинированной формы «Настольная лампа» | 1 | 1 | |||||
1.7 | Рисование объемных предметов округлой формы «Фрукты» | 1 | 1 | |||||
1.8 | Рисование объемных предметов округлой формы «Овощи» | 2 | 2 | |||||
1.9 | Рисование постройки из элементов строительного материала «Башня» | 2 | 2 | |||||
1.10 | Рисование предмета комбинированной формы «Ваза» | 1 | 1 | |||||
1.11 | Рисование предметов комбинированной формы «Столярные инструменты» | 2 | 2 | |||||
1.12 | Рисование предметов комбинированной формы «Чайник» | 2 | 2 | |||||
1.13 | Рисование предметов комбинированной формы «Мягкая игрушка» | 2 | 2 | |||||
2. | Декоративное рисование | |||||||
2.1 | Изготовление пригласительного билета «Новогодний» | 1 | 1 | |||||
2.2 | Составление узора для вазы | 1 | 1 | |||||
3. | Беседа об изобразительном искусстве | |||||||
3.1 | «Виды изобразительного искусства. Живопись» | 1 | 1 | |||||
3.2 | «Выразительные средства живописи» | 1 | 1 | |||||
3.3 | «Виды изобразительного искусства. Скульптура» | 1 | 1 | |||||
3.4 | «Виды изобразительного искусства. Архитектура» | 1 | 1 | |||||
3.5 | «Виды изобразительного искусства. Архитектура» | 1 | 1 | |||||
3.6 | «Виды изобразительного искусства. Декоративно – прикладное творчество» | 1 | 1 | |||||
3.7 | «Картины Вов» | 1 | 1 | |||||
4 | Рисование на тему | |||||||
4.1 | Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части «Сыр» | 1 | 1 | |||||
4.2 | Рисование на основе наблюдений «Зимний лес» | 1 | 1 | |||||
4.3 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения по выбору обучающихся» | 1 | 1 | |||||
Подведение итогов | 1 | 1 | Выставка | |||||
Итого | 34 | 8 | 25 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Содержание тем | Количество часов |
1 | Организационная работа. Введение. Инструктаж. Выбор старосты | 1 |
2 | Рисование объемного предмета прямоугольной формы «Радиоприемник» | 1 |
3 | Рисование двух предметов цилиндрической формы с натуры, расположенных ниже уровня зрения «Банка с водой и бокал», наброски | 1 |
4 | Продолжение рисования двух предметов цилиндрической формы с натуры, расположенных ниже уровня зрения «Банка с водой и бокал» | 1 |
5 | Рисование предмета, имеющего форму усеченного конуса с натуры «Цветочный горшок» | 1 |
6 | Рисование предмета комбинированной формы с натуры «Подсвечник со свечой» | 1 |
7 | Рисование объемных предметов – посуды с натуры «Чайный сервиз», наброски | 1 |
8 | Продолжение рисования объемных предметов – посуды с натуры «Чайный сервиз» | 1 |
9 | Рисование предмета комбинированной формы с натуры «Настольная лампа» | 1 |
10 | Рисование объемных предметов округлой формы с натуры «Фрукты» | 1 |
11 | Рисование объемных предметов округлой формы с натуры «Овощи», наброски | 1 |
12 | Продолжение рисования объемных предметов округлой формы с натуры «Овощи» | 1 |
13 | Рисование постройки из элементов строительного материала с натуры «Башня», наброски | 1 |
14 | Продолжение рисования постройки из элементов строительного материала с натуры «Башня» | 1 |
15 | Рисование предмета комбинированной формы с натуры «Ваза» | 1 |
16 | Рисование предметов комбинированной формы с натуры «Столярные инструменты», наброски | 1 |
17 | Продолжение рисования предметов комбинированной формы с натуры «Столярные инструменты» | 1 |
18 | Рисование предметов комбинированной формы с натуры «Чайник», наброски | 1 |
19 | Продолжение рисования предметов комбинированной формы с натуры «Чайник» | 1 |
20 | Продолжение рисования предметов комбинированной формы с натуры «Мягкая игрушка» | 1 |
21 | Рисование предметов комбинированной формы с натуры «Мягкая игрушка», | 1 |
22 | Изготовление пригласительного билета «Новогодний» | 1 |
23 | Составление узора для вазы» | 1 |
24 | Беседа «Виды изобразительного искусства. Живопись» | 1 |
25 | Беседа «Выразительные средства живописи» | 1 |
26 | Беседа «Виды изобразительного искусства. Скульптура» | 1 |
27 | Беседа «Виды изобразительного искусства. Архитектура» | 1 |
28 | Беседа «Виды изобразительного искусства. Архитектура» | 1 |
29 | Беседа «Виды изобразительного искусства. Декоративно – прикладное творчество» | 1 |
30 | Беседа «Картины Вов» | 1 |
31 | Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части «Сыр» | 1 |
32 | Рисование на основе наблюдений «Зимний лес» | 1 |
33 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения по выбору обучающихся | 1 |
34 | Подведение итогов, итоговая выставка лучших работ | 1 |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные | Метапредметные | ||||
- Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности: - Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития; - Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства; - Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания; - Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы; - Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. | - Развитие художественно образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; - Развитие зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции; - Формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль - Совершенствование зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков. | ||||
Предметные | |||||
Познавательная сфера | Ценностно – ориентационная сфера | Ком-муникативная сфера | Эстетическая сфера | Трудовая сфера | |
1)Познание мира через визуальный художественный образ, представление места и роли изобразительного искусства в жизни человека и общества; 2)Освоение основ изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимание особенностей разных видов изобразительного искусства; 2)Различие изученные видов и жанров искусства; 3)Приобретение практических навыков и умений в изобразительной деятельности; 4)Наблюдение за объектами и явлениями искусства, восприятие смысла художественного образа, произведения искусства 5)Формирование умения выделять признаки и свойства объектов; основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез; развитие способности к обобщению и конкретизации 6)Создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических функций. | 1)Формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, представление системы общечеловеческих ценностей; 2)Развитие эстетического (художественного) вкуса, как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; 3)Уважение культуры другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, накопленного в произведениях искусства, проявление эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства | 1)Формирование ком-муникативной, информацион-ной и социально-эстетической компетентности; 2)Овладение культурой устной и письменной речи (учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы). | 1)Реализация творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности; 2)Развитие художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии; 3)Восприятие эстетических ценностей, проявление устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа; 4)Форми-рование эстетического кругозора. | 1)Применение различных выразительных средств, художественных материалов и техники в своей творческой деятельности 2)Овладение свойствами графических, изобразительных действий, существующих между ними связями, отношениями, зависимостями |
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
В качестве основного показателя деятельности кружка «Радуга» по окончанию каждого года является итоговая выставка детского рисунка. Именно благодаря этой выставке дети смогут продемонстрировать все свои приобретённые навыки за пройденный учебный год.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
1. Печатные пособия | ||
14. | Портреты русских и зарубежных художников | Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
15. | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
16. | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | |
17. | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | |
18. | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | |
19. | Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | |
2. Технические средства обучения (ТСО) | ||
23. | Ноутбук | Ноутбук с возможностями использования компакт дисков: CD-R, CD RW, MP 3 |
31. | Фотоаппарат | Цифровая камера |
3. Учебно-практическое оборудование | ||
40. | Краски акварельные | |
41. | Краски гуашевые | |
46. | Бумага А3, А4 | |
48. | Фломастеры | |
53. | Кисти беличьи № 5, 10, 20 | |
54. | Кисти щетина № 3, 10, 13 | |
55. | Емкости для воды | |
65. | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | |
4. Игры и игрушки | ||
76. | Конструкторы | Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений |
77. | Игрушки | |
5. Учебная мебель | ||
79. | Столы, парты | |
80. | Стулья | |
82. | Стеллажи для книг и оборудования | |
84. | Мебель для хранения таблиц и плакатов. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Аллекова, Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2001
- Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII –с.345-349.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
- Гаптилл, А.Л. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
- Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- Григорьева, Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
- Даниэль, С.М. Искусство видеть. – Л., 1990.
- Еременко, Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
- Кульневич, С.В. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
- Мелик-Пашаев. А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
- Претте, М.К. Творчество и выражение. Т.1,2. – М., 1981, 1985.
- Ячменева, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка изобразительного искусства "Акварелька" в начальной школе.
Примерное планирование кружка ИЗО в начальной школе....
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА»
Программа рассчитана на детей 4-9 класса)Срок реализации программы – 3 года.Программа занятий студии изобразительного искусства «Синяя птица» ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Программа кружка изобразительного искусства
Программа кружка изобразительного искусства. Программа рассчитана на 2 года, 1 час в неделю. Возраст учащихся 5 - 6 класс....
Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Цветик-семицветик"
Освоение материала, в основном, будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искуства будет осуществляться в живописи, графике, декоративно...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа кружка изобразительного искусства "Арт-мастерская"
Рабочая программа кружка изобразительного искусства для учащихся средней школы 5-7 классы...