Рабочая программа кружка изобразительного искусства "Арт-мастерская"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа кружка изобразительного искусства для учащихся средней школы 5-7 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_art_masterskaya.docx | 64.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Арт-Мастерская»
Автор-составитель: Губина Е.В.
Направление развития: общекультурное
Возраст детей, осваивающих программу: 11-15 лет
Срок реализации программы: 1 год 2 часа в неделю – 72 часа в год
Всеволожск
2021
- Пояснительная записка
Нормативная база
Программа дополнительного образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897); и начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Всеволожский центр образования» (далее – МОУ «Всеволожский ЦО») № 234 от 12.02.2013;
- Программа развития МОУ «Всеволожский ЦО»;
- Положение о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МОУ «Всеволожский ЦО».
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности.
Данная программа строит обучение таким образом, чтобы оно стало не только интересным для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть основными способами творческого решения; предоставить детям возможность для проявления активности и самостоятельности.
Все занятия построены с учетом возрастных особенностей детей. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни.
Интересны занятия и тем, что одна тема может в себе сочетать разные техники и приемы использования выразительных средств. Разнообразие материалов, используемых в работе, дает возможность ребенку фантазировать, обогащает его опыт и заставляет думать и размышлять о целесообразности выбора материалов в той или иной продуктивной деятельности. Дети пробуют свои силы в работе с разными материалами: карандаш графический, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пастель, гелевая ручка, уголь. Немалая часть занятий проводится с использованием видеоуроков, а также роликов, рассказывающих о творчестве знаменитых европейских и русских художников.
Программа курса внеурочной деятельности «Рисование» направлена на общекультурное развитие личности. Программа адресована детям в возрасте 11-15 лет, обучающимся в МОУ «Всеволожский ЦО». Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность
В системе общественного воспитания детей среднего школьного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, творческая активность, эстетическое восприятие, умение доступными средствами создавать авторские работы.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Дети постепенно начинают понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а так же знакомятся с произведениями выдающихся русских и европейских художников.
Отличительные особенности
Освоение материала в основном происходит в процессе творческой деятельности учащихся. Работа в материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски. Для графики – карандаши цветные и простые, уголь, пастель, линер. Задания, предлагаемые учащимся, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в русло программы, чтобы целенаправленно повысить уровень знаний и умений обучающегося по программе ребенка. Программа не ограничивает учащегося в его творческих поисках и находках, а является стимулом к поиску собственного стиля в творчестве.
Цель
Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Образовательные
- обучить основам изобразительной грамоты (теоретическим и практическим основам графики, живописи, росписи по дереву);
- ознакомить с основами народного декоративно-прикладного искусства;
- ознакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства;
- формировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- формировать представления о средствах художественной выразительности необходимых для создания художественного образа.
Развивающие
- развивать познавательную активность;
- развивать пространственное мышление и творческое воображение, изобразительные способности, чувство композиционной меры.
Личностные
- воспитывать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать чувство доброты, сопереживания, радости от общения с красотой.
Условия реализации программы
Условия набора детей
Программа рассчитана на детей в возрасте 11-15 лет. Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий: 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Плановое количество детей в группе: 20-25 человек
Формы организации образовательной деятельности учащихся: – групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы занятий
- учебное занятие;
- занятие-игра;
- выставка.
Материально-техническая база:
- наличие помещения для занятий;
- бумага белая , цветная, тонированная и черная;
- картон белый, цветной, гофрированный;
- карандаши, фломастеры, пастель;
- краски гуашевые, акриловые, акварель;
- кисти круглые и плоские;
- Планируемые результаты
Личностные:
- развитое эстетическое восприятие;
- сформированные способности обучающихся к самообразованию.
Метапредметные:
- сформированный навык поддержания порядка на рабочем месте;
- сформированные основы художественной культуры обучающихся;
- сформированные навыки использования различных видов красок.
Предметные:
- сформированные базовые навыки использования в рисовании разных материалов и способов создания изображения;
- сформированные знания по композиции, цвету, светотени;
- сформированные знания о разных видах изобразительного искусства;
- сформированные знания имен и работ знаменитых русских и европейских художников;
- сформированы навыки по созданию индивидуальных работ, декоративных, предметных и сюжетных композиций на темы окружающей жизни, и абстрактных произведений.
Способы контроля хода образовательного процесса и определения результативности
- Педагогическое наблюдение.
- Анализ творческих работ.
- Анализ участия в конкурсах.
Организация контроля освоения программы
Вид контроля | Средства контроля | Срок контроля |
Входной | наблюдение | сентябрь |
Промежуточный | анализ творческих работ | декабрь |
Итоговый | выставка работ | май |
Формы подведения итогов реализации программы
- контрольное занятие;
- участие в конкурсе, выставке.
- Тематическое планирование
№ | Раздел/тема | Часы | Форма/способ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие - инструктаж по технике безопасности. Кто такой настоящий художник и как выглядят его инструменты? | 1 | 1 | 0 | Фронтальная | |
Раздел 1. Особенности работы в различных изобразительных техниках | |||||
1.1. | Основные отличия различных живописных техник. Акварель и гуашь | 1 | 1 | 0 | Просмотр работ |
1.2. | Изучаем возможности волшебной палочки. Виды линий мягким карандашом | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
1.3. | Продолжаем изучение возможностей. Что может сотворить кисть? | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
Раздел 2. Знакомство с графическими техниками в карандаше и акварели - «Черно-белая магия» | |||||
2.1. | Работа в технике "Черно-белая магия", рисунок с помощью белых линий | 1 | 0 | 1 | Выставка в группах |
2.2. | Работа в технике "Черно-белая магия", рисунок с помощью черных и белых пятен | 1 | 0 | 1 | Выставка в группах |
2.3. | Портрет в технике "Черно-белая магия" | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
2.4. | Загадочная перспектива. Рисунки ниже и выше линии горизонта | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
2.5. | Натюрморт из геометрических фигур в графике набросок | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
2.6. | Натюрморт из геометрических фигур в графике работа с тенью | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
2.7 | Знаменитые русские художники и их графические работы | 1 | 1 | 0 | Тест |
2.8 | Знаменитые европейские художники-графики (Альбрехт Дюрер и его заяц) | 1 | 1 | 0 | Тест |
Раздел 3. Осенний пейзаж в различных техниках | |||||
3.1. | Осенний пейзаж в гуашевых тонах | 1 | 1 | 0 | Тест |
3.2 | Осенний пейзаж в акварели | 2 | 0 | 2 | Просмотр работ, подготовка работ к конкурсу |
Раздел 4. Знакомство с техниками «Живое пятно» и Монотипия | |||||
4.1 | Техника "Живое пятно" - рисуем от цветового пятна. Эскиз | 1 | 1 | 0 | Обсуждение эскиза |
4.2 | Техника "Живое пятно" - рисуем от цветового пятна, завершение работы | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
4.3 | Техника "Живое пятно" - рисуем от главного. Эскиз | 1 | 1 | 0 | Обсуждение эскиза |
4.4 | Техника "Живое пятно" - рисуем от главного. завершение работы | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
4.5 | Техника "Живое пятно" рисуем с набрызгом | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
4.6 | Знакомство с техникой "Моготипия" | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ, подготовка работ к конкурсу |
4.7. | Техника быстрых зарисовок "Скетч". Рисуем осенние овощи и фрукты. Эскиз | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
4.8. | Техника быстрых зарисовок "Скетч". Рисуем осенние овощи и фрукты – завершение работы | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
Раздел 5. Поговорим о натюрморте – Натюрморт в разных техниках, история натюрморта | |||||
5.1 | Знакомство с жанром натюрморт, творчеством знаменитых нидерландских мастеров | 1 | 1 | 0 | Презентация |
5.2 | Русские художники в жанре натюрморт | 1 | 1 | 0 | Тест |
5.3 | Основы Цветоведения - теплые, холодные, контрастные цвета. | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
5.4 | Работа над натюрмортом в одной цветовой гамме | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
Раздел 6. Основы Цветоведения с применением доп.эффектов. Птицы и зимние пейзажные зарисовки | |||||
6.1 | Теплые, холодные, контрастные цвета, знакомство с цветовым кругом. | 1 | 0 | 1 | Презентация |
6.2 | Птицы вокруг нас. Рисуем серию птицы в гуаши | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
6.3 | Птицы вокруг нас. Рисуем серию птицы в акварели | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
6.4 | Зимний минимализм - пейзаж в акварели с использованием соли | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
6.5 | Новогодняя открытка - подарок близким и друзьям | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
6.5 | Плакат к Новому году - украсим родную школу | 1 | 0 | 1 | Подготовка к конкурсу |
6.6 | Роспись в стиле Гжель, основные элементы построения | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
6.7 | Роспись в стиле Гжель – работа в цвете | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
Раздел 7. Портрет- жанр изобразительного искусства | |||||
7.1 | Портрет - жанр живописи. Русские художники-портретисты | 1 | 1 | 0 | Презентация, видеоролики |
7.2 | Учимся рисовать голову человека в графике. Набросок | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
7.3 | Учимся рисовать голову человека в графике, завершение работы - тени и свет | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
7.4 | Портрет в живописи. Делаем эскиз и лессировку. | 1 | 1 | 0 | Просмотр работ |
7.5 | Портрет в живописи - завершение работы, прорисовка деталей | 1 | 0 | 1 | Выставка в группах |
7.6 | Поздравительная открытка ко дню защиты Отечества. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
7.7 | Иллюстрируем знакомые сказки (работа в смешанных техниках) составление эскиза | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
7.8 | Иллюстрируем знакомые сказки (работа в смешанных техниках) работа в цвете | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
Пейзаж – вид изобразительного искусства. Вид пейзажа – городской, морской, природа. Классический пейзаж, скетч, пейзаж в открытке | |||||
8.1 | Море и морины. Знакомство с творчеством великого морениста Айвазовского. | 1 | 1 | 0 | Презентация, видеоролики |
8.2 | Рисуем морской пейзаж. Набросок карандашом, прокладываем основные тона | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
8.3 | Рисуем морской пейзаж. Завершение работы | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
8.4 | Море и морские жители | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
8.5 | Весна и весенние мотивы - рисуем первые весенние цветы | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
8.6 | Плакат и открытка к празднику весны - гуашь + акварель | 2 | 0 | 2 | Подготовка к конкурсу |
8.7 | Рисуем солнечную Италию - акварельный скетч набросок | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
8.8 | Рисуем солнечную Италию - акварельный скетч, завершение работы в цвете | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
8.9 | Удивительная архитектура Санкт-Петербурга - акварельный скетч | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
8.10 | Удивительная архитектура Санкт-Петербурга - акварельный скетч – завершение работы линером и набрызгом | 1 | 0 | 1 | Выставка в группах |
Знакомство с различными видами русской декоративной росписи –Хохлома, Городец, Санкт-Петербургская роспись, Матрешка | |||||
9.1 | Знакомство с видами русской декоративной росписи. Тайны и загадки русских игрушек - история Матрешки | 1 | 1 | 0 | Презентация, видеоролики |
9.2 | Создаем эскиз для росписи Матрешки | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
9.3 | Роспись деревянной заготовки | 1 | 0 | 1 | Выставка в группах |
9.4 | Золотая Хохлома - цветы и ягоды | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
9.5 | Золотая Хохлома - верховая роспись - травы | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
9.6 | Золотая Хохлома - фоновая роспись, эскиз в круге | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
9.7 | Городецкая роспись - история возникновения | 1 | 1 | 0 | Презентация |
9.8 | Городецкие розаны и купавки, птица Пава | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
9.9 | Композиция Городецкий конек в графике! | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
9.10 | Композиция Городецкий конек в цвете! | 1 | 0 | 1 | Выставка в группах |
9.11 | Санкт-Петербургская роспись - черное, белое, золотое | 1 | 1 | 0 | Презентация |
9.12 | Санкт-Петербургская роспись - бутоны, травинки, усики | 1 | 0 | 1 | Обсуждение эскиза |
9.13 | Санкт-Петербургская роспись - лилии, композиция в овале | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
9.14 | Санкт-Петербургская роспись - пионы и розаны, композиция от углов | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
9.15 | Подготовка композиции для росписи доски | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
9.16 | Подготовка к работе в цвете, работа белым и золотом | 1 | 0 | 1 | Просмотр работ |
9.17 | Завершение работы над композицией, нанесение оживок | 1 | 0 | 1 | Выставка в группах |
Подведение итогов года. Конкурс лучших работ. | |||||
10.1 | Конкурс лучших работ. Игра по станциям. Поздравление победителей и самых активных участников студии | 1 | 0 | 1 | |
Всего часов | 72 | 15 | 57 |
- Содержание программы
- Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Особенности работы в различных изобразительных техниках
Теория - Знакомство детей, с правилами поведения в изостудии, с программой на ближайшее время. Знакомство с техниками, которые использует художник и их основными отличиями.
Практика - Изучаем различия между работой гуашью и акварелью. Мазок у гуаши – плотный, маслянистый. У акварели мазок прозрачный и легкий. Делаем небольшие зарисовки на свободную тему. Возможности линера, пастели и карандаша. Знакомимся с видами линий и пятен которые можно создать этими инструментами.
- Знакомство с графическими техниками в карандаше и акварели - «Черно-белая магия»
Теория - Знакомство с творчеством русских и европейских художников – графиков. Презентация и видеоролики о художниках-графиках. Тестовая работа.
Практика - Работа простым карандашом – натюрморт из геометрических фигур. Разработка композиции и детальная прорисовка со светом и тенью. Черно-белая магия – работы на черном фоне белыми и серыми линиями и пятнами. Обобщение и детализация элементов.
- Осенний пейзаж в различных техниках
Теория - Обсуждение работы, которая выполняется с учётом ранее сделанных наблюдений, опорой на работы известных художников.
Практика - Учащимися разрабатывается композиция. После определения наиболее интересной композиции ребята рисуют её в технике гуашь и акварель. Композиции используют отражение в воде, изображение опавших листьев. Роща у пруда или лесной ручеек.
- Знакомство с техниками «Живое пятно» и Монотипия
Теория – Изучаем изобразительные возможности техники – Монотипия – абстрактные и реалистичные работы известных художников.
Практика – Создаем быстрые работы с использованием цветных пятен и брызг или комбинированные работы – пятно и линия, брызги и линия.
- Поговорим о натюрморте – Натюрморт в разных техниках, история натюрморта
Теория - Знакомство с историей возникновения жанра – натюрморт, с русскими и европейскими художниками, работавшими в этом жанре. Практика - Зарисовки фруктов, овощей и ягод. Знакомство с техникой быстрых иллюстративных зарисовок - Скетч. Постановка из нескольких фруктов и овощей.
- Основы Цветоведения с применением доп.эффектов. Птицы и зимние пейзажные зарисовки
Теория - Теплые и холодные цвета, контрасты. Зимние пейзажи в виде картин, открыток и плакатов- презентация.
Практика - Зарисовки животных, птиц, насекомых в карандаше, обобщённо, с целью понимания их характерных особенностей, а затем переходят к более детальной проработке и изображению в выбранной теплой или холодной цветовой гамме. Применение техники влажной бумаги с соляными эффектами. Зимний минимализм и дополнительный яркий акцент.
- Портрет- жанр изобразительного искусства
Теория - Художники портретисты и их модели. Знакомство с особенностями построения портрета.
Практика - Поиск главных пропорций и лепка объема головы светом и тенью. Прорисовка деталей. Основные составляющие портрета – глаза, нос, губы, уши…. Работа над карандашом в разных техниках – графика – карандаш, маркер, линер, уголь. Живопись – акварель, гуашь с применением цвета или в монохроме.
- Пейзаж – вид изобразительного искусства. Вид пейзажа – городской, морской, природа. Классический пейзаж, скетч, пейзаж в открытке
Теория - Знакомство с различными видами пейзажа – морины, городской пейзаж, сельский пейзаж и т.д. Знакомство с творчеством великого морениста Айвазовского.
Практика - Составление композиций и работа в технике акварель или гуашь. Использование акварели и линера в скетчах, открытка с изображением пейзажа. Разбираем отличие открытки и классической работы.
- Знакомство с различными видами русской декоративной росписи – Гжель, Хохлома, Городец, Санкт-Петербургская роспись, Матрешка
Теория - Знакомство с богатством вид русской декоративной росписи – история, цветовые особенности, композиция. Знакомство с понятием – Канон. Изучение основных элементов и особенностей их изображения.
Практика - Композиция на бумаге, прорисовка деталей в цвете. Подготовка деревянных заготовок, грунтовка, роспись.
- Итоговое занятие
Конкурс лучших работ. Игра по станциям. Подведение итогов выставки творческих работ. Награждение самых активных ребят. Перспектива на будущее.
6. Список литературы
Список литературы, рекомендуемый педагогам:
- Неменский Б.М. «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: - М.: «Просвещение», 2011;
- Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.
- Робертсон Б., Основы живописи. Интенсивный курс рисования. Предметы, пер. с английского. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
- Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006
- Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990
- Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.; Питер, 2006
- Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
- Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004
- Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008
- Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004
- Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.; 2001
Приложение 1
Календарный учебный график
к дополнительной общеразвивающей программе
«Рисование»
на 2021 - 2022 учебный год
Этапы образовательного процесса | Режим работы |
Начало учебного года | 01 сентября 2021 г. |
Учебный год | 36 недель |
Учебная неделя | 7 дней |
Окончание учебного года | 25 мая 2022 г. |
Сменность занятий | первая и вторая смена |
Начало занятий | не ранее 8.30 |
Окончание занятий | не позднее 20.00 |
Продолжительность занятий | 40 минут (по расписанию, согласованному с зам. директора по УВР и утвержденному директором) |
Длительность перемен | не менее 10 минут между каждым занятием |
Периодичность занятий | в соответствии с учебным планом |
Праздничные дни | 04.11.21; 01-10.01.22; 23.02.22; 08.03.22; 01-03.05.22; 08-10.05.22; |
Каникулы | зимние каникулы 31.01.2021 - 10.01.2022 (11 дней) |
Промежуточная аттестация | декабрь 2021 г. |
Итоговая аттестация | май 2022 г. |
Прием учащихся | При наличии свободных мест в течение учебного года, согласно локальному акту «Положение о порядке приема, перевода и отчисления учащихся» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка изобразительного искусства "Акварелька" в начальной школе.
Примерное планирование кружка ИЗО в начальной школе....
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА»
Программа рассчитана на детей 4-9 класса)Срок реализации программы – 3 года.Программа занятий студии изобразительного искусства «Синяя птица» ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Программа кружка изобразительного искусства
Программа кружка изобразительного искусства. Программа рассчитана на 2 года, 1 час в неделю. Возраст учащихся 5 - 6 класс....
Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Цветик-семицветик"
Освоение материала, в основном, будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искуства будет осуществляться в живописи, графике, декоративно...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа кружка изобразительного творчества "Радуга"
Рабочая программа...